Эмаль это в истории: Эмаль — Википедия – Эмаль — это… Что такое Эмаль?
Эмаль — Википедия
Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.
- В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).
Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоёмкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.
Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства, связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М. В. Ломоносовым. Был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии Художеств (впервые упомянут в 1781 году). На рубеже XIX—XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять ювелирные фирмы К. Фаберже, И. П. Хлебникова, П. А. Овчинникова, Грачёвых.
События революции 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и сюжетной миниатюры[1].
Эмалис[править | править код]
Эмалис — музей и школа эмальерного искусства в Ярославле в 1992 году. «Эмалис» открыл новую современную ярославская школу по работе с горячей эмалью
Эмаль в искусстве Китая и Японии[править | править код]
В Китай перегородчатая эмаль, вероятно, пришла из Персии к началу Минской династии (1368-1643). В этой технике изготовлялись вазы, блюда, декоративные панно, а также культовые сосуды. С всё более широким распространением употребления нюхательного табака во второй половине 18 века, в период правления императора Цяньлун перегородчатой эмалью украшались и табакерки в форме флаконов, однако их производство не носило массового характера ввиду технической сложности при изготовлении маленьких объектов.
Роспись эмалевыми красками по металлу, изобретённая в Европе в 16 веке, была принесена в Китай миссионерами-иезуитами в начале 18 века и вызвала большой интерес у ценителя искусств императора Канси. В 1713 году он распорядился основать в Пекине императорскую мастерскую эмалевой росписи, которая поначалу испытывала большие технические трудности. С целью их преодоления были вызваны мастера из Кантона (Гуанчжоу), где, по-видимому, подобные мастерские к тому времени уже существовали. В 1717 году в Пекин прибыл французский мастер-эмальер Жан-Батист Гравро, благодаря которому техника эмалевой росписи была существенно улучшена. Металлической основой для эмалевой росписи обычно служила медь, покрывавшаяся несколькими слоями одноцветной, как правило, белой эмали, служившей фоном для росписи. Помимо удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в Кантоне был налажен массовый экспорт предметов декоративно-прикладного искусства в Европу, ставших известными под общим названием «кантонская эмаль».
В Японии техника перегородчатой эмали была известна ещё в период Эдо, однако её взлёт наступил уже в эпоху Мэйдзи с открытием страны для внешнего мира. В 70-х годах 19 века японская перегородчатая эмаль ещё выполнялась в китайском стиле, но уже в 80-х годах японские мастера развили оригинальный национальный стиль, эстетика которого резко отличалась от китайской. Выдающуюся роль в технологическом развитии японской перегородчатой эмали сыграл немецкий химик Готфрид Вагенер (1831-1892). Эпоха высшего расцвета искусства японской перегородчатой эмали длилась всего около 40 лет (1880-1920), но в это время были созданы непревзойдённые шедевры. Его выдающимися представителями были Намикава Ясуюки (1845-1927), Хаяши Коденджи (1831-1915), Намикава Сосукэ (1847-1910), Каваде Шибатаро (1856–1921) и Гонда Хиросукэ (1865-1937).
Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. В последние десятилетия XX века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.
Технические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.
Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.
Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.
В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.
В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.
Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на металле после обжига.
Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.
Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).
Современные эмали состоят из диоксида кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где необходимо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.[5]
Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.
Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).
Эмаль — это… Что такое Эмаль?
Эмаль (не путать с эмалевыми красками) — тонкое стекловидное покрытие, получаемое высокотемпературной обработкой.
В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.
- В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).
Первое упоминание о Русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена все виды Русских художественных эмалей назывались «финифть» и только в XIX веке старинное название «финифть», сменилось на новый термин «эмаль». Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от 5 до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали, повторить его не в силах даже автор. Каждое произведение существует лишь в одном экземпляре, оно уникально. В последние десятилетия ХХ века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Соединяя в себе ювелирную драгоценность материала со свободой станковой живописи, этот вид искусства не имеет широкого распространения и является элитарным. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.
Виды эмалей
Технические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.
Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.
Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Перегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.
В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.
В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.
Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись эмалевыми красками. Защитным слоем служит фандон — прозрачный защитный слой.
Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.
Составы эмалей
Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).
Современные эмали состоят из двуокиси кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окислов щелочных и щёлочно-земельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где надо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.[1]
Применение
Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.
Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).
Примечания
См. также
Ссылки
История эмалей,свойства, разновидности и применение…
? LiveJournal- Find more
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Эмаль — Википедия. Что такое Эмаль
Эмаль — тонкое стекловидное покрытие на поверхности металла, получаемое высокотемпературной обработкой.
В художественной керамике эмалями иногда называют непрозрачные (глухие), обычно белые, блестящие глазури за их свойство перекрывать цвет керамического черепка.
- В переносном смысле эмалями нередко называют практически все стекловидные покрытия по металлам, используемые в бытовых целях (эмалированная посуда, ванна и т. д.).
История
Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоёмкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене.
Первое упоминание о русских перегородчатых и выемчатых эмалях встречается в Московской Ипатьевской Летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI—XVII векам, а расцвет его как искусства, связан с Сольвычегодской («усольской») расписной эмалью. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных М. В. Ломоносовым. Был учреждён эмальерный класс в Императорской Академии Художеств (впервые упомянут в 1781 году). На рубеже XIX—XX веков изделия из серебра и эмали стали изготовлять ювелирные фирмы К. Фаберже, И. П. Хлебникова, П. А. Овчинникова, Грачёвых.
