Памятники древнерусские: Памятники древнерусской письменности из Вщижа.

Содержание

Памятники древнерусской литературы Древнерусская литература Разное :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Разное / Древнерусская литература / Памятники древнерусской литературы

    В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

    Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей.

Для обучения грамоте в городах организовывались школы. Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

    Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале — пергаменте, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи. Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

    Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения. Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях — «Физиолог». Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства.

Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

    К этому же периоду времени относятся такие вьдающиеся памятники церковной литературы, как «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова «потаенный». Самым популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам».

    В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, «Житие Алексея, человека Божия».

    Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них «Слово» («Моление») Даниила Заточника.

    В XI веке появились и первые сочинения исторического (документального) характера.

К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод — «Повесть временных лет». Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

    В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

    Выдающийся памятник древнерусской литературы, — «Поучение» Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

    И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве». В основе произведения — предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись «Слова» сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.


29172 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Разное / Древнерусская литература / Памятники древнерусской литературы


В Самарской областной научной библиотеке покажут уникальные памятники древнерусской литературы

5 марта 2020 г. в 15:00 в Самарской областной универсальной научной библиотеке (проспект Ленина, 14а) состоится открытие комплексной выставки «Протопоп Аввакум в культурной памяти русского народа».

Экспозиция посвящена 400-летию со дня рождения религиозного деятеля и русского писателя XVII в. Аввакума Петрова. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — уникальный памятник русской литературы XVII века, главное отличие которого от других произведений того времени — живой язык и нарочитая простота. Это первая в истории русской литературы автобиография-исповедь, в которой рассказ о злоключениях собственной жизни сочетается с сатирическим обличением правящих верхов, а также с публицистической проповедью. О творчестве Аввакума высоко отзывались Лев Толстой и Фёдор Достоевский, Иван Тургенев и Иван Гончаров, Николай  Лесков, Иван Бунин и другие классики.

В экспозиции будут представлены редкие издания из фондов СОУНБ: «Протопоп Аввакум. Его жизнь и деятельность. Биографический очерк» Венедикта Мякотина (1906 г.), третий том «Летописи русской литературы и древности» (пять томов; 1859—1863 гг.), куда вошла «Автобиография протопопа Аввакума», а также прекрасно изданный современный двухтомник «Житие протопопа Аввакума», в который вошло факсимильное воспроизведение автографа по рукописи Пустозерского сборника И. Н. Заволоко.

Образ протопопа Аввакума запечатлён в иконографии и живописи, литературе и поэзии, в искусстве кино и театра. Частью выставки станут икона протопопа Аввакума, декоративное панно с его изображением, открытки, выпущенные к юбилейной дате. Эти экспонаты предоставила Старообрядческая община г. Самары Древлеправославной Поморской Церкви. Председатель Старообрядческой общины Павел Владимирович Половинкин выступит и на открытии выставки.

Рядом с экспонатами, знакомящими читателей с Аввакумом Петровым, будет представлена выставка одной книги: «Василий Великий. Книга о постничестве». Автор текста — святитель, архиепископ, церковный писатель и богослов Василий Великий, известный также как Василий Кесарийский. Сочинение представляет собой свод правил монашеской жизни, представленный в форме вопросов и ответов.

Увидеть редкие древнерусские книги можно будет с 5 по 31 марта 2020 г. на первом этаже СОУНБ в Музейно-выставочном центре книжной культуры.

Коллекции Русского музея — Русский музей

Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве, принадлежит одно из главных мест. Собрание насчитывает более 5 тысяч икон XII — начала ХХ вв. Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий — с IX по XVII вв.

Возникновение собрания относится ко времени открытия Русского музея — к 1898 г. Первые иконы и другие древности поступили из Академии Художеств в Петербурге, в которой с середины XIX в. существовал Музей христианских древностей. В их числе были иконы из коллекций известных собирателей М.П. Погодина и П.Ф. Коробанова, обширное собрание икон, крестов и складней, конфискованных из старообрядческих моленных. Уникальные памятники скульптуры XVI в. были обнаружены и вывезены из Новгородского Софийского собора; коллекция русских и греческих памятников собрана на Святой горе Афон П.И. Севастьяновым. Впоследствии большую роль в судьбе коллекции Русского музея сыграло приобретение в 1913 г. огромного собрания знаменитого историка и коллекционера академика Н.П. Лихачева, насчитывавшего около 1500 икон. В 1912 и 1914 гг. музей обогатился древними памятниками из двух крупнейших монастырей — Иосифо-Волоколамского и Покровского Суздальского, из ризницы которого были привезены 46 икон, представлявших собой келейные образы монахинь, принадлежавших к известным и знатным родам.

Количество и высокий художественный уровень памятников древнерусского искусства, собранных в Русском музее, позволили создать своеобразный музей в музее — «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II», которое было торжественно открыто в 1914 г. Присвоение Древлехранилищу имени Николая II не было просто выражением уважения к императору.

Император принимал непосредственное участие в создании Древлехранилища, жертвуя большие средства на приобретение произведений. Древлехранилище стало крупнейшим в России государственным собранием древнерусского искусства.

После революции, подорвавшей основы духовной культуры страны, музеи оказались едва ли не единственным надежным хранилищем памятников церковного искусства. Благодаря усилиям музейных сотрудников в фондах Русского музея были собраны произведения из многих разрушенных или закрытых церквей и монастырей — Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского, Соловецкого и других. В 1920-1930-е гг. были переданы предметы из древлехранилища Александро-Невской лавры, тихвинских монастырей, Троицкого собора Пскова, из музеев Духовной академии и Археологического института в Петрограде.

После Великой Отечественной войны собрание продолжало интенсивно пополняться, главным образом, за счет экспедиций по сбору памятников древнерусского искусства. Такие экспедиции музей организовывал ежегодно, а иногда по несколько раз в год. Расцвет экспедиционной деятельности пришелся на 60-е годы. В это время в музей были привезены сотни икон XIV–XIX столетий. Сегодня благодаря усилиям нескольких поколений музейных сотрудников сложилась коллекция, представляющая большую историко-культурную ценность.

Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси, таких как Новгород, Москва, Псков, Ярославль, Вологда, Тверь, а также произведения провинциальных мастеров. Самая древняя икона коллекции — прославленный «Ангел Златые власы», созданная на рубеже XII — XIII вв. К шедеврам коллекции относятся также иконы из иконостаса Успенского собора города Владимира, связанные с именем крупнейшего иконописца конца XIV- первой четверти XV в. Андрея Рублева, группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, над которыми в 1502 г. работал замечательный мастер Дионисий с учениками. Большой интерес представляют работы мастеров строгановской школы, крупнейшего иконописца Оружейной палаты XVII в. Симона Ушакова и др. Благодаря многочисленности и разнообразию памятников собрание позволяет с большой полнотой представить пути развития русской иконописи почти за семь веков ее истории.

Древнейшую часть коллекций прикладного искусства составляют произведения домонгольского искусства, отражающие художественные традиции древнего Киева. Это предметы личного христианского благочестия и украшения, исполненные из благородных и простых металлов: литые амулеты-змеевики, бронзовые кресты-энколпионы и тельники, миниатюрные каменные иконки, драгоценные детали женского головного убора и княжеских регалий. Жемчужиной собрания является так называемый «Киевский клад» 1887 г., найденный на территории Михаило-Златоверхого монастыря.

В коллекции музея широко представлено прикладное искусство и деревянная скульптура Новгорода и Пскова XIII — XVII вв. Это расписанные резные изображения Николая Чудотворца и Георгия Победоносца, новгородских архиепископов и подвижников. Богатый материал дают произведения меднолитой пластики, иконки и образки, исполненные в технике резьбы по камню. Особенно значимы памятники второй половины XIII — XIV вв., которые крайне редки для этого времени. О расцвете новгородской культуры в XIV-XVI вв., а также иных центров можно судить по превосходным памятникам древнерусского шитья. Это подвесные пелены к чтимым иконам, покровы на раки с мощами, покровцы и воздухи, необходимые в литургическом обиходе, целые шитые иконостасы и отдельные шитые иконы, священнические облачения: фелони, епитрахили, поручи, украшенные орнаментальным и лицевым шитьем. Во вкладных надписях часто встречаются имена вкладчиков, названия церквей и монастырей, в которые вещи были вложены.

Наибольшее число памятников собрания представлено произведениями прикладного искусства Москвы XIV-XVII вв. Прежде всего это изделия серебряного дела — многочисленные чарки, ковши, чаши, литургические сосуды и книги в окладах, пожертвованные великими князьями и царями в соборы Московского Кремля, в монастырские церковные ризницы.

Смотреть экспонаты коллекции Древнерусского искусства на портале «Виртуальный Русский музей»

Памятник в честь древнерусской письменности установят в Новгороде

https://ria.ru/20131114/976858961.html

Памятник в честь древнерусской письменности установят в Новгороде

Памятник в честь древнерусской письменности установят в Новгороде — РИА Новости, 01.03.2020

Памятник в честь древнерусской письменности установят в Новгороде

Памятник, посвященный становлению письменности в Древней Руси, намерены установить в Великом Новгороде, известном в качестве родины древнерусских берестяных грамот.

2013-11-14T15:44

2013-11-14T15:44

2020-03-01T17:16

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/93974/61/939746176_0:141:2001:1266_1920x0_80_0_0_7b5db0449ec44f6919aaca5493ec98cf.jpg

новгородская область

великий новгород

весь мир

европа

северо-западный фо

россия

РИА Новости

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2013

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/93974/61/939746176_0:0:1947:1460_1920x0_80_0_0_10faf7172e559d4551f92c184490fdae.jpg

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

общество, новгородская область, великий новгород, россия

15:44 14.11.2013 (обновлено: 17:16 01.03.2020)

Памятник, посвященный становлению письменности в Древней Руси, намерены установить в Великом Новгороде, известном в качестве родины древнерусских берестяных грамот.

Памятники древнерусской литературы 📕 | Сочинения по русской литературе

В XI-XII веках произошел взлет культурного развития Киевской Руси. Культурными центрами были крупные города, многие из которых приобрели значение европейских центров: Новгород, Киев, Галич.

Проведенные археологами раскопки позволяют говорить о высокой культуре горожан, многие из которых были грамотными. Об этом свидетельствуют сохранившиеся долговые расписки, челобитные, распоряжения о хозяйственных делах, извещения о приезде, письма, которые писали на бересте, а также сохранившиеся в разных городах надписи на вещах, стенах церквей. Для

обучения грамоте в городах организовывались школы.

Первые школы для мальчиков появились еще в X веке, а в XI веке в Киеве была открыта школа для девочек.

Доподлинно известно, что еще до принятия христианства Древняя Русь знала письменность. Первые дошедшие до нас рукописные книги представляют собой настоящие произведения искусства. Книги написаны на очень дорогом материале – пергамене, который изготовляли из бараньей, телячьей или козлиной кожи.

Украшали их изумительными по красоте цветными миниатюрами.

Большинство дошедших до нас книг, относящихся к этому периоду времени, религиозного содержания. Так, из 130 сохранившихся книг 80 содержат основы христианского вероучения и морали. Однако в это время существовала и религиозная литература для чтения.

Хорошо сохранился сборник рассказов о реально существующих и легендарных животных, деревьях, камнях – “Физиолог”. Этот сборник состоит из нескольких рассказов, в конце каждого помещено небольшое толкование описанного в духе христианства. Так, например, природное свойство дятла долбить деревья соотносилось с дьяволом, который упорно ищет слабые места человека.

К этому же периоду времени относятся такие выдающиеся памятники церковной литературы, как “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона, проповеди Кирилла Туровского. Существовали также религиозные книги, которые нетрадиционно истолковывали известные библейские сюжеты. Такие книги назывались апокрифами. Название произошло от греческого слова “потаенный”.

Самым популярным был апокриф “Хождение Богородицы по мукам”.

В большом количестве создавались жития святых, которые подробно описывали жизнь, деятельность, подвиги людей, причисленных церковью к лику святых. Сюжет жития мог быть и захватывающим, как, например, “Житие Алексея, человека Божия”.

Известны также литературные памятники Владимиро-Суздальской земли. Среди них “Слово” Даниила Заточника.

В XI веке появились и первые сочинения исторического характера. К этому периоду времени относится древнейший, сохранившийся до наших дней, летописный свод – “Повесть временных лет”. Этот документ позволяет нам судить не только о политической ситуации того времени, но и о быте, нравах древних русичей.

В крупных городах велись подробные летописи, в которых фиксировались происходившие события. Летописи содержали копии подлинных документов из княжеского архива, подробные описания сражений, отчеты о дипломатических переговорах. Однако нельзя говорить об объективности этих летописных сводов, так как их составители были прежде всего детьми своего времени, которые пытались оправдать поступки своего князя и очернить его противников.

Выдающийся памятник древнерусской литературы, – “Поучение” Владимира Мономаха. Оно предназначалось детям князя и содержало наставления о том, как должны вести себя молодые князья, дети дружинников. Он предписывал и своим, и чужим не обижать жителей в селениях, всегда помогать просящему, кормить гостей, не проходить мимо человека без приветствия, заботиться о больных и немощных.

И наконец, самый значительный памятник древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. В основе произведения – предпринятый князем Игорем Святославичем поход против половцев. К сожалению, единственная сохранившаяся рукопись “Слова” сгорела во время пожара в Москве в 1812 году.

Памятники древнерусской литературы. Древнерусские нетленные памятники литературы или поучения наших славных предков

Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Например, создано много памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Чтобы увековечить память великого поэта, его благодарные почитатели воздвигали ему памятники. Особенно дороги нам памятники в тех местах, где поэт жил и писал свои произведения. Они хранят память о пребывании поэта в этих местах. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории. www.tracetransport.ru

Для того, чтобы какое-то сочинение было признано литературным памятником, должно пройти время. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но спустя какое-то время потомки оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда он был создан.

В чем же ценность памятников литературы, архитектуры и вообще памятников культуры? Памятник — это свидетель своего времени.

К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы — это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.

Литература – часть действительности, он занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. В период IX-начала XIII вв. служит цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она – хранительница истории и преданий, а эти последние были своего рода средствам освоения пространства, отмечали святость или значимость того или иного места: урочища, кургана, селения и пр. Исторически предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась обозримой вся обширная русская земля. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей. Вся русская литература отличалась глубоким историзмом. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.

Чему же учила древняя русская литература? Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В сущности, все памятники древней русской литературы благодаря своим историческим темам гораздо теснее связаны между собой, чем в настоящее время. Их можно расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагают одну историю: русскую и мировую. Древняя литература по характеру своего бытования и создания стоит к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем в многочисленных переписываниях изменялось писцами, переделывалось, в различной среде приобретало различные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами, и т.д.: поэтому почти каждое произведение, дошедшее до нас в нескольких списках, известно нам в различных редакциях, видах и изводах.

