Деревянное зодчество карелии: остров Кижи, старинные деревни и церкви
остров Кижи, старинные деревни и церкви
В глухом краю Карелии дерево долгое время служило основным строительным материалом. И княжий терем, и крестьянская изба, и сарай, и охотничий лабаз — все возводилось за счет леса, который здесь, благодаря немногочисленности населения, не переводился. Золотистые корабельные сосны и мягкие лиственные породы — всего было в достатке на протяжении тысячелетий. Неудивительно, что навыки деревянного зодчества жителей Карелии до сих пор удивляют своим мастерством весь мир.От избы до храма
Традиционный рубленый дом северного жителя практически не изменился под влиянием времени. Даже в наши дни он сохранил в себе древние языческие мотивы: лучистые солярные символы, резные «коники» на крышах, удивительное ажурное кружево оконных наличников. А если за дело брался настоящий мастер, то по дому разбегался целый «зверинец» сказочных и мифических существ, украшая фигурами сирен, львов и русалок все полки, лавки и притолоки. Приход на северные земли православия явил миру еще одно чудо — удивительную строгость и кротость северных деревянных храмов. Силами местных умельцев в каждой деревеньке вырастала пусть небольшая, но аккуратная часовенка. Одна, вторая, третья… Всего за несколько десятилетий богатые земли Новгородской республики обросли сверкающей вязью резных церквей.Основные памятники деревянного зодчества
Сама природа хранила Русский Север от набегов завоевателей, от внезапных пожаров и активного заимствования традиций. Миновали года. И если в центральной части страны нестойкий материал быстро сменился кирпичом и камнем, то Север остался верен традиции. Удаленность от столицы и главных торговых путей замедлили его развитие, но сохранили миру удивительное деревянное наследие — его резные храмы, дома и целые деревни.Кижи
Остров Кижи на Онежском озере — крупнейший музей-заповедник русского зодчества (более 10 000 га). Расположенный под открытым небом, он позволяет оценить всю красоту и гармонию северной архитектуры. Строгость и величие, простота и скромность — все это уживается в ней без противоречий. Общая информация. Создавать комплекс «Кижи» начали в 1966 году; в 1990 году его включили в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, но лишь в 1993 году удивительный по красоте ансамбль был упомянут в качестве Национального достояния России. Центральная часть архитектурного комплекса «Кижи» — «Кижский погост». В его основе 3 строения:- Церковь Преображения Господня (1714 г.) — самая узнаваемая постройка на всей территории музея. Именно ее многоярусная крыша с деревянными маковками куполов красуется на всех рекламных проспектах комплекса.
- Церковь Покрова Богородицы (1694-1764 гг.) — второе по узнаваемости строение комплекса «Кижи». В основе восьмигранный сруб, увенчанный сверху 9 куполами.
- Колокольня Кижского погоста (1862 г.).
Старинные деревни
Северные деревни Карелии отличались от центральнорусских богатством и основательностью строений. Крепкие, большие дворы представляли собой мини-крепости, богато украшенные и снабженные всем необходимым для полноценной жизни людей (бани, амбары, колодцы). Среди таких чудом доживших до наших дней деревенек можно встретить Кинерму и Маньгу — памятники истории в составе Пряженского национального района. Кинерма в 2016 году стала членом ассоциации самых красивых деревень России. Среди ныне существующих застроек присутствует как минимум 7 строений, признанных памятниками архитектуры. Возраст 5 из них насчитывает более 100 лет. Маньга может похвастаться уцелевшим погостом XVIII века и рядом старинных домов, которые полностью оживают в летний период. К сожалению, так повезло далеко не всем, и сегодня на территории Карелии можно встретить много пустых и совершенно заброшенных деревней. Деревянные церкви Самые простые по своему внешнему оформлению деревянные церкви — клетские. При строительстве за основу бралась клеть — сруб деревянной избы. В процессе достройки в восточной части пристраивалась алтарная часть, в западной прорубались сени кровлей. Сама «клеть» добавлялась венцами и перекрывалась двускатной кровлей с символической «главой». Такую церковь-часовенку можно было возвести за сутки, но даже незамысловатость строения ничуть не уменьшала его величия. Шатровые храмы — основной тип храма для Русского Севера. Вершина такого строения имеет форму сужающегося кверху шатра, увенчанного маленькой «луковкой». Базис строения — все тот же сруб, но с возможными вариациями обработки, например «в лапу». «Крещатые» храмы изначально строились в форме креста. Именно они стали основой для возведения многоярусных религиозных строений и позволили создать такие шедевры деревянного зодчества, как уже упомянутый Храм Преображения.В гармонии с природой
Деревянное зодчество Севера и Карелии удивительно гармоничное вписывается в окружающий ландшафт, образуя с ним эстетически неразрывное целое. Деревянные дома и церкви на фоне живописных ландшафтов естественны так же, как прибрежные камни карельских озер, серебристые воды северных рек и огромные кучевые облака бескрайнего синего неба. Представить их друг без друга почти невозможно.Деревянное зодчество — «Республика»
«Самая потрясающая концентрация деревянных памятников архитектуры на планете Земля сосредоточена всего в нескольких регионах Русского Севера, и Карелия — один из самых ярких, — говорит реставратор высшей категории Виталий Скопин. — Это и есть культурная самоидентификация русского народа. В каменном зодчестве мы многое взяли из Византии, этим не удивить европейцев. А зодчество деревянное вызывает восторг и недоумение: что это и откуда?»
Ответов на вопрос «откуда?» как минимум три. Во-первых, Русский Север не знал изнуряющего крепостного права. Во-вторых, до этих земель не добралась опустошающая волна татаро-монгольского нашествия. В-третьих, сюда веками съезжался вольнолюбивый народ: раскольники, стоявшие за «истинную веру», новгородцы, бежавшие от жесткого правления Ивана Грозного.
«И вот эти гордые, свободные пассионарии, способные к потрясающему творчеству, подарили нам то, чем мы до сих пор можем любоваться. На мой взгляд, такие памятники — самое ценное, что есть в Карелии», — заключает Виталий Скопин.
Архитектурное творчество на Севере было воистину народным: зодчие не оставили ни чертежей зданий, ни даже собственных имен — полная анонимность.
«Русский человек, видимо, был достаточно скромным и как-то не акцентировал внимание на своей личности, — рассуждает Виталий Скопин. — Зодчие могли, например, оставлять какие-то надписи в потаенных местах постройки, но ничего этого нет. Люди считали, что занимаются естественным делом, которое не требует госпремий, поощрений, медалей. Они просто творили, потому что была такая потребность».
Деревянные узоры. Фото: Илья Тимин
Деревянные узоры. Фото: Илья Тимин
Взрыв архитектурного творчества в Карелии начался в XVI-XVII веках, а вершины своей достиг в середине XVIII столетия. Именно тогда появились шедевры, превзойти которые не сможет уже никто. Главный из них — Успенская церковь в Кондопоге.
Мы составили карту, на которой отметили главные памятники деревянного зодчества Карелии. И это далеко не все места, где можно полюбоваться на старинные здания.
Как памятники сохраняют, разрушают и возрождают
«Жизнь каждого памятника коротка. С самого начала, как открывался любой памятник, первая мысль — как долго он проживет?» — сказал в одном интервью академик Вячеслав Орфинский, всю жизнь отдавший спасению памятников деревянного зодчества Карелии.
Деревянное зодчество Карелии: основные достопримечательности
[*Galleries|{«id_gal»:»249″,»title»:1}**]
Карелия – это не только невероятной красоты пейзажи. Богата республика и уникальными памятниками деревянного зодчества. Здесь расположено множество старинных храмов, которые без преувеличения можно назвать шедеврами деревянной русской архитектуры.
Небольшой обзор главных памятников карельской деревянной архитектуры поможет вам составить самостоятельный маршрут путешествия по республике таким образом, чтобы обязательно захватить несколько этих удивительных культурных объектов. Совсем рядом с карельской границей, но все же еще на территории Ленинградской области, расположено село Щелейки. Здесь можно увидеть деревянную церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), которая была построена в 1783 году.
В карельской деревне Гимрека можно найти заброшенную деревянную церковь, построенную в 1659 году. К сожалению, полюбоваться церковью можно только снаружи: службы здесь не ведутся, дверь внутрь заколочена уже долгое время.
Но, конечно, самым главным архитектурным памятником Карелии является ансамбль Кижского погоста, который включен в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен он на острове Кижи на Онежском острове. К слову, это крупнейший музей-заповедник русского деревянного зодчества под открытым небом. В сам ансамбль входят 3 постройки.