События революции 1917 года в России привели к спаду в эмальерном искусстве. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остаётся по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников и фабрика по изготовлению различных украшений из финифти и сюжетной миниатюры[1].
Эмалис
Эмалис — музей и школа эмальерного искусства в Ярославле в 1992 году. «Эмалис» открыл новую современную ярославская школу по работе с горячей эмалью[2][3]. С 1998 года в «Эмалисе» проходят ежегодные практические симпозиумы по работе с эмалями, в которых принимают участие художники из 28 городов России, а также художники из Бельгии, Голландии, Германии, Испании, Италии и Японии. Центром организовано и проведено 28 симпозиумов, организовано более 100 выставок, из которых около 20 — международные[4]. На базе «Эмалиса» проводится программа прохождения практики по обучению эмальерному искусству студентов Екатеринбургского университета (с 2008).
Эмаль в искусстве Китая и Японии
В Китай перегородчатая эмаль, вероятно, пришла из Персии к началу Минской династии (1368-1643). В этой технике изготовлялись вазы, блюда, декоративные панно, а также культовые сосуды. С всё более широким распространением употребления нюхательного табака во второй половине 18 века, в период правления императора Цяньлун перегородчатой эмалью украшались и табакерки в форме флаконов, однако их производство не носило массового характера ввиду технической сложности при изготовлении маленьких объектов.
Роспись эмалевыми красками по металлу, изобретённая в Европе в 16 веке, была принесена в Китай миссионерами-иезуитами в начале 18 века и вызвала большой интерес у ценителя искусств императора Канси. В 1713 году он распорядился основать в Пекине императорскую мастерскую эмалевой росписи, которая поначалу испытывала большие технические трудности. С целью их преодоления были вызваны мастера из Кантона (Гуанчжоу), где, по-видимому, подобные мастерские к тому времени уже существовали. В 1717 году в Пекин прибыл французский мастер-эмальер Жан-Батист Гравро, благодаря которому техника эмалевой росписи была существенно улучшена. Металлической основой для эмалевой росписи обычно служила медь, покрывавшаяся несколькими слоями одноцветной, как правило, белой эмали, служившей фоном для росписи. Помимо удовлетворения потребностей внутреннего рынка, в Кантоне был налажен массовый экспорт предметов декоративно-прикладного искусства в Европу, ставших известными под общим названием «кантонская эмаль».
В Японии техника перегородчатой эмали была известна ещё в период Эдо, однако её взлёт наступил уже в эпоху Мэйдзи с открытием страны для внешнего мира. В 70-х годах 19 века японская перегородчатая эмаль ещё выполнялась в китайском стиле, но уже в 80-х годах японские мастера развили оригинальный национальный стиль, эстетика которого резко отличалась от китайской. Выдающуюся роль в технологическом развитии японской перегородчатой эмали сыграл немецкий химик Готфрид Вагенер (1831-1892). Эпоха высшего расцвета искусства японской перегородчатой эмали длилась всего около 40 лет (1880-1920), но в это время были созданы непревзойдённые шедевры. Его выдающимися представителями были Намикава Ясуюки (1845-1927), Хаяши Коденджи (1831-1915), Намикава Сосукэ (1847-1910), Каваде Шибатаро (1856–1921) и Гонда Хиросукэ (1865-1937).
Технология
Эмаль представляет собой стекловидный порошок, получаемый измельчением стекловидных пластин до необходимой фракции. Измельченная в порошок эмаль смачивается водой до нужной консистенции и наносится в ячейки. Работа обжигается в печи или производится локальный обжиг эмали в каждой ячейке посредством газовой или бензиновой горелки. Разные виды и цвета эмали требуют и разную температуру обжига, которая колеблется в диапазоне от 700 до 900 градусов по Цельсию. После обжига, порошок эмали сплавляется в цветной стекловидный слой, в зависимости от типа эмали: прозрачный, или так называемый «глухой» — цветной непрозрачный слой эмали. Во время обжига эмалевый слой подвергается усадке, будучи насыпан до обжига по верхний край перегородки, он «опускается», становится ниже перегородки. Для полного заполнения ячейки, поэтому требуется неоднократный обжиг и пополнение обжигаемой эмали в ячейке. В зависимости от сложности композиции и задач, стоящих перед мастером, работа подвергается от пяти до ста обжигам. Мастер не имеет возможности вмешиваться во взаимодействие эмали и высокой температуры, он может лишь основываясь на опыте и интуиции регулировать время и температуру обжига. Именно это и формирует уникальность каждого произведения из эмали. В последние десятилетия XX века техника горячей эмали вышла за рамки традиционного круга своего применения. Горячая эмаль сочетает в себе много различных техник и способов обработки, как металла, так и самой эмали, дающих возможность разнообразных решений, как декоративных, так и сложно-живописных.
Виды эмалей
Шкатулка XVIII-XIX века, золото, рубины, бриллиант, эмальТехнические эмали для бытовых изделий (посуда) и для специального назначения.