Первые русские произведения полны восхищения перед мудростью вселенной, но мудростью не замкнутой в себе, а служащей человеку. На пути такого антропоцентрического восприятия мироздания менялись и отношения между художником и объектом искусства. И это новое отношение уводило человека от канонически признанного церковью.

Обращенность искусства к его создателям и ко всем людям стало стилеформирующей доминантой всего монументального искусства и всей литературы домонгольского периода. Именно отсюда идет импозантность, торжественность, церемониальность всех форм искусства и литературы этого времени.

«Повесть о Савве Грудцыне». Проблема воспитания молодого поколения. Тема двойничества
«Повесть о Савве Грудцыне» — произведение, созданное неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени. Сочетание в «Повести» романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду иссле…

Нет будущего без прошлого. Сравнение «Жизни Арсеньева» и «Окаянных дней»
«Жизнь Арсеньева», так же, как и «Окаянные дни», – это размышление о России, ее особой исторической судьбе. «Окаянные дни» – это дневник, в котором отражена действительность, окружавшая писателя в его последние годы жизни на родине. Повествование в дневнике ведется, естественно, от первого лица. Записи датированы, у Бунина они идут в п…

Введение.
Писатель Чингиз Айтматов заметил, что Чехов – это своеобразный «код общения»: «Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга» Произведения Чехова живут в нашем сознании, и уже одно это свидетельствует об их непреходящей ценности. Писатель помогает найти ответы на вопросы, которые не перестают волновать на…

5. Памятники древнерусской литературы Памятники древнерусской литературы 6. Живые свидетельства о прошлом Живые свидетельства о прошлом 1. Древнерусская летописная книга Древнерусская летописная книга 2. Первые русские библиотеки Первые русские библиотеки 3. Книга – свидетель истории Книга – свидетель истории 4. Как сохранилась «Повесть временных лет»?Как сохранилась «Повесть временных лет»? План Тесты

Древнерусская рукописная книга Рукописные книги появились в нашем Отечестве в связи с распространением христианства, то есть более десяти столетий назад гг. Остромирово Евангелие


Затем книги стали писать и на Руси. В «Повести временных лет» говорится, что великий князь Ярослав Мудрый собрал книгописцев многих, которые переводили с греческого на славянский язык, и написали они множество книг. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи

Печатать книги на Руси начали немногим более четырех веков назад г. Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца


Многие древние рукописные книги погибли во время монголо-татарского нашествия на Русь и по разным причинам в последующие столетия. Очень много старинных книг утрачено уже в нынешнем столетии. Оборона Рязани от монголо-татарских полчищ хана Батыя в декабре 1237 г.


От XI века, когда жили великие князья Владимир Красное Солнышко и Ярослав Мудрый, сохранилось чуть более двух десятков книг. Среди дошедших до нас книг Евангелия, несколько богослужебных книг, жизнеописания святых и сочинения церковных писателей. Книга свидетель истории гг. Остромирово Евангелие

Всего от XI–XIII веков до нашего времени осталось около пятисот рукописей. Большинство из них книги для совершения церковных служб. Почти все они написаны не на бумаге, а на пергаменте. Миниатюра из Мирославова Евангелия гг. Изборник Святослава

Остромилово Евангелие, запись диакона Григория в конце книги На книгах часто делались записи и пометки, по которым можно определить автора сочинения или переписчика, или владельца книги, время написания и даже узнать о событиях, не относящихся к содержанию книги.

Книга, дошедшая до нас из глубокой древности, сама является свидетелем той эпохи, когда она была создана. Поэтому рукописные книги Древней Руси всегда будут неисчерпаемым источником для изучения истории русского народа, его языка, литературы и искусства.

Нестор не был первым по времени летописцем Древней Руси. Но он был первым, кто составил столь подробное и стройное повествование о древнейшей русской истории. Расселение восточных славян во второй половине 9 века Как сохранилась «Повесть временных лет»?

Первым летописью Древней Руси был Киевский летописный свод годов. Позднее, в годах, он перерабатывался и вошел в состав древнейшего Киевского свода, который велся при храме Святой Софии по повелению князя Ярослава Мудрого. Первоначальный вид Софийского собора в Киеве 1034 г. (реконструкция) Ярослав Мудрый

Этот свод впоследствии также многократно перерабатывался и переписывался иноками Киево- Печерского монастыря, пока не принял окончательный вид и стал называться «Повестью временных лет». Киево-Печерская обитель в XII—XIII веках. Графическая карта-реконструкция

Эта дошедшая до нас летопись излагает события русской истории до 10-х годов XII века. Ее первая редакция была составлена около 1113 года Нестором, монахом Киево-Печерского монастыря, по заказу князя Святополка II Изяславича. Великий князь Святополк II Изяславович Преподобный Нестор Летописец

Рукопись «Повести временных лет», начертанная рукой самого Нестора-летописца, к сожалению, не сохранилась, как и почти все списки рукописных летописей XI–XIII веков. «Асколд же и Дир ростеста в граде сем… и начаста княжити…». Миниатюра Радзивилловской летописи

Но из Киева летопись Нестора через переписывание стала распространяться по другим городам Руси, где по желанию князей или по благословению епископов русское летописание продолжалось. Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра Радзивилловской летописи



В 1118 году в Переяславле безымянным летописцем была создана третья редакция «Повести временных лет» для князя Мстислава Владимировича. Великий князь Мстислав I Церковь Спаса Преображения в Переславле-Залесском

Только Новгородская летопись сохранила до наших дней более или менее цельный текст первой редакции «Повести» в составе свода 1118 года, с поправками Добрыни Ядрейковича годов. Древний план Новгородского кремля

В 1119 году пресвитер Василий, близкий к Владимиру Мономаху, в четвертый раз отредактировал текст «Повести временных лет» и его сохранил нам Ипатьевский летописный свод. Приход Владимира Мономаха на княжение

Солнечное затмение 1236 г. В процессе многократных переписок текст Васильевой редакции «Повести временных лет» вошел в состав Тверского свода 1305 года, который дошел до нас в Лаврентьевской летописи 1377 г.


В те далекие времена летопись, переписанная монахом Лаврентием, наверное, не была явлением исключительным. Подобные летописи велись и в других больших древнерусских городах. Но у рукописи монаха Лаврентия оказалось особое предназначение. Именно она сохранилась до наших дней, тогда как другие летописные своды того времени не сохранились. Страница из Лаврентьевской летописи






Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но потомки спустя какое-то время оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда был создан этот памятник. Сказание «О письменах» черноризца Храбра, список 1348 г.


К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. «Сказание о Мамаевом побоище». Список XVII века



Вопрос: C каким событием связано появление рукописных книг на Руси? 4. Со строительством собора Святой Софии в Киеве. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. С крещением Руси святым князем Владимиром. 3. С созданием азбуки святыми братьями Кириллом и Мефодием. 1. С началом работы первой государственной типографии по напечатанию книг.

Вопрос: В каком году святыми Кириллом и Мефодием была создана азбука? г. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ г г г.


Вопрос: Ученые достоверно установили, что в княжеских и церковных библиотеках находились сотни и тысячи рукописных книг. Сколько рукописей и их фрагментов сохранилось до нашего времени от XI-XIII веков? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. около 100 рукописей 2. около 500 рукописей и фрагментов рукописей

Вопрос: В виде чего дошла до нас «Повесть временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В виде списка во Владимирском летописном своде 1305 года. 4. В виде списка в составе летописного свода 1377 года, который переписал монах Лаврентий. 1. В виде рукописи, написанной преподобным Нестором-летописцем в 1113 году. 2. В виде списка, который переписал монах Сильвестр в 1116 году.

