Архитектура на руси 10 13 века: Архитектура Древней Руси: кратко и со вкусом – Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Содержание

Архитектура Киевской Руси [Древнерусского государства, зодчество]

Архитектура 10 века на Руси

Десятинная церковь (Успения Богородицы)

Сразу после крещения приглашённые князем Владимиром византийские мастера начали строить в Киеве огромную 25-главую церковь Успения Богородицы (Десятинную). Её торжественное освящение состоялось 12 мая 996 г. До постройки Софийского собо­ра она служила главным храмом стольного Киева.

Судьба первого каменного храма ока­залась трагичной. Осенью 1240 г., когда монголы штурмом захватили город, уце­левшие жители закрылись в Десятинной церкви. Одни пытались выкопать подзем­ный ход и по нему уйти из осаждённой церкви. Другие по лестницам поднялись на своды. Между тем татары принялись таранами бить в двери и по стенам зда­ния. От этих ударов, а также от тяжести скопившегося наверху народа своды рух­нули. Церковь превратилась в братскую могилу последних защитников Киева.

В ходе археологических раскопок были обнаружены фундамент древней Десятинной церкви и некоторые фрагменты её внешней от­делки. Однако о её архитектуре можно строить лишь самые общие предположения. Полагают, что и по конструкции, и по отделке она напоминала современные ей храмы Византии.

Архитектура 11 века на Руси

Софийский собор в Киеве

Софийский собор — знаменитый храм древнего Киева, заложенный в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о глав­ной святыне Константинополя — храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Ии­сус Христос.

Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской православной церкви — митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев на­ходился под властью Речи Посполитой, Софийский собор всё же дошёл до наших дней. И хотя вся его верхняя часть перестроена в XVII столетии, в основе своей это всё тот же древний собор Яро­слава Мудрого.

Конструктивное ядро Софии имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных в плане столбов, на которые опираются своды. Восточная часть основного здания снаружи представляет со­бой 5 полукруглых выступов (апсид). Это огромный городской со­бор, способный вместить несколько тысяч молящихся.

Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увен­чаны 13 главами. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Их внушительные размеры обеспечивают хорошее освещение богатого внутреннего убранства собора. Цен­тральная глава расположена над пересечением двух главных не­фов — продольного и поперечного. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Такая конструкция храмов, характерная для Византии и Древней Руси, получила название крестово-купольной.

Как снаружи, так и внутри Софийский собор поражал вообра­жение, служил наглядным свидетельством величия новой религии и могущества Руси. Он призван был стать усыпальницей киевских великих князей и митрополитов. Первым здесь был похоронен стро­итель храма князь Ярослав Мудрый.

Софийский собор в Новгороде

Местный патриотизм, столь свойственный древнерусской ари­стократии, проявлялся и в стремлении украсить свой город вели­колепными зданиями, не уступающими прославленным образцам. В то время как стольный Киев, «мать городов русских», равнял­ся на Константинополь, вторая столица «империи Рюриковичей», Великий Новгород, тянулась за Киевом. Постройка великолепной киевской Софии подтолкнула новгородцев к созданию своего соб­ственного каменного Софийского собора. Его строительство началось в 1045 г. и закончилось в 1050 г. Главным заказчиком выступал сын Ярослава Мудро­го Владимир, правивший тогда в Новгороде в качестве наместника. (Примерно в те же годы огромный Софийский собор был выстроен и в Полоцке, где правил энер­гичный и честолюбивый внук Владимира Святого князь Всеслав. Однако до наших дней от этого древнего храма сохранились лишь фрагменты.)

Новгородская София в целом воспро­изводит тип киевской, однако уступает ей как по размеру, так и по богатству архитектурных форм. В отличие от киевской она имеет лишь три апсиды и пять глав. И всё же она оставляет незабываемое впечатление, воз­вышаясь как снежная гора над низкими берегами Волхова. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Спасский собор в Чернигове

Третьим в ряду гигантов архитектурного наследия Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове. Его заказчиком был брат Ярослава Мудрого князь Мстислав Владимирович. Извест­но, что в год кончины Мстислава (1036) строительство собора было в самом разгаре. Однако дату его завершения летопись не сообщает. Спасский собор — сильно вытянутый по оси восток — запад пяти­главый храм с тремя апсидами. Он не имеет тех двухэтажных га­лерей, которые придают необычайную монументальность обеим Со­фиям. Однако неизвестный архитектор сумел создать динамичную композицию ступенчатого развития архитектурных масс вверх. Он также использовал очень эффектный приём, который со временем станет популярным у древнерусских зодчих: возведение нескольких небольших построек (две часовни-усыпальницы, крещальня, лестнич­ная башня), примыкающих к храму и своей миниатюрностью под­чёркивающих его величие.

Архитектура 12 века на Руси

см. Архитектура 12 века на Руси

Архитектура 13 века на Руси

см. Архитектура 13 века на Руси

Картинки (фото, рисунки)

На этой странице материал по темам:
  • Архитектура руси в 10-12 веках

  • Историческая реконструкция киева 10 век

  • Архитектура руси 9-12 века-виртуальная экскурсия

  • Архитектура киевской руси 11 века

  • Архитектура руси 10-13 века доклад с картинками

Вопросы к этой статье:
  • Опи­шите один из архитектурных памятников Киевской Руси.

Третьяковские уроки: Архитектура Киевской Руси

Русское искусство с Х и до конца ХVII века неразрывно связано с церковью и христианской верой, которую русский народ вслед за своими византийскими учителями назвал православной. (До этого на Руси исповедовали язычество).
Первым городом на Руси, принявшим крещение, стал Киев.
Начало новой истории и новому искусству на русской земле было положено в конце Х в при великом князе Владимире Святославиче.
Княжеские послы посетили богослужение в великом православном храме Византии — храме Святой Софии в Константинополе. Они были поражены увиденным: «Не знаем на небе ли были мы или на земле, ибо нет на земле такого вида и такой красоты.»
Удивительно как много великолепных храмов, украшенных мозаиками, фресками, иконами, было возведено в ХI столетии в только — только крещеной стране. В то время мастера — византийцы приезжали  на Русь целыми артелями.

Десятинная церковь.
Рядом с княжеским двором в 991-996 г.г. поднялась многоглавая церковь Успения Богоматери, прозванная десятинной, потому что князь велел десятую часть своих доходов отдавать на возведение этого храма.

Десятинная церковь. Макет
Невероятно поражала красотой и великолепием Десятинная церковь. (Ныне остался только фундамент, раскопанный археологами в 1908г.) Как и все храмы Киева ХIв., Десятинная церковь была возведена из плинфы (плоского квадратного кирпича) в традициях византийского зодчества. Вот только плинфу здесь использовали особую — светло-желтую и необычно тонкую (всего 2,5 — 3 см). В отделке Десятинной церкви широко использовалась мозаика.
До постройки Храма Святой софии в Киеве, Десятинная церковь была главным почитаемым православным храмом.
В 1240г., в черную годину нашествия Батыя, Десятинная церковь была разрушена.

Спасо — Преображенский собор в Чернигове.
Самый древний из дошедших до наших дней в своем былом облике храмов Киевской Руси.
Находится он не в Киеве, а в Чернигове. Заложен по приказу князя Мстислава Владимировича (сын князя Владимира) в ХIв.
В своей основе это был пятиглавый  храм типа вписанного креста с развитой алтарной частью.

Спасо-Преображенский собор в Чернигове. Современный вид

В то время храмы не штукатурились, поэтому кирпичный орнамент плинфы, скрепленный розовым раствором, помимо нарядности придавал храму легкость. Строили византийские мастера, поэтому четко прослеживаются греческие узоры — меандры. 

Резная кладка собора

Интерьеры собора сегодня

Интерьеры собора сегодня
Интерьеры собора сегодня
 Высокое наследие Византии, пожалуй, нигде так не ощущается в архитектуре Древней Руси.

Собор Святой Софии в Киеве.
Новый этап зодчества связан со строительством Ярослава Мудрого в Киеве. В к.30-х — н.50-х годов ХIв. по указанию великого князя киевского  был возведен самый величественный и знаменитый из всех русских храмов — Собор Святой Софии (т.е. Мудрости Божией). Это и самый грандиозный из всех известных храмов византийской художественной традиции.

Макет собора Святой Софии в Киеве
 Для архитектуры собора Святой Софии в Киеве характерны триумфальность и праздничность, связанные с утверждением авторитета князя и могущества молодого государства.
В ХIв. Софийский собор был тринадцатикупольным, но позднее подвергся серьезной перестройке и число куполов уменьшилось.
Современный вид собора Святой Софии в Киеве

Если древние фрески едва проступают на стенах собора, то мозаики, выполненные из смальты, так же ярки, как и много веков назад. Ими украшены главные части храма.

В куполе расположен Христос — Вседержитель.

Мозаика в куполе. Христос — Пантократор (Вседержитель)
А в алтаре, на стене центральной апсиды — строгая фигура Богоматери.  Её руки вознесены вверх  в непрестанном молении.
Богоматерь Оранта (молящаяся). 
Нигде  больше на русской земле  не сохранятся храмы, украшенные мозаиками из смальты и природного камня. Это останется только на киевской земле, как отблеск Византийской империи, подарившей Руси умение строить храмы и писать иконы.

Новогородская архитектура.
XI век в древнерусской архитектуре — это эпоха «трех Софий»: Киевская, Новгородская и Полоцкая.

Чем дальше от Южной Руси строился храм, тем больше в нем черт оригинального русского зодчества, тем больше собственных находок в строительную практику привносили местные мастера. Поэтому София Новогородская и полоцкая,  возведенные по образу Софии Киевской, очень от нее отличались.

На протяжении нескольких столетий Новгород Великий был «второй столицей» Руси.

Этот город славился многолюдностью и богатством.

В 1045- 1050гг. повелением князя Владимира Ярославича возвели один из самых известных соборов Древней Руси — Софию Новгородскую. 

Собор построен из плинфы (плоского кирпича) и камня. Несмотря на то, что основные архитектурные элементы Софии Киевской и Софии Новгородской во многом совпадают, они производят совершенно различное впечатление.

Новгородских храм выглядит суровее, монументальнее и компактнее. Пять его мощных куполов  высоко подняты над монолитным кубическим зданием, строго отделяясь от него. Шестая глава венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Собор Св.Софии в Новгороде.
София уже в 30-х годах ХII века перестала быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской вечевой республики, Вплоть до последних лет новгородской самостоятельности София была как бы символом Новгорода.
Фрески и мозаики храма частично были разрушены во время Великой Отечественной войны.
Интерьеры собора Св.Софии в Новгороде
Икона Божией матери.Знамение.
Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками

Георгиевский собор Юрьева монастыря. Новгород.

Строительство собора, ставшего главным храмом Юрьева монастыря было начато в 1119 году. Инициатором строительства был великий князь Мстислав I Владимирович. Поскольку в это время он находился в Киеве, то строительство собора было поручено игумену Юрьева монастыря Кириаку и сыну Мстислава новгородскому князю Всеволоду. Из Новгородской летописи известно имя строителя собора — мастер Пётр. Это первое из известных имён древнерусских мастеров-строителей.

Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке.


«Святой Георгий» — храмовая икона, одна из древнейших в России
Святительский чин (фреска XII века)

Церковь Успения  Пресвятой Богородицы на Торгу. Новгород.

Строительство 1135- 1144 гг.

Успенская церковь представляет собой последнюю крупную княжескую постройку в Новгороде. Согласно летописным записям, она неоднократно подвергалась крупным перестройкам в связи со случавшимися (например, в 1541, 1606, 1745 году) пожарами.

В 1409 году с севера и с юга к ней были пристроены приделы Алексея — человека Божия и мученицы Екатерины. В результате многократных перестроек церковь сохранила только свой первоначальный план. Особенно серьёзные изменения в её облик были внесены в 1458 году. Летопись собщает, что она была поставлена на старой основе, а «стару каменну же порушив».

Владимирское зодчество.
Владимиро-суздальские храмы были белокаменными. Самые древние из них отличались скромным декором: арочный поясок на апсидах и горизонтальная полочка-отлив посередине стен. Окна были узкие, напоминающие щели бойниц. С XII же века храмы начинают украшать белокаменной резьбой: иногда это фольклорные сюжеты, иногда — скифский «звериный стиль», а в некоторых случаях видны романские влияния.
Возвышение Владимира было связано с правлением Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, строившего храмы не только из благочестивых соображений, но и из политических — чтобы показать, что его земля находится под особым покровительством небесных сил, превратить ее в Святую землю. По сути, он создавал во Владимире новый Киев.

В 1158 — 1164 годах закладывается собор Успения Богоматери. Он должен был стать оплотом будущей Владимирской митрополии, независимой от киевских духовных властей.
Это большой одноглавый шестистолпный храм с примыкающими к нему с трех сторон притворами. В качестве материала использовались белокаменные блоки и туф. Андрей пожаловал собору десятую часть княжеских доходов, чем уподобил его киевской Десятинной (тоже Успенской) церкви. В конце XII века внешнее решение собора переделывается: он обстроен дополнительными галереями, стены растесаны и соединены с боковыми частями. Превращается из одноглавого в пятиглавый, главы расположены далеко друг от друга.

Собор Успения Богоматери во Владимире.

В 1164 году были возведены Золотые ворота с надвратной башней, увенчанной церковью Положения Риз; назначение их было двояким: парадным и декоративным. Расположены они при въезде с юго-запада на главную часть Владимира, выводившую к дворцово-храмовому ансамблю. Такая организация городского пространства восходила к богословским представлениям об идеальном Небесном Граде и являлась отличительной чертой двух столиц, претендовавших на роль Нового Иерусалима: Константинополя и Киева. Таким образом, Андрей Боголюбский, ставя свой город в тот же ряд, на языке архитектуры заявлял, что Владимир должен занять место «матери городов русских».
Золотые ворота во Владимире

С военными походами князей связана церковь Покрова на Нерли. Храм стоит на искусственном холме высотой 4 м, некогда облицованном и обложенном белокаменными плитами. Высота его стен, равная длине, дополнялась легкой главой, поставленной на четырехгранный пьедестал. С запада, севера и юга церковь окружали галереи. Удачно найденные пропорции, тонкая многоуступчатая профилировка выступающих из толщи стен лопаток с почти отрывавшимися от них колонками, резные ихзображения по сводами закомар делали церковь нарядной. Впервые в аркатурно-колончатом поясе появились фигурные консоли в виде львов, барсов, грифонов, звериных и женских масок.
Церковь Покрова на Нерли.
Декорации 
Декорации

Архитектура Москвы.
Несмотря на политику татарских ханов, стремившихся истощить силы русского народа путем разжигания княжеских междоусобиц, уже в начале XIV века на историческую арену выдвигается новый центр объединения русских земель — Московское княжество. Большую роль в этом играет расположение Москвы на пересечении торговых и речных путей, связывавших русские земли. Старый культурно-политический центр Руси — Владимир — после захвата Золотой ордой торгового пути с Востока постепенно уступает свое место Москве.
Раннее московское зодчество, вдохновляемое этой идеей, развивается под влиянием блестящих образцов владимиро-суздальской архитектуры XII-XIII веков, уцелевших от татарского погрома. Первые попытки монументального строительства относятся ко времени Ивана Калиты. Летописи упоминают о четырех каменных храмах и о постройках дубовых стен Кремля в Москве (1329). При Дмитрии Донском Московский Кремль впервые был обнесен каменными стенами (1367).

Московский кремль при Иване Калите
В конце XV века при Иване III были начаты работы по перестройке соборов, дворцов и укреплений Кремля. Наряду с русскими зодчими были привлечены также мастера из Италии, где в это время искусство и архитектура Возрождения достигли своего расцвета.
Московский белокаменный кремль
В 1475-1479 годах знаменитый болонский зодчий, математик и инженер Аристотель Фиораванти построил Московский Успенский собор. Предварительное изучение мастером владимирских и новгородских памятников определило близость облика храма к древнерусским образцам.
Успенский собор Московского Кремля.
Успенский собор Московского Кремля
Интерьеры собора
Архитектура и стенопись храма воссоздают образ космоса, где своды символизируют небо, несомое столпами собора. Как правило, на столпах помещают изображения мучеников, которые своей жизнью и мученической смертью поддерживают Церковь, подобно тому, как столпы несут свод.
Интерьеры собора

В 1505-1509 годах итальянский зодчий Алевиз Новый построил в Кремле близкий по плану к Успенскому — Архангельский собор, в котором черты итальянской архитектуры отразились сильнее, чем в первом. Одновременно в Кремле был построен новый княжеский дворец (1481 -1508), состоявший из ряда связанных между собой зданий — палат, среди которых выделялась знаменитая одностолпная «Грановитая Палата» (1487-1496).
__________________________________________________

Все соборы устроены в композиции крестово- купольного храма.
Над зданием сооружали главный купол, с которым могло соседствовать от 4 до 12 меньших куполов. Эту центральную главу поддерживал барабан со световыми окнами, опиравшийся на 4 главных столба, находящихся внутри храма. Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.
Главные и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю. Нефов было 3 или 5. С восточной стороны храма располагался алтарь, где происходила важная часть богослужения. В области алтаря стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами. Полукруглые покрытия церковных сводов назывались закомарами. Вход в церковь всегда с западной части. А над ним строили хор — верхняя открытая галерея, балкон для знати.


Оглавление

Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры.
Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты.
В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Приложение.

Архитектура Древней Руси: архитектурный облик с 9 по 16 века

Древняя РусьИстория архитектуры Древней Руси берет свое начало с создания Киевского государства. Завершился этот этап лишь с возникновением в 18 веке Российском империи. Период с 9 по 16 век был очень ярким, на него пришелся расцвет архитектурного зодчества, его замедление в связи с нападением татаро-монгольского ига и последующее восстановление.

Особенности архитектуры Древней Руси

Архитектура Древней Руси имела свои особенности, обусловленные принятием православного христианства.

Влияние православия на архитектуру Древней Руси

Если Западная Европа издревле строила храмы из камня, то языческая Русь всегда характеризовалась архитектурой деревянной. Каменная архитектура напрямую связана с распространением православного христианства. Храмы строились по образу крестово-купольных церквей греков.

Православие оказало влияние и на внутреннюю архитектуру храмов. Единство интерьеров достигалось в них путем построения низких алтарных перегородок, позволяющих молящимся видеть верхнюю часть алтарной части церкви. Этот нюанс был заимствован из византийских традиций.

Архитектурные стили Древней Руси

В истории архитектуры понятие стиля появилось лишь в 18 веке. История Древнерусского зодчества насчитывает 7 веков и является уникальной, поскольку в ней нет механического, бездумного копирования архитектуры зданий соседних и западных государств.

Каждый из периодов ее развития сложный и многообразный.

Архитектура Древней Руси по векам

Население Древней Руси

Зодчество Древней Руси после ее крещения развивалось довольно стремительно. Каждый век имел свои отличительные черты.

Архитектура с 9 по 12 века

Можно выделить 4 архитектурных школы древнерусской культуры, сформировавшихся в период с 9 по 12 век:

  • киево-черниговскую;
  • галицкую;
  • новгородско-псковскую;
  • владимиро-суздальскую.

Мастера, пришедшие на русские земли из греко-восточных стран, начали активно возводить крестово-купольные храмы. Они отличались крестообразно расположенными цилиндрическими сводами, более тонкими, по сравнению с современными, стенами, сложно профилированными окнами. Ряд сооружений в 10 веке был построен с участием болгар.

Киев 11 века был укреплен мастерами по всем канонам оборонительного искусства. Это значит, что архитектура того времени отображала политическую силу существующего государства. Главная улица Киева замыкалась крепостной башней с широкими проездами, именуемой Золотыми Воротами. Они были предназначены для торжественного въезда в столицу правителями с южной стороны.  Тем не менее, это строение оказалось сильно разрушено во время монгольского нашествия.

Архитектура с 10 по 13 века

В период с 10 по 13 век внимание к себе привлекли владимиро-суздальские храмы, а именно Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Юрьев-Польский являлся столицей небольшого княжества, заправлял им Святослав, сын Всеволода Большое Гнездо.

Во имя Святого Георгия Победоносца был построен одноглавый четырехстолпный храм. Он отличался небольшими размерами, но привлекал внимание необычной отделкой фасадов. Все его тело покрывает легкая резьба по камню. Строительство этого храма завершилось за 3 года до нашествия на Северо-Восточную Русь полчищ Батыя.

Также можно выделить белокаменную церковь Святого Пантелеймона, построенную в начале 13 века. До наших дней она дошла в сильно разрушенном виде, но сохранила красоту декоративных арок. В ее строительстве были задействованы мастера из Галича.

Киев же мог похвастаться Собором Святой Софии. Именно там происходили торжественные церемонии возведения на княжеский престол. Изначально этот собор задумывался не как обычная церковь для совершения богослужений, а как главный храм всего Киевского государства. Технически он характеризуется как пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм.

Духовная суть архитектурного замысла Собора Святой Софии заключается в приобщении населения к православному миру. Близким по исполнению к этому храму является Софийский собор в Новгороде. Его строили те же мастера. Формы новгородского храма более лаконичные, он 5-купольный и обладает лишь одной лестничной башней.

Архитектура 14 века

С конца 13 — начала 14 века началось возрождение каменного военного зодчества. Были построены каменные укрепления Новгорода и Пскова, стены существующих крепостей усилились внушительными башнями над воротами и по всему периметру укреплений.

Православные храмы строились на деньги обеспеченных слоев населения, знати и бояр. Построенная в 14 веке Церковь Федора Стратилата стала классическим образцом Новгородского стиля. Ее фасад был украшен декоративными нишами с ручными росписями и вылепленными крестами.

В середине 14 века Псков сумел окончательно обособиться от Новгорода. Поскольку псковская территория была расположена на окраине государства, усиленное развитие получило оборонное зодчество. С целью поднять обороноспособность этих земель была построена крепость Изборск. Также и в самом Пскове появился каменный Кремль, периметр стен которого составлял 9 км. Все постройки, воздвигнутые в Пскове в 14 веке, можно охарактеризовать как лаконичные и суровые.

Также стоит отметить построенные Иваном Калитой Успенский и Архангельские соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору.

Архитектура 15 века

Ко второй половине 15 века Московское княжество уже стало общепризнанным политическим центром государства., по этой причине важное значение приобрело развитие архитектуры именно на этой территории.

К работе над архитектурным образом столицы были привлечены признанные зодчие Новгорода, Пскова, Владимира. Также участие принимали итальянские мастера. Например, всемирно известный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти отправился во Владимир для изучения Успенского собора. Под его руководством началось возведение Каменного Успенского собора.

Архитектура 16 века

Вот несколько основных особенностей русской архитектуры 16 века:

  • на смену деревянному строительству пришло строительство каменное;
  • возводились и укреплялись фортификационные сооружения, т.е. военные крепости;
  • белый кирпич использовался наравне с красным;
  • начались работы по перестройке Московского Кремля, его стены были значительно укреплены;
  • началось строительство шатровых храмов и продолжилось возведение в провинции пятиглавых крестов-купольных храмов;
  • был основан Приказ каменных дел – орган управления, ведающий каменным делом;
  • работы осуществлялись с помощью подъемных механизмов.

16 век ознаменовался завершением объединения разрозненных русских земель при Василии III и трансформацией Руси в централизованное государство. Это был расцвет русского национального зодчества.

Символом архитектурного совершенства этой эпохи можно назвать Храм Вознесения в Коломенском. Это первый каменный шатровый храм и шедевр мировой архитектуры. С 19994г. здание входит в Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Архитектура Древней Руси по областям

В каждой области Древней Руси архитектура развивалась по индивидуальному сценарию.

Новгородская архитектура

Новгородская архитектурная школа начала свое формирование в середине 11 века. Ее отличительные черты – отсутствие излишних декоративных элементов, простота, монументальность. Новгородский Софийский собор, церковь Петра и Павла на Синичьей горе и церковь Уверения Фомы на Мячине отличаются тяжеловесностью форм.

Максимальная влиятельность Новгородской республики пришлась на вторую половину 14 века. Тогда же был отмечен расцвет зодчества на этой территории. Самым ярким представителем архитектуры этого периода является православный храм церковь Федора Стратилата на Ручью. Это одноглавая четырехстолпная постройка кубического типа.

Наиболее близкой к новгородской архитектуре была архитектура псковская. При этом постройки в Пскове имели свои отличительные черты.

Киевская архитектура

Сразу после крещения Руси князь Владимир старался укрепить свое единовластие. На месте языческих капищ начали сооружаться деревянные церкви. Каменные храмы воздвигались с помощью византийских мастеров.

Дальнейшее развитие каменному зодчеству дал Ярослав Мудрый. При его правлении был построен Софийский собор, первоначально представлявший собой пятинефный крестово-купольный храм. Стоительством занимались киевские и византийские зодчие. Позднее, в 18 веке, храм был перестроен в стиле украинского барокко.

Владимиро суздальская архитектура

Владимиро-Суздальское зодчество обладает уникальными особенностями. Оно не просто продолжает традиции византийской архитектуры, но и дополняет их западноевропейскими идеями.

Европейская каменная техника была использована еще при Юрии Долгоруком. Самые известные белокаменные постройки того времени – Церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском.

Владимиро-Суздальская архитектура продолжила активно развиваться и при Андрее Боголюбском, сыне Юрия Долгорукого. Памятники архитектуры этого периода – Золотые ворота, Успенский собор во Владимире и Церковь Покрова на Нерли.

Пик Владимиро-Суздальского зодчества пришелся на 12 век, времена правления Всеволода Большого Гнезда. Им был возведен Дмитриевский собор, шедевр белокаменной резьбы.

Нашествие Батыя на Русь в середине 13 века положило конец белокаменному зодчеству на этих землях.

Архитектура Московского княжества

Архитектура на территории Московского княжества начала активно развиваться в период его превращения в политический центр государства. Московские зодчие переняли традиции Владимиро-Суздальского княжества, и уже к концу 15 века сформировалась собственная московская архитектурная школа.

Во времена правления великого князя Московского Ивана III Васильевича архитектура пережила сильный подъем, связанный с политическими и экономическими успехами княжества. Тогда был построены следующие памятники архитектуры:

  • Успенский собор;
  • Благовещенский собор;
  • Архангельский собор;
  • Грановитая палата в Кремле.

В начале 16 века были возведены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Можайске и Серпухове.

Архитектура Древней Руси по типу строений

Отдельное внимание стоит уделить разным типам строений. С древнейших времен на Руси всегда преобладало деревянное строительство. Это было легко объяснить обилием и дешевизной лесов, нехваткой строительного камня. Каменное строительство преобладало в церковном зодчестве и было связано с крещением Руси.

Деревянная архитектура

Русское деревянное зодчество – направление традиционной архитектуры в Древней Руси. Основой деревянной архитектуры выступает сруб – сооружение, стены которого собраны из необтесанных бревен.

Традиционным примером такой постройки служит обычная крестьянская изба. Были построены и деревянные церкви. Их архитектурная выразительность достигалась за счет внушительной высоты и сложного силуэта верхних частей.

Крыши жилых деревянных строений крыли пучками соломы. Сверху их прижимали жердями и дополнительно укрепляли досками из осины. Более дорогостоящим считалось покрытие крыши из обтесанных досок. При строительстве крестьянских изб работники орудовали только топором, отсюда пошло разговорное выражение «срубить избу».

Самые первые православные храмы из дерева, построенные сразу после крещения Руси, относились к клетскому типу построек и по своей сути представляли конструкцию из 3-5 разновысотных срубов, покрытых самостоятельными кровлями.

Поскольку дерево является недолговечным материалом, до современной эпохи дошло не так много памятников деревянного зодчества, а те, что дошли, находятся в неудовлетворительном состоянии.

Храмовая архитектура

В храмовой архитектуре Древней Руси преобладал крестово-купольный тип храма. История строения таких сооружений началась с воздвижения Десятинной церкви в Киеве.

Первоначальные техники каменного строительства Древняя Русь позаимствовала у Византийской империи, и первые каменные храмы были возведены при участии приглашенных мастеров.

Подавляющая часть древнерусских крестово-купольных храмов является трехнефной. Классифицировать их можно и по числу внутренних столбов. Есть четырехстолпные, шестистолпные и восьмистолпные храмы.

Из периода 9-16 века неплохо сохранился восьмистолпный Свято-Преображенский собор Чернигова, Успенский собор Киево-Печерского монастыря, возведенный при участиии греческих архитекторов. К трехнефным соборам относится и ряд храмов Великого Новгорода.

Монголо-татарское нашествие на Русь сумело прервать активное строительство практически во всех областях государства. Следующий период расцвета храмового строительства начался в Московском княжестве.

Шатровая архитектура

Также в русском храмовом зодчестве получили распространение шатровые храмы. Вместо классического купола здание такого храма увенчивается шатром.

Шатровые храмы могли быть как деревянными, так и каменными. Каменные шатровые постройки начали возводиться к концу 16 века.

Шатер – довольно распространенная в деревянном зодчестве форма завершения церкви, поскольку передать форму купола из деревянного материала очень затруднительно, а конструкция шатра намного проще: несколько бревен соединяются в верхней части и облицовываются досками или лемехом. Шатровые храмы выделялись на фоне сел и городов своими вытянутыми силуэтами.

Каменные шатровые церкви являются уникальным творением архитектуры. По указам царей, они возводились в царских селах и имениях знати. Широкое распространение они получили к завершению 16 века.

Таблица важнейших архитектурных сооружений Древней Руси

Вот краткий перечень наиболее значимых древнерусских архитектурных сооружений периода с 9 по 16 век.

НазваниеМесто нахожденияГод возведения
Софийский соборКиевпериод с 1017 по 1022
Золотые воротаКиев1037
Успенский собор Киевско-Печерского монастыряКиев1073-1089, реконструкция после ВОВ
Михайловский соборКиев1070-1088
Троицкая надвратная церковьКиев1106
Церковь Спаса на БерестовеКиевконец 11-начало 12 века
Церковь Успения Богородины ПирогощиКиев1131-1136
Трехсвятительская церковьКиев1182-1183
Кирилловская церковьКиев1136-1140
Васильевская церковьОвруч1190
Успенский соборКанев1144
Спасо-Преображенский соборЧернигов1 половина 11 века
Борисоглебский соборЧерниговпериод с 1097 по 1123, нет точной даты
Храм святой Параскевы ПятницыЧерниговначало 13 века
Ильинская церковьЧерниговпредположительно 1069
Церковь Святого МихаилаОстерконец 11-начало 12 века
Спасо-Преображенская церковьПолоцксередина 12 века
Церковь Михаила Архангела на ПристаниСмоленск1180-1197
Храм Иоанна Богослова на ВаряжкахСмоленск1176-1180
Петропавловская церковь на ГородянкеСмоленск1146
Богородице-Рождественский соборСуздаль1005, реконструкция в 1222
Церковь Покрова на НерлиБоголюбово1165-1166
Палаты Андрея БоголюбскогоБоголюбово1158
Успенский Княгинин МонастырьВладимир1200-1202
Дмитриевский соборВладимир1194-1197
Золотые воротаВладимир1158-1164
Успенский собор во ВладимиреВладимир1158-1160
Церковь Святого ГеоргияСтарая Ладога1165
Старорусский Спасо-Преображенский мужской монастырьСтарая Русса1198
Спасо-Преображенский соборПсков1156
Собор Иоанна ПредтечиПсков1130
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на ТоргуВеликий Новгород1135
Церковь Петра и Павла на Синичьей гореВеликий Новгород1185-1192
Церковь Спаса на НередицеВеликий Новгород1198
Перынский Рождества Богородицы мужской скитВеликий Новгород1220
Церковь Благовещения в АркажахВеликий Новгород1179
Собор Рождества БогородицыВеликий Новгород1117-1122
Николо-Дворищенский соборВеликий Новгород1113

Архитектурный облик Древней Руси – видео

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 4: Древнерусская архитектура X — начала XIII в.


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


    Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода, являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, они в тексте обозначены знаком  — ***).
    Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции. Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

    Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века). К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII — XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко.

    О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


    Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа, характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 — 1050 гг.):


Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):


    К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV — XV веках.

    А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII — начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) — во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

    Во Владимирской Руси в XII — XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
    Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше ***, построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г.), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем.



    То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 — 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

  Успенский собор Владимира, ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

    По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 — 1186 годах:


    Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***


    Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):
    Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами.
    Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:


    Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире, построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 — 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:


Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

    Небольшое отступление:
    Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
    Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это — лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:


    Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, построенный в 1230 — 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы — Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 — 1327 годах.


Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:


    К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире ***, являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.
    Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси — Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича ***, сооруженного им в 50-60-е годы XII века.

    Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:


      К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):

    Краткий вывод.

    Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
    Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю.

 
    В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры — XIV — XVI века.

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Таблица «Архитектура Руси X – XVII вв.” по МХК 10клас

Киевская Русь

Собор Святой Софии
(Софийский собор). Киев

(возведен между 1017 – 1037гг.)

Греческие мастера

Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, около 1017 года и , а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.. В соборе был погребен Ярослав Мудрый. Один большой купол и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Десятинная церковь, (возведенная в 989 – 996гг.)

Древнейшая каменная церковь, возведена, в честь пресвятой Богородицы, разрушенная Батыем

Новгород

Софийский собор в Новгороде

(1045—1050 гг)

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа

Борисоглебская церковь, набережная Александра Невского

1536 год

В 1146 г. была построена первая деревянная Борисоглебская церковь, в 1167-1173 гг. перестроена в камне новгородцем Сотком Сытиничем.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

1119 год

Зодчий — мастер Петр

В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Собор издавна служил усыпальницей для новгородских князей. Здесь были похоронены два сына Ярослава Мудрого — Изяслав и Ростислав. Главное отличие: ассимитричное завершение храма.

Церковь Спаса на Нередице

1198 год

Выдающийся памятник русской архитектуры. Кубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь — типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем

Церковь Фёдора

Стратилата на Ручью

(1360-1361 гг)

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича 

Московский Кремль

Успенский собор

(1475-1479)

Аристотель Фиорованти

Образцом для него был Успенский собор во Владимире. Оба храма пятиглавые, но во владимирском соборе 14 столпов, а в московском-6. В московском Успенском соборе находится и знаменитая икона Владимирской Божией Матери. В нем венчались на царство русские цари и императоры.

Архангельский собор

(1505-1508)

Зодчий Алевиз Новый

Испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

Благовещенский собор

Псковские мастера Кривцову и Мышкину.

В 1484 г. по велению Великого князя Иоанна III Васильевича на месте старого деревянного заложен каменный Благовещенский собор. Он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи. В нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола.

Це́рковь Ризополо́жения — Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, (Ризоположенская) 

(14841485)

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери.

Собор Покрова Пресвятой
Богородицы, что на Рву

(Храм Василия Блаженного)

(1554-1561)

Брама и Постник.

До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице;

Постройка собора была начата в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного

Гранови́тая пала́та

(1487 — 1491)

архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Построена по указу Ивана III . Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, 

Храм-колокольня «Иван Великий»

1505-1508 гг.

Архитектор Бон Фрязин

Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

(1528—1532 г)

Итальянский архитектор Петр Франческо Ганнибал

Представляет собой первый образец каменной шатровой архитектуры, пришедшей на смену архитектуре крестово-купольной. Высота церкви Вознесения Господня в Коломенском составляет около 60 метров.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.

Презентация к уроку по истории (6 класс) по теме: Архитектура Древней Руси X-XIII век

Слайд 1

Архитектура Древней Руси X – XIII века Преподаватель истории и обществознания МБОУ «СОШ № 48» г. Владивостока Шабалина Светлана Николаевна

Слайд 2

Каменное зодчество Руси: Начало строительства храмов; Закладка храма; Разметка храма; Устройство фундамента; Материал для строительства: глина и камень; Устройство стен и окон; Наборы кирпичей используемые в строительстве; Система деревянных «связей» для укрепления стен; Система сводов в русской крестово-купольной церкви. Собор Святой Софии в Киеве — XI век; Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.; Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век. План

Слайд 3

Начинали строить храмы обычно весной или летом и заканчивали работу осенью (март — сентябрь). В первый год обычно устраивали фундамент. Затем два-три года возводили стены и крыши. Последний год был посвящен куполам и главам храма. Так, более или менее большой храм строили на Руси 4-5 лет.. Начало строительства храма.

Слайд 4

Прежде всего, подготавливалась ровная площадка. Затем намечалось место алтаря и проводилась продольная ось храма от будущего входа до будущего алтаря. Ось храма ориентировали алтарем на восток. Но восток понимали как точку восхода солнца. А известно, что солнце восходит точно на востоке только два дня в году. Поэтому и храмы (как на Руси, так и в Западной Европе) ориентированы в довольно широком диапазоне с юго-востока до северо-востока. Закладка храма.

Слайд 5

Разметка храма

Слайд 6

Устройство фундамента

Слайд 7

Материал для строительства: глина Наиболее распространенным материалом в каменном строительстве Древней Руси был кирпич. Со времени первой каменной постройки и до середины XIII века (до монгольского вторжения) кирпичи на Руси имели форму тонких и широких плиток. Такая форма кирпича пришла на Русь вместе с византийскими мастерами и потому называлась по-гречески плинфа ( плинтъ , плинфъ ). Слово же кирпич русские заимствовали у поволжских татар лишь в XIV веке.

Слайд 8

Материал для строительства: камень В каждом княжестве предпочитали свой, местный, камень. Так, в Киеве, Чернигове, Переславле применяли красный шифер, который легок в обработке и обладает красивым цветом — оттенками лилового, фиолетового, розового. В Смоленске использовали красновато-лиловый песчаник. В Новгороде — известняковую плиту, а позднее пористый ракушечник бурого, красноватого или зеленоватого цветов. Во Владимир и Суздаль привозили крепкий белый морозоустойчивый известняк из-под Москвы по рекам Пахре, Москве, Воре и Клязме.

Слайд 9

Устройство стен и окон

Слайд 10

Наборы кирпичей используемые в строительстве

Слайд 11

Система деревянных «связей» для укрепления стен

Слайд 12

Система сводов в русской крестово-купольной церкви

Слайд 13

Собор Святой Софии в Киеве — XI век

Слайд 14

Собор Святой Софии в Новгороде – 1045-1052 гг.

Слайд 15

Церковь Покрова Богородицы на р. Нерли – XII век

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *