Романский стиль архитектуры фото: Романский стиль в архитектуре и дизайне интерьера

Содержание

Романская архитектура: romanesque_art — LiveJournal

Церковь аббатства Жюмьеж (ныне руинирована)

Что вы представляете себе при слове «средневековье»? Скорее всего, образный ряд стандартный: Босх, чума, Крестовые походы, костры инквизиции, готика. Естественно, готика! Ведь это один из самых ярких и монументальных символов средневековья. Прекрасные соборы, украшающие знаменитые города Европы, устремленные в небеса шпилями многочисленных башен и стрелами вытянутых окон. Однако, на мой взгляд, есть еще один архитектурный стиль, незаслуженно обойденный вниманием обывателей и не выделяемый в отдельный тип объектов обычными туристами – романская архитектура.

«Романский словарь»

Я сама обратила внимание на этот стиль совсем недавно и поняла, что то, что я раньше принимала за готику, чаще всего таковой не является. Меня оправдывает то, что по Европе я разъезжала в своей жизни не так много, как мне хотелось бы, образцов как готической, так и романской архитектуры своими глазами повидать практически не довелось – так, парочка буквально.   Так что, вы уж извините, своих фотографий таких объектов у меня нет. Фотографий романских зданий в Сети очень много, но использовать для своего поста чужие фото я не решилась. Мою самолекцию я решила украсить гравюрами и рисунками (из старых путеводителей, например), найденных мною на разных общедоступных сайтах. Этот стиль архитектуры очень живописный, поэтому в рисованном виде он смотрится ничуть не хуже, чем на фотографиях.


План типичной романской церкви

Итак, что же определяет романский стиль? Начнем с  самого термина. Его использовать стали поздно – в 19 веке. Придумал его археолог  Арсисс де Комон. Надо сказать, термин  весьма условен. «Романский» — значит, подобный римскому. Однако, по большому счету,  от настоящего римского стиля он отличается также, как и от греческого или, скажем, древне-китайского. Те элементы, которые взяты из римского стиля,  преобразованы до неузнаваемости. Например, колонны стали приземистыми и утратили всю свою декоративность.


Церковь Сан-Феликс де Барруэра, долина Валь-де-Бои, Испания

Церковь Сен-Хуан-де-Бои, долина Валь-де-Бои, Испания


Церковь Санта-Мария-де-Таюли, долина Валь-де-Бои, Испания (этот и два предыдущих рисунка — работы неизвестного мне испанского художника с ЭТОГО САЙТА).

За редкими, уточним, исключениями – например, Пизанский собор Пресвятой Девы Марии со знаменитой Падающей башней – вот уж где колонн в изобилии!  В подавляющем большинстве других строений колонны были маловыразительными – короткими, толстыми, не особо выразительными.  Капители поначалу вообще были лишены декора и имели сугубо утилитарную, т.е. поддерживающую функцию.  В период зрелости стиля и его расцвета их стали украшать  растительным орнаментом и скульптурными композициями, однако выглядело это настолько своеобразно и самобытно, что сравнивать эти капители с капителями римских колонн  в голову не приходит.


Пизанский собор

Отбрасывать римское влияние полностью мы все-таки не будем. Так, основной и самый типичный элемент – полуциркульная арка – все-таки позаимствована из римского строительства, этот элемент можно встретить везде – в сводах, в дверных и оконных проемах и т.д.  Тут, однако, надо уточнить, что если и говорить о римском влиянии, то это было скорее поздне-римское влияние, а еще точнее – византийское. Это особенно видно по итальянским образцам романской архитектуры. Ведь расположенная на адриатическом побережье Равенна была второй, западной, столицей Византийской империи. Безусловно, мы видим некоторые византийские черты в ряде построек романского периода – это и своеобразное чередование второстепенных объемов и приделов, и многоярусные аркады,  и даже наличие куполов – это, правда, встречается очень редко.


Аббатство Лонпон, Франция (худ. Жан-Пьер Леопольд)

Из римско-византийского наследия и доминирующий план построек (речь идет о храмовых в первую очередь) – базилика. В подавляющем большинстве случаев основной объем храмов – прямоугольный. В поздних крупных  храмах – очень вытянутый от портала к апсиде. В первую очередь, это связано с теми простейшими технологиями, которые в те времена были доступны. Строительство было каменное, скрепляющие растворы примитивные, строительные знания и опыт – минимальные. Кроме того, вытянутый в плане храм, удлиняющий путь от входа к алтарной части, символизировал торжественный и длительный путь грешного человеческого существа к Богу. Вот так вот: под недостаток мастерства всегда можно подвести эффектную идею. Итак, мы определились, что византийские влияния, несомненно, имели место. Кроме того, в ряде построек можно проследить и исконные  местные влияния. Видимо, также проявлялись и вкусы заказчика, и мастерство строителей. Таким образом, готические постройки, щедро усыпавшие Европу с конца 10 по конец 13 века, весьма разнообразны и неоднородны, имеют территориальные черты, однако ряд признаков их все же объединяет.

