Архитектура 12 века на руси: Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом – Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Содержание

Архитектура Киевской Руси — кратко

Первые постройки из камня

Архитектуру называют душой народа воплощенной в камне. Архитектура Руси долгое время представляла собой только деревянные здания. Дерево недолговечный материал, поэтому, до наших дней дошли только традиции деревянного древнерусского зодчества.  

Объекты из кирпича и камня стали строить после принятия христианства. В 989 году в Киев по просьбе князя Владимира прибыли греческие зодчие и начали постройку первой церкви из кирпича. Церковь Успения Святой Богородицы называли Десятинной, из-за того, что князь делил свою прибыль на десять частей и одну из них отдавал на строительство. Храм был построен в соответствии с византийскими канонами: здание состояло из 3-х нефов – вытянутых помещений, 3-х апсидов – выступов примыкающих к основному зданию, 6-ти столбов и 3-х галерей. Церковь была построена из плинфы – небольшого обожженного кирпича. Внутреннее убранство было богато украшено мрамором, фресками и мозаикой.

Особенности храмового строительства Киевской Руси

В XI веке, во времена правления Мстислава и Ярослава, началось возведение грандиозного сооружения – Софийского собора. Собор состоял из пяти нефов, пяти апсидов и окружался двумя галереями. Строительство основывалось на архитектурных правилах Византии. Композиция храма была составлена из уступов, постепенно возвышающихся по направлению к куполу. Любопытно, что у собора было 13 глав, это считалось характерной чертой славянской дохристианской композиции. Многоглавость храмов сыграла в будущем большую роль, она стала одной из главных черт русской архитектуры. Внутри, храм поражал роскошью золота, огромных по занимаемой площади мозаик и фресок. Софийский Собор задумывался как главный памятник архитектурного искусства Киевской Руси, провозглашающий власть новой религии и государства. 

В 1158 году князь Андрей Боголюбский занялся постройкой городских укреплений города Владимира. Главным элементом укрепления задумывались Золотые ворота – громадная башня из камня с аркой и небольшой церковью наверху. Попасть в ворота можно было, только преодолев ров с водой, по опускающемуся подвесному мосту.

Постепенно Киев утрачивает свое значение, и храмы строятся уже в других городах. В начале XII века был построен Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, отличающейся загадочной красотой. Владимирские зодчие увлеклись поиском новых форм строительства. Прекрасные результаты этого поиска можно увидеть в белокаменном Георгиевском Соборе. Храм был скромных размеров, с четырьмя столпами и одной головой. Несмотря на размер, здание казалось сказочным, благодаря необычно заостренным формам верхушек и богатой резьбе стен.

Преобладающие черты русского зодчества Киевской Руси

Новгородская архитектура в период Киевской Руси отличалась от владимирской. Здесь предпочитали строить из грубых плит серого известняка и кирпича, придавая храмам округлые формы.

Историкам до сих пор неизвестно, по какой причине строители Северо-восточной части Руси не использовали более дешевый и удобный материал – плинфу. Вместо этого они брали труднообрабатываемый известняк.

Храмы, возводившиеся далеко за пределами Южной Руси, имели больше оригинальных черт русской архитектуры. У местных мастеров появлялись свои необычные приемы и методы, используемые при строительстве.

Основные черты архитектуры Киевской Руси – это строительство по уставам константинопольских учителей. Не все храмы штукатурились, многие оставались первозданного розового цвета: именно такой получалась смесь раствора и плинфы. На стенах обычно присутствовали греческие узоры – меандры. После принятия новой религии устанавливается базовый тип культовых сооружений – крестовокупольный. Византийские архитектурные черты в руках русских строителей в период Киевской Руси сформировали особый стиль, безошибочно узнаваемый сегодня.


Архитектура Руси XIII – XV вв.

Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ — начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Пример 1

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм

Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например,

церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Готовые работы на аналогичную тему

Замечание 1

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали

церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Московская архитектурная школа

Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская. Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются:

Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).

Пример 2

Например, звенигородский Успенский собор на Городке — единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.

Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.