Вопрос: Где находится сохранившийся список «Повести временных лет»? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 3. В Новосибирске, в Государственной публичной научно-технической библиотеке. 1. В С.-Петербурге, в Государственной Национальной Библиотеке. 2. В Москве, в Государственной Российской Библиотеке.


Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются письменными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 3. страница из «Сказания о Мамаевом побоище» 2. шапка Мономаха 1. страница из «Радзивиловской летописи» 4. деревянная посуда 5. оружие воина-золотоордынца

Вопрос: Какие из приведенных ниже объектов являются вещественными историческими источниками? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 5. шапка Мономаха 3. оружие воина-золотоордынца 4. страница из «Радзивиловской летописи» 2. деревянная посуда 1. страница из «Сказания о Мамаевом побоище»

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России

С появлением письменности, распространением грамотности получила развитие древнерусская литература.

Летописи – памятники исторической письменности и литературы Древней Руси. Повествование в них велось по годам: летописцы последовательно фиксировали события, произошедшие в конкретный год. Появление первых исторических сочинений относится ко времени Ярослава Мудрого. Летописи создавались в Киеве и Новгороде, на их основе монах Нестор в XI веке составил дошедший до нас летописный свод «Повесть временных лет» (Начальная летопись), которая содержит изложение древнейшей истории славян, а также истории Руси до 1100 года.

Библиотека НИРО предлагает вам ознакомиться с книгой «Древнерусские летописи», в которой вы найдете текст Начальной летописи, а также Киевской и Галицко-волынской.

«Повесть временных лет» вошла в состав Лаврентьевской летописи, которая получила свое название по имени монаха Лаврентия, переписавшего ее в 1377 году. Летопись вместе с «Повестью временных лет» содержит описание событий, которые произошли в южно-русских княжествах, а затем – во Владимиро-Суздальской Руси. Полный текст «Повести» по Лаврентьевскому списку вы найдете в книге

Благодаря Лаврентию мы имеем не только самый древний список «Повести временных лет», но и единственный текст «Поучения Владимира Мономаха детям». «Поучение детям» Владимира Всеволодовича Мономаха обращено не только к детям – наследникам государственной власти, но и ко всем, кто его прочтет. С текстом «Поучения» и его переводом вы сможете познакомиться, перейдя по ссылке.

«Слово о полку Игореве» — литературный памятник XII века, в основе которого лежит историческое событие – неудачный поход Новгород-Северного князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году.

Разворот издания

«Слово о полку Игореве»

Единственный список «Слова» дошел до нас в составе сборника, который хранился в библиотеке Спасо-Ярославского монастыря. Имя автора и точная дата написания «Слова» неизвестна. Большинство исследователей считают, что оно было создано в конце XII века.

«Домострой» — один из известнейших древнерусских памятников литературы. В нем отражены идеалы духовной, социальной и семейной жизни, ярко показаны картины средневекового быта, описаны обряды, связанные с многовековыми русскими традициями.

4. Памятники древнерусской литературы

Слово «Памятник» происходит от слова «память». Чаще всего памятниками называют сооружения или бюсты, устроенные в честь и славу какого-либо человека. Например, создано много памятников Александру Сергеевичу Пушкину. Чтобы увековечить память великого поэта, его благодарные почитатели воздвигали ему памятники. Особенно дороги нам памятники в тех местах, где поэт жил и писал свои произведения. Они хранят память о пребывании поэта в этих местах. Памятниками архитектуры называют древние храмы и вообще старинные строения, потому что они также хранят память о прошедших веках родной истории.

Для того, чтобы какое-то сочинение было признано литературным памятником, должно пройти время. Древнерусский писатель, составлявший летопись, повесть или жизнеописания святых, наверное, не думал, что он создает памятники. Но спустя какое-то время потомки оценивают сочинение как памятник, если видят в нем что-то выдающееся или характерное для той эпохи, когда он был создан.

В чем же ценность памятников литературы, архитектуры и вообще памятников культуры? Памятник — это свидетель своего времени.

К числу выдающихся памятников древнерусской литературы относятся «Повесть временных лет» Нестора-летописца, «Сказание о Борисе и Глебе», «Слово о полку Игореве», «Житие Сергия Радонежского», «Летописная повесть о Куликовской битве» и другие героические произведения Древней Руси. Один из самых замечательных памятников древнерусской литературы — это «Поучение своим детям Владимира Мономаха», извлеченное из Лаврентьевской летописи. Ко всем этим памятникам древнерусской литературы не могут не обращаться те, кто изучает родную историю и русскую литературу. Будем к ним обращаться и мы, потому что все они несут нам живое свидетельство о прошлом нашего Отечества.

Литература – часть действительности, он занимает в истории народа определенное место и выполняет огромные общественные обязанности. В период IX-начала XIII вв. служит цели объединения, выражает народное самосознание единства. Она – хранительница истории и преданий, а эти последние были своего рода средствам освоения пространства, отмечали святость или значимость того или иного места: урочища, кургана, селения и пр. Исторически предания сообщали и стране историческую глубину, были тем «четвертым измерением», в рамках которого воспринималась и становилась обозримой вся обширная русская земля. Ту же роль играли летописи и жития святых, исторические повести и рассказы об основании монастырей. Вся русская литература отличалась глубоким историзмом. Литература была одним из способов освоения окружающего мира.

Чему же учила древняя русская литература? Светская стихия древней русской литературы была глубоко патриотичной. Она учила деятельной любви к родине, воспитывала гражданственность, стремилась к исправлению недостатков общества.

В сущности, все памятники древней русской литературы благодаря своим историческим темам гораздо теснее связаны между собой, чем в настоящее время. Их можно расположить в порядке хронологии, а все в целом они излагают одну историю: русскую и мировую. Древняя литература по характеру своего бытования и создания стоит к фольклору, чем к личностному творчеству нового времени. Произведение, раз созданное автором, затем в многочисленных переписываниях изменялось писцами, переделывалось, в различной среде приобретало различные идеологические окраски, дополнялось, обрастало новыми эпизодами, и т.д.: поэтому почти каждое произведение, дошедшее до нас в нескольких списках, известно нам в различных редакциях, видах и изводах.

Первые русские произведения полны восхищения перед мудростью вселенной, но мудростью не замкнутой в себе, а служащей человеку. На пути такого антропоцентрического восприятия мироздания менялись и отношения между художником и объектом искусства. И это новое отношение уводило человека от канонически признанного церковью.

Обращенность искусства к его создателям и ко всем людям стало стилеформирующей доминантой всего монументального искусства и всей литературы домонгольского периода. Именно отсюда идет импозантность, торжественность, церемониальность всех форм искусства и литературы этого времени.

Литературный стиль всего домонгольского периода может быть определен как стиль монументального историзма. Люди этого времени стремились увидеть во всем значительное по содержанию, мощное по своим формам. Стиль монументального историзма характеризуется стремлением рассматривать изображаемое как бы с больших расстояний – расстояний пространственных, временных (исторических), иерархических. Это стиль, в пределах которого все наиболее красивое представляется большим, монументальным, величественным. Развивается своеобразное «панорамное зрение». Летописец видит Русскую землю как бы с большой высоты. Он стремится к повествованию о всей Русской земле, сразу и легко переходит от события в одном княжестве к событию в другом – на противоположном конце Русской земли. Это происходит не только потому, что летописец соединял в своем повествовании источники различного географического происхождения, но и потому еще, что именно такой «широкий» рассказ отвечал эстетическим представлениям своего времени.

Стремление соединить в своем повествовании различные географические пункты характерно и для сочинений Владимира Мономаха – особенно для его биографии.

Характерно, что писатели IX – XIIIвв. воспринимают победу над врагом как обретение «пространства», а поражение – как потерю пространства, несчастье – как «тесноту», Жизненный путь, если он исполнен нужды и горя, — это прежде всего «тесный путь».

Древнерусский писатель как бы стремится отметить побольше различных мест совершившимися в них историческими событиями. Земля для него свята, она освящена этими историческими событиями. Он отмечает и то место на Волге, где конь Бориса запнулся в поле и сломал себе ногу, и Смядынь, где Глеба застала весть о смерти отца. и Вышгород, где были затем похоронены братья, и т.д. Автор как бы торопиться связать с памятью о Борисе и Глебе побольше различных мест, урочищ, рек и городов. Это особенно знаменательно в связи с тем обстоятельством, что культ Бориса и Глеба непосредственно служил идее единства Русской земли, прямо подчеркивал единство княжеского рода, необходимость братолюбия, сторого подчинения младших князей старшим.

Писатель заботится о том, чтобы все герои вели себя подобающим образом, чтобы ими были произнесены все необходимые слова. «Сказание о Борисе и Глебе» от начала и до конца обставлено речами действующих лиц, как бы церемониально комментирующих происходящее.

И еще одна черта эстетической формации – это его ансамблевый характер.

Средневековое искусство – системное искусство, системное и единое. Оно объединяет видимый мир и невидимый, сотворенное человеком со всем космосом. Произведения литературы этого периода – это не замкнутые в себе и не обособленные мирки. Каждое из них как бы тяготеет к соседним, уже существовавшим до него. Каждое новое произведение есть прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету. Каждое новое произведение есть, прежде всего дополнение к уже имеющимся, но дополнение не по форме, а по теме, по сюжету.

5. «Слово о Законе и Благодати»

«Слово о Законе и Благодати» первого киевского метрополита из русских Иллариона, поставленного по воле киевского князя Ярослава Мудрого, посвящено сложнейшей историософской проблеме. Оно говорит о месте Руси во всемирной истории, об исторической роли русского народа.

Оно полно гордости успехами христианской культуры на Руси, и как удивительно, что при всем этом оно лишено национальной ограниченности. Илларион не ставит русский народ выше других народов, но говорит о равноправности всех народов мира, приобщившихся к христианству.

Это совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмичность организации речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают «Слово» Иллариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства. И произведение это – не перепев византийских образцов, ибо это не просто богословская проповедь того типа, который был распространен в Византии, а богословско-политическое выступление, которых не знало Византийское ораторство, и при этом на национально-русскую тему.

6. «Повесть временных лет»

Совсем другого характера. Это произведение многих авторов-летописцев. Последний из них, Нестор, придал Начальной летописи художественную и идейную законченность и дал ей название.

В произведении этом выражено художественное единство, но единство особого, средневекового типа. Сейчас мы требуем от художественного произведения полного единообразия стиля, жесткого единства идей, полного отсутствия швов и различий в отдельных частях. Если различия есть, — они входят в некое объединяющее их строго единство. Художественное единство в Древней Руси понималось гораздо шире. Это могло быть единство ансамбля, создававшегося в течение ряда десятилетий и сохранявшего авторские особенности в каждом из своих разновременных слоев.

В рассказах о самых древних событиях русской истории летописец отражал свойственные дошедшим до него легендам простодушие. В рассказе о крещении Руси и о первых христианах-мучениках летописец применяет все церковную церемониальность изложения. С другой стороны, совершенно особый характер носит летописный рассказ об ослеплении князя Василька Теребовльского. Здесь летописцу нужно было поразить читателя ужасом совершенного преступления, и этот рассказ полон своеобразного средневекового натурализма, в котором идеально описываются все ужасные события.

Историческое сознание, выраженное в «Повести временных лет», очень высокого уровня. Первые летописцы не просто описывали события, они были своеобразными исследователями, взвешивали различные версии одного и того же события. Восстанавливая ход русской истории, летописцы стремились связать эту историю Руси с историей мировой, понять ее как часть всемирной истории, выяснить происхождение славян и отдельных восточнославянских племен. С педагогической ясностью описывает летописец географическое расположение Руси, начиная свое описание с водораздела Волги, Днепра, Западной Двины, и, следую их течению, описывает – в какое море каждая из них впадает и в какие страны можно по каждому из морей.

7. «Поучения»

Сочинения киевского князя Владимира Мономаха включены в один из списков «Повести временных лет» под 1097 годом и известны названием «Поучения» Владимира Мономаха. На самом деле «поучением» можно назвать только первое из них; за этим первым следует автобиография Мономаха, где он рассказывает о своих походах и охотах; за автобиографией следует письмо Мономаха своему исконному врагу Олегу Святославовичу — родоначальнику князей Ольговичей. Все три произведения написаны в различной манере, соответственно тем различным жанрам, которые они представляют, но все три связаны одной политической идеей.

Владимир Мономах пропагандирует строгое соблюдение взаимных обязательств и взаимную уступчивость князей. Стремиться показать необходимость соблюдать принципы довольства наследственными уделами личным примером, но не боится говорить и о тех нарушениях этого принципа, которые допускал сам.

8. «Житие Феодосия Печерского»

«Житие Феодосия», хотя и являлось по существу первым русским житием, сообщило завершенность биографическому жанру. Рассказ о человеке ведется в этом произведении путем выделения только некоторых моментов его жизни: тех, в которых он достигает как бы наивысшего своего самопроявления.

Из «Жития» мы узнаем многое об окружающем его бытии и целиком погруженных в этот быт людях. Здесь и быт богатого провинциального дома в Васильве, — дома, руководство его властной материю. Кое-что мы можем узнать о положении слуг. Бегство Феодосия в Киев рисует нам торговый обоз с тяжело нагруженными товарами телегами. Но описание быта ведется очень сдержанно, — только в той мере, в какой это необходимо для сюжета, — сюжет же всегда над незначительностью и суетностью «мимотекущей» жизни. В обстановке временного усматривается вечное, в случайном – значительное. Благодаря этому быт оказывается обряжен в церемониальные формы высоких церковных добродетелей. Это как бы те ветхие и бедные реликвии, которые лежат в драгоценных сосудах и которым поклоняются пришедшие в монастырь странники.

Заключение

Начало древней русской литературы определило собой ее характер и на последующее время. Знаменательно, что влияние «Повести временных лет» оставалось действенным в течение полутысячелетия. В полном или сокращенном виде она переписывалась в начале большинства областных и великокняжеских летописей. Ей подражали последующие летописцы. Для политических прославлений образцовым в течение многих веков оставалось «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, для житийной литературы типа «мартий» — жития Бориса и Глеба, для житийных биографий – «Житие Феодосия Печерского», для церковных поучений – поучения того же Феодосия и т.п.

В дальнейшем русская литература обогащается новыми жанрами, усложняется по содержанию; ее общественные функции приобретают все более и более разветвленные формы и многообразное применение, литература становится все более публицистичной, но не утрачивает при этом своей монументальности и средневекового историзма.

Литература

1. Адрианова-Перетц В.П. Основные задачи изучения древнерусской литературы в исследованиях — С. 5-14

2. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор: (К постановке проблемы). — С. 5-16

3. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых, как исторический источник — М.: Высшая школа, 1879 – 254с.

4. Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – 229с.

5. Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.

Кусков В. Литература и культура Древней Руси: словарь-справочник. – М.: Высшая школа, 1994. – С. 129

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых, как исторический источник — М.: Высшая школа, 1879 – С. 14

Нравственный опыт в книжности Древней Руси // Мысль. Ежегодник петербургской ассоциации философов. – Вып. № 1, 2000.

Адрианова-Перетц В.П. Древне-русская литература и фольклор: (К постановке проблемы). — С. 5-16

Адрианова-Перетц В.П. Основные задачи изучения древне-русской литературы в исследованиях С. 5-14

Древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. 2. Человек в литературе древней Руси Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод…

К советскому дефициту, но и к древнерусской словесности. Но отличия древнерусской литературы от современных ей литератур латинского Запада или Византии вовсе не говорят о ее ущербности, “второсортности”. Просто древнерусская культура — во многом иная. Культуролог и семиотик Б.А. Успенский объяснил своеобразие древнерусской словесности так. Слово, согласно семиотике (науке о знаках) — это условный…

… «Слове о полку Игореве» «каждая эпоха находит …новое и свое» [Лихачев, 1994: 3] Заключение Проведенное исследование дало возможность выявить эстетико-функциональную природу древнерусской литературы, используя культурологические аспекты анализа художественного текста, постичь духовную атмосферу Древней Руси и авторской модели мира, обозначить и проанализировать методологические и методические…

Не может нам помочь: он сам называет свое произведение то «слово», то «песнь», то «повесть» («Почнемъ же, братие, повесть сию…»). Не имеет «Слово» аналогий среди других памятников древнерусской литературы. Следовательно, это либо произведение исключительное в своем жанровом своеобразии, либо — представитель особого жанра, памятники которого до нас не дошли, так как жанр этот, сочетающий черты…

Красноречие — 1) ораторский дар, талант, искусство слова, природная способность убедительно и красиво говорить и писать;

2) совокупность текстов, словесных произведений определенной сферы общения (поэтому существует красноречие политическое, судебное, торжественное, академическое, церковное, военное, дипломатическое, социально-бытовое).

Древнерусская литература прошла длительный период развития, который составляет 7 веков: с 9 по 15 века. Становление древнерусской литературы ученые связывают с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот год и является точкой отсчета при периодизации литературы. Достоверно известно, что письменность на Руси существовала и до принятия христианства. Но памятников дохристианской письменности обнаружено очень мало. По имеющимся памятникам нельзя сказать, что до принятия христианства на Руси существовала литература и книжность. Распространение христианской религии на Руси предполагало изучение святого писания и христианских обрядов. Чтобы проповедовать христианские каноны, необходимо было перевести религиозные книги с древнегреческого и латинского языков на язык, который понимали славяне. Таким языком стал старославянский язык. Ученые говорят об особом статусе старославянского языка. Старославянский язык — это литературный язык всех славян. На нем не говорили, а только писали и читали книги. Старославянский язык был создан христианскими проповедниками Кириллом и Мефодием на основе солунского диалекта древнеболгарского языка специально для того, чтобы сделать понятными славянам каноны христианской религии и проповедовать эти каноны на языке славян. Книги на старославянском языке переписывались на разных территориях, населенных славянами, где говорили по-разному: на различных диалектах. Постепенно особенности речи славян стали отражаться на письме. Так на основе старославянского языка возник церковнославянский язык, отражавший особенности речи восточных славян, а затем и древнерусского человека. На Русь прибывали христианские проповедники, которые создавали школы. В школах учили чтению, письму и канонам православного христианства. Со временем на Руси появился слой людей, которые умели читать и писать. Они переписывали святое писание, переводили его на старославянский язык. Со временем эти люди стали записывать исторические события, которые происходили на Руси, делать обобщения, использовать образы устного народного творчества, оценивать описываемые события и факты. Так постепенно складывалась оригинальная древнерусская литература. Древнерусская литература в корне отличалась от того, что мы привыкли понимать под литературой в настоящее время. Литература в Древней Руси теснейшим образом была связана с распространением христианской религии и служила орудием проповедования и закрепления христианства на Руси. Этим определялось особое отношение к книге, как к святому предмету, а к чтению, как к священному процессу приобщения к Божьему Слову.

Кинопоказ : NPR

Статуи, завернутые в защитные материалы, стоят в старом квартале Львова на западе Украины. Чиновники принимают меры предосторожности, чтобы защитить статуи от разрушения в результате нападений со стороны России. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Статуи, завернутые в защитные материалы, стоят в старом квартале Львова на западе Украины.Чиновники принимают меры предосторожности, чтобы защитить статуи от разрушения в результате нападений со стороны России.

Клэр Харбедж/NPR

Лилия Онищенко стоит на мощеной площади 16 века, борется с холодом, листает плохие новости в телефоне и проклинает президента России Владимира Путина.

Деревянная церковь XIX века, сплющенная на севере Украины. Расстрелян музей народного творчества. Библиотека с редкими книгами уничтожена.Онищенко приводит список украинских сайтов, пострадавших от российских атак. Вдобавок к человеческим потерям в ее стране, этот список очень злит Онищенко.

«Я посвятил свою жизнь охране этих памятников», — говорит Онищенко, глава отдела охраны памятников архитектуры во Львове, крупнейшем городе западной Украины.

Старый квартал Львова внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Часть его датируется 5 веком.Почти на каждой улице есть церковь и архитектура эпохи средневековья и эпохи Возрождения.

Строятся строительные леса, чтобы рабочие могли покрыть деревянный алтарь в многовековом Армянском соборе Львова. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Установлены строительные леса, чтобы рабочие могли покрыть деревянный алтарь в многовековом Армянском соборе Львова.

Клэр Харбедж/NPR

Онищенко рассказали NPR, что она делает, чтобы все это спасти.

Во дворе армянской церкви бригада Онищенко возводит строительные леса вокруг гигантского алтаря в стиле барокко.

«Иисус ушел на мгновение! Иисус ушел», — говорит Александр Ручко в редкий момент легкомыслия. Ручко работал экскурсоводом во Львове. Теперь он помогает разобрать и спрятать все артефакты, о которых раньше рассказывал туристам.

Статуи Иисуса Христа сняты с крестов по всему городу. Картины сняты со стен музея. Все они были спрятаны для сохранности в секретных местах под землей.

Виталий Кулик, ранее руководивший львовским туристическим офисом, работает по 12 часов в день, пытаясь защитить городские статуи. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Виталий Кулик, ранее руководивший львовским туристическим офисом, работает по 12 часов в день, пытаясь защитить городские статуи.

Клэр Харбедж/NPR

Виталий Кулик раньше руководил туристическим офисом Львова. Теперь это долгожданный центр для эвакуированных с войны. Кулик работал по 12 часов в день, ходил по улицам Львова и осматривал металлические статуи на городских площадях — Нептуна с трезубцем, украинского поэта Тараса Шевченко с поднятой рукой — пытаясь понять, что могут сделать с ними российские бомбы.

«Обычно бомбы делают высокую температуру, и от этого все вокруг горит», — поясняет Кулик.Он обеспокоен тем, что ценные львовские статуи могут расплавиться, если их обстреляют русские.

Итак, его команда отправилась в местный аналог Home Depot, купила огнеупорный материал и упаковала статуи прямо на пьедесталы.