Собор в Ангулеме, Франция (рек. Поля Абади)

Рассмотрим отдельные типичные элементы.
Тяжелая кровля опиралась на стены, вес ее распределялся сверху вниз, опоры практически не использовались. Наружные опоры – широкие контрфорсы и аркбутаны – стали применять позже, это как раз элементы готической, каркасной, архитектуры. В романский период иногда применяли внутренние, «встроенные» контрфорсы, куцые и не особенно эстетичные, смахивающие на ребра батареи центрального отопления. По причине отсутствия дополнительных опор стены делали толстыми, массивными. Оконные проемы были небольшими, чтобы не ослаблять конструкцию. Завершение окон было также арочно-полуциркульное – это укрепляло проем. Если вы видите высокие окна со стрельчатым завершением – это, скорее всего, уже готика, либо собор, изначально романский,  но перестроенный в готическом стиле. А пока все было монументально, прочно и практично, хоть по-своему и живописно.
Не стоит забывать и о том, что холодный климат Европы и постоянные междоусобицы вынуждали строителей возводить такие массивные надежные здания. В случае набегов агрессивных соседей в церкви могла укрыться большая часть селения.


Собор в Ангулеме

Поначалу большой проблемой была кровля. В первых постройках перекрытия делали деревянным, а крыши — двускатными. Правда, при частых пожарах кровля непременно обваливалась. Затем научились выкладывать полубочковидный свод – тоже римский прием. Использовали и стрельчатые,  и даже купольные своды. Также использовался стрельчато-крестовый свод. Такой тип свода использовали в крестовых в плане постройках, когда основной прямоугольный неф перекрещивался с поперечным трансептом. В готический период такие своды научились делать виртуозно; перекрестия стали парусными, многокомпонентными, появились очень эффектно выглядящие нервюры (изогнутые ребра каркасной каркасно-крестовой кровли). В романский период первичные крестовые элементы кровли выглядели проще и скромнее.

При всем при этом скатные крыши, как и прежде, использовались очень широко.
Во многих храмовых постройках присутствовали башни-колокольни, иногда по две и больше. Законодателем «башневой» моды в свое время стало аббатство Клюни во Франции. Эта бенедиктинская обитель имела громадное влияние в Европе 10-13 веков, пожалуй, следующее по значимости после папского Рима. Главная церковь аббатства вполне соответствовала этому влиянию. Храм был просто исполинским по тем временам  – в длину 187 метров,  ширина трансепта – 17 метров, высота 30 метров, а украшали ее целых 5 башен! С 13 века аббатство, правда, стало приходить в упадок, а к 19 было практически разрушено. Кровля обрушилась, а между стенами пролегла улица. Потом эти стены и вовсе разобрали. Сейчас на месте некогда влиятельнейшей обители можно увидеть лишь сохранившуюся часть северного трансепта и одну из башен.


Аббатство Клюни

Аббатство Клюни


Аббатство Клюни


Одна из построек в Клюни на этикетки с шоколадной упаковки

Не все аббатства увлекались зодчеством с таким размахом. Известной личностью, повлиявшей на романскую архитектуру Европы, стал Бернард Клервоский.  Он знаменит тем, что стал вдохновителей Крестовых походов, в том числе и на славян. Из относительно полезных вещей, сделанных им, было создание ордена цистерцианцев (позже их стали называть бернардинцами) . Основанная им обитель в Клерво ключевым образом отличалась от Клюнийского аббатства. Устав Бернарда был очень строг, основными добродетелями считалось смирение и скромность, что и отразилось на церковных монастырских постройках. Храмы были небольшими, приземистыми. Их венчала обычно единственная башня, служившая колокольней.

Никакой гигантомании, никакого декора – этому Бернард противопоставил чистоту и строгость линий и тщательность  отделки камня. Романских построек в самом Клерво не сохранилось, зато их можно видеть в Фонтене, еще одной обители, основанной Бернардом.  Орден рос со стремительной быстротой – примерно 400 обителей за неполных 100 лет! До сих пор во Франции можно увидеть массу сохранившихся построек такого типа.


Своды монастырской постройки в Фонтене

Романские церкви есть и в других европейских странах. Практически одновременно с  Францией и в  Германии появились  грандиозные и чудесные храмы – знаменитый собор в Шпеере, церковь аббатства Мария Лаах, церковь Санкт-Михаель в Гильдсгейме и т.д. В Испании их также было немало – до сих пор сохранились сразу девять небольших сельских церквей в долине Валь-де-Бои. И в Италии, и в Дании, и Чехии.

Довольно короткий период европейской истории породил выразительный стиль архитектуры, который отражался самобытностью, и, кроме того, стал основой для развития нового, не менее яркого стиля – готики. Но об этом должен быть отдельный рассказ.
Не буду вас перегружать информацией, думаю, для общего ознакомления достаточно.  Дальше посмотрите картинки.