Ювелирная эмаль — легкоплавкое прозрачное или глухое стекло, которое наносят на медь, серебро, золото, реже на алюминий при температуре 500—800 °C.
Выемчатая эмаль — относительно простая техника: на пластине-основе гравируется, чеканится или выпиливаются углубления, которые потом заполняют эмалью разных цветов. В производстве бижутерии используются штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Схематичное изображение перегородчатой эмали Медная тарелка, эмаль. 1700 годПерегородчатая эмаль — трудозатратная и сложная эмальерная техника, не поддающаяся механизации. Для её создания на тонкой металлической пластине-основе из меди, золота, реже серебра, мельхиора или высококачественной стали, процарапывают, гравируют или прорезают насквозь контур-эскиз будущего изображения. Далее по этому контуру напаивают металлические полоски-перегородки. Толщина подобных полосок зависит от задумки автора, но редко превышает 1 миллиметр. Полоски создают как замкнутые, так и открытые ячейки различных форм и размеров. Каждую ячейку заполняют эмалью до верхнего края перегородок и производят обжиг.
После этого эмаль шлифуется и окончательно отполировывается таким образом, чтобы эмаль и верх перегородок находились в одной плоскости. Полное, без углублений, заполнение эмалью ячеек и является отличительным признаком перегородчатых эмалей. Полученное разноцветное изображение из эмали напоминает инкрустацию драгоценными камнями.
Витражная или оконная эмаль — разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Своё название эта техника получила из-за сходства с витражами из стекла, так как насквозь просвечивающая цветная эмаль, находящаяся в гнёздах металлических перегородок, напоминает цветное витражное стекло в обрамлении металла.
В данной технике эмалью заполняют ажурный орнамент металлической формы (каркаса), полученный или выпиливанием в металле, или путём монтирования и пайки из сканой (скрученной) проволоки. Металлический каркас для витражной эмали делают из золота, серебра или меди. Промежутки между перегородками заполняют цветной прозрачной эмалью.
В производстве витражной эмали обжиг изделия производится каждый раз после нанесения очередного слоя эмали.
Художественная эмаль имеет много общего с живописью. На пластину-основу наносится защитный слой эмали, по которому производится роспись жаропрочными красками. Защитным слоем служит фондон — бесцветная прозрачная эмаль, образующая блестящее покрытие на металле после обжига.
Сеяная эмаль выполняется поочерёдным распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет. Каждый слой закрепляется клеем.
Составы эмалей
Эмаль по одному из старинных рецептов приготавливается из одной части кварцевого песка, одной части борной кислоты и двух частей свинцового сурика. Для придания цвета добавляются пигменты: окись кобальта (синий-чёрный), окиси кадмия (красный), окиси меди (зелёный).
Современные эмали состоят из диоксида кремния, борного ангидрида, окиси титана, окиси алюминия, окисдов щелочных и щёлочноземельных металлов, цинка, свинца, различных фторидов. Эмалевые покрытия используются везде, где надо добиться долговременной химической стойкости покрытия — трубы, химические реакторы и т. д.[5]
Применение
Для нанесения шликера в производстве эмали используют различные способы: окрашивание погружением, обливом, пульверизатором, электростатическое нанесение. После сушки эмаль обжигают (сплавляют) при температурах от 750 до 950 °C.
Применение эмали для защиты чёрных металлов от коррозии в ряде случаев позволяет заменить дорогостоящие сплавы. В этом случае в качестве основы можно использовать обычное железо (точнее, недорогую низкоуглеродистую сталь).
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
История возникновения и развития искусства эмали
История художественного эмалирования, так же как и ювелирное искусство, имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Когда и где впервые было осуществлено эмалирование, т.е. цветное стекло в расплавленном состоянии соединено с металлом, точно определить невозможно. Хиггинс при описании греческих и римских украшений упоминает о наиболее ранних работах с эмалью.
Например, в Микенах (Греция) были найдены металлические предметы с впаянными пластинками стекла, окрашенными в синий цвет, изготовленными между 1425 и 1300гг. до н.э. Эти предметы можно считать древнейшими из известных находок. С VI в. до н. э. греки систематически наплавляли эмаль на золотые украшения.
На острове Кипр были найдены подвески в форме цветка, выполненные в технике филигранной эмали, изготовленные приблизительно в XIV в. До н.э. В форме и технике исполнения явно чувствуется египетское влияние. В Куриуме (Кипр) в одном из захоронений XII в. до н.э. обнаружили золотой скипетр, увенчанный шаром, на котором выполнены две фигуры орлов. Шар и орлы частично покрыты лиловой, зеленой и белой выемчатой эмалью.
В Азербайджанской ССР была найдена диадема с розетками, листьями и цветами, украшенными филигранной эмалью (VII в. до н.э.).
С первой половины VI в. до н.э. греческие украшения покрывали белой, темно-синей, темно-зеленой и бледно-бирюзовой филигранной эмалью.
Как в Этрурии, так и в южной части АССР были найдены подобные украшения V-VII в. до н.э. с типично эллинистическими орнаментами, которые позволяют судить о греческом влиянии на развитие художественных промыслов.
Из III в. до н.э. до нас дошли небольшие подвески из металла, сплошь покрытые эмалью. Вероятно их погружали в расплавленное цветное стекло.
Несмотря на отрывочные сведения, можно утверждать, что в восточном Средиземноморье уже в I тысячелетии до н.э. наплавляли стекло на металл и что греческие, а позднее и этрусские украшения декорировались эмалью. Несмотря на то, что эти первые попытки соответствовали по техническим признакам эмалированию, все же, если рассматривать их с художественной точки зрения, они являются лишь формой полихромного обогащения металлического украшения, инкрустированного шлифованными пластинками драгоценных камней, керамики, смальты или стекла, наклеенными в выемки между напаянными из проволоки перегородками.
Переход от инкрустации к эмали мог произойти там, где были достаточно широко развиты технические предпосылки для металлообработки и изготовления легкоплавких стекол. Требовалось лишь положить кусочки стекла или немного порошка стекла на металл и расплавить, как это давно практиковалось при глазуровании глины.
Интересной находкой явились предметы, обнаруженные в микенской мастерской во дворце в Фивах (XIV в. до н.э.) в которой наряду с золотом обрабатывалось и стекло. Местами они сильно повреждены и поэтому довольно тяжело установить, был ли это порошок стекла, расплавленный на изделии, впрессованы предварительно разогретые куски стекла или вырезаны и приклеены стеклянные пластинки.
И если искать самые истоки этого искусства, то уместнее было бы говорить не о единичном случае вплавления стекла, а о массовом изготовлении изделий из металла в соединении с цветным стеклом. По этой причине было бы уместнее рассмотреть древнеегипетские вставки из поделочных камней.
Египетское искусство эмалирования
Уже во времена 5-й династии (с 2563 до 2423 гг. до н.э.) были известны примеры вставок в выемки. Фигурные изображения, письменные знаки и орнаменты выполнялись на золоте в виде углублений и затем заполнялись драгоценными камнями и смальтой.
Уже с 12-й династии (2000 г. до н.э.) техника вставок поделочных камней в ячейки стала определяющей для египетского ювелирного искусства. Ячейки явились переходной ступенью к технике перегородчатой и выемчатой эмали.
Ячейки изготавливались напаиванием перегородок по технологии более поздней перегородчатой эмали. Ляпис-лазурь, карнеол и др. камни, а так же вошедшая в употребление смальта (19-я династия) обрабатывались по форме ячеек и закреплялись с помощью смолы того же цвета.
Прекрасным примером может служить пектораль Сенусерта II, найденная в Кахуне. Она вырезана из листового золота и украшена золотыми перегородками, заполненными бирюзой, лазуритом и сердоликом.
Позднее появились стеклянные пластинки и порошок цветного стекла, крепившиеся с помощью клея. Этим они создавали художественные основы цветовой отделки металла камнем и эмалью. Египетские украшения всегда остаются строго плоскостными, помещенные в углубления камни, эмаль, керамические пластины утоплены до поверхности металлического изделия, создавая мозаичную композицию.
Египетская манера исполнения ювелирных украшений получила развитие в послединастическое время за границами Египта. Украшения из погребения жены фараона Аменемхета из Мероэ (Нубия) показывают, что здесь еще в I в. н.э. египетская техника закрепления вставок сохранилась, хотя и в более грубой форм. В этих украшениях вместо вставок встречаются настоящие расплавленные эмали классической египетской палитры. При изготовлении найденных золотых украшений мастер упустил из виду то, что объемную усадку расплавленной эмали следует выравнивать дополнительным нанесением и обжигом. Эмаль погрузилась в ячейки и напоминает современную перегородчатую, а не выемчатую эмаль, тщательно отшлифованную в одной плоскости.
Так же нельзя не вспомнить о погребальных украшениях Тутанхамона. Маска мумии имеет инкрустацию смальтой, а саркофаг, выполненный из пластин, умело декорирован чеканкой, местами перегородчатой эмалью.
Несмотря на то, что нельзя говорить о достижении египтянами значительного мастерства в эмальерном деле, они несомненно имели представление о наплавлении стекла на металл, что умело воплощали в ювелирных украшениях, относясь к этой технике так же скрупулезно, как это было принято в целом для египетского искусства.
Китайская эмаль
Значительный вклад в технологию внесли Иран (Персия), Индия и Китай. Если говорить об Иране, то здесь необходимо отметить массивные браслеты из серебра и золота, которые носили мужчины и женщины. Они представляют собой простое кольцо, замыкающееся симметричными головами животных. На некоторых изделиях можно увидеть остатки инкрустации синей перегородчатой эмалью. Более подробно необходимо остановиться на Китае, поскольку именно китайские мастера добились в этой технике определенных успехов. В сокровищнице Сёсоин имеется серебряное зеркало в виде цветущего лотоса, выполненного в технике перегородчатой эмали.
Намного позже появятся несколько другие эмали. Китайские расписные эмали — один из немногих видов прикладного искусства, которому до последнего времени почти не уделялось внимания. В литературу они вошли под названием «кантонские» эмали и долгое время считались явлением, чуждым Китаю и принципиально не отличающимся от фарфора, идущего на экспорт. По-видимому, этим объясняется и то, что в китайских источниках XVIII и XIX веков рас¬писные эмали полностью игнорируются.
На русском языке так называемым кантонским эма¬лям отведены краткие разделы в книгах по искусству Китая, в путеводителях по выставкам; отдельные предметы были изданы в альбомах О. Н. Глухаревой и М. Н. Кречетовой. В 1980-е годы опубликована статья об эмалях с европейскими сюжетами из собрания Государственного Эрмитажа и издано блюдо с «галантной» сценой и иероглифическим текстом из того же собрания. Изучение расписных эмалей сильно затруднено и тем, что как в китайской, так и европейской литературе нет единой терминологии для их обозначения. Часто, говоря о расписных эмалях, имеют в виду и полихромный фарфор и предметы с металлической основой. Специальное название для металлических изделий в китайском языке появляется, по видимому, лишь в работах XX века. Там они называются «хуа фалан» — буквально «расписные эмали». Нередко перед словом «эмаль» стоит обозначение металла, из которого выполнена основа, — меди, золота, серебра. Пекинская школа эмалирования имеет богатые традиции в изготовлении объемных изделий, полностью покрытых перегородчатой эмалью. Сосуды и пластику изготавливали и изготавливают как изделия экспорта, пользующиеся большим спросом на мировом рынке. Рисунок представляет собой традиционные мотивы с хризантемами. Ячейки заполняют непрозрачными эмалями нескольких тонов. При этом эмаль смешивают с клеящим составом, который должен удерживать эмалевый порошок на вертикальных поверхностях. При первом обжиге клей сгорает без остатка. После первого обжига ячейки заполняют эмалями и обжигают еще раз. Перед заключительным – третьим обжигом наносят столько эмали, что она местами вытекает из ячеек и закрывает перегородки. После эмалирования сосуд шлифуют с водой и дорабатывают мелкозернистым полирующим средством. В такой технике китайские мастера изготавливают сосуды и фигурки высотой до двух метров.
§ 7. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО ИСКУССТВА ЭМАЛИ
Изделия из металла, украшенные горячей эмалью, занимают большое место в декоративно-прикладном искусстве.
Процесс придания многоцветий металлу, соединения металла истекла был известен еще в древние времена. Горячая эмаль по металлу использовалась в прикладном искусстве древнего Египта, Индии, Китая. Эти изделия, в основном ювелирные украшения и посуда, поражают нас безупречным качеством исполнения, многоцветием и тонкостью работы.
В произведениях прикладного искусства древнего мира, а также и в более поздних изделиях греческих и римских мастеров первых веков нашей эры применялась техника выемчатой эмали. При таком способе нанесения эмали стекловидную массу закладывали в специально выбранные в поверхности металла углубления. Рядом с блестящей поверхностью золота, серебра или меди цветные вкрапления эмали создавали впечатление драгоценных камней или мозаики.
Большого совершенства техника эмали достигла в произведениях прикладного искусства Византии (X—XV вв.). Они замечательны удивительной тонкостью работы, гармонией цвета, пластики, выразительностью композиций и разнообразием технологических приемов. Византийские художники использовали не только выемчатую эмаль, но и перегородчатую. Расширяется круг применения изделий с горячей эмалью. Кроме ювелирных изделий и посуды эмалью украшаются предметы церковного обихода: иконы, оклады церковных книг и др.
Мастерство византийских ювелиров нашло своих последователей в древнерусском прикладном искусстве Киева, Владимира, Новгорода, Москвы. В Киеве, еще в X в. появляются изделия из металла с горячей эмалью, которые славились в Европе наравне с византийскими своей тщательностью и тонкостью работы, гармоничностью цветов, среди которых преобладают синий, зеленый, красный и розовый. В этих изделиях использовалась техника и выемчатой, и перегородчатой эмали.
Русские мастера не только переняли у византийцев тщательность и изящество исполнения, но продолжили традиции эмальерного искусства и добились в последующие времена высокого совершенства и мировой известности.
В XIV и XV вв. эмаль применяется как фон на литых, чеканных и резных изделиях. К середине XVI в. получила большое распространение техника эмали по скани из золота, серебра или меди. Еще драгоценнее становится блеск и яркость эмалей рядом с поблескивающим орнаментом металла. Изделиями такого рода славились мастера Новгорода и Москвы. Излюбленными цветами эмали нов-
городских мастеров были голубой, синий, черный и белый, причем эти вкрапления в сканный узор были очень небольших размеров для придания изделиям драгоценности. Для московских произведений с эмалью XV в. характерно применение прозрачных изумрудно-зеленой, синей и лиловой эмалей, которыми заливался фон надписей или литых накладных изображений.
В XVI в. украшение золотых и серебряных изделий эмалями достигает своего совершенства. В цветовой гамме первое место занимает голубой тон с множеством оттенков от сине-василькового до водянисто-голубого, бирюзового, зеленовато-голубого и лилового, а в конце века появляются также густокрасные и зеленые тона.
В XVII в. московские мастера в совершенстве овладевают техникой художественной эмали во всем ее многообразии. Они не только покрывают эмалью плоские поверхности, но и заливают эмалью объемные формы: сосуды, скульптурные чеканные рельефы и т. п. При этом применяются глухие эмали всевозможных цветов и оттенков, а также прозрачные, через которые просвечивает мерцающий блеск золотого и серебряного фона.
Период XVI—XVII вв. характеризуется применением горячей эмали в обиходных вещах: посуде, коробочках (рис. 19), футлярах, ножах, вилках. Эмаль как вид украшения, в основном предметов церковного обихода, теперь становится неотъемлемой частью и бытовых и светских вещей.
19. Коробочка со сканной эмалью Москва (XVII в.)
Значительным для прикладного искусства XVI—XVII вв. является богатство орнаментов, многоцветие и разнообразие применяемой техники. Горячая эмаль на металле выполняется в это время всеми способами: выемчатая, по чеканке, скани (рис. 20) и др. Сложные орнаментальные композиции декора украшаются эмалевыми вставками, а сюжетные композиции покрываются цветной эмалью по чеканному рельефу. Здесь же встречаются впервые примеры росписи по эмали. Фигуры людей и животных становятся более пропорциональными, растительные орнаменты теряют строгую геометричность. Художники воспроизводят в декоративных узорах многоцветный, праздничный мир, неистощимый в своем богатстве и радующий глаз.
20. Фрагмент колчана для стрел. Сканная эмаль с просечным фоном Москва (XVII в.)Замечательные произведения прикладного искусства появляются в XVII в. в Великом Устюге, и среди них встречаются изделия с цветной эмалью: по скани белой, темно-синей, черной, желтой и зеленой, а также голубой. Со второй половины XVIII в. особый интерес представляет только здесь примененная техника цельного эмалевого покрытия предметов синим, голубым и белым цветами с серебряными накладками. В основном таким способом украшались предметы обихода: посуда, вазы, рамки. Их делали из меди и покрывали сплошным тонким слоем эмали, что давало почти полную имитацию фарфора. В эти покрытия вплавлялись декоративные узоры из тонких чеканных листков серебра или золота.
21. Серебряная чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (конец XVII в.)
Изготовлением церковной утвари, предметов домашнего обихода и ювелирных украшений славились в XVII в. мастера из Сольвычегодска. Сканные серебряные изделия с эмалью чаще всего украшали светло-зеленым, голубым и темно-синим цветами.
Металлической основой сольвычегодских изделий чаще всего была медь, а эмалевое белое покрытие расписывалось надглазурными красками, наподобие росписи по фарфору. Яркие по цвету и тонкие по графике эмалевые вставки занимали иногда почти всю поверхность изделия, а иногда образовывали фигурно-орнаментальные плетения на фоне позолоченного металла. Цветовое и графическое решение росписных вставок служит примером замечательной фантазии и изобретательности художников, умевших соединять сказочно-фантастические мотивы с воспроизведением окружающей природы: пейзажей, животных, цветов и трав и др. Штриховой рисунок сольвычегодских эмалей близок по характеру лубочным картинкам так же, как близки им и многие сюжеты изображений, взятых из народных сказок и поверий (рис. 21 и 22).
22. Чаша с росписной эмалью Сольвычегодск (XVII в.)
Отличительной чертой художественных изделий с горячей эмалью русских мастеров XVII и начала XVIII вв. от западно-европейских является их яркость, многоцветие и общий колорит. Это особенно заметно при сравнении московских, новгородских или сольвычегодских эмалей с лиможскими (XV—XVII вв.), которые писались по черному фону.
Роспись по эмали в Москве начинается с середины XVIII в. — это мелкие травки, цветы и т. п. Настоящая живопись (миниатюра) на эмали по белому фону появляется в самом начале XVIII в. Григорий Муссикийский и Андрей Овсов — первые известные живописцы, рисовавшие миниатюрные портреты на эмали. К 80-м годам XVIII в. живописная миниатюра на эмали становится популярным видом искусства.
В Академии Художеств России учреждается эмальерный класс, которым с 1790 г. руководил Петр Жарков; сохранилось несколько портретов его работы.
Способ росписи по белой эмали на металле стал известен с середины XVIII в. и в г. Ростове (Ярославском). Здесь изготовлялись предметы церковной утвари, дорогая посуда, миниатюрные портреты, ювелирные украшения. Замечательными в них были росписные эмалевые вставки-миниатюры, выполненные с помощью сложной надглазурной росписи по белой эмали на металле. Изображения отличались реалистичным воспроизведением пространства, объемов, освещенности.
К середине XIX в. в творчестве мастеров эмальерного дела наблюдается постепенный переход от изящества и многоцветия росписей, свойственных XVIII в., к монохромности, натуралистичности и некоторой упрощенности. В изделиях конца XIX и начала XX вв. заметны черты механического смешения традиционных приемов (XVIII в.) с классическими (XIX в.) и с западно-европейскими способами росписей. Конец XIX и начала XX в. характеризуется расцветом стиля «модерн». Примером могут служить изделия фирмы Курлюкова в Москве (рис. 23).