- Церковь Преображения Господня (построена в 1714 году). Именно эта церковь является самой знаменитой постройкой на Кижах. Это ее многоярусная крыша с деревянными куполами представлена на самых красивых фотографиях Кижей. Согласно легенде, эта церковь была построена без гвоздей и одним топором, который потом был выброшен в озеро.
- Церковь Покрова Богородицы (построена в 1694-1764 гг.). Она представляет собой восьмигранный сруб с 9 куполами.
- Колокольня Кижского погоста (дата постройки – 1862 г.).
Погост обнесен деревянной оградой, которая является реконструкцией оригинального сооружения. Каменная кладка, составляющая основу ограды, была положена в 1800 году. Ограда была восстановлена в 1959 году.
Вокруг Кижского погоста расположены деревни, где вы также можете познакомиться с памятниками деревянного зодчества Карелии.
Отдельным пунктом стоит упомянуть старинные карельские деревни. Северные деревни всегда отличались от деревень Центральной России богатством и основательностью построек. Каждый двор был похож на небольшую крепость, оснащенную всем необходимым для жизни людей. В Пряженском национальном районе Карелии сохранились две такие деревни – Кинерма и Маньга. Кинерма входит в Ассоциацию самых красивых деревень России. Среди ее застройки насчитывается 7 памятников архитектуры, которым более 100 лет. В Маньге вы увидите погост 18 века и старинные деревянные дома.
Как видите, деревянное зодчество Республики Карелии действительно достойно внимания. Увидеть памятники старинной архитектуры можно в самостоятельном путешествии или отправившись в организованный тур. Сейчас существует очень много насыщенных многодневных туров по Карелии, в рамках которых у вас будет возможность увидеть и старинные деревни, и ансамбль Кижского погоста. А гостеприимство местных жителей и их обширные знания по традициям и обычаям родного края приятно удивят вас и сделают поездку еще более запоминающейся.
www.rkna.ru
Проект «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах Национального архива Республики Карелия. Электронный каталог»
В соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 26 апреля 2009 г. №264-рп «О присуждении грантов Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства» по результатам конкурса, проведенного в 2008 году государственному учреждению «Национальный архив Республики Карелия» был присужден грант Президента Российской Федерации на осуществление проекта «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах Национального архива Республики Карелия. Электронный каталог». Целью данного проекта стало создание базы данных в форме электронного каталога фотодокументов Национального архива Республики Карелия, содержащего сведения о составе и содержании фотодокументов с аннотациями и цифровыми копиями фотодокументов по истории деревянного зодчества Карелии. Сегодня пришло время по-новому взглянуть на эти информационные массивы, вводя их в активный научный оборот на современном уровне. Карелия имеет давнюю историю, город Петрозаводск основан в 1703 году. Территория Карелии постоянно менялась, первые постройки были деревянные, возводились соборы и храмы, в том числе такие жемчужины, как всемирно известный архитектурный комплекс острова Кижи. Интереснейшая история зодчества Карелии запечатлена на черно-белых фотоснимках, хранящихся в фотофондах Национального архива Республики Карелия. Этот информационный массив стал основой для научного описания на современном уровне в электронном каталоге по проекту «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах. Электронный каталог».
Практические работы по осуществлению проекта велись в течение годового периода, начиная с весны 2009 года. Все поставленные перед началом работы задачи специалистам архива — участникам творческого коллектива проекта удалось осуществить. В течение отчетного периода, в результате работы по проекту «Деревянное зодчество Карелии в фотодокументах. Электронный каталог» сотрудниками архива, как и планировалось (описать и оцифровать около 1000 фотодокументов архива по теме «Деревянное зодчество Карелии»), введено в электронный каталог архива 100 % планового показателя, описано 1007 единиц хранения фотодокументов. Научному описанию и обработке подверглись фотодокументы на различных по материалу носителях: негативы на стекле, пленке на горючей основе и безопасной пленке, большей частью черно-белой, но также на цветной пленке и позитивы. Крайние даты введенных в электронный фотокаталог документов: 1920-е — 2000-е годы. На весь объем описанных документов созданы цифровые копии. Общее число цифровых копий составляет 1147. Этот показатель превышает количество фактически описанных фотодокументов в связи с тем, что некоторые единицы хранения фотодокументов имеют более одного негатива под одним редакционным заголовком документа и одним архивным номером. Например, представленный в электронном каталоге документ «Карельский дом в д.Усть-Яндома Медвежьегорского района» содержит 5 негативов с кадрами, на которых запечатлен объект фотосъемки в разных ракурсах — фасад, боковая часть, часть дома с встроенными хозяйственными постройками и т.д. Таким образом, только в современном электронном каталоге мы сможем увидеть весь спектр визуализации объекта, описанного как одна архивная единица хранения фотодокумента.
Фотодокументы, описанные в рамках проекта, передают общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии во всем ее многообразии: функциональном, конструктивном, художественном. В представленном ниже перечне показана небольшая часть фотодокументов, описанных в рамках проекта.
На фотодокументах запечатлены жилые, хозяйственные постройки и культовая архитектура, которые возводились мастерами по одним и тем же принципам: польза, прочность и красота.
На фотографиях мы видим жилые постройки конца XIX — начала XX веков, добротные, построенные на совесть, простоявшие многие годы и запечатленные фотографами в течение XX века. Многие из них стоят до сих пор. Большинство деревянных построек не сохранилось, но они сохранились на черно-белых фотопленках, хранящихся в архиве.
В хронологическом отношении фотодокументы, независимо от даты и места съемки, представляют деревянные постройки конца XIX — начала XX вв., встречаются и более ранние памятники деревянного зодчества. Например, Успенский собор в г.Кеми, постройки 1711-1717 гг., сохранившийся до сегодняшнего дня.
Дата постройки, особенно жилых и хозяйственных сооружений, довольно условна и чаще всего не определена, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.
Ценность фотодокументов еще и в том, что на них запечатлены фрагменты деревянных строений, на основе которых сегодня можно изучать принципы технологии старинной застройки в деталях и особенности уклада жизни местного населения.
Принципы пользы, прочности и красоты, безусловно, относятся и к культовой архитектуре.
Говоря о культовой архитектуре Карелии особо следует отметить неповторимое место края — остров Кижи с его деревянными архитектурными комплексами, яркими примерами деревянного зодчества Карелии. Памятники народного деревянного зодчества Карелии бережно сохраняются в уникальном музее-заповеднике под открытым небом «Кижи». На небольшом пространстве Кижского острова представлены церкви, часовни, крестьянские дома, бани, амбары, кузницы и другие хозяйственные постройки. Часть деревянных построек привезены на остров из разных деревень Карелии и знакомят посетителей с древней культурой. Жемчужина музея — ансамбль Кижского погоста (Кижский архитектурный ансамбль), включен в список Всемирного наследия Юнеско. В 1993 г. архитектурное собрание музея было включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
На фотографиях, хранящихся в Национальном архиве Республики Карелия описанных и введенных в электронный каталог, представлены виды Кижского архитектурного ансамбля с 1930-х годов по настоящее время, а также составляющих его: Преображенской (летней) церкви, Покровской (зимней) церкви и колокольни.
Преображенская церковь на Кижском острове постройки 1714 года — непревзойденный образец народной деревянной архитектуры, в котором воплотились лучшие традиции русских плотников.
Покровская церковь — один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера. Первоначально церковь строилась клетской, затем предпринимались попытки перестройки ее в шатровую, и только в середине XVIII века появилась десятиглавая корона, создавшая нерушимую гармонию с Преображенской церковью.
Третье сооружение Кижского архитектурного ансамбля — Колокольня. Она срублена в 1862 г. на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости и перестроена в 1874 г.
Главный архитектурный ансамбль музея-заповедника «Кижи» дополняют и другие интересные деревянные постройки, как культовые, так и жилые, хозяйственные.
Церковь Воскрешения Лазаря (вторая половина XIV–XVI века) — один из древнейших памятников деревянного зодчества на территории России, сохранившихся до наших дней. В экспозиции музея-заповедника «Кижи» она занимает особое место, позволяя проследить путь становления мастерства зодчих от простейшей клетской срубной постройки до многоглавой композиции Кижского погоста.
Заслуживает внимание архитектура часовен музея-заповедника «Кижи» и Кижского ожерелья: часовня Михаила Архангела из деревни Леликозеро (XVII-XVIII вв.), часовня из деревни Кавгора (XVII-XVIII вв.), часовня Успения в деревне Васильево (XVII-XVIII вв.), часовня в деревне Воробьи (конец XVIII — начало XIX в.), часовня в деревне Подъельники (XIX в.), часовня в деревне Насоновщина на Волкострове (XVII-XVIII вв.), часовня в деревне Корба (XVIII в.).
Жилые крестьянские дома, хозяйственные постройки — экспонаты музея-заповедника «Кижи» — яркое доказательство богатого строительного опыта зодчих. Они понимали и ценили пользу и красоту дерева, хорошо знали его технические, конструктивные и декоративные возможности.
Дома крестьян — это дома-комплексы, в которых жилые и хозяйственные помещения объединены под общей крышей. В суровых условиях Севера такая планировка позволяла выполнять большую часть работ по дому, не выходя из него.
Древняя деревянная архитектура, почти исчезнувшая на остальной территории России, сравнительно хорошо сохранилась в далеких деревеньках на онежских островах и шхерах, в карельских лесах. Многонациональность карельского края, взаимовлияние и обогащение культур карельского, вепсского, русского народа, влияние финской и лопарской культур нашли свое выражение и в многообразии и самобытности памятников деревянной архитектуры, в деталях деревянной застройки. Резные наличники, причелины, причудливые обрешетки балконов говорят о декоративном творчестве северных крестьян.
Таким образом, представленные фотодокументы демонстрируют самобытность и в то же время традиционность материальной культуры народов Карелии, неотъемлемой частью которой является архитектура, в частности деревянная архитектура. Народные постройки — от деревенского дома до величественного храма – удивительно практичны и красивы, каждая деталь, каждая линия в них – осмыслены. Красота старинных деревянных построек — это сердцем прочувствованная и разумом осмысленное соотнесение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линий. Польза и красота здесь неотделимы, как неразделимы они и в жизни человека.
Дерево, к сожалению, материал не долговечный. Природные катаклизмы, войны, пожары привели к тому, что на всей территории России, за исключением отдельных ее краев, почти не осталось произведений деревянного зодчества. Преемственность же исконных традиций, восходящих к Киевской Руси, сохранялась на территории Карелии в почти первозданной чистоте. Действительно, в разных уголках Карелии на протяжении веков и до сих пор стоят деревянные постройки. Часть этого культурного наследия осталась запечатлена на фотографиях. В данном перечне представлены некоторые штрихи из всего многообразия фотодокументов по истории деревянной архитектуры, хранящихся в архиве, часть из которых описана на современном уровне в рамках данного проекта.
В данном перечне представлено описание 44 фотодокументов (56 цифровых копий), из которых 6 особо ценных.
Посмотреть «Перечень фотодокументов Национального архива Республики Карелия по теме «Деревянное зодчество Карелии».
Использование образной системы деревянного зодчества Карелии в современном проектировании православных храмов | Рябининские чтения – 2019| Электронная библиотека
Аннотация: Современное проектирование православных храмов из дерева с точки зрения использования исторического наследия является неоднозначным процессом. Изучение богатейшего архитектурного наследия Карелии с целью выработки навыков современного проектирования является актуальной задачей. В докладе рассмотрены конкретные примеры новых деревянных храмов России и проведен их сравнительный анализ с памятниками карельского зодчества. Показаны тенденции развития современного деревянного зодчества в увязке с традициями, достоинства и недостатки новых проектов православных храмов.
Ключевые слова: зодчество Карелии; основы композиции; пропорции; образ;
Summary: Modern design of orthodox temples made of wood in terms of the use of historical heritage is an ambiguous process. The study of the richest architectural heritage of Karelia with the aim of developing the skills of modern design is an urgent task. The report specific examples of new wooden churches in Russia are reviewed and their comparative analysis with the monuments of Karelian architecture are carried out. The trends in the development of modern wooden architecture in conjunction with the traditions, advantages and disadvantages of new projects of Orthodox churches are shown.
Keywords: architecture of Karelia; architecture of Karelia; proportion; shape;
Современное проектирование православных храмов из дерева с точки зрения использования исторического наследия является неоднозначным процессом. С одной стороны, существуют общие принципы и закономерности проектирования, композиционные средства, методы, технологии строительства, доступные нам. Именно эти традиции мы можем проанализировать и использовать в проектировании современных храмов. С другой стороны, нам в полной мере не знакомы факторы, повлиявшие на становление архитектуры прошлых столетий (уровень социально-экономического развития, бытового уклада крестьян). Главная задача, которая стоит сейчас перед архитекторами – это поиск способов реализации вневременного, вечного образа деревянного храма в современном мире, в контексте истории. [текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Изучение богатейшего архитектурного наследия Карелии с целью выработки навыков современного проектирования является актуальной задачей. Интересным является развитие культовых сооружений, происходящих от клетских построек к шатровым и многоглавым. При этом существуют определенные закономерности в развитии тех или иных форм зданий.
Для деревянного зодчества Карелии характерно:
- грамотно найденные пропорции
- принципы контраста, ритма, масштабности человеку
- преемственность природных форм в архитектуре
- особая традиционность, устойчивость бытового и хозяйственного уклада
- знание и использование принципов проектирования в природно- климатических условиях края
- выразительность силуэта храма
- укрупнение орнаментальных мотивов
В докладе рассмотрены конкретные примеры новых деревянных храмов и проведен их сравнительный анализ с памятниками карельского зодчества. Показаны тенденции развития современного деревянного зодчества в связке с традициями, достоинства и недостатки новых проектов православных храмов.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в с. Варзуга (рис. 1) возведен около 1674 г. Тип восьмерик на четверике с четырьмя симметричными прирубами, которые формируют ступенчатый переход к шатру. [1] Храм относится к типу объемной композиции. План самой церкви представлен в виде креста.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Московская церковь митрополита Алексия в Медведково (рис. 2) построена в 2000 г. [2] При анализе двух построек сразу можем заметить разницу в пропорциях, масштабе. В новом сооружении сохранен общий композиционный строй, использование шатра, бочки, сдержанности в декоративном оформлении. Но утерян целостный образ, где важной составляющей являются тектоническое стремление вверх. Основные пропорции выглядят одинаково, монотонно. Храм смотрится более приземисто в сравнении с образцом прошлого.
Церковь Богоявления Господня в Челмужах (рис. 3) в плане представляет собой вытянутый прямоугольник, шатровый столп длиннее главного помещения – церкви. Над сенями возвышается шатровая колокольня типа «восьмерик на четверике».
Церковь великомученика Георгия Победоносца в Коптево (рис. 4) построена в 1997 г., расположена в районе Коптево Северного административного округа Москвы.
Композиция перестает быть объемной, формируется в пространственную. Тема прируба становится второстепенной. Живописен и характерен двух-шатровый силуэт храма. Над притвором устроена небольшая колокольня. Как в Предтеченской церкви начала XVIII в. в селе Шуя (рис. 5), на углах четверика, при переходе его к восьмерику, были установлены 4 бочки с врезанными в их конек главками. [3] Однако в сравнении в Богоявленской церковью современная постройка в Коптево выглядит разномасштабной в пропорциях шатров.
Часовня во имя Нерукотворного образа из д. Вигово (рис. 6) является постройкой клетского типа. Состоит из сруба часовни с трапезной, завершенной восьмигранной шатровой колокольней. Перекрыты помещения симметричной двускатной крышей. Шатер и сруб увенчаны главками луковичной формы. Глава над часовней установлена на цилиндрическое основание, врубленное в конек кровли.[текст с сайта музея-заповедника «Кижи»: http://kizhi.karelia.ru]
Храм-крестильня Ксении Петербургской при Смоленской церкви в Дубне Московской области (фото 7) построен в 1998–2000 гг. Композиционно повторяет архитектуру прошлого. Тем не менее образ нового храма не содержит в себе лаконичности, ясности форм, выразительности силуэта.
В итоге, на примере современного строительства можно сделать вывод, что ошибочным является путь стилизации, поверхностного подражания, механического заимствования форм деревянного зодчества. Необходимо общее понимание особенностей образования архитектурных элементов, цельное восприятие памятников.
При проектировании современного деревянного храма стоит обратить внимание на такие традиции карельской архитектуры, как стремление к свободной живописности, преемственность природных форм, силуэтные решения сооружений, своеобразие и неповторимость компоновки многократно повторяемых элементов разнообразных построек.
- [1] Музей Дерева.[Интернет-ресурсы] m-der.ru 2012 – дата обращения: 14.12.2018.
- [2] Храмы России [Интернет-ресурсы] http://temples.ru. 1999-2019 – дата обращения: 14.12.2018.
- [3] Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. Л., 1972.
//
Рябининские чтения – 2019
Карельский научный центр РАН.
Петрозаводск.
2019.
677 с.
Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.
Деревянное зодчество Карелии. Орфинский В.П. 1972 | Библиотека: книги по архитектуре и строительству
В книге совещается гражданское и культурное деревянное зодчество Карелии в процессе его развития на примере наиболее характерных и интересных памятников. Особое внимание уделяется анализу национальных особенностей архитектуры карел и ее связи с русским деревянным зодчеством. Книга иллюстрирована фотографиями с натуры, обмерными чертежами и рисунками. Она предназначена для архитекторов, искусствоведов, а также для широкого круга читателей, интересующихся народным искусством.
Предисловие
Введение
I. Планировка и застройка поселений
II. Гражданские постройки
Общее решение жилища
Архитектурно-композиционное решение жилищ
Конструктивное решение жилищ
Декоративное убранство жилищ
Отдельно стоящие хозяйственные постройки
III. Культовые постройки
Клетские часовни и церкви
Шатровые храмы
Другие типы культовых сооружений
Заключение
Комментарии
Краткий словарь специальных терминов
Использованная литература
Предисловие
Перед советскими зодчими стоит важная задача — привнести в отечественную архитектуру черты индивидуальности, непохожести, подчеркнуть ее местные национальные особенности.
Естественно, что эту задачу нельзя решить без проникновения в сущность архитектурного наследия, без глубокого понимания тенденций и особенностей развития зодчества прошлых эпох, чтобы, не вставая на путь поверхностного подражания и стилизаторства, рассказать языком современных архитектурных форм о созданной предками красоте.
При определении дальнейших путей развития современной архитектуры Советской Карелии вполне закономерно желание обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карел еще недостаточно изучено и довольно распространены сомнения относительно его национального характера.
Задача настоящей книги — наметить общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии на основании натурного изучения памятников, проведенного автором в период с 1950 по 1970 г., привлечения литературных и архивных источников (подборку архивных документов по культовой архитектуре Карелии, часть из которых публикуется впервые, выполнила В.Ф. Хеглунд).
В хронологическом отношении рассматриваются постройки до конца XIX — начала XX вв., когда в результате общего кризиса Российской империи народное искусство пришло в упадок. Ранняя граница рассматриваемого периода, определяемая главным образом существующими сооружениями, довольно условна, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.
Если читатель проявит интерес к памятникам народного искусства Карелии, почувствует их прелесть и поймет основные особенности и закономерности их развития, задачу настоящей книги можно будет считать выполненной — интерес к памятникам, ощущение и понимание их красоты не могут пройти бесследно и, в конечном счете, должны принести практические плоды.
Введение
Материальная культура любого народа, неотъемлемой частью которой является архитектура, в результате контактов этого народа с соседями неизбежно приобретает различные наслоения. Это можно сказать и о культуре карел, в которой из-за специфики исторического развития края прослеживаются черты вепсской, финской, саамской и особенно сильно — русской культуры.
Уже в XI в. карелы были связаны со славянами, а первые переселенцы из новгородских земель и с Верхнего Поволжья оседали в Обонежье и Поморье. В XII в. часть территории Карелии вошла в состав Новгородской феодальной республики, а в XV в. Карелия вместе с Новгородом влилась в Русское государство, в рамках которого окончательно сформировалась карельская народность.
К XIX столетию восточная часть края имела преобладающее русское население, в то время как западная часть была заселена карелами (граница между территориями с русским и карельским населением к тому времени проходила примерно по линии современной Октябрьской железной дороги). Но и население западной части края было неоднородно по своему составу. Так, юго-восточную часть Прионежья, в окрестностях Шелтозера, заселяли немногочисленные вепсы — потомки некогда могучего племени веси. В результате общения древних вепсов и карел образовались две этнолингвистические группы — приладожские карелы (ливвики) и прионежские карелы (людики), заселяющие юго-западную часть края. Средняя и северная Карелия была заселена собственно карелами, которые, по словам Р.Ф. Тароевой, в процессе своего расселения «столкнулись с редким, но чрезвычайно самобытным по своей культуре лопарским населением и ассимилировали его».
Разделение карельского народа на собственно карел и южных карел (ливвиков и людиков) предопределило некоторые различия в их культуре, обусловленные более сильным русским влиянием на юге Карелии и культурными контактами с соседними народами: с вепсами — на юге, с лопарями, а позднее финнами — на севере. Но общение между карелами облегчалось общностью происхождения и связанной с ним общностью языка, что в конечном счете обусловило культурную общность карел. И точно так же «как ни сильно было русское влияние, оно не вело к обрусению карельского народа, сохранившего в последующие века и свой язык, и свою культуру»).
Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности экономического развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI— XV вв.), угасшая после присоединения к Москве в результате смещения на восток основных торговых путей, вновь оживилась в начале XVII в. в связи с развитием здесь металлургической промышленности. Позднее, во второй половине XVIII в., сохранению относительно высокого уровня экономики в крае способствовала торговля преимущественно лесом и продуктами морских промыслов. Затем, начиная с первой половины XIX в., в период разложения крепостнического строя, Карелия постепенно превратилась в отсталую окраину России — здесь из-за бездорожья и низкой плотности населения развитие капитализма происходило относительно медленно.
Такова общая картина экономического развития края. Однако необходимо сразу же оговориться — различные части Карелии развивались с разной интенсивностью. Естественно, что периоды расцвета экономики способствовали оживлению архитектурно-строительной деятельности, а экономические спады приводили к своеобразной стабилизации сложившихся архитектурно-строительных традиций.
В значительной степени успехи народной культуры и искусства Карелии обусловлены фактическим отсутствием здесь крепостного права.
Все перечисленные особенности исторического развития карел определили собой специфические черты их архитектуры, памятники которой, вместе с русскими постройками края, входят в сокровищницу народного искусства нашей страны.
Деревянное зодчество Карелии » Перуница
Перед советскими зодчими стоит важная задача — привнести в отечественную архитектуру черты индивидуальности, непохожести, подчеркнуть ее местные национальные особенности. Естественно, что эту задачу нельзя решить без проникновения в сущность архитектурного наследия, без глубокого понимания тенденций и особенностей развития зодчества прошлых эпох, чтобы, не вставая на путь поверхностного подражания и стилизаторства, рассказать языком современных архитектурных форм о созданной предками красоте.
При определении дальнейших путей развития современной архитектуры Советской Карелии вполне закономерно желание обратиться к опыту карельского народа, тем более что народное деревянное зодчество карел еще недостаточно изучено и довольно распространены сомнения относительно его национального характера.
Задача настоящей книги — наметить общую картину формирования и развития деревянного зодчества на территории Карелии на основании натурного изучения памятников, проведенного автором в период с 1950 по 1970 г., привлечения литературных и архивных источников (подборку архивных документов по культовой архитектуре Карелии, часть из которых публикуется впервые, выполнила В. Ф. Хеглунд).
В хронологическом отношении рассматриваются постройки до конца XIX — начала XX вв., когда в результате общего кризиса Российской империи народное искусство пришло в упадок. Ранняя граница рассматриваемого периода, определяемая главным образом существующими сооружениями, довольно условна, так как устойчивость традиций и относительная неподвижность крестьянского быта до Октябрьской революции обусловливали длительное сохранение архаичных типов построек или отдельных архитектурно-конструктивных решений.
Если читатель проявит интерес к памятникам народного искусства Карелии, почувствует их прелесть и поймет основные особенности и закономерности их развития, задачу настоящей книги можно будет считать выполненной — интерес к памятникам, ощущение и понимание их красоты не могут пройти бесследно и, в конечном счете, должны принести практические плоды.
Материальная культура любого народа, неотъемлемой частью которой является архитектура, в результате контактов этого народа с соседями неизбежно приобретает различные наслоения. Это можно сказать и о культуре карел, в которой из-за специфики исторического развития края прослеживаются черты вепсской, финской, саамской и особенно сильно — русской культуры.
Уже в XI в. карелы были связаны со славянами, а первые переселенцы из новгородских земель и с Верхнего Поволжья оседали в Обонежье и Поморье. В XII в. часть территории Карелии вошла в состав Новгородской феодальной республики, а в XV в. Карелия вместе с Новгородом влилась в Русское государство, в рамках которого окончательно сформировалась карельская народность.
К XIX столетию восточная часть края имела преобладающее русское население, в то время как западная часть была заселена карелами (граница между территориями с русским и карельским населением к тому времени проходила примерно по линии современной Октябрьской железной дороги). Но и население западной части края было неоднородно по своему составу. Так, юго-восточную часть Прионежья, в окрестностях Шелтозера, заселяли немногочисленные вепсы — потомки некогда могучего племени веси. В результате общения древних вепсов и карел образовались две этнолингвистические группы — приладожские карелы (ливвики) и прионежские карелы (люди-ки), заселяющие юго-западную часть края. Средняя и северная Карелия была заселена собственно карелами, которые, по словам Р. Ф. Тароевой, в процессе своего расселения «столкнулись с редким, но чрезвычайно самобытным по своей культуре лопарским населением и ассимилировали его» .
Разделение карельского народа на собственно карел и южных карел (ливвиков и людиков) предопределило некоторые различия в их культуре, обусловленные более сильным русским влиянием на юге Карелии и культурными контактами с соседними народами: с вепсами — на юге, с лопарями, а позднее финнами — на севере. Но общение между карелами облегчалось общностью происхождения и связанной с ним общностью языка, что в конечном счете обусловило культурную общность карел. И точно так же «как ни сильно было русское влияние, оно не вело к обрусению карельского народа, сохранившего в последующие века и свой язык, и свою культуру».
Большое значение для формирования деревянной архитектуры Карелии имели особенности экономического развития края: интенсивная хозяйственная жизнь Обонежья новгородских времен (XI— XV вв.), угасшая после присоединения к Москве в результате смещения на восток основных торговых путей, вновь оживилась в начале XVII в. в связи с развитием здесь металлургической промышленности. Позднее, во второй половине XVIII в., сохранению относительно высокого уровня экономики в крае способствовала торговля преимущественно лесом и продуктами морских промыслов. Затем, начиная с первой половины XIX в., в период разложения крепостнического строя, Карелия постепенно превратилась в отсталую окраину России — здесь из-за бездорожья и низкой плотности населения развитие капитализма происходило относительно медленно.
Такова общая картина экономического развития края. Однако необходимо сразу же оговориться — различные части Карелии развивались с разной интенсивностью. Естественно, что периоды расцвета экономики способствовали оживлению архитектурно-строительной деятельности, а экономические спады приводили к своеобразной стабилизации сложившихся архитектурно-строительных традиций.
В значительной степени успехи народной культуры и искусства Карелии обусловлены фактическим отсутствием здесь крепостного права.
Все перечисленные особенности исторического развития карел определили собой специфические черты их архитектуры, памятники которой, вместе с русскими постройками края, входят в сокровищницу народного искусства нашей страны.
Музей деревянного зодчества Кижи
Погост Кижи, всемирно известный музей деревянного зодчества, находится на небольшом острове на севере Онежского озера. Добраться до него можно только на теплоходе из города Петрозаводска, что в 68 километрах от Кижи.
Всего на Онежском озере более полутора тысяч островов, и один из них карелы выбрали для своих языческих обрядов (кижат — «массовое веселье»). После распространения христианства в 18 веке карельские плотники строили здесь деревянные церкви без гвоздей.В 1945 году, после создания культурного заповедника на Кижах, здесь было собрано множество деревянных построек, церквей, домов, мельниц из разных регионов России. Итак, теперь здесь можно познакомиться с северной деревянной архитектурой.
Церковь Покрова Богородицы (1764 г.) имеет 8 глав, а Церковь Преображения Господня (1714 г.) — 22 главы.
Покровская церковь с колокольней и Преображенская церковь на острове Кижи
Мастер-класс «Как связать снопы пшеницы» в Музее деревянного зодчества на острове Кижи
Первым памятником всемирного значения по праву считается 22-купольная церковь Преображения Господня 1714 года постройки.Сохранился четырехъярусный иконостас, в который вошли 102 иконы 17-18 веков, написанные северными иконописцами. Рядом в 1764 г. была построена 9-купольная шпагатная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1874 г. к архитектурному ансамблю была добавлена колокольня. Позже он был огражден цельной бревенчатой стеной.
В нескольких десятках метров южнее находится еще один важный памятник — церковь Вознесения Лазаря, построенная в 14 веке. Этот древнейший памятник русского религиозного деревянного зодчества был привезен на Кижи из монастыря под Муромом.Рядом, на юге острова, можно увидеть еще несколько построек: жилые дома прошлых веков, ветряную мельницу и часовню Архангела Михаила (18 век).
На севере острова можно посетить экспозиционные поселки Васильево и Ямка, а также загородные дома северного Пудожского района.
Консервация и реставрация деревянного зодчества
Организатор: Музей под открытым небом «Кижи»
Партнеры:
- ICCROM
- Петрозаводский государственный университет, кафедра ЮНЕСКО «Исследования и консервация деревянного зодчества»
- Министерство культуры РФ
Обоснование
Русский Север — сокровищница деревянного зодчества.Здесь высоко развиты и сохранены уникальные традиции народного деревянного строительства, накоплен богатый опыт консервации деревянного зодчества.
Основная часть курса «Сохранение и реставрация деревянного зодчества» будет проходить в крупнейшем музее России под открытым небом — Кижском музее, коллекция которого включает 83 памятника деревянного зодчества. Основу собрания музея составляет Кижский погост ЮНЕСКО ОВН (XVIII-XIX вв.). В настоящее время в музее под открытым небом «Кижи» проводится уникальная реставрация Преображенской церкви 1714 года постройки.Работы ведутся по уникальной технологии (поэтапный подъем и демонтаж стен), разработанной с учетом сложной конфигурации конструкции. Следуя рекомендациям экспертов ИКОМОС и ЮНЕСКО, реставраторы музея «Кижи» делятся своим уникальным опытом с целью сохранения деревянного зодчества в России и в мире.
Цели и задачи курса
Целью курса является распространение профессиональных знаний в области консервации и реставрации и подготовка участников к практической работе по консервации деревянной архитектуры в их странах.
Задачи
- познакомить с особенностями русского деревянного зодчества и традициями столярного дела;
- для обучения методам мониторинга и обслуживания деревянного зодчества;
- , чтобы предоставить знания и практические навыки по традиционным и современным методам реставрации деревянной архитектуры.
Методология
Курс представляет собой трехнедельную интенсивную программу, сочетающую теорию и практику. Он включает в себя посещение наиболее интересных памятников деревянного зодчества Карелии, знакомство с уникальным проектом реставрации Преображенской церкви, участие в лекциях и семинарах по мониторингу, консервации и реставрации деревянного зодчества.
Основные разделы программы
- Деревянное зодчество как вид искусства. Деревянные памятники — объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенности русского деревянного зодчества. Архитектурные ансамбли Русского Севера.
- Дерево как строительный материал. Поиск и заготовка реставрационного материала. Защита древесины. Дендрохронология.
- Изучение и сохранение культурного наследия. Консервация, профилактика и комплексный мониторинг деревянного зодчества.Полевые классы.
- Традиционные столярные изделия. Плотницкие и столярные инструменты. Мастерские. Конструктивные особенности деревянного зодчества, детали и узлы.
- Реставрация деревянного зодчества. Реставрация Преображенской церкви. Анализ реставрационных проектов. Мастерские.
Ожидается, что все участники выступят с 15-минутной презентацией своей профессиональной деятельности.
Общая программа курса состоит из 144 часов, включая семинары и лекции, практические занятия, презентации участников, самостоятельную работу с учебными материалами и подготовку к экзамену.По окончании курса будет проведен письменный тест.
Требования к участникам
Курс приглашает профессионалов в области консервации и реставрации деревянного зодчества, имеющих практический опыт работы не менее трех лет. Желательно профильное образование. Все участники должны владеть английским языком на продвинутом уровне.
Преподаватели
Занятия проводят специалисты музея «Кижи», а также российские и зарубежные специалисты образовательных, научных и реставрационных организаций, обладающие уникальными знаниями и практическим опытом в области мониторинга, консервации и реставрации деревянного зодчества.
Рабочие языки
Английский, Русский
Сертификат
- Слушатели получат сертификаты об окончании курса ИККРОМ «Консервация и реставрация деревянного зодчества».
- При успешном прохождении итогового теста участнику выдается сертификат на 144 часа (4 ECTS) по университетской программе дополнительного профессионального образования кафедры ЮНЕСКО «Исследование и сохранение деревянного зодчества» Петрозаводского государственного университета. Университет.Студенты могут быть допущены к экзамену и получить сертификаты только в том случае, если они посетили все занятия.
Стоимость курса
36 000 рублей (около 500 евро). В стоимость курса входит обучение и все переводы программ.
Участники должны дополнительно оплатить питание и проживание на период обучения, а также транспортные расходы от места проживания до Петрозаводска и обратно, что составляет дополнительно 36 000 рублей (около 500 евро).
Гранты
ИККРОМ предоставляет ограниченное количество грантов для покрытия части расходов.
Заявки
Заполните форму заявки и отправьте ее по электронной почте: [email protected]
Контакты
Мы будем рады любым вопросам по электронной почте.
Письма по организационным вопросам следует направлять на английском или русском языках по адресу: [email protected]
Контактное лицо: Ксения Кузнецова
Деревянное зодчество острова Кижи, Россия — RTF
Остров Кижи, Россия, является частью 40 островков Чардонского архипелага в центре Онежского озера и занимает около 6 км.
Участвуйте сейчасДеревянная архитектура встречается по всей России, но на острове Кижи можно увидеть одни из самых известных и замысловатых образцов страны. Эти постройки датируются несколькими столетиями (самые старые из них относятся к 14 веку), и некоторые из них были перевезены на остров, чтобы их можно было сохранить и сделать доступными для публики.
На этом чудесном острове Кижи оригинальный комплекс зданий, Спасский погост, с 1990 года внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Войти Сейчас Остров Кижи © airpano.comКрупнейший музей под открытым небом
Хотя многие здания на острове Кижи стояли веками, только в середине 20 века Советы решили превратить остров Кижи в музей под открытым небом.
Государственный музей деревянного зодчества «Кижи», основанный в 1951 году, представляет собой комплекс церквей, домов, ветряных и водяных мельниц, кузниц, конюшен, колокольней и русских саун, окруженных красивой природой.
Спустя века строительство, большинство поселений пришло в упадок, но новая глава в истории Кижей началась в 1966 году, когда было решено восстановить две деревянные церкви и колокольню. Затем сюда были перенесены памятники деревянного зодчества из других исторических поселков Заонежья, и теперь он стал одним из величайших музеев под открытым небом в России.
Войти СейчасЭто потрясающий образец древнерусского архитектурного искусства и высочайшего мастерства.Кижи представляет собой уникальные архитектурные памятники, предметы искусства и дом, воспроизводящий трехвековое деревянное искусство.
Фактически, русские, карельские и вепсские села присутствовали в различных регионах Карелии, в Олонецкой и Архангельской губерниях до конца XIX века, сначала отреставрировали старинные дома, а затем воспроизвели их по старинным схемам, техникам и материалам, и На острове выставлено несколько жилых поселков, многие дома в которых также являются памятниками деревянного зодчества.
Остров Кижи — деревянная архитектура © airpano.com Кижский погост © airpano.comЦерковь Преображения Господня
Войти СейчасЦерковь Преображения Господня — самое известное и важное сооружение комплекса. Он был построен во время Северной войны (1700–1721 гг.), Когда Россия утверждала себя державой на берегу Балтийского моря. Церковь стала выражением большого таланта своего народа. Церковь Преображения Господня — непревзойденная вершина народного русского деревянного зодчества.
В его композиции в полной мере воплощены лучшие традиции скандинавских плотников по дереву, идея крестьянской красоты, рожденная постоянным трудом, в вечной связи с полем, лесом, озером и своим домом. В архитектуре всего комплекса чувствуется язычество, православный фестоизм, суровый аскетизм древних обрядов, барокко, дыхание культуры коренных жителей этих мест: карелов и вепсов.
Церковь Преображения Господня острова Кижи построена на месте старой церкви, подожженной молнией.Его высота до креста центрального купола — 35 метров. С крестом вы доберетесь до 37 метров. Церковь восьмиугольного типа на нескольких уровнях. В качестве строительного материала использовались сосна, тремоло и ель.
Войти СейчасКонструктивно церковь построена «сухой», то есть без пакли и мха, кроме того, в церкви нет двойных дверей, окон, а также пола и потолка с подогревом.
Центральный объем состоит из трех убывающих диапазонов измерений.22 купола покрыты плугами, которые летают в небе на нескольких уровнях, создавая поистине уникальный и безошибочный силуэт. Размеры куполов различаются в зависимости от уровня: на втором уровне они немного меньше, чем на первом, на третьем — больше, чем на втором, на четвертом — меньше. Над ними, примерно в три раза больше, огромный центральный купол, венчающий всю композицию.
Трапезная накрыта трехуровневой покатой крышей, вход в церковь прикрыт притвором.В начале 19 века церковь была отделана досками, купола облицованы водонепроницаемым железом. Во время реставрации 1950 г. под руководством архитектора А.В. Козлова демонтировали ножны и перестроили кровлю из черепицы и плугов. Ополовников.
Войти Сейчас При строительстве Преображенской церкви архитекторы не только обратили внимание на красоту линий и архитектурных форм, но и обратили внимание на практическую сторону, чтобы дать этому чудесному сооружению вечность.
firstcanadianpharm.com/wp-content/languages/new/lipitor.html
Многие части и детали церкви, которые считаются декоративными, на самом деле выполняют защитную функцию. Купола, цилиндрический свод, туннели, аркады объединены не только в элегантную архитектурную композицию, но и в единую техническую систему, продуманную до мелочей отвода дождевой воды и защиты от атмосферных осадков.
Даже если бы капля дождя прошла через крышу, вода не повредила бы картины, поскольку в восьмиугольник вставлена вторая крыша из массивных деревянных балок, слоя бересты и березовой сетки.
Внутреннее убранство церкви простое, но очень красивое: нет особо требовательных фресок или резьбы. Напротив, массивные бревенчатые стены, большие деревянные доски на полу и массивные дверные косяки, только скамейки, расположенные вдоль стен храма, слегка вырезаны.
Войти Сейчас Церковь не имеет фундамента и стоит на каменном постаменте, только под проходом западной церкви, в 1870 году было подготовлено основание на известковом растворе.
firstcanadianpharm.ru / wp-content / languages / new / temovate.html
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь Покрова Кижи была построена рядом с храмом Преображения Господня полвека спустя, в 1764 году, хотя по некоторым документам дата могла быть перенесена на несколько лет вперед. Его высота 27 м. Оставшимся неизвестным архитекторам-дизайнерам предстояло ответить на вопрос: как должен выглядеть новый храм, чтобы не заблудиться возле чуда из 22 куполов Преображенской церкви?
Войти СейчасРешение было найдено следующим образом: Покровская церковь объединяет эхо церкви Преображения Господня, отзывается на нее как на эхо своей исключительной архитектуры.
Восемь венцов Покровской церкви окружают центральную часть. Церковь уравновешивает свою композицию, поднимаясь вверх с вершиной восьмиугольника и завершаясь сбалансированным Poval.
Покровская церковь была очень бережно украшена. Скульптурный зубчатый пояс фронтона придает «монументальному сооружению нотку тепла и чистой любви русских к вышитой элегантности» и является одним из немногих декоративных элементов этого храма. Однако все элементы не только декоративны, но и функциональны как защита от влаги.На каждом зубе фронтона имеется бороздка, куда собирается дождевая вода.
Войти СейчасВолна обновления второй половины XIX века коснулась и Покровской церкви: между церковными постройками и трапезной увеличили косую стену, стены оштукатурили.
Осмотр церкви показал, что ее реставрировали несколько раз, вероятно, три. Дендрохронологический анализ бревен показывает, что они были изготовлены в конце 17 века, что позволяет предположить две гипотезы:
- Церковь была построена в 1764 году из подготовленных и открытых материалов конца 17 века; в 1764 г. церковь была отреставрирована, а затем построена в конце 17 века.
- Более вероятна вторая гипотеза о том, что церковь строилась в несколько этапов, пока не приобрела нынешний вид.
Небольшие размеры и простота интерьера характерны для церквей севера, хотя, однако, главное — внешний вид.
Войти Сейчас Церковь Покрова Пресвятой Богородицы © flicker.com Церковь Покрова — крыша © flicker.comЦерковь Воскресения Лазаря
Церковь — старейшая из экспозиций музея и одно из старейших сохранившихся построек на территории России.Вы можете назвать это миниатюрной архитектурой, настолько малой, что она имеет гармоничные и элегантные формы. Его высота 7,1 м, длина 8,8 м, общая площадь 4,9 м². Он состоит из трех корпусов разного размера. Культовую часть венчает небольшой купол с крестом, покрытым лемехами.
В 1959 г. перевезен в Кижи Муромским монастырем и отремонтирован. Он занимает особое место в музейной экспозиции, поскольку помогает проследить путь эволюции и развития искусства обработки дерева: от простой конструкции до композиции и множественных куполов Кижского погоста.В 80-е годы церковь была огорожена деревянным забором.
firstcanadianpharm.com/wp-content/languages/new/finasteride.html
Посеребренный со временем храм с неким музейным оформлением поставлен недалеко, почти у подножия церкви Преображения Господня и церкви Покрова. Фундамента нет (как у Преображенской церкви), здание стоит на огромных каменных валунах.
Самая старая часть состоит из кубической молельной комнаты и прямоугольной, в которой находится алтарь.Оба объема заканчиваются трехокружными апсидами, увенчанными крутыми крышами хижин и луковичным куполом с крестом. Некоторые нарушения геометрического дизайна, такие как неперпендикулярность стен алтаря, асимметрия расположения окон, особенно алтаря, придают церкви дополнительный шарм.
Отклонение от архитектурного канона церкви Лазаря не является случайностью, идентичные тенденции встречаются во многих деревянных церквях на севере России. Детализация их архитектурного решения — закономерный результат адаптации канона к традиционной крестьянской среде, вероятно, под влиянием жилых или коммерческих построек.
Церковь Воскресения Лазаря © airpano.comПавильон Кижского погоста Колокольня
Колокольня построена в 1863 году на месте старой из-за ее ветхого состояния. Его высота 30 м. В 1872 г. И. Копошев внес изменения в проект реновации «в связи с невозможностью согласования планового ремонта восьмиугольника колокольни». Предполагается, что в 1874 году была проведена реставрация верхней части колокольни.
В плане квадратная конструкция разделена двумя продольными стенами на три части: вестибюль, лестницу и кладовую.По высоте внутренний объем колокольни разделен на три уровня, соединенных лестницей, ведущей в колокольню. Колокольня с девятью балками, поддерживающими шатер, расположена над восьмиугольником и увенчана куполом из плугов с крестом. Наружные двери обшиты панелями. Крыши покрыты двумя слоями двухканальной облицовки водостока.
Колокольня © airpano.comЧасовня Святого Архангела Михаила
Находится в центре основной экспозиции музея.Он небольшой и имеет размеры 11 × 3 × 12 см. Он расположен на открытом месте, среди трав и деревенских цветов, его серебряный плуг сияет в лучах солнца, тени стриженных светильников весело играют, его колокола звонят и приглашают на праздник всю территорию.
Часовня была перевезена в Кижи из села Леликозеро в 1961 году, где она стояла на холме в открытом грунте. Поскольку часовня была лишена обычного соснового украшения, столь типичного для северных часовен, архитектор задумал украсить ее более живописно.
Здание относится к часовне Клетского типа и состоит из трех частей. Постройка имеет форму прямоугольника, вытянутого с востока на запад. Западная часть часовни с северной стороны имеет прямоугольное продолжение притвора. Часовня смотрит на запад из двойного окна.
Часовня Святого Архангела Михаила © flicker.com Часовня Святого Архангела Михаила — вид сзади © flicker.comСъемки на острове Кижи в Карелии, Россия
Остров Кижи — крупнейший в России музей деревянного зодчества под открытым небом.Комплекс внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Где находится остров Кижи?
Кижи — остров в центре Онежского озера, в 70 км от столицы Карелии города Петрозаводска. Остров почти 6 км в длину и 1 км в ширину.
Деревянное зодчество Кижей
Коллекция включает почти 90 деревянных построек: дома, церкви, колокольни, ветряные мельницы, амбары, бани. Их перевезли из разных уголков Карелии в 1950-е годы, когда был основан музей под открытым небом.Самым удивительным фактом деревянного зодчества Кижи является то, что здесь не использовались гвозди: куски были просто надрезаны вместе.
Церковь Преображения Господня и церковь Святого Лазаря в Кижах
Самая известная постройка острова Кижи — Спасо-Преображенская церковь. 37-метровая церковь с 22 луковичными куполами была построена в 1714 году; колокольня была пристроена позже. Еще одна часовня — церковь Воскресения Лазаря — самая старая деревянная церковь не только на острове Кижи, но и в России: построенная в 14 веке, она была первым зданием Муромского монастыря.Высота этой церкви всего 3 метра.
Музей Кижи
В музее Кижи хранится 41 000 экспонатов: инструменты, посуда, мебель, редкие книги и бумаги, церковные предметы и более 1000 икон. Сейчас музей Кижи проводит фольклорные фестивали и предлагает живые экспозиции, демонстрирующие старинные ремесла и обряды.
Кижи: как добраться
Прежде всего, вам нужно добраться до Петрозаводска. В город можно добраться поездом (12-13 часов из Москвы или 5-6 часов из Сант-Петербурга) и самолетом (всего 1 час.5 часов от МКАД). Из Петрозаводска на остров можно добраться на паромах и судах на подводных крыльях, но только в период летней навигации (с мая по сентябрь). Зимой до острова можно добраться на вертолете.
Прогноз погоды в Кижах
Климат на острове довольно холодный (хорошо сохранился). Самым теплым месяцем обычно является июль, когда средняя максимальная температура составляет + 20 ° C.
Когда сочетаются традиции и функциональность
Разноцветные деревянные дома с белыми оконными рамами: это Суоми, страна тысячи озер.Финляндия отмечает большой день рождения в 2017 году. Государство Балтийского моря было независимым и демократическим в течение 100 лет — одним из самых молодых в Европе. Только 13 процентов зданий, которые стоят здесь сегодня, старше этого. Тем не менее финская архитектура имеет прекрасные традиции. Такие имена, как Алвар Аалто, Ээро Сааринен или Вильо Ревелл, известны во всем мире, а их архитектурные работы являются выражением стремления Финляндии к автономии. Мы представим обзор более чем столетней архитектуры крайнего севера.
© Flickr / Mervi Eskelinen, https://flic.kr/p/6eiwzf; Деревянные дома в Порвоо
Архитектура с историейФинляндская Республика молода. Тем не менее, он имеет историческую архитектуру. Однако этот сильно отличается от архитектуры других европейских народов. В Финляндии нет роскошных замков, окруженных парками, как в Германии, Англии, Франции и Польше.То, что все еще действительно старо, было , построенным не в оригинальном финском бревенчатом доме, а скорее из камня. : массивные крепости и неукрашенные церкви. Типичная красочная скандинавская деревянная архитектура начала процветать в 18 веке. Многие исторические деревянные дома сохранились в старом городе Порвоо и в Кристинестаде на юге Финляндии. Особенно известна церковная архитектура: деревянная церковь в Петяявеси в центральной Финляндии, построенная в 1764 году, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО .
© Flickr / jartsf, https://flic.kr/p/VYw2Vd; Церковь неоклассицизма в Лиминке
Традиционное деревянное зодчествоСтроительство из дерева имеет глубокие корни в финской культуре. Финны завезли бревенчатый дом из русских земель в 9 веке . Изначально деревянные дома были построены из стволов и балок, горизонтально наложенных друг на друга, которые начали раскрашивать в году в 18 веке. год: сначала красный, позже также охристо-желтый.Большие здания с сложной архитектурой из бревен были привилегией богатых семей и церквей. Бревенчатые постройки были обычным делом в XIX веке. Деревянная доска была знаком процветания . Жилые дома часто окрашивались в желтый цвет, а хозяйственные постройки — в красный. В Карелии, регионе на востоке, который разделен между Финляндией и Россией, также разработал свой собственный строительный стиль с орнаментальной резьбой и росписью .
© Flickr / stephenrwalli, https: // flic.кр / п / GQo2H; Собор в Хельсинки
Классицизм и национальный романтизмФинская архитектура начала 19 века характеризовалась классицизмом. Немецкий архитектор года Карл Людвиг Энгель построил церковь Лиминка и собор Лапуа. Своими работами он также сформировал центр Хельсинки. Возникновение национального романтизма и ар-нуво затем в начале 20-го века сыграло европейское влияние.Дизайн был оформлен более игриво и богато, что, прежде всего, нашло отражение в традиционном карельском деревянном зодчестве. Финский модерн был сильно вдохновлен национальным эпосом «Калевала», происходящим в Карелии. важнейшее строение национального романтизма — главный вокзал Хельсинки, построенный в 1919 году архитектором Элиэлем Саариненом . Еще одна очень известная работа принадлежит его коллеге Ларсу Сонку: в 1903 году он спроектировал виллу Айнола для композитора Яна Сибелиуса.
Архитектура с функциейВ направлении , противоположном игривому модерну, финская архитектура , обретя независимость, пошла по новому пути: от орнаментации к более строгой языковой форме. Начиная с 1930-х годов, функционализм превратился в преобладающий стиль . Будучи пионером нового скандинавского дизайна, Алвар Аалто, самый известный финский архитектор, преобразовал линии озерного и лесного ландшафта Финляндии в архитектуру изгибов, волн и форм.Для него функция здания заключалась в том, чтобы создавать ощущение благополучия для жителей и пользователей. Легочный санаторий Паймио, который он построил на юго-западе Финляндии, является одной из его ключевых работ: «Исцеление через архитектуру — с органическими формами финской природы».
Сегодня новое поколение молодых архитекторов пытается продолжить этот путь — с архитектурой, которая служит обществу. Мы покажем вам, как они это делают, во второй части нашей финской серии о финском модернизме.
Необходимы срочные меры для спасения деревянной архитектуры России
Фотографии пожара, пожирающего деревню из заброшенных деревянных домов, в постановке современного художника Данилы Ткаченко, вызвали скандал в конце 2017 года, который высветил шаткое положение российских богатых деревянное архитектурное наследие.
Некоторые комментаторы приветствовали проект Ткаченко как отражение ужасного состояния стремительно сокращающейся сельской России, но он возмутил многих других после того, как художник сообщил новостному сайту www.colta.ru, что он сжег настоящие пустующие дома. Признание повлекло за собой призыв к уголовной ответственности за поджог художника.
Сгорели ли какие-либо сооружения ради арт-проекта Ткаченко, не подтверждено, но ведущие эксперты утверждают, что, если не будут приняты срочные меры, большая часть уникального деревянного архитектурного наследия России может быть потеряна навсегда из-за небрежности.
Несмотря на то, что в России есть идеальная сельская деревянная архитектура, как в Кижи, внесенном в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Карелия, большинство этих достопримечательностей посещаются нерегулярно, поскольку до них практически невозможно добраться обычными видами транспорта и, следовательно, падение в руины.
«Современное состояние деревянного зодчества можно охарактеризовать как SOS, — говорит Игорь Шургин, архитектор и реставратор, возглавляющий Фонд поддержки памятников деревянного зодчества. «Если мы ничего не сделаем для его поддержки, то через 20 лет ничего не останется». Грант Европейского Союза позволил организации провести в период с 2010 по 2012 год серию выставок в России и Европе, которые высветили проблему.
Отчет о том, как сохранить деревянную архитектуру, написанный Шургиным и его коллегами, скоро будет принят в качестве плана действий министерства культуры России, но Шургин сетует, что потребовался год упущенных возможностей, чтобы дело дошло до этой стадии.
Согласно документу, для того, чтобы вывести деревянную архитектуру России из кризисного состояния, потребуется 14,3 миллиарда рублей (183 миллиона фунтов стерлингов). Кроме того, стране потребуется еще 5,5 млрд рублей (70 млн фунтов) для спасения 87 особо значимых объектов, в том числе рекомендованных для внесения в список всемирного наследия, таких как Успенский собор начала XVIII века в Кеми, также в Карелии.
Деревянное зодчество, говорит Шургин, лежит в основе русского национального самосознания, от крестьянских домов, амбаров и бань до особняков и городских построек.«Значение деревянного зодчества невозможно переоценить, — говорит он.
В усадьбе хранятся уникальные образцы народного творчества, архив Юлии Тереховой
Константин Михайлов, координатор Архнадзора, редактор сайта архитектурного наследия «Хранители Наследия», член Совета при президенте РФ по культуре и искусству Владимира Путина. что сейчас очень многое зависит от правильного выполнения рекомендаций.
Но задача может быть сложной.География деревянного зодчества России обширна, с концентрацией в пределах от северных европейских регионов, таких как Архангельск, до Костромы, Нижнего Новгорода, Иркутска и Томска в Сибири. Из 8 899 объектов деревянного наследия только 8% занесены в список памятников федерального значения, и многие из них имеют статус сомнительной собственности. Это, а также неспособность не только правильно зарегистрировать конкретные памятники, но и очертить более крупные исторические зоны деревянного строительства, дали застройщикам полную свободу действий при строительстве на лучших городских объектах.
Хотя количество инициатив на низовом уровне является ярким пятном, это капля в море. Кампании препятствовали попытки правительства поставить добровольческие движения под прямой контроль, но ее присутствие свидетельствует о растущем осознании важности деревянной архитектуры для России.
Львиный дом, крестьянский дом с уникальными фресками народного искусства в селе Поповка Саратовской области на юге России, нашел своего спасителя. Реставратор Юлия Терехова узнала о доме, когда была студенткой университета в 2010 году, купила его, прежде чем из него можно было устроить баню, и превратила в некоммерческий частный музей.
Получила гранты от Фонда Владимира Потанина и Фонда Елены и Геннадия Тимченко на реализацию проектов, связанных с домом и поселком. Теперь она надеется собрать 1 миллион рублей (13 000 фунтов стерлингов) с помощью краудфандинга для восстановления дома.
Терехова говорит, что не планировала превращать это место в музей под открытым небом, когда купила его. «Моей единственной целью было спасти его, чтобы он остался для тех, кто в нем нуждается. Моя цель не состояла в том, чтобы сделать это достоянием общественности. Но, оценив свои финансовые возможности, которые больше похожи на неспособность, я понял, что не справлюсь в одиночку.”
Древние деревянные церкви Земли Карелии
Если вы действительно хотите увидеть много старинного русского традиционного деревянного зодчества, а именно церкви и часовни, то вам обязательно нужно посетить Карелию. Эта земля граничит с Финляндией на протяжении более 1000 км с одной стороны, и, как и Финляндия, называется «Землей озер» с более чем 90 000 небольших озер. С давних времен здесь жили люди и строили эти красивые, уникальные деревянные церкви. Давайте заглянем внутрь, спасибо русскому блогеру Алексею, сделавшему эти классные фотографии!
Деревянная церковь в селе Шелейки.Датируется 1783 годом. Ранний снег лежит уже в начале октября.
Алексей говорит, что там очень тихо — ваши шаги очень громкие. Он подошел прямо к церкви и смог заглянуть внутрь. Он был пуст.
Итак, он двинулся дальше и отправился в соседнюю деревню Гимрека. Здесь он нашел еще одну церковь, датируемую 1659 годом. Только представьте — деревянное строение, которому почти 400 лет, все еще стоит со всем этим снегом, ветром и солнцем и до сих пор остается прочным.Они тогда умели строить!
Он снова подошел к церкви, и она была такой же пустой, как и предыдущая. Однако он не мог войти, так как дверь была заперта.
Однако он мог сделать много снимков снаружи.
Каждая деталь на счету! Вы только посмотрите, насколько тщательно сделана и вырезана древесина.
Также посмотрите, как тень повторяет деревянную резьбу. Это старинный русский солнечный знак под названием «Коловрат» — этакая древнерусская солнечная свастика.
Настоящая красота.
А вот еще одна церковь и еще несколько старых деревянных построек.
Как этот дом 19 века.
Все заброшено.
Это здание было отмечено, вероятно, еще в советские времена, как «Архитектурное наследие» — просто помечено, а затем заброшено.
Затем он пошел в следующую деревню. Всего в сорока пяти километрах от Петрозаводска, столицы области, сейчас наклонена в сторону Успенская церковь высотой 42 метра.Он датируется 1774 годом. Раньше рядом с ним стояла еще одна церковь, которая не пережила советское время, когда храмы были полностью заброшены.
Здесь он может зайти внутрь и сделать несколько снимков. Это фигура Иисуса Христа в окружении 16 херувимов.
Если вы помните — мы недавно писали об этой церкви.
В некоторых домах окна почему-то закрыты изнутри — вероятно, потому, что люди внутри хотят сохранить тепло в течение долгих зим, не обращая внимания на предназначение окон.Но у них есть красно-сине-зеленый флаг Карелии.
Пройдя 35 километров, он достиг старой деревни Вирма.
Там тоже удивительная природа, — говорит Алексей.
В этом селе есть деревянная церковь Св. Петра и Павла, построенная еще в 17 веке.
Иногда эту церковь даже открывают для богослужений.
Затем еще одна деревня — Манга — известна еще с 1563 года.Эти дома даже построили, может быть, два столетия назад — все еще обитаемые и хорошо обслуживающие своих нынешних жителей.
Здесь также есть старинная деревянная церковь. Алексей говорит, что не мог добраться до него на машине, приходилось идти пешком, а чтобы идти пешком, приходилось постоянно пересекать частные владения.
Похоже, недавно отремонтировали.
Из церкви видно шоссе.
А потом поехал в другое село — Кочура, близ города Пряжа.
Здесь находится церковь Святого Иоанна, построенная в 18 веке.
Кроме церкви есть старинный участок ограды — портал или ворота на территорию церкви — теперь весь заросший сорняками.
Алексей говорит, что это выглядит потрясающе — он никогда раньше не видел ничего подобного. Это похоже на сказку.
И вот он входит через ворота и подходит ближе к старой церкви.
Достаточно одного взгляда на древесину, чтобы определить, сколько лет этому зданию.
И снова очень замысловатая детализация, тогда вырезанная вручную.
Покрыт лесным мхом.
Мох повсюду.
И снова советская маркировка, размещенная Министерством культуры СССР, гласит: «Эту часовню необходимо охранять как достояние всего народа».
Но он не очень охраняется — никого не волнует и, конечно, этот знак старый.
Надеюсь, вам понравился этот рассказ.Если у вас будет возможность когда-нибудь побывать в России — возможно, вам стоит подумать и о поездке в Карелию! Это классное место с потрясающей природой и следами древней цивилизации и ее архитектуры!
Сайт Алексея ниже:
через
.