Аббатство Сент-Обен, Анже


Бамбергский собор, Германия


Бове. Нотр-Дам-де-ла-БосОвр


Аббатство Везле


Винчестерский собор,


Сен-Этьен, Виньори


Вормский собор, Германия


Гернрод, церковь Кириака, Германия


Даремский собор, Великобритания (худ. Стюарт Фишер)


Даремский собор, (худ. Стюарт Фишер)


Саморский собор, Испания


Он же


Монастырская церковь в Поблете, Испания


Храм Сен-Остермон в Иссуаре


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Церковь Святой Богородицы в Каллумборге, Дания


Аббатство в Кане


Аббатство в Кагоре


Кельн, ц-вь Матиса


Кельн, Санкт-Кюниберт


Кельн, ц-вь св. Андрея


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин (худ. Джон Генрих Митце)


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, ц-вь св. Большой Мартин


Кельн, аббатство св. Пантелеймона


Кельн. Ц-вь св. Якоба


Кельн. Санкт-Северин


Кельн. Ц-вь св. Апостолов


Кельн. Ц-вь св. Андрея


Конк, аббатство Сент-Фе-де-Конк


Храм в Курси

Лимбург

Лимбург, Бельгия


Льеж, Сен-Мартен


Майнц


Майнц


Мария Лаах, Германия

Милан


Монастырская кухня в Фонтевро


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Мон-Сент-Мишель


Монте-Касино


Монте-Касино


Монте-Касино


Муассак


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Нотр-Дам-дю-Порт, Клермон


Оверни, Сен-Острамон


Окемский замок


Ольне


Ольне


Паре-ле-Мониаль


Паре-ле-Мониаль


Перигор


Пуасси


Пуатье, Нотр-Дам-де-ла-Гран


Пуатье, Сен-Савен-сюр-Гартамп


Пюи

Сент-Антонен-Нобле-Валь (ратуша)


Регенсбургский собор


Саагун, Испания


Сан-Мартин-де-Тур


Сен-Мартен де Фромиста


Санта-Мария, Корнеа-де-Конфлан

Сен-Алле-де-Клермон


Сен-Бенуа-сюр-Луаре, Флери


Сен-Виктор


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жермен-де-Пре


Сен-Жиль-де-Гар


Сен-Жорж-де-Босшервилль


Сен-Жульен-де-Кан


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Капрен-де-Анжен


Сен-Мартен-де-Тур

Сен-Нектер, Овернь


Сен-Николя-Окс-Буа


Сен-Серне-де-Тулуз


Сен-Трофим-де-Арле


Сен-Филибер-де-Турню


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Этьен-де-Невер


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Сен-Фрон-де-Перигё


Серези ла Форе


Серези ла Форе

Сен-Сернен-де-Тулуз


Сен-Эвмпре


Шпеерский собор


Шпеерский собор


Собор в Эли (Альберт Доусон)


Собор в Эли


Сен-Пьер в Эрво

Картинок натырила в Википедии, а еще вот тут вот:

http://www. encyclopedie.bseditions.fr/article.php?pArticleId=5&pChapitreId=33272&pSousChapitreId=33275&pArticleLib=Le+%AB%A0syst%E8me%A0%BB+roman+%5BAlsace%A0%3A+l%92art+roman+en+Alsace-%3EG%E9n%E9ralit%E9s%5D
http://www.heleneseguin.net/christianisation-de-loccident—liens.html
http://p8.storage.canalblog.com/86/49/675347/46586570.jpg

и еще где-то, точно не помню.

А еще поищите док. фильм «Шедевры романского искусства» и фильм «Романский стиль» из серии

Спасибо за внимание!

Романская архитектура — описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Романский архитектурный стиль был распространен в Европе всего 150 лет, с середины 11 века до конца 12 века. Первые готические соборы появились во Франции в середине 12 века, но до конца 12 века романская архитектура преобладала во всех странах Европы.

Соборы, построенные в романском стиле, отличает массивность стен. Они похожи на мощные крепости, где в случае опасности могли укрыться местные жители. Романская архитектура сочетала в себе надежность и функциональность, которая была необходима в те воинственные времена.

Термин «Романская архитектура» был придуман в 19 веке. «Романский» означает «Римский». С момента падения Рима в 476 году вся средневековая архитектура более тысячи лет подражала римской. Однако в период раннего средневековья многие строительные навыки римской эпохи были утеряны. Не могло быть и речи, чтобы средневековые архитекторы могли построить что-то сопоставимое с куполом Пантеона. 

Архитекторы эпохи раннего средневековья строили копии римских базилик. Первые христианские церкви так и назывались «Базилики». Однако они не умели делать римские своды, поэтому первые базилики имели кессонные пололки. То есть потолки просто перекрывались деревянными балками. 

И вот к середине 11 века мастерство архитекторов настолько возросло, что они смогли возродить римские своды. Это стало началом новой эпохи в архитектуре.  Нельзя сказать, что архитекторы раннего средневековья совсем не умели делать своды. В боковых нефах церквей и небольших приделах они делали своды, которые не несли основной нагрузки. Но перекрывать центральные нефы сводами не рисковали. Форма свода должна быть идеальной, блоки должны точно прилегать друг к другу, иначе он рухнет. 