Статуя обернута и защищена лесами в старом квартале Львова, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Райан Келлман/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Райан Келлман/NPR

Статуя завернута и защищена лесами в старом квартале Львова, который является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Райан Келлман/NPR

Тем временем во Львовском римско-католическом соборе кран поднимает рабочих к парящим витражам, чтобы покрыть их фанерой и алюминием.

Это районы, пережившие оккупацию нацистами и Советами. Линия фронта во Второй мировой войне перемещалась по Львову туда и обратно.

Кулик надеется, что в этой войне такого не будет.

«У нашей армии все хорошо, поэтому я думаю, что русские сюда не доберутся», — говорит он. «Но у меня есть украинская идиома: «Ожидай лучшего, но будь готов к худшему».

Кран поднимает рабочих, чтобы защитить витражи львовского римско-католического собора. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Кран поднимает рабочих, чтобы защитить витражи львовского римско-католического собора.

Клэр Харбедж/NPR

Статуя Иисуса Христа, позже завернутая в защитные материалы, стоит возле Армянского собора Львова, построенного в 1300-х годах. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Статуя Иисуса Христа, позднее обернутая в защитные материалы, стоит возле Армянского собора Львова, построенного в 1300-х годах.

Клэр Харбедж/NPR

Материалы, которыми будет обернут алтарь Армянского собора Львова. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Материалы, которыми будет обернут алтарь Армянского собора Львова.

Клэр Харбедж/NPR

Мужчины закрывают окна Армянского собора за пределами города защитной проволокой. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Мужчины закрывают окна Армянского собора снаружи города защитной проволокой.

Клэр Харбедж/NPR

Почти на каждой улице старого квартала Львова есть церковь, а большая часть архитектуры сохранилась со времен средневековья и эпохи Возрождения. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Почти на каждой улице старого квартала Львова есть церковь, и большая часть архитектуры сохранилась со времен средневековья и эпохи Возрождения.

Клэр Харбедж/NPR

Статуи завернуты в огнеупорный материал в надежде, что они смогут выдержать жар российских бомб. Клэр Харбедж/NPR скрыть заголовок

переключить заголовок Клэр Харбедж/NPR

Статуи завернуты в огнеупорный материал в надежде, что они смогут выдержать жар от российских бомб.

Клэр Харбедж/NPR

Путеводитель по памятникам истории и архитектуры и музеям изобразительного искусства (Путеводитель)

Название: Древние русские города: Путеводитель по памятникам истории и архитектуры и музеям изобразительного искусства (Путеводитель)

Имя автора: Миловский?, Александр Сергеевич

Номер ISBN: 5050000734

ISBN-13: 9785050000736

Место публикации: Радуга Издательство: 1986-01-01

Переплет: Твердый переплет

Состояние книги: ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ

Состояние кожуха: НЕТ

Тип: Твердый переплет

Категории: Путешествовать

Код продавца: 038060


Древние русские города: Путеводитель по памятникам истории и архитектуры и музеям изобразительного искусства (Путеводитель) Миловский?, Александр Сергеевич Миловский?, Александр Сергеевич: Новое (1986)

Стоковое изображение

Издательство «Радуга», 1986 г.

Новый Состояние: Новый Твердый переплет


Библиографические данные

Название: Древние русские города: Путеводитель по России…

Издательство: Издательство «Радуга»

Дата публикации: 1986

Переплет: Твердый переплет

Состояние книги: Новый

Об этом заголовке

Описание:

Книга Державиной М.

Примечания к языку&колон;

Текст: английский, русский (перевод)

«Об этом заголовке» может принадлежать другому изданию этого заглавия.

Описание магазина

Посетите витрину продавца

Условия продажи:

Мы гарантируем состояние каждой книги, как это описано на веб-сайтах Abebooks.Если вы недовольны своей покупкой (неправильная книга/не соответствует описанию/поврежден) или если заказ не прибыл, вы имеете право на возмещение в течение 30 дней с предполагаемой даты доставки. Если вы передумали в отношении заказанной книги, воспользуйтесь ссылкой Задать вопрос продавцу книг, чтобы связаться с нами, и мы ответим в течение 2 рабочих дней.


Условия доставки:

Заказы отправляются в течение 2 рабочих дней. Стоимость доставки указана из расчета на книги весом 2.2 фунта или 1 кг. Если ваш заказ книги тяжелый или негабаритный, мы можем связаться с вами, чтобы сообщить, что требуется дополнительная доставка.

Список книг этого продавца

Способы оплаты
принимаются продавцом

Эта 11-тысячелетняя статуя, найденная в Сибири, может раскрыть древние взгляды на табу и демонов | Наука

В 1894 году золотоискатели, раскапывая торфяное болото недалеко от российского города Екатеринбурга, обнаружили нечто странное: резного деревянного идола длиной 5 метров.Тщательно сглаженный в доску, кусок спереди и сзади был покрыт узнаваемыми человеческими лицами и руками, а также зигзагообразными линиями и другими загадочными деталями. У него также была узнаваемая человеческая голова с открытым ртом в форме буквы «о». Более века статуя экспонировалась как диковинка в екатеринбургском музее, возраст которой, как предполагалось, не превышал нескольких тысяч лет.

На этой неделе в журнале Antiquity была опубликована статья, в которой утверждается, что статуя была изготовлена ​​из цельного бревна лиственницы 11 600 лет назад, что делает ее одним из старейших образцов монументального искусства в мире.Авторы пишут, что по возрасту и внешнему виду, хотя и не по материалу, так называемый Шигирский идол напоминает каменные изваяния Гёбекли-Тепе в Турции, которые часто называют первыми монументальными ритуальными сооружениями. Оба памятника представляют собой скачок за пределы натуралистических образов ледникового периода.

Идол также показывает, что крупномасштабное сложное искусство возникло более чем в одном месте и что оно было делом рук охотников-собирателей, а не, как когда-то предполагалось, более поздних фермерских обществ. «Мы должны заключить, что у охотников-собирателей были сложные ритуалы и выражение идей.Ритуал начинается не с земледелия, а с охотников-собирателей», — говорит Томас Тербергер, археолог из Геттингенского университета в Германии и соавтор статьи.

Первое радиоуглеродное датирование идола в 1990-х , дал поразительно раннюю дату: 9800 лет. Но многие ученые отвергли результат как неправдоподобно старый. Они утверждали, что охотники-собиратели не могли создать такую ​​большую скульптуру и не имели сложного символического воображения, чтобы украсить ее. Новые образцы были взяты в 2014 году.На пресс-конференции 2015 года в Екатеринбурге члены команды объявили (до рецензирования результатов), что эти образцы выявили еще более ранние даты, отодвигая возраст скульптуры на 1500 лет назад, в то время, когда мир все еще находился в переходном состоянии. последний ледниковый период.

Новые даты получены из образцов, взятых из сердцевины бревна, не загрязненных предыдущими усилиями по сохранению древесины. «Чем дальше вы заходите внутрь, тем старше становится [дата] — это очень показательно, что после открытия использовался какой-то консервант или клей», — говорит Олаф Йорис, археолог из Археологического исследовательского центра Монрепо и Музея поведенческой эволюции человека в Нойвиде. , Германия, который не участвовал в исследовании.Резьба по рогу, обнаруженная недалеко от первоначального места находки в 19 веке, дала аналогичные даты, что добавило достоверности результату.

Дата относит статую к тому времени, когда леса распространялись по более теплой, послеледниковой Евразии. По мере того, как менялся ландшафт, менялось и искусство, возможно, как способ помочь людям освоиться в незнакомой лесной среде, по которой они перемещались, говорит Питер Ванг Петерсен, археолог из Национального музея Дании в Копенгагене, который не был связан с изучать.«Изобразительное искусство палеолита и натуралистические животные, нарисованные в пещерах и вырезанные в скале, останавливаются в конце ледникового периода. С этого момента у вас появляются очень стилизованные узоры, которые трудно интерпретировать», — говорит Петерсен. «Они все еще охотники, но у них был другой взгляд на мир».

На конференции в Екатеринбурге в прошлом году эксперты обсуждали значение шигирских символов, сравнивая их с другим искусством того периода и более поздними этнографическими образцами. Наиболее похожими находками того времени являются находки в Гёбекли, удаленном более чем на 2500 километров, где охотники-собиратели собирались для проведения ритуалов и вырезали похожих стилизованных животных на каменных столбах высотой более 5 метров.

Тербергер видит более свежую параллель: тотемные столбы Тихоокеанского северо-запада, предназначенные для почитания богов или почитания предков. Соавтор и археолог Михаил Жилин из Российской академии наук в Москве говорит, что идол может изображать местных лесных духов или демонов. Петерсен предполагает, что зигзагообразная резьба может быть своего рода «Не входить!» знак, предназначенный для обозначения опасного или запретного места.

Общество, создавшее идола, начинает выходить из тени. Вооружившись насосами и специальным оборудованием, Жилин вернулся в Шигир и на другое болото примерно в 50 километрах от него, чтобы раскопать находки, зарытые на несколько метров в заболоченную почву.Он и его команда нашли сотни маленьких костяных наконечников и кинжалов того же периода, а также рога лося с вырезанными мордами животных.

Они также нашли множество свидетельств доисторического столярного дела: каменные тесла, другие инструменты для работы по дереву и даже часть соснового бревна, сглаженного теслом. «Они прекрасно умели обрабатывать дерево, — говорит Жилин. Идол является напоминанием о том, что камень был не единственным материалом, который люди в прошлом использовали для создания произведений искусства и памятников, а только тем, который, скорее всего, выживет, что, возможно, исказит наше понимание предыстории.«Обычно древесина недолговечна, — говорит Тербергер. «Я ожидаю, что их было намного больше, и они не сохранились».

Бесценное искусство, памятники средневековья, объекты всемирного наследия: что находится под угрозой уничтожения в Украине

Массированное нападение России на Украину ставит под угрозу не только человеческие жизни и физическую инфраструктуру, но и бесценные произведения искусства, культурные артефакты и памятники. Украина является домом для нескольких объектов наследия и исторических мест, а ее музеи содержат важные образцы барокко и народного искусства.

🗞️ Подпишитесь сейчас: получите Express Premium, чтобы получить доступ к лучшим отчетам и анализу выборов 🗞️

Что находится под угрозой разрушения?

В Украине тысячи музеев, в собраниях которых есть важные произведения украинского и русского искусства, классические и византийские артефакты и картины таких мастеров, как Джованни Беллини, Франсиско Гойя и Жак-Луи Давид.

В Музее свободы в Киеве собрано около 4000 предметов, свидетельствующих о продемократическом движении Украины.В Одесском музее изобразительных искусств в центре Одессы собрано более 10 000 предметов, в том числе русские и украинские «православные иконы» XVI века — таких художников, как Иван Айвазовский, Михаил Врубель, Валентин Серов, Николай Рерых, Зинаида Серебрякова. , Константин Сомов и Василий Кандинский.

В стране также есть семь объектов всемирного наследия, в том числе Софийский собор, одна из самых известных достопримечательностей Киева, которая была основана Киевской Русью в 12 веке, и Киево-Печерская Лавра, или Киево-Печерский монастырь, восточно-православный Христианский монастырь, основанный в 1051 году.Старый квартал западного города Львова, расположенный примерно в 70 км от границы с Польшей, также является объектом всемирного наследия.

Восточный город Харьков, подвергшийся сильной атаке российских войск, является домом для ряда музеев, соборов и исторических кварталов.

Люди закрывают окна Этнографического музея металлическими пластинами во Львове, Западная Украина, среда, 2 марта 2022 года. (AP Photo/Bernat Armangue)

Что-то уже потеряно?

Министерство иностранных дел Украины сообщило в Twitter 28 февраля, что Иванковский историко-краеведческий музей, расположенный на северной окраине Киева, был сожжен дотла в результате штурма Россией.Среди прочих работ в музее размещены 25 картин знаменитой украинской художницы Марии Примаченко, известной своими ритмичными мазками, во многом вдохновленными народными сказками и сказками.

Великий испанский мастер Пабло Пикассо был очарован талантом Примаченко: «Я преклоняюсь перед художественным чудом этого гениального украинца». Ее работы выставлялись в странах мира, а некоторые из них появились на украинских марках 1970-х годов. ЮНЕСКО объявила 2009 год годом Примаченко.

Что делается для спасения культурного наследия Украины от уничтожения?

Сообщается, что Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне с видом на реку Днепр на южной окраине Киева переместил важные предметы из своей коллекции в подвал здания. В заявлении всемирной художественной организации Getty цитируются слова директора музея Федора Андрощука, который вместе с двумя коллегами пытался защитить музей от нападения или разграбления.

«Музей расположен в центре района с богатым культурным наследием, рядом с тремя прекрасными церквями, а также рядом с некоторыми возможными целями (Украинская служба безопасности и пограничные войска)», — написал Андрощук в электронном письме шведскому академику. репортаж в The Guardian.

В своем электронном письме Андрощук сообщил, что музеям в Виннице на западе центральной Украины, Житомире на северо-западе, Сумах на северо-востоке и Чернигове на севере «удалось снести и защитить свои основные экспозиции», сообщает The Guardian.«В Виннице здание музея сейчас частично используется для вынужденных переселенцев. Пока я не слышал, чтобы какой-либо из вышеупомянутых музеев подвергался разграблению или нападению», — цитируется в сообщении Андрощук.

Какой была глобальная реакция на данный момент?

Украинские ученые заговорили о «разворачивающейся культурной катастрофе» в стране, а министр культуры и информационной политики Украины Александр Ткаченко обратился в ЮНЕСКО с просьбой лишить Россию статуса члена ЮНЕСКО, а 45-ю сессию Комитета всемирного наследия в июне из Казани.

В заявлении Getty Trust осуждаются «культурные зверства», совершаемые в Украине. «В опасности в Украине находятся миллионы произведений искусства и памятников, в том числе памятники, представляющие многовековую историю от византийского до периода барокко, а также объекты всемирного наследия ЮНЕСКО», — говорится в сообщении.

Национальный комитет США Международного совета музеев заявил: «Нынешний конфликт унес жизни, заставил десятки тысяч жителей покинуть свои дома и дестабилизировал международный порядок.То, что он также стремится разрушить — безрассудно и преднамеренно — наследие, институты и доступ к истории великой нации и палимпсест прошлых культур, отменяет разумные ожидания гражданского общества и договорные обязательства, которые Соединенные Штаты, Россия и Украина все подписаны».

ЮНЕСКО отметила, что «глубоко обеспокоена продолжающимися военными действиями и эскалацией насилия в Украине». Он призвал «соблюдать международное гуманитарное право, в частности Гаагскую конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г. и два протокола к ней (1954 и 1999 гг.), обеспечивать предотвращение ущерба культурному наследию во всех его формах». ».

Информационный бюллетень | Нажмите, чтобы получить лучшие объяснения дня на свой почтовый ящик

Перейти к основному содержанию Поиск