В 90-е годы XIX в. прикладное искусство России переживает острую необходимость возврата к формам до-классического искусства Древней Руси. Чаще всего художники обращаются к наследию XVII в., как наиболее богатому разнообразными способами исполнения и декорировки изделий. В прикладных произведениях из металла этого времени заметны либо очень точные копии образцов XVII в., либо стилизации, использующие формы, декор и технологию XVII в. Попытка возврата к прошлым, традиционным формам имела благородные цели: она послужила во многих случаях открытию забытых приемов изготовления и, в частности, к возрождению техники горячей эмали на металле. Такие способы, как цельное покрытие эмалью изделия, изготовление прозрачных эмалей на металле или роспись по эмали для ювелирных изделий, были вновь освоены и возвращены в производство. Особенной славой пользовалась основанная в 1842 г. в Петербурге фабрика Фаберже и открытое в конце 90-х годов отделение фирмы Фаберже в Москве, объединяющие несколько производственных мастерских по изготовлению драгоценных ювелирных изделий. В этих мастерских выполнялись и эмальерные работы высокого технического качества. Разнообразные по характеру, они иногда повторяли формы XVII в. с включениями элементов других стилей, но чаще они обладали ярко выраженными чертами собственного стиля.
Заботой художников прикладного искусства с первых дней Советской власти было восстановление старинных художественных промыслов в Москве, Ленинграде, Ростове (Ярославском), Великом Устюге, в промышленных городах Урала. В этих городах в 30-е годы были реконструированы и модернизированы машины и оборудование. При художественных фабриках открылись специальные школы для подготовки молодых мастеров, учителями в которые приглашались видные художники (такие, как Чехонин, Тоне) и старые опытные мастера.
23. Серебряный кофейник и молочник с живописной эмалью Москва (начало XX в.)
Перед советскими художниками стояла задача воплотить в новых самобытных формах декоративного искусства современную действительность, в миниатюрных изделияхвыразить дух и настроение сегодняшнего дня. Над возрождением производства «Ростовская финифть» работали Чехонин, Назаров, Горский и др. Они создали новый тип ростовской эмали, с элементами советской эмблематики, с лозунгами, лентами и флагами. Постепенно в орнаменты ростовских росписей проникли элементы, свойственные изделиям Хохломы и Палеха, с их завитками, сочетанием цветов, стилизованными растениями. Эти новшества несколько изменили традиционный характер ростовских эмалей и во многом обеднили возможности этого старинного производства.
В настоящее время в области техники горячей эмали сделаны немалые успехи. Старинные предприятия художественной промышленности стараются сохранить свою художественную специфику. Предприятия Москвы, Ленинграда, Ростова и других выпускают достаточно качественные и разнообразные изделия с применением всех видов техники горячей эмали.
В настоящее время изготовлением художественных изделий с эмалью заняты многие предприятия Москвы: комбинат «Русский сувенир», организованный в 1967 г., комбинат прикладного искусства, организованный в 1966 г., фабрика «ГОЗНАК», возрожденная после 1917 г. на основе производства Государственного Монетного Двора (учрежденного в XVIII в.). В Ленинграде производство горячей эмали на металле осуществляет завод «Ленэмальер», основанный в 1917 г., и Ленинградский «Монетный Двор», основанный в XVIII в. В Великом Устюге работает артель «Северная чернь», созданная в XVIII в. и выпускающая кроме черневых изделий также и изделия с горячей эмалью. В г. Ростове (Ярославском) продолжается производство росписной эмали в артели «Возрождение». Ювелирные артели «Красного села», начавшие свое производство в XVIII в., тоже изготовляют небольшое количество ювелирных изделий с горячей эмалью (рис. 24).
24. Крышка шкатулки. Эмаль по скани Автор И. Нивина(1959г.)
Сувениры, подарочные изделия с эмалью выпускает также ювелирная промышленность Прибалтийских республик, Украины и Белоруссии, Армении, Грузии и Азербайджана. Своеобразный национальный характер сохраняют изделия художников из Среднеазиатских республик, которые все чаще появляются на республиканских, Всесоюзных выставках декоративно-прикладного искусства.
В наши дни все больше и больше художников и мастеров декоративно-прикладного искусства обращаются к технике горячих эмалей. В самых отдаленных уголках нашей Родины создают они произведения, оригинальные по цвету, форме и национальному характеру. Эти произведения, отражающие оптимистическое отношение к окружающему миру, уверенность в завтрашнем дне, характеризуют общее направление и состояние нашего социалистического искусства.
Однако современное искусствознание все определеннее приходит к мысли, что для нового подъема в творческой работе, для новых смелых поисков мастерам и художникам необходимо изучать и хорошо знать лучшие достижения русских мастеров и ювелиров прошлого, запечатленных в неповторимых памятниках декоративно-прикладного искусства. Только глубоко изучив наследие прошлого, можно уверенно двигаться вперед, сохраняя и развивая лучшие черты русского национального искусства.
* * *
В заключение необходимо еще раз напомнить, что при нарушении режимов технологии эмалирования возникают дефекты, которые бывает трудно исправить.
Прежде всего, это несоблюдение необходимой чистоты в процессе приготовления и наложения эмали на изделие. Например, на загрязненной пылью эмали после обжига появляются серые пятна. Если в эмаль попала медь, то на белой эмали появляются зеленые пятна, а при попадании серебра — желтые.
Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки, которые приводят к браку, если:
· перед наложением эмали изделие не было отожжено, то в процессе нагрева вместе с эмалью изделие коробится и искажается;
· перегородки припаяны припоем, имеющим температуру плавления ниже температуры плавления эмали, то в процессе нагрева с эмалью изделие портится;
· при приготовлении фондана была использована недостаточно чистая вода (эмаль надо растирать на дистиллированной воде), то фондан теряет прозрачность;
· при обжиге оконной эмали был допущен перегрев, — эмаль «проваливается»;
· при обжиге живописной эмали был допущен перегрев, то штрихи рисунка «тонут» и расплываются в грунте;
· сканные перегородки были напаяны ювелирным припоем (содержащим цинк), изделие расплавляется и рассыпается;
· железная подставка не была натерта мелом и при обжиге железная окалина попала в эмаль, то образуются черные пятна;
· изделие недогрето, эмаль получается пористой;
· бесцветная эмаль слишком тонко натерта, то после обжига она становится молочной;
· бесцветная прозрачная эмаль слишком сильно обожжена, она также становится молочной;
· эмаль стала серой и тусклой после обжига, значит она плохо промыта;
· пластинка с живописной эмалью после обжига значительно деформировалась, значит неправильно наложена контрэмаль;
· после обжига обнаружены обнаженные участки, то эмаль была положена неравномерно или очень тонко;
· живописная эмаль обожжена выше нормы (пережог), то краски выгорают и меняют цвет: бирюзовые становятся серыми, пурпур и розовые приобретают синеватый оттенок, жидкое золото теряет блеск и стирается;
· вода попала на уже высушенные участки эмали, то после обжига появляются тусклые пятна, особенно по краям.
Первоисточник:
Техника художественной эмали, чеканки и ковки. А. В. Флеров, М. Т. Демина, А. Н. Елизаров, Ю. А. Шеманов — М., 1986.История эмали
Эмаль(франц. email, от франкского smeltan — плавить; древнерусская финифть), техника, применяемая в ювелирном искусстве (для украшения золотых, серебряных и медных изделий), а также само изделие, украшенное эмалью.
Лучший образец ранней европейской перегородчатой эмали — облицовка стенок алтаря в церкви Сант-Амброджо в Милане (мастер Вольвиниус, IX в.). В Византии в X-XII вв. была развита перегородчатая эмаль на золоте.
К началу XII в. сложились европейские школы эмали: маасская — в долине реки Маас, в Лотарингии (мастера Годфруа де Клер и Николай из Вердена), рейнская с центром в Кёльне (мастера — монахи Эйльбертус и Фридерикус), школа лиможской эмали. Европейские эмали, в основном украшавшие церковную утварь, органически связаны с убранством соборов, витражами. С конца XIV — начала XV вв. в технике эмали выполнялись предметы светского характера. Глухие эмали сменялись прозрачными эмалями по гравировке с введением золотых линий и накладок.
В XVIII в. на первый план выдвинулись эмалевая портретная миниатюра и живопись, стилистически близкие станковой живописи. Трудоемкая техника эмали пришла в упадок в XIX в. и возродилась лишь в эпоху господства стиля «модерн» в Париже, Брюсселе, Вене — изготовление украшений, табакерок, вееров — в сочетании с драгоценными камнями, жемчугом и пр. (К. Поплен, Р. Лалик, П. Грандом).
В Китае эмали известны с VII в.; широкое распространение получила в XIV-XVII вв. перегородчатая эмаль, украшавшая детали холодного оружия, коробочки, табакерки и т. п. символическими растительными мотивами, изображениями птиц и животных.
На территории СССР эмали изготовлялись в III-V вв. в Приднепровье (браслеты, фибулы с выемчатой красной, голубой, зелёной и белой эмалью). Сохранились перегородчатые эмали Киевской Руси XI в. Влияние Византии сказалось на русских перегородчатых эмалях XII-XIII вв. на серебре и золоте и средневековых грузинских перегородчатых эмалях на золоте, отличавшихся от византийских эмалей менее тонкой технической проработкой, от русских — более ярким цветом (Хахульский складень, XII в., Музей искусств Грузинской ССР, Тбилиси).
В XVI-XVII вв. у московских мастеров получили распространение эмали по скани — прозрачные многоцветные эмали густых, насыщенных тонов на золотых изделиях (мастера Оружейной палаты И. Попов и др.), по сюжетам и орнаментике близкие украшению лицевых рукописей того же времени.
В XVII в. в Сольвычегодске расцвело искусство расписной эмали («усольской»). Развитие расписных эмалей по меди удешевило эмалевые изделия и расширило круг предметов, украшенных эмалью (помимо культовых предметов, ларцы, чарки, коробочки для румян, флаконы, ложечки и т.д.). В XVIII-XIX вв. в Ростове Великом изготовлялись иконы и другие изделия в технике расписных эмалей.
В VIII в. развилась эмалевая портретная миниатюра (Г. С. Мусикийский, А. Г. Овсов, И. П. Рефусицкий, живописец А. П. Антропов). М. В. Ломоносов разработал новую палитру эмалевых красок из отечественных материалов; был учреждён эмальерный класс петербургской АХ (впервые упомянут в 1781). В конце XIX — начале XX вв. изделия с эмалью изготовляли фирмы Фаберже, Хлебникова, Овчинникова, Грачёва.