 

Первые романские соборы 

В середине 11 века во Франции и Германии начали строить соборы, где главные нефы были сводчатыми. За полтора столетия их было построено тысячи и многие из них сохранились до наших дней. В Византии строили совсем не много, и масштабы построек были не большие. Это свидетельствует, что в 11 веке уровень экономического развития Западной Европы был значительно выше, чем Восточной Европе. Византия угасала, а европейские страны набирали свою мощь.  

Одни из первых больших романских соборов были построены в городах на Рейне: Майнце, Вормсе и Шпреере. В этих городах были епископские кафедры. Также в них надолго останавливался кочующий двор императоров Священной Римской Империи. Этот титул ставил императора выше других королей европейских стран, однако, у них не было реальной власти и реальных владений.

Шпеерский собор построен в  период 1030-1103 годов и это первая крупная полносводчатая постройка в Германии. Собор огромен и главный неф перекрыт красивыми сводами римского масштаба. Соборы в Майнце и Вормсе сильно перестроены, но и они сохранили свой романский облик.

Характерной архитектурной особенностью романских соборов являются строение арок. Ячейки сводов в два раза шире, чем арки нижнего яруса. Под пролетом каждого свода помещаются две арки. Это связано с тем, что ширина боковых нефов уже, чем у центрального нефа. Главный свод опирается на каждую вторую колонну, а боковые своды опираются на каждую колонну. Это выглядит очень красиво. 

Со временем у романских соборов появились нервюры. Это ребра сводов, которые эффективнее гасят боковые распоры. Одной из самых ранних романских базилик с нервюрами является Базилика Святого Амбросия в Милане, где похоронен Амбросий Медиоланский. Позже нервюры появились в романских церквях, которые строили в Бургундии. Нервюры стали обязательным элементом готических соборов.

Со временем в романских базиликах появились обходы вокруг алтаря, где располагались капеллы. В бенедиктинских базиликах начали делать стрельчатые окна, а потом и стрельчатые своды. С их помощью было проще погасить силу распора, которая давит на стены. 

Большинство элементов, которые нам знакомы по готическим церквям, появились в романских храмах. Однако там они использовались отдельно друг от друга: стрельчатые арки, нервюры, трифорий, пучки колонн. Чтобы получилась готика, нужно было собрать все эти элементы воедино. В какой-то момент это произошло. Все элементы сложенные вместе, дали принципиально новый тип конструкции. 

 

Единый стиль романских церквей

За 150 лет в 11-12 веках в Западной Европе были построены тысячи церквей в романском стиле. Все эти церкви очень похожи друг на друга, за исключением каких-то декоративных деталей. Еще более похожими друг на друга стали готические соборы, которые пришли на смену романским. Там найти существенные отличия соборов в разных странах могут только специалисты. Только в эпоху Возрождения архитектура разных стран, например Италии и Голландии, приобрела существенные отличия друг от друга. Почему так происходило?

Отсутствие различий в романской архитектуре в различных странах Западной Европы связано с тем, что тогда еще не существовало наций и государств в привычных нам границах. Землями Европы владели феодалы. Феодализм был препятствием для образования наций, так как для нации нужна какая-то самоидентификация людей, как единого целого. 

Для этого нужна централизованная власть, которая может это установить. Но во многих странах герцоги были более могущественны, чем короли. Если в наши дни войны ведут между собой страны, то в Средние Века воевали между собой феодалы. Их владения находились в определенных странах, но де-факто они были независимы.

В наши дни, если люди говорят на разных языках, это означает, что они родились в разных странах. Если люди в Средние Века не понимали друг друга, то это больше говорило о различиях в их социальном статусе.

На протяжении тысячелетия после падения Рима главным языком общения и особенно письменности оставалась латынь. Особых альтернатив ей не было. Проблему усугубляло то, что в Средние Века не существовало хоть какой-то системы образования, которая обучала хоть сколько-нибудь ощутимое количество людей. 

Оставалась христианская религия, которая объединяла людей всей Европы. Религиозная жизнь занимала гораздо большее место, чем сейчас. Люди всей Европы находили свою идентичность в Христианстве. Именно это объясняется появление такого огромного количества церквей во всех странах Европы, построенных по единым канонам, в едином архитектурном стиле. Другого стиля архитекторы Европы не знали. Романский стиль был их первый опыт в строительстве масштабных сооружений.

Древнерусская романика: необыкновенные приключения итальянской архитектуры на Руси

Предметы старины хранят налет

Неуловимой сущности — она
Бесплотна, как эфир, но включена
В незыблемый космический расчет.
То символ непрерывности, для нас
Почти непостижимой, тайный код
К тем замкнутым пространствам, где живет
Минувшее, сокрытое от глаз.
Говард Филлипс Лавкрафт
***

Культурное пространство Средневековья было по-настоящему единым — от Наварры и Далмации до Прибалтики и суздальского Ополья. Его единство обеспечивали не только родственные и политические связи элиты — в едва ли не большей степени это дело рук неизвестных нам по именам итальянских мастеров, работавших всюду, где платили деньги. В каждой стране, в каждом городе, у каждого монарха они строили по-разному, но всегда оставляли архитектурный шифр, разгадывать который — особое удовольствие.

Благодаря этим намекам можно почувствовать себя Индианой Джонсом — надо лишь посмотреть на арки оконных проемов и входных порталов, на резьбу узоров и аркатурно-колончатые пояски; в нашей сегодняшней истории дьявол — именно в этих деталях!

Сразу скажем, о каких именно древних сооружениях у нас пойдет речь:

  • Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире;
  • Церкви Покрова на Нерли и Бориса и Глеба в Кидекше;
  • Палаты Андрея Боголюбского в Боголюбове;
  • Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Собор Петра и Павла на Городянке в Смоленске;
  • Церковь Николы на Липне в Новгороде;
  • Церковь Рождества Богородицы в Порхове;
  • Два собора в Чернигове: Бориса и Глеба и Успенский собор Елецкого монастыря;
  • Сигтунские и Корсунские врата Софийского собора, а также росписи Антониева монастыря в Новгороде.

Всё вышеперечисленное было построено во времена упадка Киевского княжества и возвышения Владимиро-Суздальского. Такие же тенденции — всё меньшее участие византийцев в жизни Руси и всё более широкие контакты с немцами и итальянцами — заметны и в культуре. Так сложилось потому, что в XII веке роль Византии в мировой политике стала сокращаться, а роль Священной Римской империи — расти. Во всей Европе это было время великих перемен, когда старый мир раннего Средневековья уступал дорогу чему-то новому и небывалому.

Рождались новые нации, философские доктрины и культурные тенденции. В 1135 году аббат Сугерий начал перестройку аббатства Сен-Дени — и создал готический стиль в архитектуре. Величайшая держава последних пятиста лет, Византия, разваливалась под гнетом внутренних проблем и ударами извне — разграбление Константинополя в 1204 году стало реальным концом старой Европы. Ну а русские князья боролись за великокняжеский престол в Киеве. Умерший в 1125 году Владимир Мономах был последним владыкой единой Древней Руси — его ближайшие потомки устроили грызню, вошедшую в учебники как период феодальной раздробленности.

И с середины XII века Киев постепенно перестает быть политическим и культурным центром — за него еще ведут войны и травят друг друга на пирах, но иконописцы, архитекторы и монахи мало-помалу разъезжаются по более спокойным краям.

До татаро-монгольского нашествия наши связи с Западной Европой были намного теснее, чем даже сейчас.

И речь не только об Анне Ярославне, дочери Ярослава Мудрого и супруге Генриха I, короля Франции из династии Капетингов. Конечно, политические связи выросли из родственных — Рюриковичи охотно раздавали дочерей замуж за виднейших европейских правителей, надеясь — и не без оснований — на определенную помощь в будущем. Таковой стали, в числе прочего, мастера-камнетесы, регулярно приезжавшие на Киевскую и Владимирскую Русь. Сначала и долгое время это были сплошь греки — Византия после своих непродолжительных Темных веков сохранила блестящие достижения римской культуры и отправляла агентов любым государям, только бы они были христианами. И пока Киевское княжество не утратило могущества, а Византии было дело до далеких северных соседей, у нас работали греки. По всей Руси — от Галича на Волыни до Пскова. Но в начале XII века по своим родственным каналам многие русские князья выяснили, что не только в Константинополе умеют класть камень на камень и кирпич на кирпич. Более того, строители из не менее близкородственной Священной Римской империи иной раз обходятся дешевле, чем византийские…

Владимир Седов, искусствовед и археолог, член-корреспондент Академии наук, специально для «Ножа»:

«Действительно, несмотря на Великую схизму, наши князья охотно женились на европейских принцессах, которые привозили с собой придворных мастеров — живописцев, строителей, инженеров, ювелиров. В точности как в XV веке Софья Палеолог привезла с собой бежавших от турок соотечественников-византийцев.

Князьям — не только киевским, всем вообще — хотелось какого-то шика, хотелось не ударить в грязь лицом, ну а итальянские специалисты были доступнее греческих. Это продолжалось до середины XIII века, когда татаро-монгольское нашествие разорвало связи Руси с Западной Европой.

В это время романский стиль исчезает с нашего культурного пространства».

Откуда мы это знаем? Как мы вообще можем утверждать, что шедевры древнерусского зодчества, священные символы нашей культуры созданы руками пришлых мастеров? На это прямо указывают некоторые древнерусские летописи и первый русский историк Василий Татищев. Долгое время принято было сомневаться в достоверности источников Татищева, поскольку он ссылался на утраченные уже в XVIII веке тексты. Но современный архитектурный анализ реабилитировал его.

***

В то же время, в XI–XII веках, германские императоры из династии Гогенштауфенов с переменным успехом пытались создать из своей Священной Римской империи более-менее крепкое и единое государство. Главной проблемой была Италия — богатая, но крайне своевольная страна, которую никак не удавалось ни покорить мечом, ни купить золотом и обещаниями. Впрочем, контроль над северной Италией оставался важнейшим политическим вопросом Европы аж до времен Наполеона.

И вот так сложилось к XII веку, что только ломбардцы изо всех вообще европейцев умели строить по-настоящему великолепные дворцы, крепости и соборы. Их нанимали для аквитанского двора французских и английских королей, им предлагали внушительные деньги в Британии, а в Германию их вывозили в качестве ценных трофеев. Фридрих Барбаросса, один из предводителей Третьего Крестового похода, много лет воевал с Миланом и его союзниками за то, чтобы реально, а не формально собрать под свой скипетр вольных итальянцев. И когда успех был на его стороне, в немецкие земли за Рейном регулярно отправлялись камнетесы, скульпторы, художники и инженеры — работать на великую империю.

Барбаросса был в достаточно близком (по меркам того времени) родстве с Андреем Боголюбским, сыном Юрия Долгорукова, внуком Владимира Мономаха, и они даже дружили по переписке. Это объясняет просьбу великого князя владимирского прислать ему «мастеров для строения оного из умных земель».

Он просил у германского императора итальянцев, построивших к тому времени собор в Вормсе. Ну а в 1158 году ломбардцы приступили к сооружению Успенского собора во Владимире.

***

Итальянцы не были бы великими строителями, если бы лепили что придется, без учета мнения заказчика — в нашем случае Андрея Боголюбского и других князей. Они искусно имитировали крестово-купольный византийский стиль в его русском исполнении, лишь дополняя и улучшая его так, что в итоге у нас есть собственный стиль домонгольских храмов. Белокаменное строительство из известняка, а не кирпичей или плинфы — достижение итальянских технологий.

Ими воспользовался сын Андрея Боголюбского, Всеволод Большое Гнездо, когда начал строительство второго владимирского храма — Дмитриевского собора. В Радзивилловской летописи о нем сказано: «И не искал Всеволод мастеров у немцев, но нашел мастеров среди клевретов Святой Богородицы и своих». Декор Дмитриевского собора — все эти аркатурные пояски, арки порталов и окон, резные в камне звери и цветы — кажется в точности таким же, как на стоящем рядом Успенском соборе. Но в том-то и дело, что он немного другой. Он отличается и тонкостью работы, и пропорциями. Это русский извод романского стиля, который не приемлет государственных границ и может явиться где угодно.

Андрей Боголюбский был амбициозен, как его кузен Фридрих Барбаросса, и мечтал указать на ошибку отца, Юрия Долгорукого — не надо было бороться за великокняжеский престол в Киеве, надо было сделать свой собственный, Владимиро-Суздальский, великокняжеским. А для этого хорошо бы застроить все окрестности не менее впечатляющими, чем в Киеве, соборами и палатами.

Для своей резиденции в Боголюбове князь Андрей заказал итальянским строителям самый настоящий западноевропейский замок. От него до нас дошла, увы, только часть башни с переходом — но даже этот небольшой осколок некогда величественной постройки напоминает образцы, стоящие по берегам озера Комо.

Ну а рядом со своей резиденцией Андрей Боголюбский поставил церковь, получившую позже статус, пожалуй, главного символа русской культуры, древних традиций и вообще всего русского — церковь Покрова на Нерли. Это памятник сыну князя, Изяславу Андреевичу, умершему от ран после похода на Волжскую Булгарию, и построен он не ранее 1165 года (когда и умер княжич). Но еще это и памятник русско-итальянской дружбе стародавних времен.

Потому что именно церковь Покрова на Нерли отсылает нас прямиком к собору в Модене (1099–1184 годы) — ее внешнее убранство оттуда, из Эмилии-Романьи. Камни, из которых она сложена, обтесаны ровно так же, как камни Моденского собора. И даже изгиб оконных арок не просто итальянский — он моденский, специфический как раз для этой провинции.

Если взглянуть на фотографии, сделанные крупным планом, тождество заметит даже непрофессионал.

Чуть дальше от Боголюбова, в поселке Кидекша, стоит храм Бориса и Глеба. Он построен в правление Юрия Долгорукого, отца Андрея Боголюбского. Известий о приглашении зарубежных строителей не сохранилось, но отточенный глаз искусствоведа свидетельствует: форма входного портала, аркатурный пояс и даже своды собора были бы уместны на берегу не только Каменки, но и Адидже, на которой стоит Верона.

Другой же собор, тоже построенный в 1152 году по заказу Долгорукого, — Спасо-Преображенский в Переславле-Залесском. О его возведении сообщается в Типографской летописи. На апсиде собора не так давно нашли поименный список убийц великого князя с проклятием в их адрес: «Месяца июня 29 убиен бысть князь Андрей своими паробкы, овому вечная память, а сим — вечная мука… Си суть убийцы великого князя Андрея, да будут прокляты».

На переславском соборе снова видны по-ломбардски растесанные окна, романские своды внутри — рука того же самого мастера, который работал на Юрия Долгорукого.

В Суздале, другом городе Владимирской земли, стоит еще один собор из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО — Рождества Богородицы. Построил его в 1222 году Юрий Всеволодович, последний великий князь домонгольской Руси. Он сложил голову в битве на Сити в 1238 году. В XVI веке после пожара собор был перестроен, и это стало причиной многих заблуждений и манипуляций. Архитектор, занимавшийся перестройкой, очевидно, подобрал древние камни с барельефами и расставил те, что лучше сохранились, по фасаду — так, чтобы было симметрично, но не более того. А уже с конца XIX века ученые стали гадать, что же означают эти фигуры и вот такое их свободное расположение. В Московском архитектурном институте даже рисовали каббалистические схемы, связывающие собор с зодиакальным циклом. Всё оказалось прозаичнее.

Это тоже романский собор — но в русском прочтении стиля. По имеющимся сведениям, строительством Богородице-Рождественского собора руководил брат Юрия Всеволодовича, Святослав, удельный князь Юрьева-Польского (в котором он поставил Георгиевский собор), вдохновлявшийся, конечно, владимирскими соборами. Которые романские. А барельефы, смущающие неопытных исследователей, большей частью погибли в пожаре 1445 года — оставшиеся же целыми теперь расставлены в случайном порядке на втором, восстановленном уровне стен. Но логика того времени подсказывает нам, что суздальский собор должен был походить на Дмитриевский во Владимире — весь резной, как костяная шкатулка из дальних стран.

Владимир Седов:
«В условиях советской культурной парадигмы было опасно указывать на западноевропейское влияние на наше древнерусское зодчество. Поэтому считалось допустимым искать и находить, скажем так, какие-то иные объяснения очевидным заимствованиям.

Но сейчас каждый может совершить — сам для себя — это маленькое открытие: надо рассмотреть фотографии итальянских соборов X–XII веков, а затем подойти вплотную к нашим церквям и найти всё похожее».

***

Из Владимиро-Суздальского княжества перенесемся на запад, к Смоленску и Чернигову. В XII веке граница между Смоленским и Черниговским княжествами проходила там же, где и сейчас, только не была столь непроницаемой. Борисоглебский и Успенский соборы Чернигова и Петропавловская церковь во Смоленске — это своего рода наследство Мономаха: все они были построены для его внуков и правнуков придворными киевскими мастерами-итальянцами.

Черниговские соборы сооружены в 1110-х годах и имеют одинаковые следы романики, в первую очередь (это самая характерная деталь) — ломбардские арки на стенах. Так еще делали в Пьемонте, Лангедоке и Швабии — и делали одни и те же люди. В Чернигове же заказчиком выступил Давид Святославич, внук Ярослава Мудрого.

Лет на тридцать моложе черниговских соборов церковь в Смоленске — храм, в котором погребен его заказчик Ростислав Мстиславич, внук Владимира Мономаха и сын Мстислава Великого.

В XII веке Смоленск был самым застраиваемым из удельных городов Руси — правда, до наших дней дошли всего лишь три церкви. Все остальные погибли в войнах, регулярно прокатывавшихся по этим краям, ведь Смоленск стоит на старинном пути с запада на Москву… Тут уж не до шедевров архитектуры, хорошо хоть три сохранились!

Петропавловская церковь была восстановлена в 1960-е годы, поэтому ее изначальные формы — предмет дискуссий. Бесспорен лишь романский декор — ломбардская арка и типично итальянские окна. Ниточки отсюда тянутся и в Амальфи с Бергамо, и в… Великий Новгород. В этом городе следов итальянцев уже не найти — тут работали северяне, скорее всего — немцы. Но и они были последователями романского стиля в своем, северогерманском прочтении.

За городской чертой Новгорода, на острове Липно в устье реки Мсты одиноко стоит чудесная маленькая церковь святого Николая, пару лет назад открывшаяся после полувековой реставрации. Кто-то скажет, что это типично русский храм, ну а кто-то знающий посмотрит на все те же ломбардские арки под куполом и на стенах, на небольшую апсиду и оконные проемы — и воскликнет, что здесь не обошлось без мастеров, приехавших транзитом через Немецкий двор новгородского Торга. Так и есть — храм Николы на Липне построен если и не немцами, то в немецкой традиции. Это уже не XII век, а конец XIII — связи с Италией у нас стали рваться, путь даже из Ломбардии стал труднее и опаснее, а кроме того, уже по всей Центральной Европе люди научились строить так, как в Милане.

Более того, XIII век в Западной Европе — это рождение готики, ну а романские зодчие, не желавшие работать по заветам аббата Сугерия, могли податься в дальние края. Например, в гостеприимный Новгород, который постоянно что-то строит и перестраивает.

Вот так — сели на ганзейский корабль и уже через пару недель осматривают строительную площадку на берегу озера Ильмень!

Но кроме церкви на Липно есть в новгородских окрестностях еще одна — куда менее известная и при этом совершенно романская. Это церковь Рождества Богородицы в Порхове.

Городок Порхов обычно вспоминают благодаря великолепно сохранившейся крепости, заложенной Александром Невским (с тех пор она, конечно, полностью преобразилась). Между тем, на отшибе, на высоком берегу Шелони, в конце тупиковой улицы стоит церковь, на первый взгляд, из фильмов о мисс Марпл. Огромные валуны, из которых сложены стены, строгая колокольня при входе и совсем не русские пропорции основного объема — такой храм больше подходит для Сент-Мэри Мида, городка из рассказов Агаты Кристи, чем для Порхова с его деревянными домами и однотипными советскими магазинами. Тем не менее, он вот тут — как знак, что Новгород (а Порхов в Средние века был дальним новгородским форпостом) мог себе позволить нанять любого строителя. Например, такого, который уже поработал в Британии или Дании. И принес с собой воспоминания в виде тех же романских окон, пусть и заложенных в советское время. Никто не знает не то что имени зодчего или заказчика, но даже более-менее точного времени постройки — примерно конец XIII века или начало XIV.

***

«Русская» романика — это, конечно, не только архитектура. Есть, есть в России и немного фресок, и даже церковные врата в этом стиле. И все они в Новгороде.

Во-первых, это фрагменты оригинальной росписи собора Рождества Богородицы Антониева монастыря. Отличие этих фресок 1125 года от, например, византийской росписи в Мирожском монастыре во Пскове настолько бросается в глаза, что невозможно усомниться, где работали греки, а где… французы (или снова немцы). По какому-то стечению обстоятельств роспись именно этого храма была заказана не византийцам, а художникам, которых привезли ганзейцы. Быть может, это был дар Новгороду от союзного немецкого города…

Так или иначе, ничего подобного больше на Руси не было или не сохранилось.

Два других, последних в нашем списке, шедевров романского искусства — это церковные врата Софийского собора в Новгороде. Снаружи в западной стене находятся Магдебургские (или Сигтунские) врата, внутри же, отделяя южный придел собора от Мартирьевской паперти, стоят врата Корсунские.

Как Магдебургские врата попали в Новгород — загадка, тем более сложная из-за их второго названия, Сигтунские. Откованы они были в немецком Магдебурге в 1152 году, но в новгородской летописи они упоминаются лишь спустя триста лет, в середине XV века.

Как и кем они привезены, никто не знает — но в начале XVII века шведы считали врата вывезенными из их древней столицы Сигтуны. Впрочем, современные исследователи полагают, что это не более чем черный навет на новгородских ушкуйников, которые в XII веке ну никак не могли совершить столь разрушительный набег на шведскую столицу, тем более что в городских летописях нет никаких упоминаний о подобном предприятии. Нам остается пока что лишь предполагать, откуда и кем они были привезены в Новгород.

Вторые же соборные врата, находящиеся внутри, выкованы византийцами по итальянскому — скорее всего, генуэзскому — заказу для колонии в Крыму. Отсюда и название — Корсунские. Эти врата, по всей видимости, привез в Новгород великий князь Владимир Святославич, креститель русский, как дар родному городу. Искусствоведческие и химико-технологические исследования, проведенные в 2020–2021 гг., датировали Корсунские врата XI веком. Изобразительно они гораздо проще Магдебургских, но в них — вся наша история и весь наш художественный шифр, это важнейший в нашем повествовании ключ: греческие врата, созданные для итальянцев и установленные на Руси. Это сумма нашей культуры — из Византии через Италию на Русь; европейская традиция в ее непрерывности.

Владимир Седов:

«Романское искусство, архитектура в особенности, это итальянский стиль. С определенными региональными отличиями — во Франции, в Германии, в Англии. И в России.

Каменное строительство велось не только по образцам Ломбардии и Эмилии-Романьи, это не был слепой экспорт стиля и технологий — зодчие работали в специфических условиях заказчиков и уже сформировавшихся традиций. Поэтому романская архитектура в Древней Руси выглядит столь „по-русски“».

Нашему современнику надо увидеть Россию по-новому, по-своему — и вот эти хрестоматийные церкви включают нашу историю в абсолют всеевропейской истории. То, что кажется древней диковинкой, оказывается фрагментом единой мировой мозаики. Вопрос в оптике.

Искусство — Романский стиль:Кратко — Wattpad

Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.

Общая характеристика Романского стиля

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка.  Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера — полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Романский стиль в интерьере, фото

Основные элементы Романского стиля:

рельефная плоскость, лаконичность и простота;цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;прямоугольные и цилиндрические формы;полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;каменные, массивные, толстостенные конструкции;замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.

История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus — римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Романский стиль в интерьере, фото

Стены в романском стиле: имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Романский стиль в интерьере, фото

Потолок в романском стиле: чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Романский стиль в интерьере, фото

Пол в романском стиле: отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Романский стиль в интерьере, фото

Мебель в романском стиле: Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Романский стиль в интерьере, фото

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Романский стиль в интерьере, фото

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль в интерьере, фото

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Романский стиль в интерьере, фото

Предметы декора в романском стиле: в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей.  При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.).  Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку.  Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Заключение

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

Романский стиль | Валерия Че

Романский стиль (от лат. romanus — римский) – стиль архитектуры и искусства раннего средневековья.