Замечание 2

Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ — $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ — $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ — $1496$).

Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

Архитектура 13 века на Руси [Зодчество, Древнерусская]

Основные статьи: Архитектура Киевской Руси, Культура Руси 13 века

Содержание (план)

Архитектура Владимиро-суздальского княжества 13 века

Старшие сыновья Всеволода Большое Гнездо Константин и Юрий не имели тех материальных возможностей, которыми располагал их отец. Однако и они любили игру в бессмертие. Константин построил несколько белокаменных храмов в Ростове и Ярославле. Юрий украсил церк­вами Нижний Новгород и Суздаль. Изо всех этих сооружений ча­стично сохранился лишь собор Рождества Богородицы в Суздале (1222-1225).

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском

Самый своеобразный и загадочный из владимиро-суздальских храмов — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Этот город на­ходится в 70 км к северо-западу от Владимира. Основанный ещё Юрием Долгоруким, он в начале XIII в. стал столицей небольшого княжества, где правил сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. Не­задолго до Батыева нашествия Святослав решил заменить обветшав­ший городской собор времён Юрия Долгорукого на новый. Зодчие возвели одноглавый четырёхстолпный храм во имя святого Георгия Победоносца. Несмотря на свои скромные размеры, собор поражал воображение. Его архитектурные формы в едином порыве устремля­лись ввысь. Даже традиционные полукруглые закомары в своей верх­ней точке получили небольшое заострение («киль»), которое придало им сходство с пламенем свечи. Но самое главное новшество Георги­евского собора заключалось в отделке его фасадов. Лёгкая резьба по белому камню тонким кружевом покрывала могучее тело собора от фундамента и до самого верха. Подобно готическим соборам средневековой Европы, он словно растворялся в бесконечном многообразии своего декора, превращался в волшебную сказку.

Резные композиции завораживали наблюдателя своим таин­ственным ритмом. Одна тема плавно перетекала в другую, дру­гая — в следующую, и так до бесконечности. Их главная идея — прославление Владимирской земли и её правителей. Конечно, здесь присутствует и благодарность небесным силам за их покровитель­ство, молитвенное обращение к Богу и святым.

Строительство Георгиевского собора было закончено в 1234 г. А всего три года спустя на Северо-Восточную Русь обрушились полчища Ба­тыя. Город Юрьев-Польской много раз горел и опустошался. Вероят­но, во время одного из таких погромов собор рухнул. Его восстанов­лением занялся лишь великий князь Иван III. В 1471 г. он прислал в Юрьев лучшего московского строителя Василия Ермолина. Однако отстроить храм в прежнем виде и расположить белокаменные блоки с резьбой в прежнем порядке Ермолин уже не смог. В результате храм превратился в своего рода архитектурную головоломку, над ре­шением которой трудились несколько поколений искусствоведов.

Архитектура Новгородского княжества 13 века

Смелый поиск новых архитектурных форм на рубеже XII— XIII вв. увлёк и новгородских зодчих. Здесь в 1207 г. на средства местных «заморских» (торговавших «за морем» — в Швеции, Да­нии и немецких городах Прибалтики) купцов была построена ча­стично сохранившаяся до наших дней Пятницкая церковь на Тор­гу. Это стройный башнеобразный храм, многими своими чертами напоминающий Пятницкую церковь в Чернигове.

Архитектура Галицко-Волынского княжества 13 века

Церковь Святого Пантелеймона в Галиче

В окрестностях совре­менного города Галича на высоком холме над Днестром стоит бело­каменная церковь Святого Пантелеймона. Построенная около 1200 г., она сохранилась в сильно изуродованном виде. Ещё в XIV столетии православный храм был переделан под католический костёл. Исчезли древние своды и глава, растёсаны узкие окна, изменилась наружная отделка. Последующие века с пожарами, войнами и «реставрациями» продолжили эту разрушительную работу. Однако и сейчас на апсидах храма можно увидеть поясок декоративных арок, а на порталах — тон­чайшую резьбу по белому камню. Глядя на эти чудом уцелевшие дета­ли, вспоминается такая же изысканная отделка владимиро-суздальских храмов, в создании которых, вероятно, участвовали мастера из Галича. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Архитектура Черниговского княжества 13 века

Пятницкая церковь в Чернигове

Вы­дающиеся памятники архитектуры созда­вались в эту пору не только в Северо-Восточной Руси. В первые годы XIII столетия на главной торговой площади древнего Чернигова была возведена уникальная по своему объёмно-пространственному реше­нию Пятницкая церковь. (Святая Параске­ва Пятница считалась покровительницей торговли. Пятница — традиционный ба­зарный день в Древней Руси.)

Пятницкая церковь — первый извест­ный нам древнерусский «башнеобразный» храм. Радикально переработав традицион­ный византийский тип крестово-купольного храма, неизвестный зодчий (возможно, это был знаменитый киевский мастер Пётр Милонег) создал здание, все конструктивные и декоративные элементы которого про­никнуты стремительным движением ввысь.

Высоко поднятый мощный барабан, окружённый тремя ярусами стрельчатых арок и увенчанный плоским куполом, усиливает сход­ство церкви с огромной горящей свечой. Возможно, что в «пламене­ющем» взлёте архитектурных форм черниговской Пятницкой церкви сказалось воздействие ранней готики. На это указывает и связь Пят­ницкой церкви с городским торгом. Ведь именно купцы, известные своими дальними странствиями, лучше других были осведомлены о последних достижениях европейских зодчих.

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Архитектура13 века на руси

  • Памятники 13-14в на русм

  • Особенности новгородской и владимиро-суздальской архитектуры презентация

  • Древнерусская архитектура 10 начала 13 века кратко

  • Архитектура галицко волынского княжества

Вопросы к этой статье:
  • Сравните особенности архитектуры 13 века Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли.

ИКОНОПИСЬ ДРЕВНЕЙ РУСИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Изобразительное искусство Древней Руси XI-XIII веков, создававшееся в рамках православной церкви.

Общие положения

Русская икона органически связана нитями преемственности с византийским искусством. С принятием христианства в конце X века образцы византийской иконописи начали попадать на Русь и становились не только предметом поклонения, но и предметом подражания. Однако отсюда еще не следует, что русская иконопись была простым ответвлением византийской. Долгое время она находилась в орбите ее притяжения, но уже с XII века начался процесс ее эмансипации. Веками накапливаемые местные черты перешли постепенно в новое качество, отмеченное печатью национального своеобразия. Это был длительный процесс, и очень трудно четко обозначить его хронологические границы.

В Киевскую Русь завозилось много греческих икон, служивших образцами для русских иконописцев. К сожалению, сохранился лишь один памятник константинопольского письма, происходящий из Киева. Это знаменитая икона Владимирской Богоматери, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее. Согласно свидетельству летописи она была привезена в Киев из Константинополя и увезена в 1155 году Андреем Боголюбским во Владимир, где хранилась в Успенском соборе. В 1395 году ее отправили в Москву, и здесь она вскоре превратилась в своеобразный палладиум Русского государства. Эта икона, исключительная по своему художественному качеству, наглядно свидетельствует, что Древняя Русь была знакома с самыми выдающимися образцами византийской иконописи.

Иконы XI–XIII веков очень трудно группировать по школам, столько в них общего. Здесь помогают только тщательный стилистический анализ и установленное место происхождения икон, поскольку даты основания церквей либо монастырей нередко служат солидной точкой опоры не только для уточнения датировок, но и для определения той школы, из которой эти иконы вышли.

По своей иконографии иконы XI–XIII веков мало чем отличаются от византийских икон этого же времени. Очень близки они к ним и по стилю. Их довольно темный, скорее сумрачный колорит восходит к византийской палитре. К традициям византийской иконописи восходит и относительно объемная, особенно по сравнению с иконами XV века, трактовка формы. В частности, в лицах переходы от затененных частей к освещенным носят постепенный характер; нередко нос, губы и глаза очерчиваются красными линиями, подчеркивающими рельеф лица. В разработке одеяний широко применяются золотые линии, золотыми линиями членятся и пряди волос. Все это сближает ранние русские иконы с византийскими. Но им присуща и одна оригинальная черта. Они гораздо монументальнее византийских икон, что выражается не только в том, что они намного превосходят их своими размерами, но и в особом художественном строе — более обобщенном и лаконичном. Русский мастер уже на этом раннем этапе подвергает византийские образцы переработке, правда не радикальной, как это было позднее, а едва приметной, сказывающейся в упрощении силуэта и в известном оплощении формы.

Созданию икон большого размера содействовало обилие на Руси огромных лесных массивов, позволявших изготовлять монументальные образа, заменявшие дорогую мозаику. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами.

Иконы XI–XIII веков выделяются и своей особой торжественностью. Фигуры даются в спокойных, неподвижных позах, лица строгие, фоны гладкие, золотые либо серебряные, иератическая «иконность» образа всячески подчеркнута. Эти иконы писались по заказу князей либо высшего духовенства и украшали большие храмы, где они прославляли того или иного святого либо тот праздник, которым данный храм был посвящен. Чаще всего это были образы Христа и Богоматери. Но широко распространены были также иконы, соименные заказчику, иначе говоря, изображавшие его патрона. В княжеской среде такого рода иконы были особенно чтимы.

Основные памятники

Из-за неоднократного разграбления Киева и Чернигова до нас не дошли ранние южнорусские иконы. В гораздо лучшем положении был расположенный на севере Новгород, оставшийся в стороне от татарского нашествия. Поэтому не случайно именно из Новгорода происходят древнейшие русские иконы. Культурные связи с Киевом были весьма оживленными, и, вероятно, немало икон привозилось с юга в Новгород, где они служили предметом изучения и подражания для местных мастеров. Так были заложены основы для новгородской школы иконописи, из которой вышел ряд первоклассных работ.

По мере рассредоточения культуры, в связи с ростом феодальной раздробленности, отдельные города Владимиро-Суздальской земли начали играть в XII-XIII веках все
большую роль. В этих городах стали складываться свои местные мастерские, расцвет которых был пресечен татарским нашествием. Они меньше считались с унаследованными от Византии канонами, шире использовали народные традиции, благодаря чему их искусство обнаруживает порою большую свежесть и непосредственность выражения.

Новгород

-Икона «Апостолы Петр и Павел» (середина XI века. 2,36×1,47. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)

-Икона «Георгий» (30–40-е годы XII века. 230×142. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя икона «Георгий» (около 1170 года. 174×122. Успенский собор в Московском Кремле)

-Икона «Устюжское Благовещение» (вторая половина XII века. 229×144. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя выносная икона «Спас Нерукотворный» (вторая половина XII века. 77×71. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Ангел Златые власы» (вторая половина XII века. 48,8×39. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

-Икона «Богоматерь Умиление» (начало XIII века. 56×42. Успенский собор в Московском Кремле)

-Икона «Николай Чудотворец» (начало XIII века. 145×94. Третьяковская галерея, Москва)

-Двусторонняя икона «Богоматерь Знамение» (до 1169 года. 59×52,7. Историко-архитектурный музей-заповедник, Новгород)

-Икона «Николай Чудотворец» (середина XIII века. 67,6×52,5. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург)

Владимир

-Икона «Богоматерь Боголюбская» (ок. 1158–1174 гг. 185 × 105 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)

-Икона «Дмитрий Солунский» (конец XII в. 156 × 108 см. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Богоматерь Максимовская» (ок. 1299–1305 гг. 165 × 66.3 см. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный заповедник, Владимир)

Ярославль

-Икона «Богоматерь Великая Панагия» (первая треть XIII в. 193.2 × 120.5 см. Третьяковская галерея, Москва)

-Икона «Спас» (середина XIII в. 44.5 × 37 см. Ярославский художественный музей, Ярославль)

-Икона «Архангел Михаил» (конец XIII в. 154 × 90 см. Третьяковская галерея, Москва)

Презентация «Архитектура Руси XIV — XV веков» (История России, 10 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Министерство образования и науки Российской Федерации. МБОУ «СОШ № 59 г.Влад Описание слайда:

Министерство образования и науки Российской Федерации. МБОУ «СОШ № 59 г.Владивосток». «Архитектура Руси XIV-XV веков.». Выполнила: ученица 10 класса «А» Мирошниченко Екатерина. Учитель: Юшечкина Е. Г. Владивосток 2016 год.

2 слайд После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о стр Описание слайда:

После монголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительстве недошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIII в. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменное зодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова. С середины XIV в. стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всему периметру укреплений. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валунов наделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность. Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.

3 слайд Новгород. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новг Описание слайда:

Новгород. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля, — церковь Федора Стратилата 1360 года и церковь Спаса на Ильине улице 1374 года. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII—XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм. Фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами. Храмы строились на средства бояр, богатых купцов.  Церковь Федора Стратилата . Церковь Спаса на Ильине улице.

4 слайд Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 Описание слайда:

Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. В 1433 году по инициативе архиепископа Евфимия немецкие и новгородские мастера построили в кремле Грановитую (Влады́чная) палату, предназначавшуюся для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Некоторые новгородские бояре строили себе каменные палаты.

5 слайд Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год). Сложена из блоков известняка и Описание слайда:

Церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406 год). Сложена из блоков известняка и кирпича и не оштукатурена. В настоящее время в здании церкви расположен музей. Двухэтажная миниатюрная церковь Симеона Богоприимца (1468 год). Построена во избавлении от «мора» — эпидемии чумы.

6 слайд Псков. Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегос Описание слайда:

Псков. Своеобразием отличалось и зодчество Пскова, окончательно обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

7 слайд В 15 веке развертывается строительство многочисленных небольших храмов и прод Описание слайда:

В 15 веке развертывается строительство многочисленных небольших храмов и продолжается постройка крепостей. Строят из доступного местного материала — известковой плиты, обмазывая поверхность стены раствором. Зодчество Пскова 14-15 веков развивается по двум направлениям: вариации четырехстолпного храма ( с четырмя высокими башнями) и храма бесстолпного (без высоких башен). Древнейший из сохранившихся памятников — церковь Василия на Горке (1413).

8 слайд В середине 15 века создаются два храма Церковь Успения Пресвятой Богородицы п Описание слайда:

В середине 15 века создаются два храма Церковь Успения Пресвятой Богородицы погоста Мелётова (1462). Церковь Косьмы и Дамиана с Примостья (1462-1463)- право- славный храм в Пскове. Оба храма построены псковскими боярами в период усиления московского влияния.

9 слайд Москва. С конца 13 века начинается быстрый рост экономического и политическог Описание слайда:

Москва. С конца 13 века начинается быстрый рост экономического и политического значения Москвы. Территория Московского княжества расширяется, в него входит ряд важных в экономическом и стратегическом отношении городов и областей. В Москву переходит митрополит. Таким образом, Москва превращается в общерусский церковный центр. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимающиеся вопросами архитектурного облика столицы — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменяется внешний облик Московского Кремля. С его территории выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также государственные учреждения — Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

10 слайд Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковны Описание слайда:

Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное строительство в Москве начинается одновременно с ее усилением при Иване Калите. Развитие московской культуры прочно опирается на владимиро-суздальское наследие. Первые каменные постройки — Успенский собор (1326), собор Спаса на Бору (1328-1330), Архангельский собор (1333) и церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника (1329) были сосредоточены в Московском Кремле. Все эти сооружения были белокаменными. Успенский собор . Собор Спаса на Бору . Архангельский собор . Церковь-колокольня святого Иоанна Лествичника .

11 слайд В московском зодчестве 14 - начала 15 века сильна владимирская традиция. Она Описание слайда:

В московском зодчестве 14 — начала 15 века сильна владимирская традиция. Она не только определила сдержанность в поисках новой композиции верха и насыщение обработки зданий деталями 12-13 веков, но сказалась и в области строительной техники, оставшейся почти неизменной. Основным строительным материалом по-прежнему служил единственный камень — плотный известняк. Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555—1560 годах в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также собором Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребенного у его стен.) Он был построен в честь взятия русскими войсками Казани.

12 слайд Вывод. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в Описание слайда:

Вывод. Сложные политические события и экономические процессы, проходившие в Русском государстве, сказались и на развитии российской культуры. Рост городов, который шел прежде всего на вновь присоединенных территориях, привел к повышенному вниманию к вопросам градостроительства и архитектуры.

13 слайд Список электронных ресурсов. http://otherreferats.allbest.ru http://kultura-s Описание слайда:

Список электронных ресурсов. http://otherreferats.allbest.ru http://kultura-socio.ru http://pandia.ru https://ru.wikipedia.org https://yandex.ru/images

Список электронных ресурсов. http://otherreferats.allbest.ru http://kultura-s

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Список электронных ресурсов. http://otherreferats.allbest.ru http://kultura-s

Курс повышения квалификации

Список электронных ресурсов. http://otherreferats.allbest.ru http://kultura-s

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-028941

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Архитектура 14-15 веков на Руси [Русская, Зодчество]

Основная статья: Культура Руси в 14-15 века

Содержание (план)

В Средние века «зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека на всех стадиях его развития — как существа физического, так и су­щества духовного», говорил Виктор Гюго.

Что касается деревянных храмов XIV-XV вв., то все они дав­но погибли от времени или от пожаров. Исключение составляют лишь два чудом уцелевших сооружения: церковь Лазаря Муромско­го монастыря на Онежском озере (XIV в.) и церковь Ризоположения села Бородавы на реке Шексне (1485). Обе они мало чем отли­чаются от обычной бревенчатой избушки, увенчанной крестом.

Каменные здания той эпохи сохранились значительно лучше. В основном они находятся в Москве и Подмосковье или в Новгоро­де и Пскове.

Московская архитектура 14-15 веков

см. Архитектура Московского княжества

Архитектура Новгорода 14-15 веков

Расцвет Новгородской бо­ярской республики в XIV — первой половине XV в. проявился и в интенсивном каменном строительстве. Как и прежде, новгородские храмы строились из грубо обработанных плит местного серого извест­няка, а отдельные детали выкладывались из кирпича. В результате стены даже после штукатурки оставались неровными и выглядели так, словно их вылепили из какого-то мягкого материала.

Наружная отделка храмов была скромной, но изящной. Стены по вертикали делились на три части (прясла) широкими лопатками. Их однообразие скрадывали узкие щели окон и многочисленные де­коративные ниши. Часто использовались выложенные из кирпича простые орнаменты в виде круга, треугольника или креста. Над ок­нами любили устраивать полукруглые арочки-«бровки». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самые известные среди новгородских храмов этого периода — церковь Спаса на Ильине улице (1374) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407). Благодаря кропотливому труду реставраторов им возвращён первоначальный вид.

Архитектура Пскова 14-15 веков

Архитектура Пскова XIV-XV вв. во многом напоминает нов­городскую, но её отличает пристрастие псковичей к особому типу звонницы — в виде каменной стенки с арочными проёмами для ко­локолов. В зависимости от размеров такие звонницы могли устанав­ливаться либо рядом с храмом, либо прямо на его сводах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере. XIV в.
  • Церковь Положения ризы Богоматери села Бородавы. 1485 г. Рисунок В. Ф. Соколовой
  • Церковь Николы на Липне (1292) под Новгородом — древнейшая из сохранившихся каменных построек после монгольского времени
На этой странице материал по темам:
  • Как отличить храмы созданные в московской земле от новгородских

  • Ахартиктура руси в 14 ввека

  • Архитектура 14 15 века на руси

  • Первые храмы на руси в 15 веке

  • Архитетура на руси в xiv-xv веках

Вопросы к этой статье:
  • Какие новые явления возникли в архитектуре XIV-XV вв. на Руси?

  • Какие памятники архитектуры XIV-XV вв. Руси сохранились до наших дней?

  • Как можно отличить храмы, созданные в Московской земле, от новгородских?

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о