Архитектура древней руси картинки: Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода – Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом

Содержание

7 древнейших храмов России

Северный храм в Карачаево-Черкесии построили еще до Крещения Руси, а керченскую церковь Иоанна Предтечи — во времена Тмутараканского княжества. В новгородском соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде молился Иван Грозный, а собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире реставрировал Андрей Рублев. Рассказываем о самых древних храмах России, некоторым из них — больше 1000 лет.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный). Республика Карачаево-Черкесия, X век. Фотография: pravoslavie.ru

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Храм Святого Иоанна Предтечи в Керчи

Храм Святого Иоанна Предтечи. Керчь, Республика Крым, X век. Фотография: vkrym.su

Точная дата постройки храма неизвестна. Исследователи полагают, что его возвели в X веке, а в строительстве использовали элементы еще более древнего культового здания VI века. Среди них — византийский обожженный кирпич, резные колонны из греческого мрамора с голубыми прожилками и каменные перекрытия. В стенах обнаружили амфоры VIII века, они служили голосниками — усиливали звук и устраняли эхо.

В XIII–XV веках, когда Керчь стала генуэзской колонией, в храме появились итальянские фрески. Часть из них погибла во времена Крымского ханства: власти отдали здание под мечеть, и рабочие выскоблили и замазали лики святых.

Достраивать храм начали в XIX веке. В 1801 году возвели западный придел, а в 1845-м — двухъярусную колокольню и северный притвор в неовизантийском стиле. Когда копали фундамент, обнаружили погребальные стелы V века до н. э. Камни вмонтировали в южную стену храма.

В советское время в храме находился Керченский лапидарий — коллекция археологических находок античных времен. А в наши дни здесь снова проходят богослужения.

Подробнее о храме Святого Иоанна Предтечи в Керчи.

Собор Софии Премудрости Божией в Новгороде

Собор Софии Премудрости Божией. Великий Новгород, 1045–1050 годы. Фотография: fakt777.ru

Софийский собор в Великом Новгороде заложил князь Ярослав Мудрый на месте 13-главого храма 989 года. Освятил его первый русский епископ Лука Жидята в 1050 году.

Собор построили по распространенному в Древней Руси типу — крестово-купольному. Очертания его основания напоминали крест, а внутреннее пространство состояло из основного объема под куполом и четырех галерей с разных сторон.

Изнутри отделывали храм уже в следующем столетии. Его декорировали на манер византийских соборов, только вместо мрамора и мозаики на стены нанесли штукатурку и фрески. В конце XII века в соборе установили бронзовые врата, которые создали в Магдебурге немецкие мастера. Створки украсили барельефами по сюжетам из Ветхого и Нового Заветов.

В соборе сохранились фрагменты фресок XII века: изображения пророков и ангелов на сводах главного купола и настенные лики святых Константина и Елены. В храме можно также увидеть царское моленное место, которое установили по приказу Ивана Грозного, и паникадило — основной канделябр. Его подарил собору Борис Годунов.

Подробнее о соборе Софии Премудрости Божией в Новгороде.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла (Петропавловский храм). Смоленск, 1146 год. Фотография: ru.esosedi.org

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Церковь Бориса и Глеба села Кидекша

Церковь Бориса и Глеба. Село Кидекша, Владимирская область, 1152 год. Фотография: golddomes.ru

Борисоглебская церковь в селе Кидекша недалеко от Суздаля появилась еще во времена Юрия Долгорукого, в 1152 году. Это одно из первых белокаменных зданий Северо-Восточной Руси.

Возводить церковь в те времена было почти так же сложно, как и египетские пирамиды. Материал добывали под Москвой, за 500 км от этих мест, перевозили по рекам и сушей. Рабочие обтесывали булыжники и укладывали их практически без раствора.

В облике церкви сочетались черты русской средневековой архитектуры и западного романского стиля: традиционное кубическое основание, необычно оформленный портал и аркатура — ряды декоративных ложных арок на стенах. На протяжении всей истории храм не раз реставрировали, а в XVII веке заменили купол.

В конце ХХ века Борисоглебскую церковь включили в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В наши дни храм не действует, здесь изучают фрески XII века и проходят раскопки. Под современным полом исследователи обнаружили первоначальное основание иконостаса и омфалий — место для епископа — из редкого розового камня. Омфалий Борисоглебской церкви — самый древний в России.

Подробнее о церкви Бориса и Глеба села Кидекша.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков, 1156 год. Фотография: ecominfo.spb.ru

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире

Собор Успения Пресвятой Богородицы. Владимир, 1160 год. Фотография: al-eparhiya.ru

Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.

В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.

В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.

На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.

В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.

Автор: Лидия Туляганова

Древнерусская архитектура фото и история — История архитектуры

Автор landingclub На чтение 8 мин. Опубликовано

Первые подробные исторические сведения о жизни наших предков, восточных славян, относятся к IX — X вв. Есть и более древние свидетельства, но они такие смутные, что ученые до сих пор спорят, говорится о славянах или о каких-то других народах. Конечно, это не означает, что в IX в. наши предки не имели своей истории. Просто природные и общественные условия, в которых они жили, не способствовали сохранению информации. Славянские земли — это в основном плодородные и влажные, покрытые лесами равнины. Здесь не очень много камня, но много древесины. Итак, на протяжении веков основным строительным материалом служило дерево. Каменные постройки появились на Руси только с принятием христианства, в конце X в. Именно с этого момента надлежит начинать рассказ о восточнославянской архитектуре. Конечно, есть все основания полагать, что и до крещения славянские строительные мастера возводили великолепные сооружения, но дерево — очень непрочный материал, и об архитектуре дохристианской Руси мы не имеем почти никаких сведений.

Реконструкция Софии Киевской

Спасо-Преображенский собор в Чернигове

Десятинная церковь в Киеве. 989-996 гг Попытка реконструкции Ю. С. Асеева

Первой известным нам каменным зданием на Руси стала так называемая Десятинная церковь, возведенная в 989 — 996 гг по приказу князя Владимира Святого в Киеве. К сожалению, она не сохранилась, и сейчас мы можем видеть только линии ее фундамента и сделанные учеными реконструкции. Церковь была создана византийскими строителями и почти полностью повторяла классическую византийскую крестовокупольную схему.

Древнейший русский христианский храм, сохранившийся до наших дней, — это знаменитая София Киевская, возведенная в 1037 — 1054 годах по приказу Ярослава Мудрого. Образцом для нее также служили византийские церкви, но здесь уже проявляются своеобразные национальные черты, учитывается окружающий пейзаж. За века, прошедшие со времен княжения Ярослава, София несколько раз перестраивалась, и ее первоначальный вид был изменен. Подробнее мы расскажем о ней в статье, специально посвященной архитектурным памятникам Украины. Одним из старейших памятников архитектуры Киевской Руси является также Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный князем Мстиславом Владимировичем.

Спасо — реображенский собор в Чернигове

Следующий этап в развитии архитектуры Руси больше связан не с Киевом, а с Новгородом, крупным торговым городом на северо — западной границе славянских земель. Здесь в 1045-1055 гг была построена своя София. Основы ее конструкции похожи на византийские прототипы, но внешний вид и общее впечатление, которое производит храм, далекие от этих прототипов. Главный объем здания своей форме приближается к кубу, но каждый из пяти нефов имеет свое собственное скругленные перекрытия. Церковь венчают шесть куполов, сначала имели шлемовидную форму, а затем были заменены на лукообразную. Шлемовидный купол является старейшим в древнерусской архитектуре. Позже возникли шатровые и лукообразный купола. Массивные стены Софии Новгородской лишены любых украшений и лишь в немногих местах прорезаны узкими окнами. Храм является воплощением строгой и мужественной красоты и находится в удивительной гармонии с северным пейзажем.

Апсида Спасо — Преображенского собора в Чepнiговi

Церковь Николы на Июле близ Новгорода. 1292р.

В XII в. в Новгороде была установлена ​​республиканская форма правления. Это политическое событие нашло свое отражение в развитии архитектурного стиля. Вместо больших монументальных соборов начинают строить сравнительно небольшие церкви. В это время возникает тип одноглавой церкви, которая становится впоследствии классической.

Типичным образцом такого архитектурного сооружения является церковь Спаса — Нередицы, построенная близ Новгорода в конце XII в. Она представляет собой простой кубический объем, увенчанный единственным куполом на восьмигранном барабане. Такие церкви строят в Новгороде и в XIV в. Очень похожей на новгородскую является архитектура соседнего Псковского княжества, хотя ее памятники более массивные.

София Новгородская

Новгород. Георгиевский собор Юрьевского монастыря

Псков. Собор Ивановского монастыря. Первая половина XII в.

Все это время на Руси продолжают строить не только из камня, но и из дерева. На это указывает хотя бы то, что в развитии стилей каменной архитектуры очевидно заметное влияние архитектуры деревянной. Однако большая часть деревянных памятников, доживших до нашего времени, была построена позже, и о них будет сказано отдельно.

После упадка Киева в XII в. каменное строительство активно развивалось также во Владимир-Суздальском княжестве. В правление князя Андрея Боголюбского, который сделал город Владимир своей столицей, в нем было возведено много замечательных памятников. Владимирские соборы служили образцами итальянским мастерам, когда в XV в. возводили соборы московского Кремля.

Церковь Покрова на Нерли. Владимир — Суздальское княжество

Церковь Федора Стратилата на ручье в Новгороде (1360-61 гг)

Архитектура Владимир-Суздальского княжества не была такой суровой, как северная русская архитектура. Фасад здесь могли украшать тонкие полуколонки, соединенные небольшими арочками, и сложные орнаменты. Наиболее нарядным храмом стиля считается Дмитриевский собор во Владимире. Среди его украшений мы видим и стилизованные листья, и даже фантастических животных, грифонов.

Московский Кремль и его знаменитые соборы

Владимир. Золотые ворота

В XV в. восточнославянские земли постепенно собираются под властью князей Московских. Из провинциальной крепости Москва превращается в столицу огромного государства, а князь начинает называться царем. В связи с этим здесь разворачивается широкое строительство. Именно в это время был возведен тот Кремль, стены и башни которого знакомы нам всем с детства по многочисленным рисунками и фотографиями. Тогда же построили и знаменитые соборы Кремля. Как уже было сказано, за образцы им были церкви Владимира и Суздаля. Однако московская архитектура этого периода не просто похожа на предшественников. Вводились и новые мотивы. Да, именно в этот период начали строить колокольни, стоящие отдельно от основного церковного сооружения. В первой половине XVI в. приобрели популярность каменные церкви с шатровым покрытием, т. е. увенчанные куполом, который имеет форму вытянутой вверх пирамиды. До сих пор такое покрытие было характерно только для деревянной архитектуры или светского строительства. Первой каменной шатровой церковью стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, ее поставил царь Василий III в честь рождения своего сына, будущего царя Ивана Грозного. Сейчас этот памятник находится в черте города.

Дмитриевский собор во Владимире

Москва. Колокольня Иван Великий. 1505-1508 гг

Успенский собор московского Кремля

1475- 1479рр. Зодчий Аристотель Фиораванти

Особое место среди архитектурных памятников Московской Руси занимает построенный в XVI в., Но уже во времена царствования Ивана Грозного, Покровский собор, более известный под названием собор Василия Блаженного. Он расположен на Красной площади в Москве, и все видели хотя бы его изображения. Собор представляет собой девять столбов, которые поднимаются из цокольного этажа, окруженные единой галереей. Каждый из них имеет покрытие, не похожее на другие. Над самым центральным столбом покрытие шатровое, другие увенчаны лукообразными куполами. Каждый из куполов имеет неповторимые очертания и по-своему разрисован. Яркий храм производит впечатление разрисованной узорчатой ​​игрушки, но одновременно кажется величественным. Ведь собор Василия Блаженного был возведен в честь великой военной победы Московского государства — взятия столицы Казанского ханства.

Успенский собор московского Кремля. 1475-79 гг План и анализ пропорций

Благовещенский собор московского Кремля. 1484-1489 гг

Церковь Вознесения в Коломенском

В течение XVI в. Московское государство вело постоянную вооруженную борьбу с соседним Великим княжеством Литовским. Кроме того, с севера ей угрожали шведы, а с юга крымские татары. Поэтому в этот период возводится много укреплений. Часто роль военных крепостей брали на себя монастыри, расположенные в стратегически важных районах страны. К таким монастырям — крепостям принадлежат Троицкий монастырь под Москвой,

Собор Василия Блаженного

Кирилло — Белозерский монастырь в Вологодской области, Соловецкий монастырь на Белом море.

Москва. Церковь Троицы в Никитниках (1631-1634 гг.) Общий вид и план

XVII век — время экономического и политического упадка Московского государства. Ее раздирают на куски внутренние войны, в которых охотно участвуют внешние враги. Поэтому большое строительство в настоящее время не ведется. Зато возводятся небольшие строения, скромные размеры которых компенсируются большим количеством украшений. Для их отделки изготавливают специальный фигурный кирпич, из которого выкладывают декоративные детали. Мелкие выступающие части окрашивают в белый цвет, и они ярко выделяются на фоне красного кирпича. Сооружение со всех сторон окружают небольшими фронтончиками, громоздящимися друг над другом. Орнамент покрывает стены так густо, что этот стиль часто называют «узорчатым». К таким памятникам относятся церковь Рождества Богородицы в Путинках и церковь Троицы в Останкино. Во второй половине XVII в. вышел указ московского патриарха Никона о борьбе со слишком мирским украшением храмов. В этом указе, между прочим, было запрещено шатровое покрытие культовых сооружений, как заимствованное из мирской архитектуры. По представлению патриарха православные церкви надлежало увенчать традиционными лукообразными куполами. После приказа шатровые храмы исчезают в столице, но их продолжают строить в провинциальных городах и особенно в деревнях. Во второй половине XVII в. происходит частичный возврат от «узорчастости» к более строгому древнерусскому стилю. Образцом такой архитектуры может быть ансамбль кремля в Ростове Великом.

Ярославль. Ансамбль в Коровниках

Ярославль. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. План

Кафельное панно вокруг окна среднего алтаря (конец XVII в.)

Но искусственно введенная строгость этот раз надолго не удержалась в архитектуре Московского государства. Новым толчком для развития нарядного яркого стиля стало присоединение Украины, где уже было распространено западноевропейское барокко и рождался самобытный национальный вариант этого стиля. Через Украину барокко пришло и к русским.

Собор на территории ростовского Кремля

Архитектура древней Руси .: well_p — LiveJournal

Есть такой очень интересный сайт  — Древнерусская жизнь в картинках .  Сегодня мы поглядим несколько интересных картинок оттуда , касаемых архитектуры . По двойному клику все картинки открываются в большом размере . 

Вид Торжка из  книги Адама Олеария «Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. Первая половина 17 века . 
 

И еще один вид Торжка из  книги Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московитских делах» . Это уже первая половина 17 века . 
 

Не правда ли очень похожие изображения ? Обратите внимание на храм , который стоит в центре . Уж больно он не похож на те , к которым мы привыкли .

А вот тут изображен Монастырь. Из книги А. Олеария 
  
Обратите внимание на купол церкви , стоящей справа .  А то что над куполом так вообще жутко нестандартный вариант привычного нам креста . Две сферы , нижняя так с какими то «перьями» и на кресте две горизонтальные планки сверху . Кстати «перьев»  вроде бы шесть . Может это символ Серафима ? 
Таких вот куполов тогда на Руси было много .  Нижний Новгород из той же книги 

Или вот  Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века .

Коломна  
Обратите внимание на последнем рисунке, поперечных перекладин на кресте аж три и на них еще что то есть . А косой перекладины нет вообще . 
Я в архитектуре не спец , поэтому почему были такие купола и насколько они были традиционны для Руси я не знаю . Кто в курсе , напишите в комментах . 
Жизнь идет , меняется . Вместе с жизнью меняется и  религия , подстраиваясь под нее .  Уходят в прошлое какие то старинные символы а те , что остаются теряют для нас уже всякий смысл, становясь чем то вроде красивых знаков , не более того . Хотя изначально все они что то значили .  

Развитие архитектуры в Киевской Руси

Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.

Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.

 

 

Архитектура Киевской Руси.

Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура, в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.

 

 

Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».

 

 

Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.

 

 

Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.

В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.

 

 

При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.

 

 

Древнерусские архитектурные памятники.

Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.

 

 

Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».

 

 

Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.

 

 

Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.

 

 

На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.

 

 

По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:

  • ширина = 20 метров;
  • длина = 30 метров;
  • высота = 50 метров.

Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.

 

 

Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.

 

 

Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.

 

 

Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.

 

 

На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.

Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.

 

 

В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается  некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика.

 

 

Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:

  • Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
  • Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
  • Высокая декоративность оформления фасадов зданий.

Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.

 

 

Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.

 

 

В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.

 

 

Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.

 

 

С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.

 

 

Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.

 

 

Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.

 

 

Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений.  При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.

Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.

 

 

Виды древнерусского искусства.

Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:

  • Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
  • Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
  • Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.

 

 

В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы: » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также  икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.

 

 

Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.

 

 

Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.

 

 

Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:

  • » Остромирово Евангелие»
  • » Кодекс Григория Двоеслава»
  • » Евангелие»

 

 

В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».

 

 

На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.

 

 

Архитектура древнего Новгорода | История искусства

Новгород

Уже в конце 11 века борьба князей за власть приводит к постепенному дроблению Руси на уделы, которые в 12 веке превращаются в своеобразные государства со своей политикой. Феодальная раздробленность с ее междуусобными спорами и войнами, тем не менее способствовала развитию экономических связей, торговли, подъему ремесла, давала толчок для развития художественных традиций. Наблюдается рост городов. Церковь в этот период дробления русской земли выступает как сила, противостоящая княжеским интригам и распрям. Основателями церквей и монастырей становятся не только князья, но и местные бояре, купцы. К середине 12 века наряду с Киевом бурно развиваются такие крупные центры политической и художественной жизни, как Новгород, Галич, Владимир-Залесский, Смоленск, Полоцк.

Первое упоминание о Новгороде в летописи относится к 859 году. Новгородское княжество простиралось от Финского залива до Белого моря и Уральских гор. В XII веке Новгородское княжество достигает высокого расцвета благодаря торговле, которую оживленно вели новгородские купцы. Новгородское княжество управлялось народным вече, и это сказывалось на активности новгородцев.

Софийский собор в Новгороде

Новгородский кремль

Новгород начинается с Кремля, он выстоял почти десять веков, сохранил первоначальный вид многих построек и до сих пор остается символом древнего Новгорода. Красные кирпичные стены новгородского Кремля бесконечно живописны и выразительны. Внутри Кремля расположено одно из замечательных творений рук человеческих — София Новгородская. София и Новгород — понятия неразделимые. «Где святая София, там Новгород», — заявил перед собравшимися на вече горожанами князь Мстислав. Софию новгородцы строили недолго, всего 5 лет. Если учесть ее огромные размеры, то этот срок — минимальный. Сложенный из огромных камней неправильной формы, кремлевский исполин был виден издалека, а покрытая в XV веке золотом средняя глава храма служила незаменимым ориентиром для новгородцев. В последствии Софийский собор был оштукатурен. Собор и сейчас, особенно при первом знакомстве, поражает неземной монументальностью, строгостью архитектурного решения и суровой простотой. Он обязывает человека смотреть, поднимая взгляд снизу вверх. Интерьер Софии впечатляет не меньше, чем его внешние формы. Под гулкими сводами навсегда остановились часы истории. Древние плиты пола с вкраплениями мозаичной крошки отражали в себе теплое пламя свечей и казались подобием драгоценного ковра. Мозаики были сделаны из эмалевого камня, с тонким знанием техники, с большим вкусом.

Церковь Спаса — на реке Нередице 1198 г.


Одним из замечательных памятников Древней Руси является новгородская церковь Спаса — на реке — Нередице ( 1198 г. ). Как и многие новгородские храмы церковь Спаса Нередицы отличается строгостью и простотой, как и вся северная новгородская земля. Благодаря этой земной простоте она кажется живой формой самой природы. Она, словно белый гриб, сочный и крепкий, выросла из — под земли и слилась с окружающими ее полями и лесами. Мужественный, суровый характер носят и росписи Спаса Нередицы. В тесном пространстве церкви изображения святых как бы обступают вошедшего и смотрят на него широко раскрытыми глазами. Фигуры их грубоваты, лики святых напоминают лица обыкновенных стариков. Во всем облике чувствуется какая — то могучая сила.

Презентация к уроку по теме: Архитектура древней Руси

     

 Урок по основам православной культуры на тему:

            «Православный храм:

    архитектура  Древней Руси»

  Автор: Косацкая Татьяна Павловна, учитель основ православной культуры  МБОУ СОШ №2 города Кольчугино Владимирской области.

Форма урока: заочное путешествие по древним памятникам старины

                        родного края

Область применения: урок по основам православной культуры, урок по МХК, внеклассные мероприятия по краеведению, клубный час.

                                                                                               

Адрес:

601770, Владимирская область, город Кольчугино, п. Белая Речка,

ул. Школьная д.1

Директор:  Новикова  Елена Вячеславовна

Тел: (49245)49-237

E-mail: [email protected]                                             

                                                         

                                                             2014

    Урок  «Православный храм: назначение, архитектура».

Цель:

  •  познакомить с историей развития древнерусской архитектуры.

Задачи:  

  • показать связь прошлого и настоящего;
  • развивать познавательные и творческие способности;
  • воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;
  • воспитывать духовную культуру, обогащать внутренний мир детей через приобщение к великому искусству.

Оборудование:

  Книга для чтения «Православная культура земли Владимирской»,                                                                                        фотографии и репродукции картин древнерусских храмов,                                                                                                                                                                   компьютерный диск «Энциклопедия православного христианина», компьютер,                презентация к уроку «Архитектура древней Руси».

     

                          Ход занятия:

Учитель рассказывает:

Православный храм в исторически сложившихся формах символизирует Царство Божие в единстве трех его областей: Божественного, небесного и земного.

История возникновения храмов и назначение.

История возникновения православных храмов и их устройства такова.

В обычном жилом доме, но в особой горнице, «большой, устланной, готовой» (Мк. 14, 15; Лк. 22, 12), состоялась Тайная вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос Сам совершил первую Божественную литургию — таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь и долго беседовал за трапезой о тайнах Церкви и Царства Небесного. При этом Господь заповедал «творить сие» и впредь — то есть совершать то же и так же, в Его воспоминание.

Так было положено начало христианского храма — особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и богослужения — того, что в развитых, достигших расцвета формах мы сегодня видим в наших православных храмах.

       Русская архитектура следует за традицией, корни которой были установлены еще в Византии, а затем в Древней Руси. После падения Киева российская архитектурная история продолжалась в княжествах Владимира-Суздаля, и Новгороде.

 Большие церкви Древней Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в Восточных Славянских странах.

Архитектурный стиль Древней Руси быстро утвердился под влиянием византийского. Ранние православные церкви были главным образом сделаны из дерева, с самой простой формой церкви. Главные соборы имеют множество маленьких куполов.

  Наша древняя Владимирская земля богата памятниками архитектуры православных храмов.    

   На прошлом уроке учащимся были даны следующие  варианты заданий:

1.Выберите из ряда предложенных репродукций  наиболее понравившийся памятник архитектуры нашей Родины.

2.Опишите свое впечатление в сочинении-миниатюре.

3.Нарисуйте храм, понравившуюся архитектурную деталь, декоративный узор.

4.Подберите стихи и отрывки из прозы о храмах и соборах нашей древней Владимирской земли.

5.Подготовьте рассказ об одном из памятников архитектуры нашего края.

Сейчас мы совершим первую  заочную экскурсию в Кидекшу и послушаем рассказ о церкви Бориса и Глеба.

                    Слайды презентации 4-5

            Ученик рассказывает о церкви Бориса и Глеба:

 От суздальской торговой площади, мимо Васильевского монастыря лежит

дорога в село Кидекшу, где в 4 км к востоку от Суздаля сохранилась древняя белокаменная церковь — один из первых храмов владимиро-суздальского белокаменного зодчества. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий получил от Галицкого князя готовую дружину мастеров-зодчих, и за короткое время — к 1152 году — эта дружина построила несколько белокаменных церквей в разных городах Залесья, в их числе церковь Бориса и Глеба в Кидекше.

      Село Кидекша — древнее, дославянское. Стоит оно посреди поля, вблизи устья речки Каменки. «Каменка» — это и есть перевод с угро-финского «Кидекша». Здесь эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, текущей в Клязьму.

Борисоглебская церковь была, возможно, центром княжеского двора, окруженного земляной насыпью. В Кидекше не сохранилось никаких дворцовых строений, кроме самой церкви. Да и пробыл здесь Юрий Владимирович недолго: в 1155 г. сел он на Киевское княжение, где вскоре и умер.

Борисоглебская церковь производит сильное впечатление суровой простотой: от нее так и веет русским средневековьем княжеских усобиц, насупленным молчанием неприступной крепости, богатырской статью. Нет еще ни пояса колонок, ни стенных рельефов — только робкая аркатура, узкий поребрик да простые профили чуть углубленного портала. Мастерство дружины, принявшей, очевидно, местных новичков, еще не было совершенным. Впоследствии рухнул верх и в XVII в. перестроен под четырехскатную кровлю с крошечной главкой. С XIV в. был здесь мужской монастырь, а с XVIII в. — сельский приход.

Наше второе путешествие – экскурсия в областной центр – город Владимир.

              Слайды презентации  6-7

  Ученик рассказывает о Дмитриевском соборе:

Уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества и пластики домонгольского времени.

Храм во имя святого Дмитрия Солунского построил князь Всеволод Большое Гнездо. «Постави церковь камену на своем дворе, в свое имя» — сообщает летопись. Это имя получил при крещении и один из сыновей Всеволода — Владимир, с рождением которого в 1194 г. принято связывать строительство собора. В 1197 г. храм был завершен постановкой иконы св. Дмитрия.

Одноглавая, четырехстолпная княжеская церковь невелика, не слишком вместительна. Предмет созерцания и поклонения — сам храм — образ Божьего Града, икона в камне. Потому так гармоничен и строен силуэт здания, так величественны его формы, так красноречиво резное убранство — более 1000 резных камней. Могучее тело венчает золочёная шлемовидная глава, упруго развернуты плечи-закомары, на восток обращен трёхчастный алтарь. От подошвы до пояса стена гладкая, поскольку нижний ярус закрывали галерея и резные лестничные башни, соединившие церковь с княжеским дворцом. Эти древние пристройки разобрали в 1838 г., посчитав за поздние.

Рельефы белокаменных соборов, столь много говорившие их современникам, уже спустя два-три века превратились в непостижимую тайну, не разгаданную до конца и сейчас. В этой каменной книге прочитаны лишь отдельные строки и слова, а весь замысел едва проступает. В нем угадывается идея Небесного Града, райский сад, идеальная картина Божьего творения.

В XV в. Дмитриевский собор утратил значение княжеского храма, стал бесприходной, а с середины XIX в., после ремонта 1838-1847 гг., приходской церковью. В 1883 г. получил пневматическое отопление, а с южной стороны была построена небольшая звонница (не сохранилась).

               Слайд 8

  Ученица рассказывает об Успенском храме.

 Успенский собор — уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени.

 В середине XII в. князь Андрей Юрьевич Боголюбский превратил г. Владимир в столицу Суздальского княжества. «Да будет сей град великое княжение и глава всем» — таков замысел князя — «самовластца». Архитектурным и духовным средоточием княжества и новой столицы стал белокаменный Успенский собор, построенный в 1158-1160 гг. на крутом холме над рекой Клязьмой. Своды его поддерживаются шестью столпами, золочёный шлем увенчал главу, вознесённую выше Киевской Софии почти на 33 метра. Теперь уже трудно вообразить первоначальное великолепие Успенского собора: резьбу и золото аркатурно-колончатых фризов, женские и львиные маски, рельефные композиции «Вознесение Александра Македонского», «Три отрока в пещи огненной», «Сорок мучеников Севастийских», полихромные росписи наружных стен, бронзовые кубки и ветрила над закомарами…

Успенский собор был задуман кафедральным. Летописи упоминают о целом ансамбле епископского двора: «владычных сенях», «тереме», «столпе», уничтоженных пожаром 1185 г. Здесь же был и княжеский двор. После пожара собор перестроили мастера князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Наследник идеи единовластия, восходящей к эпохе древнего Киева, Всеволод ещё более сблизил облик главной святыни княжества с Киевской Софией — величественной, многоглавой. В 1189 г. вокруг Андреевского собора поднялась как бы двухъярусная галерея, почти доверху окружив старые стены. На галереях появились 4 главы; вместе с центральной они составили пятиглавие, на многие века определившие образец православного храма. По этому образцу построен в ХV в. Успенский собор Московского Кремля.

      Слайды презентации 9-10

     Ученица рассказывает о дворце Андрея Боголюбского:

        На подступах к Владимиру, вблизи слияния рек Нерли и Клязьмы,

в 1158-1164 гг.   раскинулся на высокой береговой гряде «город камен именем Боголюбый». Княжеский  замок занял южную часть города, с севера примкнул посад. После татарского разорения  Боголюбов остается городом и числится в «списке градом русским» конца XIV в.; впоследствии становится селом, а в советское время поселком. При въезде со стороны Владимира справа вдалеке виднеется луговой простор, а впереди со стороны дороги — остатки древней крепости: заросший пруд на месте рва и холмы — бывший крепостной вал. За каменной оградой с башнями высится ансамбль Боголюбова монастыря; древнейшая часть его — белокаменные памятники княжеского дворца XII в.

Княжеский дворец в Боголюбове отличался сказочным великолепием. В кольце земляных валов, рвов и каменных стен вырос белокаменный собор во имя Рождества Богородицы. Собор, подобно Успенскому храму, украшали резные рельефы и фрески, медь и позолота, керамические полы и оконные витражи. Круглые, раскрашенные под мрамор колонны, поддерживали своды.

После смерти князя в Боголюбове обосновался мужской монастырь. Древний собор разрушился от ветхости и неумелых переделок и в XVIII в. был заменен новым. Над лестничной башней надстроили шатер колокольни. Место княжеских покоев занял келейный корпус. В XIX в. древние ворота с надвратной церковью сменило новое здание — Успенская надвратная церковь с колокольней, тогда же построили и огромный пятиглавый собор. Они теперь определяют боголюбовскую панораму. Но внимательный взор тотчас отличит благородную древность: белокаменную галерею над аркой и лестничную башню с двумя резными аркатурно-колончатыми фризами, с чудным тройным окном, с внутренней лестницей, вьющейся вокруг колонны. А возле нее — ниша, где лежало тело убиенного князя, в XVIII в. канонизированного церковью.

           

           Слайд 11

Ученица рассказывает о Золотых воротах:

Редчайший памятник древнерусской фортификации. Здание построено из белого камня в 1158-1164 гг. владимирским князем Андреем Боголюбским, как главная боевая и проездная башня вновь созданной им крепости. Из пяти внешних ворот крепости уцелели одни — Золотые.

Здание представляет собой высокую, мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. Под перемычкой крепились дубовые створы, окованные золоченой медью. Над перемычкой настилалась боевая площадка. Вверху башни, над арочным проемом помещалась церковь Положения риз Богородицы — миниатюрная вариация белокаменного храма. В церковь вела внутристенная лестница. Обход вокруг церкви, окруженный зубчатой стеной, служил второй боевой площадкой. Боевая башня, триумфальная арка, церковь — все сочетается в лаконичной, но яркой и выразительной архитектуре Золотых ворот — главных ворот новой столицы Северо-Восточной Руси, какой стал Владимир при Андрее Боголюбском.

С двух сторон башню сжимала земляная насыпь городской крепости, принимая на себя тяжесть от надвратной церкви. В 1238 г. Золотые ворота выдержали натиск монголо-татарской орды и не посрамили себя: татары проникли в город не через ворота, а в пролом деревянной стены на валу. Несмотря на пожары военного и мирного времени, ветхость и незначительные ремонты, облик Золотых сохранился почти без изменений до конца XVIII — начала XIX вв., однако надвратная церковь «стояла без пения праздна многие лета». Только в губернское время здание было серьезно перестроено: валы по бокам отняты, башня окружена пристройками, скрывающими контрфорсы, а надвратная церковь построена заново из кирпича и освящена в 1810 г. Открытый обход вокруг церкви превратился в закрытую галерею. Внутристенная лестница наверх была засыпана, а возобновлена лишь в 1870 г.

Слайд 12-13  

Ученик рассказывает о храме Покрова на Нерли и о Рождественском соборе Суздальского Кремля

   

                                             Покров-на-Нерли

         

                     Октябрь октябрем, а трава-то, трава!

                     И белым по зелени храм Покрова.

                     Свечой на ладони – на голом лугу –

                     Прямой на ветру, гнущем реку в дугу.

                     Мерцает в излучине, будто из туч,

                     Сквозит к нему некий единственный луч.

                     Пропорций бесспорность и магия лет? –

                     Струящийся в небо естественный свет!

                     И сколько б ни шел ты назад – допоздна

                     Идет за тобой его белизна,

                 Как жизнь, что, отстав, и в последней дали

                 Все светит нам вслед, как Покров-на-Нерли.

                                                                                        И.Снегова  

                 

     Посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы — аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы — складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова — покровительства Богоматери.

    «Житие князя Андрея Боголюбского» связывает строительство этой церкви с гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.

    Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл — так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.

Рождественский собор  Суздальского Кремля

Одно из первых упоминаний о нём содержится в Лаврентьевской летописи под 1222 годом, где говорится, что Рождественский собор создан на месте обрушившегося храма,   построенного Владимиром Мономахом в конце XI –  начале XII в. Строительство  продолжалось с 1222 г. по 1225 г.

В отличие от Успенского, собор Рождества Богородицы имел мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя – скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича-плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII–XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222–1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню.

XVII век – период больших изменений и строительства собора. В 1634 г. епископ Серапион расписывает собор, при нём же в 1635–1636 годах строится придел святых Феодора и Иоанна.

В XIX веке среди наиболее значительных преобразований в его конструкции следует отметить придел Рождества Христова 1815 года и паперть 1896 года с западной стороны основного объёма храма. Проведённая в 1895 году система подземных воздушных каналов калориферного отопления заменила собой предшествующую систему.

  С 30-х годов XX века закрытый для богослужения собор начинает исследоваться А.Ф. Дубыниным и А.Д. Варгановым. В 1954–55 годах Рождественский собор был освобождён от позднейших обстроек, отреставрирован в 1960-е гг., после чего обрёл свой современный вид.

 Вопросы для обсуждения:

  1. Чем обусловлены художественные особенности владимирского зодчества?
  2. Какая идея заложена в древней архитектуре Владимирской земли?
  3. Какие общие для древнерусской архитектуры элементы имеют Успенские соборы Владимира и Москвы?
  4. В чем вы видите благородство и возвышенность древнерусского искусства?

РЕФЛЕКСИЯ.

— Вам понравился урок?

— Что показалось вам наиболее интересным?

— О каком храме вы хотели бы узнать больше?

— А теперь на доске вы видите такую лесенку – это лесенка вашего настроения на уроке. Покажите с помощью полосок — ступенек (которые как бы ведут в храм)  ваше настроение.

       

           Использованная литература:

1.Храмы России. Энциклопедия. М.,2008г.

2.Православная энциклопедия. М., 2007г.

3.Энциклопедия православного христианина. Электронное издание. М.,2007 г.

4. photosuzdal.ru/photos/suzdal

5. goldinfo.com.uaJPG.

6. www.uer.varvar.ruJPG.

7. www.hramy.ru

8. www.rus-sobori.ru

9. www.temples.ru

                     

Архитектура Древней Руси

В эпоху Древней Руси (X-XII века) до принятия христианства здания возводились из дерева. Дерево служило материалом для строения жилья и крепостных стен. Поскольку дерево характеризуется своей относительной недолговечностью, то и дома Древней Руси, а также их декоративные элементы не сохранились. Изучение русской архитектуры домонгольских времен происходит по каменно-кирпичным зданиям, начало возведения которых приходится на период принятия христианства с конца X века, а именно 988 год. Христианство стало для Руси источником более высокой культуры, более совершенного зодчества.

Памятники архитектуры Древней Руси

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (989-996) — самый ранний памятник каменной архитектуры. Церковь стала именоваться Богородицей Десятинной после того, как князь Владимир Святославович даровал ей десятую часть своих доходов. Церкви не стало во время вторжения в Киев монголов в 1240 году. Однозначно решить вопрос реконструкции церкви так и не удалось. В этой связи было предложено несколько вариантов планов реконструкции, но вопрос остался на уровне дискуссий. Несколько основных плановых характеристик здания церкви представляется возможным установить.

Известно, что Десятинная церковь представляла собой трехнефный храм с темя парами столбов и тремя апсидами, или шестистолпный крестово-купольный храм, характерная для византийской архитектуры. Сооружение было построено способом кладки со скрытым рядом из плоских кирпичей византийского типа (плинфы). Данные подробности стали известны при проведении раскопок Десятинной церкви.

Тридцатые годы XI века знаменуют собой начало следующего этапа монументального строительства на Руси. Страна в этот период была разделена на две части между сыновьями князя Владимира. Так в Чернигове (около 1036), стольном городе, принадлежащем Мстиславу, был заложен Спасо-Преображенский собор (Рис. 1). Примечательно то, что собор сохранился до наших дней практически целиком. В плане Спасо-Преображенский собор близок к Десятинной церкви, но в отличие от последней, обладал в восточной части здания перед апсидами характерным для константинопольской архитектуры дополнительным членением (вима).

Рисунок 1. Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В 1037 году возводится Софийский собор в Киеве. Тот факт, что при возведении собора использовалась строительная техника, позволяет утверждать, что строителями были люди из Константинополя, которые привнесли элементы византийской столичной архитектуры. Софийский собор — пятинефный храм с крестово-купольной системой сводов, имеющий с трех сторон галереи, а с восточной стороны — пять апсид. Собор имеет тринадцать глав, в число которых не входят завершения башен. Величественный вид и цельность восприятия придает храму четко выраженная пирамидальная композиция.

Для византийской традиции не характерно многоглавие, которым славился Софийский собор. Множество глав Софийского собора было одновременно использовано зодчими и как художественный замысел, придавая композиции собора торжественность и пышность, и решало функциональную задачу — необходимость расширить западную часть храма с целью размещения в ней крещален.

В настоящее время наружное оформление Софийский собор выполнено в стиле украинского барокко, лишь в нескольких местах, где специально снята штукатурка, можно увидеть древнюю поверхность стен.

Замечание 1

Создание Софийского собора было призвано укрепить влияние государственной власти и новой религии, показать величие и мощь вновь созданного государства. Софийский собор является центральным памятником зодчества Киевской Руси.

Как только закончилось возведение Софийского собора в Киеве, строители начинают возводить Софийские соборы в Полоцке (50-е г. XI века) и Нижнем Новгороде (1045-1050 гг).

Рисунок 2. Софийский собор в Полоцке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Многие детали, а также близость типологий, строительные и технические приемы, сходство пропорций является свидетельством того, что соборы были возведены одной артелью киевских мастеров. Строители были опытны и не повторяли старые решения, а исходя из других условий заказа, делали многое по-новому. Например, чтобы удешевить и ускорить процесс строительства, мастера использовали в работе местный строительный материал — известняковую плиту. Новгородский и полоцкий Софийские соборы в общих чертах схожи с киевской Софией, но выполнены в более упрощенном варианте. Все они — пятинефные храмы, но к собору в Киеве примыкают два ряда галерей, в Новгороде — один ряд, в Полоцке галереи отсутствуют. У киевского собора две лестничные башни и пять апсид, у новгородского и полоцкого- по одной башне и по три апсиды. Киевская София обладает тринадцатью главами, Новгородская — пятью, Полоцкая — семью.

В 40-50 годы в Киеве осуществлялось строительство еще нескольких зданий: церквей Ирины и Георгия, Золотых ворот.

Архитектурные особенности Древней Руси

По мнению историков архитектуры, в связи с тем, что памятники Киева в древности возводились греческими мастерами, архитектура Киевской Руси является провинциальным вариантом византийского зодчества. Такое мнение бытовало до тех времен, пока не были в достаточной степени изучены памятники русской архитектуры и византийской.

Замечание 2

Позже, обладая нужной информацией, появился однозначный вывод, что памятники Киевской Руси не имеют сходства с византийскими, а киевские храмы не имеют аналогов в Византии.

Византийские строители имели за плечами огромный опыт в возведении культовых зданий — церквей. Строительство на Руси вызвало необходимость решать новые задачи: возведение храмов с очень большими хорами, что не было характерной особенностью византийских церквей. В стране, недавно принявшей христианство, большую роль играли помещения крещален, что вело к необходимости византийских мастеров принимать новую плановую схему сооружений. Также зодчие столкнулись с новыми, непривычными для них строительными материалами. Кроме того, строители должны были считаться со вкусами заказчиков, которые были воспитаны в традициях и эстетике деревянного строительства.

Архитектура Древней Руси сложилась и развивалась на базе византийской архитектуры, но уже во второй половине XI века стало обладать собственными традициями со своим особым характером и древнерусским путем развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *