Что такое зодчество в древней руси: Зодчество Древней Руси. История изучения

Содержание

«Зóдчество» — происхождение и значение слова

Зодчеством называют искусство строить и проектировать здания. Сегодня под этим термином обычно понимают древнерусскую архитектуру IX–XIII веков — от зарождения русского государства до монголо-татарского ига.

Термин «зодчество» образован от слова «зодчий», которое пришло в русский в конце XIV века из южнославянских языков. Это производное от слова «зъдъ» — каменная стена. Первоначально зодчими называли горшечников и гончаров, а зодчеством — искусство лепки из глины. Затем значение расширилось, и зодчими стали строители и проектировщики зданий.

В конце XVIII века Николай Карамзин назвал слово «зодчество» устаревшим и предложил использовать вместо него «архитектуру». С историком согласился филолог-славист Александр Шишков: «Слово зодчий есть настоящее русское… но ежели бы кто в разговорах сказал: я нанял зодчего строить дом, то верно бы многие нашлись у нас такие, которые бы спросили: кого он нанял? а другие бы с насмешкою сказали: он говорит странным языком!»

Однако термин «зодчество» продолжали употреблять в литературных произведениях для эффекта стилизации, создания высокого стиля. Иван Лажечников писал: «Природа-зодчий, соперничая с человеком в украшении острова, с большим вкусом поместила кое-где на берегах его кудрявые деревья».

В XIX веке историки начали интересоваться старинными зданиями. Их реставрировали и изучали во время археологических экспедиций. Например, в 1824 году в Киеве раскопали фундамент древнейшей русской церкви — Десятинной.

В те же годы словом «зодчество» стали обобщать всю архитектуру Древней Руси. Одним из первых употребил термин в этом значении историк Иван Снегирёв. Вместе с художником Алексеем Мартыновым он несколько лет издавал сборники «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества». В книгах серии публиковали рисунки древнерусских сооружений, сделанные Мартыновым, с комментариями Снегирёва. А в 1850-х годах профессор Академии художеств Федор Рихтер издал серию книг «Памятники древнего русского зодчества», в которой публиковал чертежи старинных зданий.

Сегодня изучение и классификация памятников старинной архитектуры продолжается. Ежегодно в регионах России проходят экспедиции, составляются каталоги древних зданий, которые требуют государственной охраны. А в 2019 году министерство культуры запустило проект по сохранению памятников русского деревянного зодчества.

Зодчество в Древней Руси. 6-й класс

Тип урока: урок по истории с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний.

Цели и задачи урока:

  • Актуализировать известные учащимся знания по истории культуры Древней Руси.
  • Сформировать умение работать с интернетресурсами, анализировать их историческое содержание на основе полученных знаний.
  • Организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и представленные иллюстрации архитектурных памятников.
  • Подвести учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийная презентация к уроку на тему: «Зодчество Древней Руси».

Опережающее задание: познакомиться с дополнительной литературой, повествующей о жизни города, о культуре Древней Руси. (Можно предложить работы:1). Коротковой М.В., Рябцевой Ю.С., Хрестоматию по истории русской культуры; 2). Волкова А.А. Голдовского Б.П. и др., Русская культура)

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Сегодня на уроке мы совершим необычное путешествие по городам Древней Руси. Но в начале вспомним, что такое город?

Город – это поселение с большим числом жителей. Города возникали по-разному: основой одних были сельские поселения, другие формировались вокруг крепости, третьи – вокруг монастырей – храмов. Слово «город» происходит от слова «ограда», означавшее в старину надежное укрепленное место или кремль, который был центром города. Вокруг кремля формировался посад, место жительства торгово-ремесленного люда.

Учитель: А сейчас мы совершим путешествие по городам Древнерусского государства, а помогут нам в этом подготовленные вами сообщения.

2. Сообщение учащегося: «Особенности культуры Древнерусского государства»

Люди Древней Руси не только сеяли хлеб, торговали и воевали. Они строили величественные храмы, украшали их стены искусными росписями, изготавливали ювелирные изделия, слагали песни, сказки, поэмы, собирали библиотеки, открывали школы, накапливали знания о природе и окружающем мире, то есть они создавали культурные ценности.

Древнерусская культура появилась не на пустом месте. Ее основой стало богатое культурное наследие восточнославянских племен. Кроме того, древнерусская культура испытывало влияние культуры соседних государств.
Большое влияние на древнерусскую культуру оказала Византия, особенно после принятия Русью христианства. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма. Из Константинополя приглашались мастера для строительства храмов, создания икон и фресок; привозили богословские книги. Благодаря тесным контактам с Византией Русь познакомилась с многовековой христианской культурой. Но древнерусские мастера не стали слепо копировать византийских учителей. Создавая свои творения, они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

Учитель: Каковы истоки древнерусской культуры? Что такое патриотизм?
Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил против иноземных захватчиков. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, своему народу.

Учитель: Каковы достижения древнерусского зодчества?

3. Сообщение учащегося: «Древнерусское зодчество»

Издавна на Руси крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости строили из дерева. Древнерусское деревянное зодчество имело свои традиции. Обычно дома знати были многоярусными, они венчались (заканчивались) башенками и теремами. К основному зданию примыкало множество пристроек – клетей, переходов, сеней. Многие элементы деревянных строений были украшены затейливой резьбой.
После принятия христианства на Руси началось строительство каменных храмов. Так как у русских зодчих не было опыта возведения каменных построек, то первые сооружения из камня были построены приезжими византийскими мастерами. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве так называемую Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы. На строительство храма Владимир отдавал десятую часть княжеских доходов.

   
Первые русские храмы, в том числе и Десятинная церковь, были построены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими архитектурными традициями. Десятинная церковь (разрушена во время монгольского нашествия; сохранились остатки фундамента) – большая 25-главая шестистолбная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало всему храму пирамидальный облик. Церковь была богато «изукрашена» фресками, мозаикой, резьбой.

4. Учитель: «Первые русские храмы»

 От 11 века в Киеве до нашего времени сохранился собор Св. Софии (1030-1040-е гг.) (перестроен в 17 в. в духе «украинского барокко»). Этот храм, построенный при Ярославе Мудром, сочетал славянские и византийские черты.

Слайд 1. Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в традиционную для русского зодчества многокупольную пирамиду. Внутреннее убранство Софийского собора отличалось изысканностью и богатством. Стены были покрыты фресками – картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. Фрески и мозайки отличались яркостью, искусным подбором тонов. На них, помимо церковных сюжетов, были изображены картины из обычной земной жизни – борьба ряженых, охота на медведя и т.д.

Слайд 2. Архитектура Софийского собора оказала огромное влияние на последующее строительство на Руси. Мастера , строившие Киевскую Софию, участвовали в строительстве Софийского собора в Новгороде.

Слайд 3. Новгородская София проще и лаконичнее киевской: пятикупольный пятинефный храм с широкой галереей. В убранстве собора отсутствовали мозайки, мраморная отделка стен. Для строительства использован местный известняк.
Софийский собор в Новгороде был возведен в 1045-1050 гг. «повелением князя  Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Луки». Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями.

Слайд 4. В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.

Слайд 5. В архитектуре 12в. господствующее положение занял одноглавый шестистолпный храм: Успенский собор во Владимире. Сооружен в 1158-1161г. в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.

Слайд 6. Церковь Покрова на Нерли – шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Ее называют «белой лебедью» русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Это маленькое, изящное здание построено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму. Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары. Согласно другому преданию князь Андрей Бголюбский построил этот в возвышенной печали храм в память о своем старшем сыне Изяславе, погибшем в походе на Волжскую Булгарию. Конструктивно храм Покрова на Нерли очень прост – это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Церковь не велика и удивительно гармонична. Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

5. Закрепление

1) Прочитайте описание храма, данное Николаем Ивановичем Костомаровым: «Храм Св. Софии построен был греческими зодчими и украшен греческими художниками. Он может служить образцом византийского зодчества того времени не только на Руси, но и во всей Европе… В первоначальном своем виде это было продолговатое каменное здание, сложенное из огромных кирпичных плит и отчасти дикого камня… Н северной, западной и южной сторонах сделаны были каменные хоры, поддерживаемые толстыми столбами с тремя арками вниз и вверх на южной и северной сторонах; алтарь троечастный, полукруглый, с окнами, а рядом с ним было два придела. Здание освещалось пятью куполами, из которых самый большой приходился над срединой церкви, а четыре – над хорами. Алтарные стены, алтарные столбы и главный купол были украшены мозайкой, а прочие стены – стенной живописью… Лестницы были расписаны изображениями разных случаев из светской жизни, как то: княжеской охоты, княжеского суда, народных увеселений и т. п.». Где находится описанный историком храм – в Киеве или в Новгороде? Каковы были особенности древнерусского храмового зодчества? (Описанный историком храм находился в Киеве. Новгородский храм строже киевского, здесь всего лишь пять куполов, расположенных в четком симметричном порядке. Внутри храма нет ярких мозаик, а только суровые и спокойные фрески. После строительства Софийского собора новгородская архитектура начинает приобретать свое неповторимое лицо – скупость украшений, строгость и величественность форм. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры).

2) Каковы достижения древнерусского зодчества? (Древнерусское государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей, формируя свои самобытные культурные традиции. Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры).

6. Подведение итогов урока

Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры.

7. Домашнее задание

Нарисовать один из храмов Древнерусского государства.

Литература:

  1. Волков А.А., Голдовский Б.П. и др. Русская культура. М., Издательство «Энциклопедия», 2007.
  2. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. М., 2005.
  3. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры 11-17 вв. М., 1998.

Каменное зодчество Древней Руси | База отдыха Дубки в Выксе Нижегородской области

XI век положил начало распространению каменного архитектурного строительства в Древней Руси. Медленное развитие данного направления в зодчестве  объясняется ещё не вполне вытесненным деревянным строительством, а так же затратной трудовой и материальной составляющей в обработке камня. В последующие столетия процесс воздвижения каменных архитектурных построек заметно ускоряется.

Сначала деревянные города обеспечиваются каменными церквями и дворцами, затем, этот материал используется при постройке богатых жилых домов.

С XIV века камень служит основой для сооружения оборонительных стен русских городов. Первые памятные изваяния связаны с эпохой Киевской Руси, затем архитектурные памятники воздвигаются в Новогороде, Владимире, Пскове и Суздали. Москва становится ярким примером преобладания роскошных соборов, дворцовых комплексов — элементов каменного зодчества.

Асимметричность и элементы живых решений становятся особенностью жилых и дворцовых построек светского строительства. Массивные сложные архитектурные примеры, такие, как Большой Кремлёвский дворец Ивана III наделяются большими объёмными палатами, переходами, галереями, что было характерной чертой деревянного зодчества.

Тип кубического храма, который утвердился в каменной архитектуре Древней Руси определялся наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола.

Единый образец построек русских церквей того времени всё же отличал одно архитектурное сооружение от другого наличием декоративной обработки, размерами, объёмными формами.

Основная часть архитектурных каменных построек до XVI века характеризуется последовательной и четкой внутренней структурой, что выражалось во внешнем облике конструкции; а так же единством конструктивных решений и объемных композиций.

Всё же, каменные шатровые храмы были исключением. Основное количество церквей XVI и XVII веков строились по типу кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Небольшие размеры для церквей были популярными. Нередко основная часть помещения делилась на несколько маленьких комнат с помощью стен, арок и других сооружений.

Постепенно Русское государство завоёвывает культовая архитектура, представляющая их себя два типа построек: наземные и подземные. Оба типа рукотворно или природно создавались из камня и назывались монастырями и храмами.

Яркими примерами подземных монастырей являются Киево-Печерский монастырь, уникальный архитектурный комплекс — Ильинский подземный монастырь в толще Болдиной горы в Чернигове, Печорский монастырь под Изборском Псковской области. Подземные сооружения каменного зодчества были распространены на всей территории Древней Руси.

Для наземных каменных церквей был характерен византийский стиль. В качестве примеров можно привести кафедральный собор Св. Софии в Киеве. Немного позже был сформирован и русский стиль, образцами которого можно считать храм Владимира, расположенный вблизи Москвы. Концептуальные строительные принципы, художественные приемы, техническая манера исполнения — были заимствованы из Византийской империи. С другой стороны, русское начало проявилось во внутренних декорациях: иконах и фресках.

 

Совершенно противоположный стиль каменного зодчества Древней Руси складывается в XII веке и становится образчиком простоты и камерности. Лучшим представителем нового веяния в каменном архитектурном стиле стала церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198). Небольшой размер, крестово-купольный тип постройки характеризуются кубическим характером данного сооружения.

Аналогичные постройки отмечаются и в новгородских пригородах, самым распространённым их которых, является архитектурный комплекс Старая Ладога.

С XIII века каменное зодчество на Руси определяет новые направления. Основательный архитектурно-художественный опыт русских земель стимулирует зодчих к разработке деятельно-активных композиций, что выражалось в сочетании местных художественных принципов и архитектурного опыта соседствующих городов и регионов. Данное нововведение привело к опытным необычным творческим воззрениям в каменной архитектуре Древней Руси. Что нашло своё выражение в яркой индивидуальности малочисленных памятников новгородского зодчества XIII в. и, наоборот, удивительной схожести церквей отмеченного периода. Яркий образец храмов указанного времени — небольшая церковь Рождества Христова в Перынском скиту (первая половина XIII в.), запоминающаяся компактностью экспозиций.

В каменной архитектуре Владимиро-Суздальского княжества строительным материалом служил белый камень-известняк. Характерные черты каменного зодчество были проявлены в период правления Андрея Боголюбского. Были сооружены Успенский собор, Золотые ворота, Княжеский замок в Боголюбове, церковь Покрова на Нерли. Отличительными особенностями архитектуры данного территориального направления считаются объёмные пилястры, барельефные образы людей, животных и растений. Нарядность и одновременно строгость данных данных храмов ярко выражена. Дмитриевский собор во Владимире, который был воздвигнут в конце XII-начале XIII в. характеризует каменное зодчество пышными формами, декором, украшениями и затейливой резьбой.

Каменное зодчество Древней Руси обладало природными качествами, свойственными самому русскому народу. Монументальность и величественность, ясные архитектурные композиционные формы в сочетании с наивной простотой, идеи патриотического и гражданского характера, последовательный реализм, — вот, что отличало древнерусское зодчество. Из поколения в поколение зодчие передавали свой опыт подмастерьям, которые перерастали в великих мастеров архитектурного искусства. Каменное зодчество на Руси — основополагающая часть всей историко-художественной культуры нации.


Деревянное зодчество Древней Руси и России

Деревянное зодчество Древней Руси и России — это народная архитектура, «единственным материалом которой было дерево, а единственным орудием возведения был топор» (Я.В. Малков). Она выражает мировосприятие русского народа, его вкусы и образ жизни.

Строения из дерева c древних времён до нас не дошли. Но так как навыки и принципы строительства сохранялись из поколения в поколение, мы можем судить о них по постройкам более позднего времени, сохранившимся изображениям и описаниям в письменных источниках.

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом. Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение.

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Крестьянская изба. Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Конструктивная деталь безгвоздевой крыши «курица». Источник https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Фрагмент кровли с «курицами». Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/382.html

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Навесное крыльцо Кондопожской церкви. (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

Повал (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

Декоративный консольный выпуск брёвен. (Источник: https://kelohouse.ru/dekor-doma15.html)

Примыкание бочки апсиды к восточной стене центрального четверика Кондогопской церкви (Источник: https://obiskusstve.com/325211882298018379/russkoe-derevyannoe-zodchestvo/)

 

Русские зодчие всё конструктивно-функциональное делали одновременно архитектурно-художественным. К дереву относились как к материалу творчества.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Церковь Артимия Праведного, Пинежский район,рисунки П. Фефилова. (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)

Ансамбль села Ненокса. Никольская церковь 1725-1764 гг., колокольня (реставрация 1989 г.), Троицкая церковь 1725-1764 гг. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Ансамбль погоста Ракула. Реконструкция Ю.С. Ушакова (ИСточник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007277/)

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

История деревянного зодчества Древней Руси

История и судьба всей русской традиционной культуры и деревянного зодчества в том числе сложна и трагична.

Как повлияли петровские реформы на русское деревянное зодчество

На рубеже XVII-XVIII веков в России Пётр I в корне менял весь уклад жизни, обычаи и вкусы высшего сословия. Агрессивно насаждались ценности западноевропейской культуры. Основным строительным материалом становится камень.

Изменение образа жизни, стремление угодить власть имущим привело к тому, что старинные деревянные храмы переделывали, меняли их внешний вид и внутреннее убранство. Бревенчатые стены древних построек обшивали и красили, тесовые и лемеховые кровли заменяли железными, шатровые крыши колоколен превращали в шпили. Неузнаваемыми становились интерьеры. Крестьяне в центральной части российских земель продолжали строить из дерева, но архитектура упрощалась, а навыки терялись.

Когда начали изучать памятники деревянного зодчества Руси

Свободные земледельцы и ремесленники Севера и Сибири поддерживали и развивали традиции работы с деревом до XIX века. В богатых строевыми лесами землях создавались архитектурные шедевры. Главным заповедником деревянного зодчества стали обширные земли бассейна Онежского озера и Белого моря, рек Сухоны, Онеги, Северной Двины, Вычегды, Пинеги, Мезени.

Во второй половине XIX века просвещенные представители российского общества, архитекторы и искусствоведы пробуждают интерес к народной культуре и русским древностям. Они делают обмеры и зарисовки старинных деревянных построек, начинают постепенно возрождать самобытность деревянного зодчества. В начале XX-го века были первые попытки реставрации деревянных храмов русского севера.

Русское деревянное зодчество в советский период

Большевики, придя к власти, закрывали церкви, устраивали в них склады и клубы. Деревянная постройка требует присмотра, ухода и периодического ремонта. Прогнившие кровли, нижние венцы срубов, пожары привели к тому, что к началу XXI-го века подавляющее большинство памятников деревянного зодчества разрушилось и продолжает разрушаться.

Но, всё-таки, архитекторы-реставраторы второй половины XX-го века, из коих следует отметить, прежде всего, А.В.Ополовникова, тщательно исследовали многие шедевры, выполнили проекты их реставрации. Для реставрации и поддержания построек создали музеи, научно-реставрационные проектные и производственные мастерские, институты, издали книги по деревянному зодчеству.

Деревянное зодчество Руси в настоящее время

Развал Советского Союза, перестройка и реформы экономики резко ухудшили положение в деле сохранения памятников деревянного зодчества. Из-за недостаточного государственного финансирования снизилось качество реставрационных работ. Например, церкви в Кижах без гвоздей реставрируют с использованием металлических гвоздей.

До настоящего времени коррупция и законы тормозят развитие реставрационного дела и способствуют уничтожению памятников. Ценнейшее культурное наследие находится в зоне риска исчезновения. В статье Почему в России гибнут старинные города разбираются причины такого удручающего положения.

Развитие деревянного зодчества Древней Руси и России

Воссоздать основные этапы развития деревянного зодчества Древней Руси можно, если сохранившиеся образцы сопоставить с изображениями и описаниями в исторических документах.

Мы мало знаем о древних языческих храмах славянских племён. В начале ХХ века польский архитектор Казимир Молковский по описаниям немецких путешественников реконструировал храмы поморских славян Х века — контыны. Русский исследователь народной архитектуры М. В. Красовский пришёл к выводу, что эти реконструкции в общих чертах весьма близки к истине.

План храмов простой и соответствует плану жилой избы: прямоугольник, разделённый на 2 части. Материалом для строительства служили колоссальные бревна, отесанные на четыре канта, и такие же доски. Стены рубились в углах «с остатком» и, для поддержания широких свесов кровель, устраивались «повалы». Вокруг капища (храма), приблизительно на 1/3 высоты его стен, делали дополнительную кровлю. Для чего это надо было и что находилось внутри помещения, читайте в статье Ведические храмы древних славян. (Кликайте на картинку для просмотра.)

Контына. Реконструкция по Мокловскому. (М. В. Красовский, «Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество»)

План языческого (ведического) храма по Мокловскому. (Moklowski К. Sztuka ludowa w Polsce. Lwow : 1903)

Бесценные сведения о более древнем периоде развития деревянной архитектуры дают нам письменные документы с описаниями городов, церквей, теремов и мостов.

Введенский тихвинский девичий монастырь на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Торжок. Изображение города в книге «Записки о Московии» (1549 г) Герберштейна, дипломата Римской империи на Руси.

Улицы Москвы (1656 г). Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906. — С. 212.

Авторы источников отмечают, что русские плотники строили «по старине», «как водится». О верности народных мастеров традициям деревянного зодчества говорят сохранившиеся постройки крестьянских изб и усадеб, формы утраченной Кондопожской церкви (1774 год), конструкции церкви Преображения в Кижах (1694—1714 ) и другие. (Для увеличения изображения кликайте на картинку)

Успенская церковь и колокольня в начале XX века (Кондопога). Автор: неизвестен — http://www.kondopoga.ru/2563-istoriya-uspenskogo-pravoslavnogo-prihoda-v-g-kondopoge.html, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=71673040

Церковь Преображения Господня в Кижах. Автор: User:MatthiasKabel — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4049308

Изба (Вологодская обл., XVIII в.): а — общий вид, б — план жилого этажа; 1 — сарай. 2 — сени, 3 — изба, 4 — клетьИсточник: http://mebel.townevolution.ru/books/item/f00/s00/z0000008/st027.shtml

Деревянное зодчество Древней Руси прошло огромный путь — от примитивного сруба до грандиозных хором дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Оно выработало настолько совершенные приемы композиции и структуры зданий, что они не требуют замены их новыми.

Кроме жилых домов и храмов из дерева строили мосты и фортификационные сооружения. Археологические раскопки в Новгороде обнаружили деревянные водопроводы и мостовые. Интересно, что улицы в Новгороде мостили уже в Х веке. А это на 2 века раньше, чем в Париже, и на 5 веков раньше, чем в Лондоне.

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.
Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».
Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).
Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).
Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).
Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском. Строители: Семен Петров, Иван Михайлов, Савва Дементьев. 1667-1668; 1681. Старинный рисунок. Источник: http://istoriya-iskusstva.ru/russkaya-arhitektura-xvii-veka/

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.
Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.
Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.
Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Почему говорят «

срубить избу»

Особенностью древнерусского зодчества было то, что при строительстве в качестве инструмента использовались только топоры. Пилы применялись только при внутренних работах, потму что она при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для впитывания воды. Топор же сминает волокна, как бы запечатывает торцы бревен и они дольше служат.

Поэтому до сих пор в ходу выражение «срубить избу». И гвозди не использовали, а применяли деревянные костыли — «шканты».

Кто такие «древодели» и как их готовили в Древней Руси

Возведением сельских домов и хозяйственных построек занимались сами жители деревни. Секреты плотницкого дела передавались от отцов и дедов подрастающему поколению. Мальчики в 10 лет уже активно помогали в строительстве.

За храмы, дворцы, крепости брались плотницкие артели. Под руководством наиболее талантливого и опытного мастера деревянных дел — ДРЕВО-ДЕЛя — наряду с рядовыми были и ученики. Обучение в процессе строительства обеспечивало преемственность плотницкого дела. Артели переходили по стране с места на место и выполняли заказы.

Быстрота, с которой плотники могли возводить то или иное сооружение, была поистине сказочной. Например, немногим более чем за четыре месяца в 1339 году вокруг Москвы возвели мощные стены. Эта удивительное качество нашло отражение во всем известных русских сказках, в которых за ночь строились дворцы, мосты или хоромы.

Деревянные христианские храмы Древней Руси

После принятия христианства в 988 году стали строить православные храмы.

Самый простой тип храма

Самые простые деревянные храмы относились к клетскому типу построек. Они представляли собой комбинацию из нескольких срубов, минимум трех. Срубы всех частей чаще всего были разновысотными и крыты самостоятельными кровлями. Над самой высокой кровлей ставили главку.

Деревянный храм Софии в Новгороде. 998 год. Реконструкция Л. Е. Красноречьева

Деревянная церковь XIV века в Кижах.

Шатровый храм. Троицкая церковь. Погост Ненокса. Архангельская область. 1727 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007272/)

Примером этого типа сооружений может служить церковь Св. Лазаря в Кижах. Хотя её датируют 14 веком, принцип строительства пришёл из древних времён. Подробней об архитектурных деталях и особенностях данного строения читайте в статье «Ключик к разгадке гармонии самого старого храма в Кижах«.

Первая многоглавая церковь

Ставили и многоглавые церкви. В Новгороде в 989 г. срубили большой христианский храм Св. Софии из мощных дубовых бревен. В некоторых источниках указывают, что он имел 13 глав. Многоглавие было исконно национальной чертой русского зодчества, перешедшей в каменную архитектуру Древней Руси.

Шатровый и ярусный тип церквей

Первые изображения подобия шатровой церкви в летописях относят к XII в.. Они имели небольшую высоту.

Ярусная церковь Иоанна Предтечи. Ширков погост. 1694 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Кубоватая церковь Вознесения. Село Кушерка. Архангельская область. 1669 г. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007273/)

Било большое, било малое. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007276/)

Троицкая часовня,р-он Пинежский. Рис. П. Фефилова (Источник: http://cultnord.ru/Kultovaja_derevjannaja_arhitektura.html)

С конца XVII века стали строить церкви ярусного типа. Конструкция состоит из постепенно уменьшающихся, поставленных друг на друга срубов, четвериков или восьмериков. Преимущественная область распространения ярусных храмов – центральные районы Руси.

Что было вместо колоколен

Вместо колоколен изначально использовали била и клепала. Било великое представляло деревянную доску, которая подвешивалась к кóзлам или в специальные башенки — бильницы. Било малое делалось из длинного деревянного бруска с закругленными концами с перехватом посередине, чтобы удобнее было держать. В била ударяли деревянными колотушками. Еще один вид била представлял собой узкую металлическую полосу выгнутую по дуге.

Клепалами называли железное полое полушарие с металлическим языком, подобие колокола. Сами колокола получили широкое распространение в России в XV веке.

Часовни: что это и почему такое название

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали.

Такие неприхотливые службы, проходившие у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси «часами». Отсюда и название сооружения.

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Замок Владимира Мономаха в Любече XI в. Реконструкция Б.А. Рыбакова. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Древний Новгород. Х в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006343/)

Вал и крепостная стена Белгорода Х в. Реконструкция М.В. Городцова, Б.А. Рыбакова (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Братский острог (1654 г.) Северо-западная башня, фасад, разрез, планы двух ярусов. (Источник: http://www.rusarch.ru/kradin1.htm)

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

Памятники деревянного зодчества Руси

Большинство шедевров деревянного зодчества русского севера построено в 17-18 веках. Это всемирно известный ансамбль Кижского погоста, Успенский собор в Кеми, церковь Успения в Кондопоге и храмы Поонежья и Подвинья.

Кижи. Объект всемирного наследия. (Фото из интернета)

Успенский собор, Кемь. (Автор: Vitold Muratov — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28021991)

Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Кандапог, Карелия (Фото из интренета)

Церковь Богоявления Господня. Деревня Поле Онежского района. Автор: InkognitoV — собственная работа, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=28636521

Церковь Иоанна Богослова. Село Богослово на реке Ишне. Ярославская область. XVII в. (Источник: http://m-der.ru/store/10006298/10006335/10006344/10007274/)

Проездная башня Николо-Карельского монастрыря. Русское деревянное оборонительное зодчество. Фото: Плотников. В.А. Надвратная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), 1906-07 г. (Источник: https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2015/1491.html)

Деревянное зодчество древней Руси и России можно сохранить общими усилиями. На сайте Общее дело собрана информация о храмах и часовнях Севера. Он рассказывает, что сделано для сохранения наследия, что нужно делать, как принять участие в возрождении деревянных храмов Севера. А стоит ли их сохранять? Пишите в комментариях, что Вы думаете по этому поводу?

Деревянное зодчество

Памятники деревянного зодчества таят в себе много загадок. Как зодчим удавалось построить храм без единого гвоздя? Почему при многократно повторяющихся элементах не найдёшь двух одинаковых построек? Интересно поближе познакомиться с деревянными «жемчужинами» Древней Руси.



_

На Руси самым доступным материалом для строительства было дерево. Храмы, боярские терема, крестьянские избы – всё было деревянное. Это неудивительно, ведь лесные чащобы тянулись на много вёрст вокруг каждого селения. Удивительно другое: русские мастера при помощи одного топора создавали настоящие произведения искусства. Даже не создавали, а рубили. Поэтому дома называли срубами. А строители – «рубленниками» или «топорниками».

Деревянное зодчество зародилось в Древней Руси на Севере, богатом хвойными и лиственными лесами. В XV веке на берегах Онеги и Печоры появились деревянные церкви. Тогда же в Пскове и Новгороде были построены первые колокольни. Но самые удивительные памятники возводились в эпоху «русского барокко» в XVI-XVII вв. Они отличались сложной композицией и обилием архитектурных деталей. Мастера никогда не дублировали свои творения, каждая постройка обладала индивидуальностью. Поэтому можно говорить не просто о строительстве, а о настоящем творчестве.



_

«Топорники» с одинаковым уважением рубили крестьянскую избу для человека и храм – дом для Бога. Найти нужное дерево для постройки – целая наука. Лучше всего подходит трёхсотлетняя сосна, выросшая на сухой возвышенности. Отдавали предпочтение сосне-конде, которая в обхвате была не менее полуметра, а высотой до 20 метров. Сразу не рубили, а делали затеси – узкие полоски на стволе, по которым стекала смола. Мастера не торопились, на пять лет оставляли дерево спокойно расти и пропитываться смолой для прочности. Рубить дом из кондовой сосны – одно удовольствие.

Самая простая форма деревянных построек – клетская. Это два или три сруба, соединённых друг с другом общей крышей. Обычно в церкви было три таких клети-пристройки: храм, алтарь и трапезная. Традиционно украшала постройку затейливая резьба по дереву. Мастера не использовали железных гвоздей, считая, что от них дерево гниёт. Бревна в срубе связывали особым способом в форме квадрата, прямоугольника или шестигранника.

Древние постройки можно было разобрать, перевезти и собрать в другом месте. Уже в наше время по этому принципу наполнялись современные музеи деревянного зодчества. Самые интересные экспонаты свозились из разных уголков страны в экспозиции под открытым небом. Например, на остров Кижи в Карелии, в Малые Корелы под Архангельском, в этнографическую слободу в Костроме.



_

Деревянные храмы, сохранившиеся до наших дней, радуют глаз своим неповторимым обликом. Так в Костромском музее можно увидеть Церковь Собора Пресвятой Богородицы из галичского села Холм – один из старейших памятников деревянного зодчества в Центральной России, срубленный ещё в 1552 году. Этот храм изначально венчал купол в форме шатра, позднее было пристроено пятиглавие. Век спустя шатровые церкви запретит Никон, считая их бесовскими. Но зодчие продолжат бесстрашно их возводить.

Пример русского барокко – многоярусная церковь Преображения Господня, построенная в 1714 году на острове Кижи. Поражает её высота – 37 метров. Храм венчают 22 главы разной формы и размера. Предполагают, что церковь возведена в честь победной Полтавской битвы. Чтобы передать торжественность события, была выбрана необычная форма сруба – восьмигранник.

В селе Кушерка Онежского района есть необычная Воскресенская церковь, которую возвели в 1669 году. Это образец кубоватого храма. Такая форма кровли, напоминающая четырёхгранную луковицу, была распространена на берегах Белого моря.

Дерево – хрупкий и недолговечный материал. Нам повезло, что ещё не все памятники деревянного зодчества сгорели в пожарах или сгнили от старости. Погрузитесь в очарование древней архитектуры, пока это возможно.

Этнодвор «Музей русской печи»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово


_

ЭТНОМИР – самый большой этнографический парк-музей России, красочная интерактивная модель реального мира. Здесь на площади 140 га представлены архитектура, национальная кухня, ремёсла, традиции и быт практически всех стран. Каждой стране отведён своеобразный «культурный заповедник». Такие заповедники мы называем этнодворами.

«Музей русской печи» – комплексная экспозиция. Она образована зданием самой большой в мире русской печи и девятью избами разных регионов Европейской части России.

В своей планировке архитектурный ансамбль воссоздаёт структуру древнеславянских поселений, когда жилые строения окружали центральную площадь.

Основные экспозиции Музея находятся в избах – это и печи разного строения, формы, конструкции, и предметы быта XIX-XX веков, и выставка утюгов, и коллекция традиционных русских лоскутных кукол, и различные деревянные игрушки…

Косточкин В. В. Крепостное зодчество Древней Руси. — Москва, 1969

 

 

 

Крепостное зодчество Древней Руси : [Альбом] / Автор текста и составитель альбома доктор исторических наук профессор В. В. Косточкин ; В подборе иллюстраций принял участие научный сотрудник музея А. Г. Налетов ; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. — Москва: Издательство Изобразительное искусство, 1969. — 159 с., ил.

 

 

[Введение]

 

Люди умные умеют поучаться от врагов.

Осторожность — вот спасенье! Не научит друг тому,

Что от горя поневоле изобресть принудит враг.

Вот пример: не от друзей же научились города,

Стены возводить и башни, в море строить корабли.

Так наука сохраняет дом, имущество, детей.

 

Аристофан

 

 

Уделять внимание делу обороны страны и вести широкое строительство оборонительных сооружений русскому народу приходилось на протяжении многих столетий. В исторической жизни древней Руси такие сооружения играли огромную роль. Их могучие стены и грандиозные башни так же выразительны, как и другие произведения архитектуры. Они не раз слышали сигналы военных труб, свист стрел, грохот пушек и призывный клич врагов. Не раз ощущали они на себе удары стенобитных машин и ядер камнеметов, неоднократно видели, как вероломно напавший противник с позором откатывался восвояси, теряя знамена, бросая громоздкую осадную технику и оставляя раненых воинов. Это активные участники многих битв русского народа за независимость, непосредственные свидетели немалого количества одержанных им военных побед. Их архитектурно-художественный облик, овеянный героической романтикой славных сражений, в каждом случае конкретен и индивидуален. В нем воплотились героизм и мужество русского народа, его любовь к Родине, тот колоссальный труд, который был вложен им в дело защиты родной земли и ее кровных интересов.

 

Подобно другим постройкам, оборонительные сооружения древней Руси не оставались все время неизменными. Они постоянно совершенствовались и видоизменялись в зависимости от исторической обстановки и характера вражеских нападений. Особое воздействие на архитектуру оборонительных сооружений оказывали развитие военной тактики, усовершенствование средств осады и постоянное стремление к новому всего архитектурно-строительного искусства. Это были главные движущие силы в истории русского крепостного зодчества — одного из основных видов древнерусской архитектуры.

 

В зависимости от развития производительных сил страны увеличивалось и общее количество оборонительных сооружений в русских землях. Постоянная угроза вражеских нападений то на северные и западные порубежные районы, то на южные и восточные окраинные земли страны вынуждала русский народ отдавать строительству оборонительных сооружений огромное количество творческих сил и энергии, использовать при их создании все имевшиеся в наличии достижения техники и строительного искусства. Их возведением руководили не какие-то особые специалисты, а те же зодчие и мастера-строители, которые создавали культовые здания и жилые постройки.

 

Конечно, не все оборонительные сооружения древней Руси сохранились до наших дней. Большинство из них уже давным-давно исчезло с лица земли. Однако те, которые остались, являются великолепными памятниками архитектуры. Своей суровой лаконичностью нас поражают, например, каменные твердыни в Изборске — верном порубежном страже вольного Пскова, названном врагами за неприступность «железным городом», а также в Порхове и Копорье — пограничных укрепленных пригородах «Господина Великого Новгорода», не раз обрекавшихся неприятелем на разрушение. Могучей силой и вечной нерушимостью веет от стен и башен величественного Кремля Москвы — крепостного первенца молодого Русского государства, вступившего при Иване III на международную арену. Грандиозна и крайне своеобразна Смоленская крепость, которую русский народ окрестил «непобедимым укреплением своего отечества». Словно сказочные города вырастают из земли стены и башни Соловецкого, Троице-Сергиева и Кирилло-Белозерского монастырей — «великих царских крепостей», соединяющих в себе техническое совершенство исполнения и изумительную, нигде не повторимую красоту.

 

Художественный облик целого ряда современных русских городов просто немыслим без древних оборонительных сооружений. Нельзя, например, представить Псков без Крома и Довмонтова «города», а Новгород — без его Детинца. Совершенно иначе выглядел бы Ростов, если бы митрополичья резиденция, горделиво именуемая Ростовским кремлем, лишилась бы своих стен и изукрашенных башен.

 

У каждого памятника русского оборонного зодчества есть своя красочная история, своя собственная строительная «биография». Каждый из них обладает своими индивидуальными архитектурно-художественными достоинствами. Многие из них вполне сопоставимы с лучшими образцами культового и гражданского зодчества и с полным основанием могут быть поставлены в один ряд с такими шедеврами архитектуры, как церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском или же храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве.

 

Ниже в сжатой форме раскрываются основные этапы развития оборонного зодчества на Руси и характеризуется архитектура русских крепостей в разные периоды их существования.

 

Примеры страниц

 

 

 

 

Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].

 

Деревянное зодчество Древней Руси — презентация онлайн

деревянное зодчество древней
руси
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Условия развития русского деревянного
зодчества
Глава 2. Строительство русской избы и ее устройство
Глава 3. Деревянное храмовое строительство на Руси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования Деревянное строительство в России имеет богатые
традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата,
но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище.
Архитектура таких домов всегда отличалась своеобразием и красотой. На Руси
древесина всегда была самым доступным материалом. Отношение россиян к дереву
особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды,
связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы
православной культурой. Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди
до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического
жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве
русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по
наследству на протяжении многих поколений. Изба в российских условиях служила
обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и
до 100 лет. Церкви служили дольше — до 400 лет. Особое искусство работы с деревом
позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества в Кижах и
других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из которых сохранились
до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором.
Цели исследования:
сформировать представление об особенностях архитектуры
Древней Руси;
способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории
Родины;
формировать умение находить в шедеврах архитектуры духовноценностные ориентиры;
сформировать навыки самостоятельной работы при подготовке
выступлений, умения критически анализировать полученную
информацию.
Задачи:
Продолжать изучение истории родной
страны; расширить кругозор.
Расширять представления об особенностях
деревянного зодчества Древней Руси.
Воспитывать любовь к Родине, интерес и
почитание ее истории, чувство гордости и
уважения к народным умельцам
Объект исследования:
древнерусское искусство.
Предмет исследования:
деревянное зодчество Древней
Руси
Глава 1. Условия развития русского деревянного зодчества.
Зодчество каждого народа, только что осевшего на новых местах, всегда находится в тесной связи с
географическими условиями этих мест, даже и в том случае, если народ этот обладает известным уровнем
культуры и уже успел выработать кое-какие строительные приемы, живя на своей первоначальной родине.
Каждый человек, строя свое жилище, думает лишь о том, чтобы оно укрывало его и весь его домашний скарб
от господствующих в данной местности атмосферных явлений; ограждало от нападений хищных зверей и
враждебных соседей и, наконец, чтобы это жилище можно было скоро и дешево построить, пользуясь всегда
имеющимися под рукой строительными материалами. В таком же положении находилось и первоначальное
зодчество славян, спустившихся с Карпатских гор и расселявшихся в пределах нынешней Европейской России.
Если они до своего переселения и выработали некоторые строительные приемы, то, попав в совершенно иную
обстановку, они волей-неволей должны были ей подчиниться. Какова же была эта обстановка? Равнина
Европейской России делится на две различные по характеру полосы: южную — степную и северную — лесную,
граница между которыми определяется линией, проведенной от устья Камы к Киеву. Расселяясь на новых
местах, славяне, в силу многих условий, явно стремились в лесную область, предпочитая ее степной, которая
была во власти кочевников. Северная же область представляла собою сплошной дремучий лес с редкими
поселениями различных финских племен, у которых единственными путями сообщений являлись реки.
Горные породы встречались там либо в виде относительно глубоко залегавших в почве пластов песчаников или
известняков; либо в виде крупных или мелких валунов, рассеянных по лесу.
Бревна — «деревья» или «дерева», «бсляди», или «сляги», как их еще и до сих пор часто называют
плотники. В зависимости от их назначения бревна употреблялись различной длины, но для рубки
стен домов и церквей применялись, бревна 4-х и 3-х саженные (примеч. – «сажень» ~ 2,16 м.), так
как при бревнах большей длины работа становится очень затруднительной и медленной. В старину
же работа с длинными бревнами была бы еще более трудной, так как толщина последних
превышала нынешнюю вдвое и более.
Брусья, то есть «бревна», отесанные на четыре канта.
Пластины — бревна, расколотые по длине на две части.
Доски — «тёс». В старину пиленых досок не было, так как пилы вошли во всеобщее употребление
только в послепетровское время, а до этого для получения досок деревья раскалывались клиньями
на несколько частей, которые затем обтесывались топорами, откуда и возникло само название —
«тёс». Работа была медленная, требовала большого навыка и была связана с непроизводительной
тратой материала потому, что деревья раскалываются не всегда удачно и при обтеске неизбежно
остается много7 неприменимой в дело щепы; в силу этого тёс расходовали весьма бережно,
заменяя его, где только было возможно, пластинами
UX-директор
Компания, Город
сентябрь 20XX – наст. время
Ведущий дизайнер
Опыт работы
Компания, Город
сентябрь 20XX – август 20XX
дизайнер
Компания, Город
июнь 20XX – июль 20XX
Обладатель премии
Acme Design
За кампанию Parker Music
Контактная
информация
Ваше имя
[email protected]om
www.example.com

История русской архитектуры | ArchitectureCourses.Org

История русской архитектуры; c.1450 — c.1750: своего рода классовая структура.

Многие люди называют период между 1450 и 1750 годами «возвышением России», возможно потому, что в это время страна действительно стала самостоятельной. Действительно, восточноевропейский мир, каким мы его знаем, и особенно в том, что касается России, действительно сформировался в этот период.

Балансы электроэнергии были изменены и реорганизованы за это время не только в России, но и во всей Евразии.Россия сделала свой первый «силовой ход», освободившись от монгольского господства. Затем страна начала расширяться на восток. В конце концов, у него даже будут хорошие отношения с западным миром, хотя ему удастся сохранить свою собственную уникальную культуру и «индивидуальность», а также свой собственный уникальный архитектурный бренд.

Московский Кремль ;

История русского деревянного зодчества?

«Кремль» — это русское слово, означающее «цитадель», и хотя таких построек много по всей России, ни одна из них не так известна, как Московский Кремль, построенный в 1485 году.Московский Кремль состоит из дворцов, соборов, башен и большой стены. В настоящее время здесь проживает президент Российской Федерации.

Кремль треугольной формы занимает огромную территорию в 90 акров и расположен недалеко от многих других важных достопримечательностей, включая Красную площадь и собор Василия Блаженного. Несмотря на то, что в непосредственной близости от Кремля находятся все важные постройки, он по-прежнему остается наиболее интересным и интересным с архитектурной точки зрения местностью в округе.

На самом деле, даже зубчатые стены Кремля, возведенные в 15 веке, привлекают большое внимание.Стены увенчаны двадцатью башнями, в том числе знаменитой Спасской башней, которая находится над главными воротами и украшена курантами.

Вдоль этих знаменитых стен возвышаются массивные дворцы, такие как Грановитая палата, Оружейная палата и Большой дворец.

Также примечательна Соборная площадь, область, которая может похвастаться несколькими впечатляющими церквями, в том числе Успенским собором, построенным в конце 15 века; Благовещенский собор и Архангельский собор.Каждый собор важен не только с точки зрения архитектуры, но и из-за важных политических и королевских событий, которые каждый раз проводил.

Многие утверждают, что Архангельский собор является самым впечатляющим с архитектурной точки зрения из-за отдельной колокольни и богато украшенного золотого купола. В соборе также находятся гробницы важных царей.

Важно отметить, однако, что кремлевские люди видят сегодня уже не Кремль, каким он был когда-то. Деревянная версия Кремля была построена в 13 веке, за ней последовал Кремль в стиле итальянского Возрождения и более современный Кремль, спроектированный Екатериной Великой в ​​18 веке.Несмотря на многие изменения, которые он претерпел, Кремль впечатляет просто потому, что, в отличие от почти всех других структур Москвы, ему удавалось все это время стоять.

Красная площадь

Рядом со знаменитым Кремлем находится Красная площадь. Фактически Красная площадь отделяет Кремль от ближайшего торгового квартала. Первоначально площадь создавалась как центральный рынок, но со временем она стала местом проведения важных общественных церемоний.Действительно, это место до сих пор используется для публичных церемоний.

Хотя Красная площадь, безусловно, является важным и знаменитым местом, на самом деле строения вокруг площади представляют наибольшую ценность и интерес с архитектурной точки зрения. Примерно с 1508 по 1516 год уважаемый архитектор Алоизио Новый спроектировал ров, ныне известный как ров Алевизос, и поместил его перед восточной стеной. Ров длиной 541 метр построен из известняка и зубчатого кирпича.

Три квадратных ворот также видны вокруг площади.Эти ворота были названы в честь важных исторических икон 17 века и позволяют заглянуть в умы и верования русских народов того времени. Три «святых покровителя» ворот, если хотите, включают Константина, Елену, Иисуса Христа и Святого Николая.

Хотя структуры, окружающие площадь и саму площадь, претерпят множество изменений, они все еще достаточно верны своей первоначальной форме, чтобы дать подлинное представление об архитектуре того периода. Последнее строение, которое необходимо отметить, — это собор Покрова Пресвятой Богородицы или «Собор Василия Блаженного», который находится под вышеупомянутым рвом.

Старый дворец, Коломенское

Когда большинство людей думают о Коломенском, они думают о Старом дворце, также известном как Большой дворец. Однако Коломенское — это больше, чем сам дворец; на самом деле это целое королевское поместье с множеством важных построек, хотя дворец, безусловно, занимает центральное место.

Дворец был заказан царем Алексием I. Он хотел создать что-то новое, что стало бы свидетельством его великой власти и лидерства, поэтому он приказал разрушить все деревянные постройки, которые когда-то заполняли Коломенское.Он заменил эти строения еще одним деревянным строением, оригинальной версией дворца, который сейчас так знаменит. К чести, дворец был знаменит и в свое время, хотя выглядел он совсем иначе, чем сегодня.

Частично причина первоначальной известности дворца заключалась в том, что мало кто видел что-либо подобное. Алексис совершенно не сдерживался, создав обтекаемые крыши из сборников рассказов и заполнив дворец удивительными 250 комнатами. Возможно, что еще более удивительно, так это то, что дворец, каким бы красивым он ни был, не был создан с использованием сложных инструментов.Фактически, при его строительстве не использовались даже пилы или молотки.

К сожалению, Екатерина II была недовольна дворцом, особенно после того, как он начал изнашиваться. Следуя по стопам Алексис, она снесла первоначальное строение в 1768 году. Поскольку она не интересовалась игрой за власть и имела гораздо более скромные вкусы, построенный ею дворец был меньше по размеру и был сделан из камня и кирпича.

Второй дворец интересен архитектурно, но не может сравниться с первоначальным проектом, поэтому Правительство Москвы заказало аутентичную реконструкцию оригинального замка в 2010 году.Поэтому те, кто посетит Старый дворец, не увидят истинную оригинальную структуру, но все же получат очень аутентичный взгляд на историю.

Другие постройки в этом районе, которые стоит изучить, включают церковь Иоанна Крестителя, построенную в 16 веке; церковь Георгия Победоносца и церковь Казанской иконы Божией Матери, построенные в 17 веке.

История русского зодчества; Зимний дворец

С 1732 по 1917 год русские монархи жили в огромном Зимнем дворце, расположенном в Санкт-Петербурге, Россия.Дворец стоял рядом как с Дворцовой набережной, так и с Дворцовой площадью, и, несмотря на внушительное строение, он был не первым, кто встал на его место. На территории Зимнего дворца когда-то располагался Зимний дворец Петра Великого, построенный между 1711 и 1712 годами.

Дворец, который сейчас стоит и который теперь считается Зимним дворцом, на самом деле является четвертой версией сооружения, построенного в конце 1730-х годов и регулярно обновляющегося. Дворец даже удалось вернуться после пожара 1837 года; Реставрационные работы были быстро завершены, что доказало, насколько важен дворец для людей того времени.

Эта четвертая версия Зимнего дворца огромных размеров; действительно, он был разработан специально, чтобы продемонстрировать и выступить в качестве символа великой державы Императорской России. Поскольку конструкция была такой большой и сложной, над ней работали несколько архитекторов, в том числе Бартоломео Растрелли. Дизайны Растрелли были настолько новаторскими, что привели к созданию нового стиля, известного теперь как стиль елизаветинского барокко.

Дворец бело-зеленого цвета, прямоугольной формы, имеет 1500 комнат.Многие элементы дворца, в том числе его грандиозность, считаются образцами стиля рококо.

Хотя Зимний дворец Святого Петра, возможно, больше не существует, он также отмечен важными архитектурными достижениями. Ее комиссар, Петр I из России, хотел создать не просто дворец, а целую Империю и город, чтобы отметить эту Империю. Таким образом, его первоначальный дворец был свидетельством его желаний и его склонности к вестернизации.

И дворец, созданный Петром, и его новый город отражают отказ от некогда стандартной русской архитектуры с византийскими корнями и принятие стиля петровского барокко.Петр поручил архитектору Доменико Трезини поработать над структурой. Поскольку безопасность не была такой большой проблемой, как в предыдущие годы, Трезини не сосредоточился на обычных элементах, таких как укрепленные стены, а вместо этого сосредоточился на красоте и дизайне. Дворец имел простую, но элегантную шиферную крышу и светлые декоративные элементы, что было далеко от показных дворцов, которые придут после него, и когда-то являлось осязаемым символом новаторских тенденций дизайна того времени.

Бревенчатые дома, Коломенское; Дома 18 века

Как уже упоминалось, Коломенское было и было больше, чем просто «старый дворец».«Это было целое поместье, в котором было несколько важных построек, структур, которые были не только важны в то время, но также стали важными для изучения и понимания архитектуры.

В Коломенском много очаровательных бревенчатых хижин, но ни одна из них не является более важной и уважаемой, чем Бревенчатая хижина Петра Великого. Хижина была создана в течение короткого промежутка времени в несколько дней в 1703 году местными солдатами. Солдаты использовали базовую форму традиционных русских загородных домов, известных как избас, и стиль голландского барокко, чтобы создать очень уникальную маленькую хижину.Кабина действительно «маленькая»: всего три комнаты и занимает небольшую площадь около 60 метров. Поскольку кабина предназначена для использования в теплую погоду, в ней отсутствуют дымоходы и камины.

Очаровательные дома 18 века можно найти и в Коломенском. На самом деле, возле конюшенного двора можно найти небольшие деревянные домики, расположенные прямо над оврагом. Эти миниатюрные коттеджи позволяют заглянуть в обычные жилые помещения того времени. Рядом с сторожкой стоит одинокий коттедж XVIII века, это из Преображенского, а у главных ворот — ряд недостроенных деревянных домов.

История русского зодчества; Особняк Аничкова

Особняк Аничкова, также известный как Аничков дворец, назван в честь прилегающего Аничкова моста. Особняк был спроектирован с учетом вкусов российской императрицы Елизаветы и выполнен в стиле барокко.

Хотя убедительных доказательств, подтверждающих это мнение, нет, многие ученые утверждают, что архитекторами особняка могли быть Бартоломео Растрелли и / или Михаил Земцов.

Кто бы ни стоял за постройкой особняка, строительство особняка началось в 1741 году, и проект был завершен только в 1754 году. После завершения строительства Елизавета почти сразу подарила постройку графу Алексею Разумовскому. Когда он умер, корона снова взяла под свой контроль дворец, пока Екатерина Великая Россия не подарила его князю Потемкину.

По приказу князя уважаемый архитектор того времени Иван Старов отреставрировал дворец в популярном тогда неоклассическом стиле.После смерти Потемкина особняк снова был возвращен короне, под владением которой он регулярно подвергался изменениям в соответствии с современным вкусом и стилем.

Сегодня особняк известен как Дворец пионеров, где проходят внеклассные программы для детей младшего возраста. Хотя это определенно приемлемое использование для конструкции, это можно наблюдать только снаружи без специальных приспособлений, что разочаровывает многих студентов-архитекторов.


Древняя архитектура России | Более широкое изображение

Традиционные деревянные дома, многие из которых украшены изысканной резьбой и мастерством, приходят в упадок по всей России из-за запущенности, отсутствия средств и бегства из сельской местности в города.

В селе Черевково под Архангельском на крайнем севере Татьяна живет в деревянном доме, которому более 120 лет — при снятии обоев она однажды наткнулась на кусок газеты с рассказом о канцлере Германии XIX века Отто фон Бисмарке. . Особняк был построен в традиционном крестьянском стиле для купеческой семьи Гусевых, выселенных из своих владений после русской революции 1917 года. Он до сих пор довольно хорошо сохранился, с красивой резьбой на фасадах, сделанными на заказ дверями и расписными интерьерами.

. Ростов, Россия. Reuters / Максим Шеметов

Александр Морозов, директор краеведческого музея в городе Боровск Калужской области, к юго-западу от Москвы, говорит, что дома в России строили из дерева с древних времен.

«Деревянные хижины, деревянные церкви и часовни, деревянные мельницы на реках. Только очень состоятельные граждане построили на кирпичном фундаменте», — говорит он.

«Качество работы и мастерство мастеров были таковы, что обычная крестьянская избушка походила на конструктор Лего. Можно было без единого гвоздя собрать и разобрать дом, чтобы быстро перенести его на новое место .. . Гвозди были просто не нужны ».

. Архангельская область, РОССИЯ. Reuters / Максим Шеметов

Нина Васильевна 64 года жила в другом бывшем гусевском доме в том же селе, и помнит, когда это здание также использовалось под контору совхоза и библиотеку.Дом в худшем состоянии, чем у Татьяны. «Здесь все требует ремонта, но денег ни у кого нет», — говорит она.

. Ярославская область, РОССИЯ. Reuters / Максим Шеметов

Многие из этих старинных домов по всей России находятся в плачевном состоянии или разваливаются на части. Урбанизация и низкая рождаемость опустошают сельскую местность, а жители и власти часто в значительной степени безразличны к исторической ценности своей собственности.

. Ярославская область, РОССИЯ. Reuters / Максим Шеметов

Некоторые люди разбирают резные перемычки и вставляют пластиковые окна, говорит Морозов. «Этим умирающим шедеврам древнерусского искусства не помогает даже статус памятников».

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта — Суздаль, Россия

К югу от первоначального Кремля в России находится музей, хранящий совершенно иной образ жизни.Советская эпоха привела к массовой урбанизации в виде многоквартирных домов из цемента, что означало, что традиционные крестьянские деревни были заброшены или разрушены. Чтобы сохранить этот кусок русской истории, Музей деревянного зодчества и крестьянского быта позволяет посетителям исследовать «живую деревню».

В 1960-х годах в Суздале были собраны и собраны 20 старых зданий со всей Владимирской области, чтобы люди могли увидеть, как русские крестьяне жили, работали и поклонялись в 17-19 веках.

Первыми приехали и были центром села Церковь Преображения, построенная в 1756 году, и Церковь Воскресения Христова, построенная в 1776 году. Большинство русских деревень переключаются между церквями в зависимости от времени года. Один изотермический, предназначен для использования зимой, а другой — сквозной и неотапливаемый, предназначен для использования в летнее время.

Хотя их владельцы различались по сословию (от бедных до средне богатых), большинство домов построены из сосны и украшены сложной резьбой, построенной только с помощью пары рук и топора.Все эти жилища построены в одном традиционном формате: первый этаж — это кладовая и загон в одном помещении, в котором уютно расположились сани, инструменты и животные. Второй этаж — это место, где семья будет жить в тесноте, сосредоточивая весь свой сон, еду и купание вокруг вечно горящей печи. Дома украшены деревенской одеждой, посудой, мебелью и даже растениями, как будто семья только что вышла на церковную службу.

Ветряные мельницы, колодцы и амбары — некоторые другие важные постройки, представленные на выставке.Водным колесом управляли люди, внутри которого работали самые сильные люди в деревне. Крестьянки ждали у водяного колеса, чтобы разглядеть будущего мужа.

Хотя в этой деревне никто не живет, она далеко не безлюдная. Традиционные крестьянские ремесла, такие как резьба по игрушкам и инструментам, а также живопись, ткачество и гончарные изделия, часто демонстрируются в мастерских музея. Кроме того, как хранитель исторической культуры, Музей деревянного зодчества стал де-факто центром традиционных гуляний Суздаля.К ним относятся Фестиваль огурцов и Фестиваль Ивана Купалы, а также более современные, такие как празднование «Ночной музей».

Московский Собор Василия Блаженного в 7 различных архитектурных стилях

Вот особенность Собора Василия Блаженного в Москве, Россия: он похож на то, что можно увидеть в Disney World. Он красочный, причудливый и непрактичный — все, чем должна быть модель сказочного здания в натуральную величину. Но собор Святого Василия не был построен в 1970-х годах из железобетона, как Замок Золушки — он был построен почти 460 лет назад из модного нового (в то время) материала под названием обожженных кирпичей , покрывающих деревянный каркас.И это заказал не магнат развлечений, а добросовестный злой король , стремящийся к мировому господству.

Но ведь выглядит здорово, не правда ли?

Собор Василия Блаженного был впервые сдан в эксплуатацию в середине 1550-х годов Иваном IV или Иваном Грозным — первым царем России, который был действительно неприятным парнем. Его считали психически неуравновешенным, властным, параноиком и мстительным; Ходят слухи, что он бил свою беременную невестку за то, что одевался неуместным образом, и когда ее муж (старший сын и наследник Ивана) выступил против своего отца после того, как у нее в результате избиения случился выкидыш, Иван Грозный убил его.

Здание Собора Василия Блаженного

Но хотя Иван IV сделал более справедливую долю неправильных выборов — родительских, дипломатических и других — он сделал что-то правильное, построив собор Василия Блаженного в честь своего давнего завоевания России. временные враги, татарские ханства Казань и Астрахань. Он был так восхищен тем, как получилось здание, стоящее как цирковой шатер на Красной площади от ворот Кремля, что ходят (вероятно, ложные) слухи, что он ослепил архитектора, чтобы он никогда больше не спроектировал что-то столь красивое.

При всех своих глубоких недостатках Иван IV был явно чрезвычайно набожен и посвятил здание Пресвятой Богородице, назвав его Собором Покрова Пресвятой Богородицы на рву. Позже собор получил название храма Василия Блаженного в честь одной из его часовен, названной в честь Василия Блаженного, местного пророка, который был известен как «юродивый Христов».

Но, пожалуй, самое примечательное в соборе Василия Блаженного — это стиль самого здания. Он совершенно уникален среди других европейских соборов 15-го и 16-го веков — ничто, построенное до или после него, никогда не было похоже на него.Говорят, что он создан по образцу Царства Небесного, как описано в Библии, в нем есть девять крошечных часовен, сгруппированных вокруг центрального нефа, каждая из которых увенчана куполом в форме луковицы конфетного цвета. Собор Василия Блаженного не был построен в каком-либо «стиле», как соборы Парижской Богоматери или Соборы Святого Павла, построенные в стилях готики и барокко соответственно. Это была разовая — чья-то безумная идея. И какой это разовый.

Туристическая компания Real Russia недавно переосмыслила собор Василия Блаженного, как если бы он был построен в разных архитектурных стилях, и результаты восхитительны.Хотя никто не защищает собор Василия Блаженного, чтобы что-то изменить, круто подумать о том, что мог бы сделать знаменитый чудак-архитектор, если бы его больше беспокоило то, что думают другие. Проверьте их:

Tudor

Стиль архитектуры, преобладавший в Великобритании в период Тюдоров, с 1485 по 1603 год, это был последний из средневековых архитектурных стилей в Великобритании, с некоторым сходством с готической архитектурой, в том числе наличием заостренных элементов. арки и шпили.

Викторианская эпоха

Викторианская архитектура отличается такими элементами, как остроконечные окна и фронтоны крыши, и может быть идентифицирована по таким чертам, как подъезды, эркеры и терракотовая плитка.Он развился в Великобритании во время правления королевы Виктории с 1837 по 1901 год.

Модернизм

В современной архитектуре в основном используется сочетание стекла, стали и железобетона. Он гораздо менее замысловат и богато украшен, чем более старые архитектурные стили, и придает ему строгий и минималистичный вид.

Китайская

Китайская архитектура с использованием ярких цветов и замысловатых изделий ручной работы, изогнутых крыш и многоярусных пагод, часто с деревянными деревянными элементами, является одним из самых узнаваемых стилей в мире.

Ар-нуво

Ар-нуво означает «новое искусство», и этот стиль архитектуры использовался с 1880-х годов примерно до 1910 года в США и Европе, прежде чем он потерял свою популярность. Его можно отличить по таким особенностям, как округлые окна и двери, изогнутые линии, богато украшенные балконы, а также замысловатые ограждения и лестничные клетки.

Классика

Арки, купола и колонны, а также использование большого количества мрамора олицетворяют классический стиль архитектуры, зародившийся у древних греков примерно в V веке до нашей эры.Н.э. и древние римляне в III веке н.э.

Готика

Готический стиль архитектуры зародился во Франции в середине 1100-х годов и встречается в некоторых из самых любимых и известных соборов по всей Европе. Его особенности включают замысловатый узор окон, арочные проемы, высокие шпили и контрфорсы, используемые для поддержки стен.

Фотографии постсоветской архитектуры

В 1950-х годах премьер-министр Советского Союза Иосиф Сталин преобразил горизонт Москвы, построив семиэтажные небоскребы, которые заполнили горизонт, как свадебные торты социалистической эпохи.Шпили возвышались над богато украшенными фасадами, напоминающими готические соборы и многовековые русские церкви. Хотя страна только что вышла из войны, руководство сделало ставку на ошеломляющие затраты на строительство башен, где расположены университет, министерство, гостиница и многое другое, чтобы укрепить восходящую силу новой централизованной власти. Город стал холстом для выражения новых стремлений народов.

После распада Советского Союза в 1991 году и прекращения влияния на его государства-сателлиты странам бывшего Восточного блока нужно было прокладывать свой собственный путь.Начиная с 2008 года, немецкий фотограф Франк Херфорт объезжал весь регион от Москвы до Астаны и Сибири на Волге (автомобиле советской эпохи), чтобы запечатлеть противоречия архитектуры, возникшие за два десятилетия в его серии Imperial Pomp.

Казань, Россия

Управление полиции (2002)

Фотография Фрэнка Херфорта

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

«Если вы поедете в любой российский город, все они выглядят одинаково.От Москвы до Санкт-Петербурга и Новограда — все они имеют одинаковый тип жилья », — объясняет Херфорт о многоквартирных домах, спроектированных для бесклассового общества рабочих. Эти невыразительные фасады символизируют то, каким должен быть идеальный коммунистический гражданин — винтик в машине режима. «Семь сестер», построенные Сталиным, были единственным исключением из правил, пока за последнее десятилетие не появилось много новых башен — среди самых высоких небоскребов Европы — и символизировало новую эру. [Прочтите о забытых видеоиграх Советского Союза.]

Не все постсоветские постройки оторвались от прошлого. Построенная в 2006 году Триумфальная башня — самый высокий жилой дом в городе — получила прозвище «Восьмая сестра», потому что многослойный стиль сталинской архитектуры и классические колонны соответствуют зданиям, построенным более чем полвека назад. Восхищаются прошлой силой, но город стремится превзойти прежнее величие. «Они всегда стараются превзойти себя», — говорит Херфорт.

Другие архитектурные дополнения региона отражают поиск новой идентичности.Футуристические постройки и позолоченные башни изменили облик Астаны в Казахстане после окончания советской власти.

Несмотря на общую общую историю, развитие региона после обретения независимости было неравномерным, объясняет Касия Плосконка, искусствовед, специализирующийся на искусстве в постсоветской Центральной Азии. Хотя создание нации началось во времена СССР, каждой стране нужно было продавать свою новую идентичность. «Полного стирания и восстановления идентичности не произошло, скорее произошло избирательное забвение и предоставление привилегий новыми элитами в попытке укрепить важность своего положения на международной платформе.

И все же строительные проекты элиты, как видно на изображениях Герфорта, похоже, мало учитывают реальные потребности населения, в отличие от функциональных коммунистических жилых кварталов. Мало кто проникает в фотографии. Некоторые новостройки пустуют.

Сегодня региональные города возвращаются к более организованным, практичным зданиям, минуя славные дни постсоветского строительства — два десятилетия после распада СССР. Но остатки прошлого остаются в силе — и цикл прошлого, который заменяется, а затем прославляется, продолжается.

Ханты-Мансийск, Сибирь, Россия

Фотография Фрэнка Херфорта

Пожалуйста, соблюдайте авторские права.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *