Гост 20444 85: Библиотека государственных стандартов

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

ГОСТ 21.609-83 Система проектной документации в строительстве. Газоснабжение. Внутренние устройства. Рабочие чертежи

ГОСТ 21.610-85 Система проектной документации в строительстве. Газоснабжение. Наружные газопроводы. Рабочие чертежи

ГОСТ 1497-84 Металлы. Методы испытаний на растяжение

ГОСТ 3242-79 Соединения сварные. Методы контроля качества

ГОСТ 3262-75 Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия

ГОСТ 5802-86 Растворы строительные. Методы испытаний

ГОСТ 7076-99 Материалы и изделия строительные. Метод определения теплопроводности и термического сопротивления при стационарном тепловом режиме

ГОСТ 7564-97 Прокат. Общие правила отбора проб, заготовок и образцов для механических и технологических испытаний

ГОСТ 8462-85 Материалы стеновые. Методы определения пределов прочности при сжатии и изгибе

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 16483.3-84 Древесина. Методы определения предела прочности при статическом изгибе

ГОСТ 16483.7-71 Древесина. Методы определения влажности

ГОСТ 16483.10-73 Древесина. Метод определения предела прочности при сжатии вдоль волокон

ГОСТ 16483.18-72 Древесина. Метод определения числа годичных слоев в 1 см и содержания поздней древесины в годичном слое

ГОСТ 17177-94 Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы испытаний

ГОСТ 17624-87* Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 17624-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

ГОСТ 21718-84 Материалы строительные. Диэлькометрический метод измерения влажности

ГОСТ 22536.0-87 Сталь углеродистая и чугун нелегированный. Общие требования к методам анализа

ГОСТ 22690-88 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий

ГОСТ 24816-81 Материалы строительные. Метод определения сорбционной влажности

ГОСТ 24846-81* Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 24846-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 25100-95 Грунты. Классификация

ГОСТ 25380-82 Здания и сооружения. Метод измерения плотности тепловых потоков, проходящих через ограждающие конструкции

ГОСТ 25898-83* Материалы и изделия строительные. Методы определения сопротивления паропроницанию
________________

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 25898-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 26254-84 Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций

ГОСТ 26629-85 Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций

ГОСТ 27296-87* Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерения
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 27296-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 30256-94 Материалы и изделия строительные. Метод определения теплопроводности цилиндрическим зондом

ГОСТ 30290-94 Материалы и изделия строительные. Метод определения теплопроводности поверхностным преобразователем

ГОСТ 30416-96* Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 30416-2012, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 31166-2003 Конструкции ограждающие зданий и сооружений. Метод калориметрического определения коэффициента теплопередачи

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

ГОСТы – Защита от шума

ГОСТ 20444-85 (1994)Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
ГОСТ 22283-88 (с поправкой 1989)Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения
ГОСТ 23337-78 (1984)Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий (СТ СЭВ 2600-80)
ГОСТ 23941-2002Шум машин. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования
ГОСТ 27296-2012Здания и сооружения. Методы измерения звукоизоляции ограждающих конструкций (взамен ГОСТ 27296-87 и ГОСТ 24210-80)
ГОСТ 27679-88Защита от шума в строительстве. Санитарно-техническая арматура. Метод лабораторного измерения шума
ГОСТ 28100-2007 (ИСО 7235:2003)Акустика. Измерения лабораторные для заглушающих устройств, устанавливаемых в воздуховодах, и воздухораспределительного оборудования. Вносимые потери, потоковый шум и падение полного давления (взамен 28100-89 (СТ СЭВ 6085-87))
ГОСТ 30457-97Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума на основе интенсивности звука. Измерение в дискретных точках. Технический метод (ИСО 9614-1-93)
ГОСТ 30457.3-2006Акустика. Определение уровней звуковой мощности источников шума по интенсивности звука. Часть 3. Точный метод для измерения сканированием (ИСО 9614-3:2002)
ГОСТ 31252-2004Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности (ИСО 3740:2000)
ГОСТ 31273-2003 (ИСО 3745:2003)Шум машин. Определение уровней звуковой мощности по звуковому давлению. Точные методы для заглушенных камер (взамен ГОСТ 12.1.024-81)
ГОСТ 31274-2004 (ИСО 3741:1999)Шум машин. Определение уровней звуковой мощности по звуковому давлению. Точные методы для реверберационных камер (взамен ГОСТ 12.1.025-81)
ГОСТ 31287-2005Шум. Руководство по снижению шума в рабочих помещениях акустическими экранами (ИСО 17624:2004)
ГОСТ 31295.1-2005Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука атмосферой (ИСО 9613-1:1993)
ГОСТ 31295.2-2005Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета (ИСО 9613-2:1996)
ГОСТ 31296. 1-2005Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (ИСО 1996-1:2003)
ГОСТ 31296.2-2006Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления (ИСО 1996-2:2007)
ГОСТ 31297-2005Шум. Технический метод определения уровней звуковой мощности промышленных предприятий с множественными источниками шума для оценки уровней звукового давления в окружающей среде (ИСО 8297:1994)
ГОСТ 31298.1-2005 (ИСО 11546-1:1995)Шум машин. Определение звукоизоляции кожухов. Часть 1. Лабораторные измерения для заявления значений шумовых характеристик (взамен ГОСТ 23628-79 в части методов измерения в свободном и отраженном звуковых полях)
ГОСТ 31298.2-2005 (ИСО 11546-2:1995)Шум машин. Определение звукоизоляции кожухов. Часть 2. Измерения на месте установки для приемки и подтверждения заявленных значений шумовых характеристик (взамен ГОСТ 23628-79 в части метода измерения на месте установки)
ГОСТ 31299-2005 (ИСО 11957:1996)
Шум машин. Определение звукоизоляции кабин. Испытания в лаборатории и на месте установки (взамен ГОСТ 23426-79)
ГОСТ 31301-2005Шум. Планирование мероприятий по управлению шумом установок и производств, работающих под открытым небом (ИСО 15664:2001)
ГОСТ 31324-2006Шум. Определение характеристик глушителей при испытаниях на месте установки (ИСО 11820:1996)
ГОСТ 31325-2006Шум. Измерение шума строительного оборудования, работающего под открытым небом (ИСО 4872:1978)
ГОСТ 31326-2006Шум. Руководство по снижению шума кожухами и кабинами (ИСО 15667:2000)
ГОСТ 31327-2006Шум машин. Метод сравнения данных по шуму машин и оборудования (ИСО 11689:1996)
ГОСТ 31328-2006Шум. Руководство по снижению шума глушителями (ИСО 14163:1998)
ГОСТ 31330.1-2006Шум. Оценка влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод (ИСО 11819-1:1997)
ГОСТ 31333-2006Шум машин. Измерение шума легковых пассажирских автомобилей в условиях, соответствующих городскому движению (ИСО 7188:1994)
ГОСТ 31336-2006 (ИСО 2151:2004)Шум машин. Технические методы измерения шума компрессоров и вакуумных насосов (взамен ГОСТ 12.2.016.1-91, ГОСТ 12.2.016.2-91, ГОСТ 12.2.016.3-91, ГОСТ 12.2.016.4-91, ГОСТ 12.2.016.5-91 в части методов измерений шума компрессоров)
ГОСТ 31337-2006Шум машин. Машины ручные неэлектрические. Технический метод измерения шума (ИСО 15744:2002)
ГОСТ 31338-2006Акустика. Определение уровней звуковой мощности воздухораспределительного оборудования, демпферов и клапанов в реверберационном помещении (ИСО 5135:1997)
ГОСТ 32111.1-2013 (ISO 13261-1:1998)Шум машин. Оценка звуковой мощности кондиционеров и воздушных тепловых насосов. Часть 1. Оборудование наружное без воздуховодов (взамен ГОСТ Р 52894.1-2007)
ГОСТ 32111.2-2013 (ISO 13261-2:1998)Шум машин. Оценка звуковой мощности кондиционеров и воздушных тепловых насосов. Часть 2. Оборудование внутреннее без воздуховодов (взамен ГОСТ Р 52894.2-2007)
ГОСТ 32112-2013Акустика. Определение шумовых характеристик воздухораспределительного оборудования. Точные методы для заглушенных камер (взамен ГОСТ Р 52987-2008)
ГОСТ ИСО 362-2006Шум. Измерение шума, излучаемого дорожными транспортными средствами при разгоне. Технический метод
ГОСТ ИСО 11205-2006Шум машин. Определение уровней звукового давления излучения на рабочем месте и в других заданных точках по интенсивности звука. Технический метод
ГОСТ Р 51400-99 (ИСО 3743-1-94, ИСО 3743-2-94)Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технические методы для малых переносных источников шума в реверберационных полях в помещениях с жесткими стенами и в специальных реверберационных камерах (взамен ГОСТ 12.1.027-80)
ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94)Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью (взамен ГОСТ 12.1.026-80)
ГОСТ Р 51402-99 (ИСО 3746-95)Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Ориентировочный метод с использованием измерительной поверхности над звукоотражающей плоскостью (взамен ГОСТ 12.1.028-80)
ГОСТ Р 51943-2002Экраны акустические для защиты от шума транспорта. Методы экспериментальной оценки эффективности
ГОСТ Р 52797.1-2007 (ИСО 11690-1:1996)Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 1. Принципы защиты от шума
ГОСТ Р 52797.2-2007 (ИСО 11690-2:1996)Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 2. Меры и средства защиты от шума
ГОСТ Р 52797.3-2007 (ИСО/ТО 11690-3:1997)Акустика. Рекомендуемые методы проектирования малошумных рабочих мест производственных помещений. Часть 3. Распространение звука в производственных помещениях и прогнозирование шума
ГОСТ Р 52799-2007 (ИСО 11691:1995)Шум. Измерение вносимых потерь канальных глушителей при отсутствии потока. Ориентировочный метод в лабораторных условиях
ГОСТ Р 52800-2007 (ИСО 13325:2003)Шум. Измерение шума от контакта шин с дорожным покрытием при движении накатом
ГОСТ Р 53187-2008Акустика. Шумовой мониторинг городских территорий
ГОСТ Р 53695-2009Шум. Метод определения шумовых характеристик строительных площадок
ГОСТ Р 54579-2011Акустика. Применение новых методов измерений в акустике зданий и помещений
ГОСТ Р 54931-2012Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Технические требования
ГОСТ Р 54932-2012Экраны акустические для железнодорожного транспорта. Методы контроля
ГОСТ Р ИСО 10140-1-2012Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 1. Правила испытаний строительных изделий определенного вида (взамен ГОСТ 24210-80, ГОСТ 26602.3-99, ГОСТ 27296-87 в части лабораторных методов)
ГОСТ Р ИСО 10140-2-2012Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 2. Измерение звукоизоляции воздушного шума (взамен ГОСТ 24210-80, ГОСТ 26602.3-99, ГОСТ 27296-87 в части лабораторных методов)
ГОСТ Р ИСО 10140-3-2012Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 3. Измерение звукоизоляции ударного шума (взамен ГОСТ 24210-80, ГОСТ 26602.3-99, ГОСТ 27296-87 в части лабораторных методов)
ГОСТ Р ИСО 10140-4-2012Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 4. Методы и условия измерений (взамен ГОСТ 24210-80, ГОСТ 26602.3-99, ГОСТ 27296-87 в части лабораторных методов)
ГОСТ Р ИСО 10140-5-2012Акустика. Лабораторные измерения звукоизоляции элементов зданий. Часть 5. Требования к испытательным установкам и оборудованию (взамен ГОСТ 24210-80, ГОСТ 26602.3-99, ГОСТ 27296-87 в части лабораторных методов)
ГОСТ Р ИСО 10848-1-2012Акустика. Лабораторные измерения косвенной передачи воздушного и ударного шума между смежными помещениями. Часть 1. Основные положения
ГОСТ Р ИСО 10848-2-2012Акустика. Лабораторные измерения косвенной передачи воздушного и ударного шума между смежными помещениями. Часть 2. Применение к легким слабо связанным конструкциям
ГОСТ Р ИСО 10848-3-2012Акустика. Лабораторные измерения косвенной передачи воздушного и ударного шума между смежными помещениями. Часть 3. Применение к легким сильно связанным конструкциям
ГОСТ Р ИСО 15665-2007Шум. Руководство по акустической изоляции труб и арматуры трубопроводов
СТ СЭВ 4867-84Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Нормы

Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики

Согласно данным ежегодных докладов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации», загрязнение атмосферного воздуха занимает лидирующее место среди основных факторов риска здоровью населения, связанных с окружающей средой. Установлено, что наибольшие превышения гигиенических нормативов наблюдаются на территории жилой застройки, расположенной в непосредственной близости от автомобильных и железнодорожных магистралей. Длительное проживание населения в условиях загрязненного атмосферного воздуха приводит как к хроническому низкодозовому воздействию химических токсикантов, так и негативному влиянию шума.

Современные тенденции к ужесточению требований по выбросам вредных веществ от автотранспорта создают положительную динамику: в период 2012-2017 гг. установлено устойчивое снижение количества гигиенически неблагополучных объектов, однако, акустическое воздействие от автотранспорта с остается высоким.

Транспортные потоки могут состоять как из легковых и грузовых автомобилей, автопоездов, автобусов, троллейбусов, трамваев, мотосредств (мотоциклов, мотороллеров, мопедов, мотовелосипедов), так и других видов автотранспортных средств на автомобильных дорогах, на улично-дорожной сети городов и других населенных пунктов, или из поездов разных видов (пассажирских, грузовых и пригородных электропоездов) на участках железных дорог, или из метропоездов на открытых линиях метрополитена.

Исследование шума автомобильного и рельсового транспорта в условиях урбанизированных территорий является актуальной задачей, решение которой приведет к значительному повышению уровня комфорта городской среды и улучшению здоровья жителей мегаполисов. Важным вопросом таких исследований является определение шумовой характеристики транспортных потоков, которая необходима для последующей разработкой эффективных мероприятий по снижению акустического воздействия.

Измерение шумовой характеристики транспортных потоков

Автомобильный и рельсовый транспорт является источником непостоянного, колеблющегося во времени шума. Основными шумовыми характеристиками транспортных потоков являются эквивалентный уровень звука (LAэкв) и максимальный уровень звука (LAмакс) на опорном расстоянии.

Дополнительными шумовыми характеристиками транспортных потоков являются эквивалентные уровни звукового давления, дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне от 31,5 до 8000 Гц. Такие данные могут использоваться, например, для расчета средств шумозащиты.

Уровень звукового воздействия (LEA), является дополнительной шумовой характеристикой для автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения (редкие эпизодические проезды автотранспортных средств), а также для участков железных дорог при единичных проездах отдельных трамваев, железнодорожных поездов или метропоездов на открытых линиях метрополитена.

Порядок проведения измерений акустических характеристик для различных видов автотранспортных потоков изложен в ГОСТ 20444.

Автомобильный транспорт

Места для проведения измерений шумовых характеристик автотранспортных потоков выбирают с чистой и сухой поверхностью проезжей части на прямолинейных участках улиц и автомобильных дорог с установившейся скоростью движения автотранспортных средств и на расстоянии не менее 50 м от перекрестков, транспортных площадей и остановочных пунктов пассажирского общественного транспорта. Измерительный микрофон устанавливают на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближней к точке измерения полосы или пути движения транспортных средств и на высоте (1,5±0,1) м от уровня покрытия проезжей части. В случае расположения улицы или автомобильной дороги в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

Рис. 1 – Схема расположения точки измерений при определении шумовой характеристики потока автомобильного транспорта

Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока зависит от интенсивности его движения и продолжается до тех пор, пока не произойдет стабилизация показаний средства измерений в пределах ±0,5 дБА. Минимальная продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока составляет 5 мин.

При неинтенсивном движении автотранспорта, например, в ночное время при одиночных проездах автотранспортных средств, продолжительность периода измерений шумовых характеристик автотранспортного потока должна охватывать проезд двух основных групп транспорта, одна из которых включает в себя не менее 30 легковых автомобилей, а другая включает в себя грузовые автомобили, автобусы и общественный транспорт (суммарно не менее 30 транспортных средств).

Рекомендуется измерять шумовые характеристики транспортных потоков в дневной период суток не менее трех раз: утром в интервале от 7.00 до 9.00 ч, днем в интервале от 9.00 до 19.00 ч и вечером в интервале от 19.00 до 23.00 ч.

В ночной период суток целесообразно проводить измерения шумовых характеристик транспортных потоков два раза: в интервале от 23.00 до 1.00 ч и в интервале от 1.00 до 7.00 ч.

Железнодорожный транспорт

При проведении измерений шумовых характеристик потока железнодорожных поездов измерительный микрофон располагают на расстоянии (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения магистрального (главного) железнодорожного пути и на высоте (1,5±0,1) м над уровнем головки рельса. В случае расположения железнодорожного пути в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

Рис. 2 – Схема расположения точки измерений при определении шумовой характеристики потока автомобильного транспорта

Временной интервал наблюдения при измерениях эквивалентного и максимального уровня звука потока железнодорожных поездов должен охватывать проезд мимо точки измерения не менее пяти поездов каждого вида (пассажирские, грузовые, пригородные электропоезда), вносящих существенный вклад в суммарную шумовую характеристику потока.

При малой интенсивности движения поездов или когда, по определенным причинам, невозможно измерить эквивалентные уровни (LAэкв) для вышеуказанного числа поездов, проводят измерения максимального уровня звука (LAмакс), и уровень звукового воздействия (LEA).

Рекомендуется проводить измерения в периоды наибольшей интенсивности движения поездов как в дневное, так и в ночное время.

Трамваи

В случае расположения трамвайных путей отдельно от автомобильной дороги и при условии, что шумовые характеристики трамваев в этом случае могут рассматриваться как шумовые характеристики отдельного источника, не связанного с автомобильным потоком, измерительный микрофон располагают на расстоянии (7,5±0,2) м от оси ближнего к точке измерения пути движения трамваев и на высоте (1,5±0,1) м над уровнем головки рельса трамвайного пути. При расположении трамвайных путей в выемке измерительный микрофон следует устанавливать на бровке выемки на высоте (1,5±0,1) м над уровнем бровки.

Период измерения шумовых характеристик (эквивалентных (LAэкв) и максимальных (LAмакс) уровней звука) транспортного потока, в состав которого входят только трамваи, должен охватывать проезд не менее 20 трамваев в обоих направлениях (суммарно).

Кроме прямого измерения эквивалентного уровня звука (LAэкв) потока трамваев, допускается измерение уровней звукового воздействия (LEA) при проездах отдельных трамваев. При этом одновременно измеряют также максимальные уровни звука (LAмакс).

Метропоезда

При измерении шумовых характеристик потоков метропоездов на открытой линии метрополитена измерительный микрофон располагают на границе технической зоны линии метрополитена (в случае невозможности на другом более удобном расстоянии). Высота измерительной точки над должна составлять (1,5±0,1) м над поверхностью земли. Далее полученный уровень шума пересчитывают на расстояние (25±0,5) м от оси ближнего к точке измерения рельсового пути.

Период измерения шумовых характеристик (эквивалентного и максимального уровня звука) потока метропоездов на открытых линиях метрополитена должен охватывать проезд не менее 20 метропоездов в обоих направлениях (суммарно).

При невысокой интенсивности движения метропоездов допускается вместо прямого измерения шумовых характеристик потока метропоездов проводить одновременное измерение максимальных уровней звука (LAмакс) и уровней звукового воздействия (LEA) при проездах отдельных метропоездов.

Список литературы

1. ГОСТ 20444-2014 «Шум. Транспортные потоки. Методы определения шумовой характеристики».

2. СП 34.13330.2012 «Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85».

3. ГОСТ 31296.2-2006 «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления».

4. СП 276.1325800.2016 «Здания и территории. Правила проектирования защиты от шума транспортных потоков».

5. СП 23-104-2004 «Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена».

Статью подготовил:

Инженер-эксперт Лаборатории Светлов В.В.

Экологическая экспертиза в России (стр. 25 из 33)

Шум. Методы определения шумовых характеристик. Общие требования. ГОСТ 23941-79.

Шум. Методы контроля на морских и речных судах. ГОСТ 12.1.020-79.

Самолеты гражданской авиации. Допустимые уровни интенсивности звукового удара на местности и методы его измерения. ГОСТ 23552-79.

Шум. Определение шумовых характеристик источников шума. Ориентировочный метод. ГОСТ 12. 1. 020-80.

Оборудование для дуговой и контактной электросварки. Допустимые уровни шума и методы измерений. ГОСТ 12.1.035-81.

Самолеты транспортные сверхзвуковые, допустимые уровни шума на местности и методы определения уровней шума. ГОСТ 24646-81.

Вертолеты гражданской авиации. Допустимые уровни шума на местности и методы определения уровней шума. ГОСТ 24647-81.

Самолеты короткого взлета и посадки. Допустимые уровни шума на местности и метод определения уровней шума. ГОСТ 24659-81.

Машины ручные. Шумовые характеристики. Нормы. Методы контроля. ГОСТ 12.2.030-83.

Машины вычислительные и системы обработки данных. Допустимые уровни шума технических средств и методы их определения. ГОСТ 26329-84.

Самолеты пассажирские и транспортные. Допустимые уровни шума, создаваемого на местности. ГОСТ 17229-85.

Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. ГОСТ 20444-85.

Самолеты винтовые легкой весовой категории. Допустимые уровни шума, методы определения уровней шума, создаваемого на местности. ГОСТ 23023-85.

Установки силовые вспомогательные пассажирских и транспортных самолетов. Допустимые уровни шума, создаваемого на местности, и метод их определения. (Срок действия до 01.01.97) ГОСТ 26820-86.

Шум. Методы измерения шума железнодорожного состава. ГОСТ 26918-86.

Шум. Трансформаторы силовые масляные. Методы контроля. ГОСТ 12.2.024-87.

Самолеты пассажирские и транспортные, допустимые уровни шума, создаваемого на местности. ГОСТ 17228-87.

Внешний шум автотранспортных средств. Допустимые уровни и методы измерения. ГОСТ 27436-87.

Шум. Нормирование шумовых характеристик стационарного оборудования. Основные положения. ГОСТ 27409-87.

Акустика. Измерение воздушного шума, создаваемого землеройными машинами на рабочем месте оператора. Испытания в стационарном режиме. ГОСТ 27534-87.

Акустика. Измерение воздушного шума, излучаемого землеройными машинами. Метод проверки соответствия нормативным требованиям по внешнему шуму. Испытания в стационарном режиме. ГОСТ 27717-88.

Шум авиационый. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения (срок действия до 01.01.2000). ГОСТ 22283-88.

Машины вычислительные и системы обработки данных. Допустимые уровни шума на рабочих местах и методы определения. ГОСТ 27818-88.

Методы измерения уровня шума помольных установок. (Срок действия до 31.12.99). ОСТ 22 1630-84.

Нормативы качества окружающей среды и санитарные нормативы

проектирования

Стандарты качества окружающей среды выступают как критерии ее состояния и определяются предельнодопустимыми нормативами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Это прежде всего санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.

Следующая группа показателей устанавливает требования к источнику вредного воздействия, это нормативы ПДВ в атмосфере и ПДС в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.

Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:

— предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН),

— регламентирование рационального использования природных ресурсов,

— разрешение на землепользование и лесопользование,

— установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных,

— строительные и градостроительные правила,

— нормативы санитарно-защитных зон,

— экологические требования к технике, технологии, продукции,

— требования к экологическому обоснованию хозяйственной деятельности,

— лицензирование экологической деятельности.

Санитарные нормы и правила проектирования и предельно допустимые

концентрации

Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий. СН 245-71. Утв. Госстроем СССР 05.11.71. (В соответствии с письмом Министерства здравоохранения СССР от 03.12.90 N 143-12/1043-1 действуют до утверждения новой редакции).

Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов. Минздрав СССР, 1986.

Санитарные правила содержания территорий населенных мест. Санитарные правила и нормы. СанПиН 42-128-4690-88.

Санитарные правила устройства и содержания полигонов для твердых бытовых отходов. Минздрав СССР, 1983.

Правила разработки схем санитарной очистки городов РСФСР, АКХ6, АКХ, 1986.

Санитарные правила в лесах Российской Федерации. Утв. Приказом Комитета по лесу 18.05.92 № 90; зарег. Минюстом России от 14.09.92 № 58; действует в редакции Приказа Рослесхоза от 20.01.95 N 11.

Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения. СанПиН N 4630-88. Госкомсанэпиднадзор России, 1988 г. (С Дополнениями №№ 1-5) .

Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.027-95.

Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.544-96. Госкомсанэпиднадзор России, Москва, 1996 г.

Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.1.4.559-96 Госкомсанэпиднадзор России, Москва, 1996 г.

Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест. М., Минздрав СССР, 1989.

Ионизирующее излучение, радиационная безопасность. Нормы радиационной безопасности (НРБ-96) . Гигиенические нормативы ГН 2.6.1.054-96. Госкомсанэпиднадзор России, Москва, 1996 г.

Санитарные правила по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторсырья. Минздрав СССР, 1982.

Порядок накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (санитарные правила). Минздрав СССР, 1985.

Перечень веществ, продуктов, производственных процессов, бытовых и природных факторов, канцерогенных для человека. ГН 1.1.029-95, утв. Госкомсанэпиднадзором России 08.06.95 № 7.

Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве. Минздрав СССР, 1991.

Ориентировочно допустимые концентрации (ОДК) тяжелых металлов и мышьяка в почвах. ГН 2.1.7.020-94, утв. Госкомсанэпиднадзором России 27.12.94 N 13.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест: N 3086-84 от 27.08.84 (основной список, с дополнениями)

Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) эагрязняющих веществ в воздухе населенных мест: N 4414-87 от 28.07.87 (основной список, переутвержден с Изменениями от 26.10.90)

Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, от 26.05.88 N 4617-.88 — основной список.

Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны: от 07.12.90 N 5203-90 — основной список.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) полихлорированных дибензодиоксинов и полихлорированных дибензофуранов в атмосферном воздухе населенных мест. ГН 2.1. 6. 014-94, утв. Госкомсанэпиднадзором России 22.07.94 N 7.

Нормативы качества окружающей природной среды. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе зон произрастания лесообразующих древесных пород. 1995

Рекомендации по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий. 1987

Методика расчета нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для групп источников (в редакции 1995 г.)

Базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов Минприроды России, 1993

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещение отходов 03.08.92 N 545

Задания и вопросы к разделу 4.3.1.

1. Что входит в систему стандартов по охране окружающей среды?

2. Какая группа ГОСТ регламентирует охрану ландшафтов?

3. Какая группа ГОСТ регламентирует гидролесомелиорацию?

4. Назовите нормативы качества окружающей среды.

5. Что такое ПДК?

6. Чем отличается ПДВ от ПДС?

7. Каковы нормативы санитарно-защитных зон?

8. Назовите систему ГОСТ по охране атмосферы.

9. Назовите систему ГОСТ по охране гидросферы.

10. Каково соотношение понятий ПДВ и ВСВ, ПДС и ВСВ?

11. Что понимают под нормативами качества окружающей среды?

12. Назовите санитарные нормативы проектирования.

4.3.2. Система правовых и нормативных документов, используемых при

проектировании экологического обоснования хозяйственной деятельности

и экологической экспертизе

Законы РФ

Закон РСФСР “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” от 19.04.91 № 1034-1 (в ред. от 19.06.95 № 89-ФЗ).

Закон РСФСР “Об охране атмосферного воздуха” от 14.07.82 г.

Закон РСФСР “Об охране окружающей природной среды” от 19.12.91 № 2060-1, опубликован 3.03.92. Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, № 10, с. 457, с последующими изменениями и дополнениями от 2.06.93.

ППР — Проект Производства Работ :: Нормативные материалы :: ГОСТ

 |   |   |   |   |  Защита от шума  |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   |   | 
 
4. 2.6.1. ГОСТ 20444-85 (1994) Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.
 
4.2.6.2. ГОСТ 23337-78 (1984) Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий (СТ СЭВ 2600-80).
 
4.2.6.3. ГОСТ 27296-87 (1988) Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерений (СТ СЭВ 4866-84).
 
4.2.6.4. ГОСТ 27679-88 Защита от шума в строительстве. Санитарно-техническая арматура. Метод лабораторного измерения шума.
 
4.2.6.5. ГОСТ 28100-89 Защита от шума в строительстве. Глушители шума. Методы определения акустических характеристик (СТ СЭВ 6085-87).
 
4.2.6.6. ГОСТ 31252-2004 Шум машин. Руководство по выбору метода определения уровней звуковой мощности (ИСО 3740:2000).
 
4.2.6.7. ГОСТ 31273-2003 (ИСО 3745:2003) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности по звуковому давлению. Точные методы для заглушенных камер (взамен ГОСТ 12.1.024-81).
 
4.2.6.8. ГОСТ 31274-2004 (ИСО 3741:1999) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности по звуковому давлению. Точные методы для реверберационных камер (взамен ГОСТ 12.1.025-81).
 
4.2.6.9. ГОСТ 31287-2005 Шум. Руководство по снижению шума в рабочих помещениях акустическими экранами (ИСО 17624:2004).
 
4.2.6.10. ГОСТ 31295.1-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 1. Расчет поглощения звука атмосферой (ИСО 9613-1:1993).
 
4.2.6.11. ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета (ИСО 9613-2:1996) 60.00 добавить в корзину 
 
4.2.6.12. ГОСТ 31296.1-2005 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки (ИСО 1996-1:2003).
 
4.2.6.13. ГОСТ 31297-2005 Шум. Технический метод определения уровней звуковой мощности промышленных предприятий с множественными источниками шума для оценки уровней звукового давления в окружающей среде (ИСО 8297:1994).
 
4.2.6.14. ГОСТ 31298.1-2005 (ИСО 11546-1:1995) Шум машин. Определение звукоизоляции кожухов. Часть 1. Лабораторные измерения для заявления значений шумовых характеристик (взамен ГОСТ 23628-79 в части методов измерения в свободном и отраженном звуковых полях).
 
4.2.6.15. ГОСТ 31298.2-2005 (ИСО 11546-2:1995) Шум машин. Определение звукоизоляции кожухов. Часть 2. Измерения на месте установки для приемки и подтверждения заявленных значений шумовых характеристик (взамен ГОСТ 23628-79 в части метода измерения на месте установки).
 
4.2.6.16. ГОСТ 31299-2005 (ИСО 11957:1996) Шум машин. Определение звукоизоляции кабин. Испытания в лаборатории и на месте установки (взамен ГОСТ 23426-79).
 
4.2.6.17. ГОСТ 31301-2005 Шум. Планирование мероприятий по управлению шумом установок и производств, работающих под открытым небом (ИСО 15664:2001).
 
4.2.6.18. ГОСТ 31324-2006 Шум. Определение характеристик глушителей при испытаниях на месте установки (ИСО 11820:1996).
 
4.2.6.19. ГОСТ 31325-2006 Шум. Измерение шума строительного оборудования, работающего под открытым небом (ИСО 4872:1978).
 
4.2.6.20. ГОСТ 31326-2006 Шум. Руководство по снижению шума кожухами и кабинами (ИСО 15667:2000).
 
4.2.6.21. ГОСТ 31327-2006 Шум машин. Метод сравнения данных по шуму машин и оборудования (ИСО 11689:1996).
 
4.2.6.22. ГОСТ 31328-2006 Шум. Руководство по снижению шума глушителями (ИСО 14163:1998). 
 
4.2.6.23. ГОСТ 31330.1-2006 Шум. Оценка влияния дорожного покрытия на транспортный шум. Часть 1. Статистический метод (ИСО 11819-1:1997). 
 
4.2.6.24. ГОСТ 31333-2006 Шум машин. Измерение шума легковых пассажирских автомобилей в условиях, соответствующих городскому движению (ИСО 7188:1994).
 
4.2.6.25. ГОСТ 31337-2006 Шум машин. Машины ручные неэлектрические. Технический метод измерения шума (ИСО 15744:2002).
 
4.2.6.26. ГОСТ ИСО 362-2006 Шум. Измерение шума, излучаемого дорожными транспортными средствами при разгоне. Технический метод.
 
4.2.6.27. ГОСТ ИСО 11205-2006 Шум машин. Определение уровней звукового давления излучения на рабочем месте и в других заданных точках по интенсивности звука. Технический метод.
 
4.2.6.28. ГОСТ Р 51400-99 (ИСО 3743-1-94, ИСО 3743-2-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технические методы для малых переносных источников шума в реверберационных полях в помещениях с жесткими стенами и в специальных реверберационных камерах (взамен ГОСТ 12.1.027-80).
 
4.2.6.29. ГОСТ Р 51401-99 (ИСО 3744-94) Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Технический метод в существенно свободном звуковом поле над звукоотражающей плоскостью (взамен ГОСТ 12.1.026-80).
 
4.2.6.30. ГОСТ Р 51402-99 Шум машин. Определение уровней звуковой мощности источников шума по звуковому давлению. Ориентировочный метод с использованием измерительной поверхности над звукоотражающей плоскостью

4.2.6.31. СТ СЭВ 4867-84 Защита от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Нормы

Повышение экологической безопасности автотранспортных потоков на основе оценки шумового загрязнения автомобильных дорог центрального района города Чита Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

УДК 534.836.2

DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-3-21-29

ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ШУМОВОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА ГОРОДА ЧИТА

IMPROVING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF TRAFFIC FLOWS BASED ON THE ASSESSMENT OF NOISE POLLUTION OF ROADS IN THE CENTRAL DISTRICT OF THE CITY OF CHITA

Шумовое загрязнение — один из видов негативного влияния на окружающую среду. Доказано, что повышенный уровень шума является одной из причин возникновения проблем со здоровьем населения городов с развитой транспортной инфраструктурой. Постоянное увеличение количества автотранспорта на городских дорогах и магистралях приводит к существенному повышению уровня шума, его проникновению на селитебную территорию и в жилую застройку.

Приведена оценка шумового загрязнения улиц центрального района г. Чита согласно методике по ГОСТ 20444-85. Исследованы 43 улицы центрального района с наибольшей загруженностью. Измерения проводились в 2019 г. на протяжении трех месяцев.

Результаты экспериментальных исследований по измерению уровней шума в часы пик на городских улицах усреднены и представлены в табличном виде. Выполнены натурные обследования подвижного состава, произведен его расчет. Выявлена зависимость шумовой нагрузки от интенсивности движения автотранспортных средств на перекрестках жилых улиц и магистралей. Приведено сравнение полученных экспериментальных данных с теоретическими и нормативными значениями по СП 51.13330.2011. Составлен рейтинг наиболее загрязненных улиц с разделением на малоопасные с превышением менее 5 дБ, умеренноопасные — 5-8 дБ и высокоопасные дороги с превышением более 8 дБ.

Построена карта уровня шума улично-дорожной сети центрального района г. Чита. Даны рекомендации по повышению экологической безопасности автотранспортных потоков и уменьшению акустического воздействия шума на жителей г. Чита

Ключевые слова: автомобильный транспорт; шумовое загрязнение; измерения уровня шума; шумомер; автотранспортные потоки; санитарные нормы; карта шума города Чита; мониторинг уровня шума; эквивалентный уровень звука; экологическая безопасность

Noise pollution is one of the types of negative impact on the environment. It is proved that increased noise level is one of the causes of health problems of people living in cities with developed transport infrastructure. The constant increase in vehicles on city roads and highways leads to a significant increase in noise levels, its penetration into residential areas and residential buildings.

The article provides an assessment of noise pollution in the streets of the central district of the city of Chita according to the methodology in accordance with GOST 20444-85. The study involved 43 streets of the central district with the highest congestion. Measurements were taken over 3 months of 2019.

The results of experimental studies on measuring noise levels during peak hours on city streets are averaged and presented in tabular form. Field surveys of rolling stock were carried out, its calculation was made. The dependence of the noise load on the traffic intensity at the intersections of residential streets and high-

К. В. Свалова, Забайкальский государственный университет, г. Чита

[email protected]

K. Svalova, Transbaikal state University, Chita

21

© К. В. Свалова, 2020

ways is obtained. A comparison of the obtained experimental data with theoretical and regulatory values for SP 51.13330.2011 is given. A rating of the most polluted streets has been compiled, divided into low-hazardous streets with an excess of less than 5 dB, moderately hazardous from 5 dB to 8 dB and highly hazardous roads with an excess of more than 8 dB.

A noise map of the road network of the central district of Chita was built. Recommendations are given on improving the environmental safety of motor traffic and reducing the acoustic impact of noise on residents of the city of Chita

Key words: road transport; noise pollution; noise level measurements; sound level meter; traffic flows; sanitary standards; noise map of the city of Chita; noise level monitoring; equivalent sound level; environmental safety

Б ведение. В современной городской среде шумовое загрязнение оказывает на организм человека пагубное воздействие, как и загрязнение воздуха, воды, почвы. Постоянное воздействие шума вызывает у человека дискомфорт и наносит существенный вред его здоровью. Доказано, что шумовое воздействие ведет к нарушениям слуха и расстройствам нервной системы, повышает утомляемость, снижает внимание человека [3; 6]. В этой связи возникает серьезная опасность для здоровья и жизни людей на оживленных улицах города, где концентрация внимания особенно важна [9-11].

Основным источником шума на городских улицах являются автотранспортные средства. Постоянное увеличение их количества делает проблему шумового загрязнения особенно актуальной. Миллионы человек страдают от шумового загрязнения в различных странах [5; 7]. Ошибочно считать, что эта экологическая проблема актуальна лишь в крупных мегаполисах. В небольших городах уровни шума на дорогах также существенно превышены, что вызвано, в первую очередь, увеличением количества автотранспортных средств на городских дорогах и магистралях [1; 2; 8].

Таким образом, оценка и мониторинг уровня шумового загрязнения автомобильных дорог и поиск способов защиты от шума является приоритетным направлением в области экологической безопасности.

Степень научной разработанности. Мониторинг шумового загрязнения в Забайкальском крае проводит Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае». Согласно государственному докладу «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Забайкальском крае в 2015, 2016, 2017, 2018 годах»,

измерение уровня шума на улицах г. Чита начали проводить лишь с 2016 г

На 2018 г количество проведенных исследований уровня шума составило 174 (2017 — 105; 2016 — 85, в 2015 — измерения не поводились). В 2018 г не соответствовали гигиеническим нормативам 60,3 % измерений уровня шума на автомагистралях, улицах с интенсивным движением в городских и сельских поселениях (2016 — 95,3 %). Сотрудники ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Забайкальском крае» отмечают, что шумовой карты г Чита не существует, однако ее создание могло бы способствовать разгрузке скоплений шумовых пятен в городе.

В Российской Федерации уровень допустимого шума нормируется в соответствии с СП 51.13330.2011 «Защита от шума». Названным сводом правил определен максимальный эквивалентный уровень звука для территорий, прилегающих к жилым зданиям, равный 60 дБ (07:00-23:00 ч) и 55 дБ (23:00-07:00 ч).

Цель исследования — оценка степени шумового загрязнения улиц центрального района г. Чита, как наиболее загруженных, в том числе в часы «пик», для последующей разработки рекомендаций повышения экологической безопасности потоков автотранспорта.

Объект исследования — жилые улицы и магистрали центрального района г. Чита.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1) экспериментальным путем определить эквивалентный уровень шума на дорогах центрального района г. Чита;

2) выявить наиболее опасные по степени шумового загрязнения улицы и места города с последующим созданием шумовой карты г. , дБА. Исследования проводились при ясной погоде, отсутствии осадков и тумана, скорости ветра не более 5 м/с, температуре воздуха 10…20 °С, с апреля по июнь 2019 г., во второй половине дня, преимущественно в период 16:00-19:00 ч, при условии, что поверхность проезжей части городской улицы была чистой и сухой. С

целью получения надежного значения шумовой характеристики автотранспортного потока в часы «пик» измерение шума в каждой точке проводилось не менее 5 мин.

В результате экспериментального исследования уровни шума измерены на 43 улицах центрального района г Чита. На каждой улице измерялись все перекрестки, во всех точках выполнено по пять наблюдений уровня шума с последующим расчетом среднего значения полученных результатов. Для каждой автомобильной дороги или магистрали рассчитана интенсивность транспортного потока.

Рассчитанное на основе экспериментальных данных среднее арифметическое значение уровня звукового давления (шума) от потока автотранспорта сравнили с его теоретической величиной, определяемой по формуле [4; 11]

Latp= Lаэкв +A L+ A L + A L + A Lri ,

(1)

где L

Аэкв эквивалентный уровень звука;

А Ц — поправка на продольный уклон дороги;

А Ц — поправка на тип дорожного покрытия;

А Ц + А Ц — поправка на долю бензиновых грузовиков и автобусов в транспортном потоке.

По результатам оценки шумового загрязнения от потока автотранспорта составлен рейтинг самых загрязненных улиц г Чита, который представлен в таблице.

Сравнение полученных уровней шума с санитарными нормами по СП 51.13330.2011 показало превышение допустимого уровня на всех исследуемых улицах. Наиболее загрязненными по уровню шума оказались улицы: Шилова, Красной Звезды, Богомягкова, Ленинградская, Бутина, Ленина, Чкалова, Бабушкина, Генерала Белика, Новобульварная. На основании проведенных исследований построена шумовая карта автомобильных дорог центрального района г. Чита (рис. 2). Синим цветом на карте обозначены малоопасные дороги (превышение меньше 5 дБ), желтым — умеренноопасные (превышение 5.8 дБ), красным — высокоопасные автомобильные дороги, у которых уровень шумового загрязнения существенно превышен (более 8 дБ) и представляет опасность для здоровья людей, проживающих на близлежащих территориях.

Результаты экспериментальных исследований шумовых характеристик/Results of experimental studies of noise characteristics

Улица / Street Среднее арифм. значение шума, дБ / Arithmetic mean noise value, dB Превышение, дБ (норма 60 дБ) / Excess, dB (60 dB norm) Теоретическое значение шума, Дб / Theoretical noise value, dB Разница между теоретическим и экспериментальным значениями / Difference between theoretical and experimental values Количество автотранспортных средств по категориям / Number of vehicles by category Расчетная интенсивность потока, авт/ч / Estimated flow rate, ed/h

автомобили легковые / cars passenger автобусы,троллебусы и маршрутные такси / buses, trolleybus and taxis грузовые автомобили смаооой метле 3,5т/ trucks with a weight less than 3,51 грузовые автомобили с массой 3,5.. 12 т/ trucks with a weight from 3,51 to 121

Высокоопасные / Highly dangerous

Бабушкина / Babushkin street 72,8 12,8 70 2,8 199 10 5 3 2604

Богомягкова / Boqomyaqkov street 70,8 10,8 70 0,8 191 9 5 3 2496

Ленина / Lenin street 70,6 10,6 70 0,6 187 10 4 3 2448

Чкалова / Chkalov street 70,5 10,5 70 0,5 194 3 3 2 2424

Новобульварная / Novobulvarnaya street 70,1 10,1 70 0,1 187 8 3 2 2400

Красной Звезды / Street of the Red Star 69,5 9,5 70 0,5 178 9 4 1 2304

Ген. Белика / Belik street 69,5 9,5 70 0,5 178 7 6 — 2292

Шилова / Shilov street 69,06 9,06 70 0,94 166 10 5 3 2208

Бугина / Butin street 68,6 8.6 70 1,4 161 9 3 2 2100

Ленинградская / Leninqradskaya street 68,1 8.1 70 1.9 159 — 1 1 1932

Умеренноопасные / Moderately hazardous

Смоленская / Smolenskaya street 67,9 7,9 68 0,1 156 3 — — 1908

Амурская / Amurskaya street 67,7 7.7 68 0,3 142 8 2 2 1848

Ангарская / Anqarskaya street 67,7 7,7 68 0,3 152 1 — — 1836

Верхоленская / street Verkholenskaya 67,7 7,7 68 0,3 140 7 4 1 1824

Ингодинская / Inqodinskaya street 67,5 7,5 68 0,5 146 — 3 2 1812

Лермонтова / Lermontov street 67,3 7,3 68 0.7 139 2 2 2 1740

Чайковского / Tchaikovsky street 67,1 7,1 68 0.9 137 2 2 3 1728

Столярова / Stolyarov street 67,1 7,1 68 0.9 134 4 3 2 1716

Петровская / Petrovskaya street 66,8 6,8 68 1.2 132 5 2 — 1668

П. Осипенко / P. Osipenko street 66,7 6.7 68 1.3 132 1 2 1 1632

Профсоюзная / Trade Union street 66,6 6.6 68 1.4 130 1 4 — 1620

Журавлева / Zhuravlev street 66,6 6,6 68 1.4 126 3 4 1 1608

Баргузинская / Barquzinskaya street 66,5 6,5 68 1.5 121 6 4 2 1596

Подгорбунского / Podqorbunsky street 66,3 6,3 68 1.7 127 3 1 1 1584

9-го января / January 9th street 66,3 6,3 68 1.7 126 2 2 1 1572

Кайдаловская / street Kaqalovsky 65,65 5,65 68 2,35 112 5 3 — 1440

Окончание таблицы

Н. Островского / N. Ostrovskv street 65,6 5,6 68 2,4 109 4 2 2 1404

Анохина / Anokhin street 65,4 5.4 68 2.6 107 5 3 1 1392

Костюшко-Григоровича / street Kostyushko-grigorovich 65,4 5,4 68 2,6 111 4 — — 1380

Заб. рабочего /Zab.worker street 65,1 5,1 68 2,9 110 2 1 1 1368

Горького / Gorky street 65,1 5,1 68 2,9 109 2 2 — 1356

Токмакова / Tokmakov street 65,0 5,0 68 3,0 99 6 2 2 1308

Малоопасные / Low-risk

Угданская / Uqdanskava street 64,8 4,8 65 0,2 99 4 3 1 1284

Украинский бульвар / Ukrainian Boulevard street 64,7 4,7 65 0,3 87 4 1 — 1104

Хабаровская / Khabarovskaya street 63,9 3,9 65 1.1 86 4 1 — 1092

Курнатовского / Kurnatovsky street 63,8 3,8 65 1.2 84 — 5 1 1080

Красноярская / Krasnoyarskaya street 63,5 3,5 65 1.5 77 3 2 2 1008

Балябина / Balyabin street 62,1 2.1 65 2.9 60 4 1 — 780

Нечаева / Nechaev street 61,6 1.6 65 3.4 47 4 1 — 624

Красноармейская / Krasnoarmeyskaya street 61,5 1.5 65 3.5 43 4 1 2 600

Кочеткова / Kochetkov street 61,5 1.5 65 3.5 43 3 2 1 588

Матвеева / Matveev street 60,9 0.9 65 4,1 30 2 2 — 408

Фрунзе / Frunze street 60,4 0.4 65 4,6 18 — 2 — 240

ю о

2GIS, OpenStreelMap contrlbut Лиценэионноа соглашен

DT

Г)

ч

I

х: л

Со О

о\

N0 О NJ О

N0 CS

Z

ю

со

Рис. 2. Шумовая карта центрального района г. Чита/Fig. 2. Noise map of the Central district of Chita

о *

s;

О

Co Cb

г ь сь

Подсчет подвижного состава показал прямую зависимость превышения уровня загрязнения от интенсивности потока (рис. 3) -чем она выше, тем сильнее уровень шума на исследуемой территории.

Мониторинг уровня шума на улицах городов, составление и регулярное обновление информации на шумовых картах автодорог города является важным этапом повышения экологической безопасности и

защиты здоровья населения. Карты шума могут использоваться органами муниципальной власти для решения задачи достижения норм допустимого шума в конкретном городе; проектирования и осуществления технических и иных средств по выполнению этих норм; применения санкций при отклонении уровня шума от установленных норм (например, для водителей автотранспортных средств).

Рис. 3. Зависимость превышения уровня загрязнения от интенсивности потока / Fig 3. Dependence of excess pollution on flow rate

Заключение. Карты шума улиц и магистралей города могут служить основой для составления стратегических шумовых карт, с помощью которых возможно не только зафиксировать источники шумового загрязнения, но и оценить степень загрязнения селитебной территории с учетом распространения звука. Это позволит грамотно планировать строительство «спальных районов», акустических экранов, звукоизолирующих домов, облагораживание прилегающих территорий посредством шумозащитного озеленения. Для защиты населения от шумового загрязнения возможен выбор оптимальных режимов движения потоков автотранспорта, ограничение эксплуатации автотранспортных средств, не соответствующих установленным требованиям и т. д.

Анализ данных таблицы показывает, что существенный вклад в загрязнение вносит общественный транспорт (торможение и трогание с места вне остановок обществен-

ного транспорта, маршрутных такси). Переход на более экологичные виды общественного транспорта (например, электробусы) могло бы не только решить проблему загрязнения по уровню шума, но и способствовать меньшим выбросам загрязняющих веществ в атмосферу.

Для мониторинга и составления современных шумовых карт требуется фиксация уровня шумового загрязнения автомобильных дорог и подробное исследование зависимости изменения уровня шумового загрязнения от скорости потока, его интенсивности, подвижного состава, системы организации движения, метеорологических условий, типа автомобильной дороги и дорожного покрытия. Наблюдение за перечисленными факторами и установление закономерностей их зависимостей представляет научный интерес для последующих исследований в области повышения экологической безопасности городов от влияния автомобильного транспорта.

Список литературы _

1. Бакаева Н. В., Матюшин Д. В., Новикова Т. М. Оценка акустического загрязнения городской среды на основе показателя биосферной совместимости // Строительство и реконструкция. 2015. № 1. С. 74-83.

2. Воронина О. С. Акустические воздействия городского электрического транспорта на окружающую среду / / Актуальные вопросы техносферной безопасности: сб. ст. Улан-Удэ: ВСГУТУ, 2015. С. 41-46.

3. Иванов Н. И. Проблема повышенного шумового воздействия на население РФ // Защита населения от повышенного шумового воздействия: сб. ст. СПб.: ИННОВА, 2015. С. 17-26.

4. Ларионов А. И. Повышение экологической безопасности автотранспортных потоков на основе оценки степени шумового загрязнения автомобильных дорог города Оренбурга. URL: https: // docplayer.ru / 33277546-Povyshenie-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtotransportnyh-potokov-na-osnove-ocenki-stepeni-shumovogo-zagryazneniya-avtomobilnyh-dorog-goroda-orenburga.html (дата обращения: 12.01.2020). Текст: электронный.

5. Матюшин Д. В. Исследование биосферной совместимости городской среды от воздействия объектов транспортного строительства: автореф. дис. … канд. техн. наук: 05.23.19. Орел, 2016. 20 с.

6. Минаева В. В., Гапоненко А. В. Влияние шума на организм человека // Международный студенческий научный вестник. 2015. № 3-1. С. 56-58.

7. Стуканов В. А., Козлов А. Т., Томилов А. А., Татаринов В. В., Пожидаева М. В. Влияние автотранспорта на состояние окружающей среды крупного промышленного города // Вестник Воронежского государственного университет. Серия: Химия. Биология. Фармация. 2012. № 1. С. 168-175.

8. Paunovic K., Belojevic G., Jakovljevic B. Noise annoyance is related to the presence of urban public transport // Science of The Total Environment. 2014. No. 481. P. 479-487.

9. Radosavljevic J. M., Vukadinovic A. V. Fasadne konstrukcije i njihov uticaj na snizavanje nivoa saobracajne buke // Tehnika. 2014. No. 69. P. 925-930.

10. Starcevic S. M., Bojovic N. J. Noise as an external effect of traffic and transportation // Vojnotehnicki Glasnik. Military technical courier. 2016. Vol. 64, No. 3. P. 866-891.

11. Vasilyev A. V. Method and approaches to the estimation of ecological risks of urban territories // Safety of Technogenic Environment. 2014. № 6. P. 43-46.

References _

1. Bakaeva N. V., Matyushin D. V., Novikova T. M. Stroitelstvo i rekonstruktsiya (Construction and reconstruction), 2015, no. 1, pp. 74-83.

2. Voronina O. S. Aktualnye voprosy tehnosfernoy bezopasnosti: sb. st. (Actual issues of technosphere safety: collected articles). Ulan-Ude: VSGUTU, 2015, pp. 41-46.

3. Ivanov N. I. Zashchita naseleniya otpovyshennogo shumovogo vozdeystviya: sb. st. (Protection of the population from increased noise exposure: collected articles). St. Petersburg: INNOVA, 2015, pp. 17-26.

4. Larionov A. I. Povyshenie ekologicheskoy bezopasnosti avtotransportnyh potokov na osnove otsenki stepeni shumovogo zagryazneniya avtomobilnyh dorog goroda Orenburga (Improving the environmental safety of traffic flows on the basis of assessing the degree of noise pollution of roads in the city of Orenburg). URL: https: // docplayer.ru/33277546-Povyshenie-ekologicheskoy-bezopasnosti-avtotransportnyh-potokov-na-osnove-ocenki-stepeni-shumovogo-zagryazneniya-avtomobilnyh-dorog-goroda-orenburga (Date of access: 12.01.2020). Text: electronic.

5. Matyushin D. V. Issledovanie biosfernoy sovmestimosti gorodskoy sredy ot vozdeystviya obektov trans-portnogo stroitelstva: avtoref. dis. … kand. tekhn. nauk: 05.23.19 (Research on the biosphere compatibility of the urban environment from the impact of transport construction objects: abstract of dis. … cand. tech. sciences: 05.23.19). Oryol, 2016. 20 p.

6. Minaeva V. V., Gaponenko A. V. Mezhdunarodnystudencheskiynauchnyyvestnik(International Student Scientific Bulletin), 2015, no. 3-1, pp. 56-58.

7. Stukanov V. A., Kozlov A. T., Tomilov A. A., Tatarinov V. V., Pozhidaeva M. V. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universitet. Seriya: Khimiya. Biologiya. Farmatsiya (Bulletin of the Voronezh State University. Series: Chemistry. Biology. Pharmacy), 2012, no. 1, pp. 168-175.

8. Paunovic K., Belojevic G., Jakovljevic B. Science of The Total Environment (Science of The Total Environment), 2014, no. 481, pp. 479-487.

9. Radosavljevic J. M., Vukadinovic A. V. Tehnika (Tehnika), 2014, no. 69, pp. 925-930.

10. Starcevic S. M., Bojovic N. J. Vojnotehnicki Glasnik. Military technical courier (Vojnotehnicki Glasnik. Military technical courier), 2016, vol. 64, no. 3, pp. 866-891.

11. Vasilyev A. V. Safety of Technogenic Environment (Safety of Technogenic Environment), 2014, no. 6, pp. 43-46.

Коротко об авторе

Briefly about the author

Свалова Кристина Витальевна, канд. техн. наук, доцент кафедры строительства, факультет строительства и экологии, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: экологическая безопасность строительства и городского хозяйства, геоэкология в горной промышленности [email protected]

Kristina Svalova, candidate of technical sciences, assistant professor, Construction department, Construction and Ecology faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: environmental safety of construction and urban management, geoecology in the mining industry

Образец цитирования_

Свалова К. В. Повышение экологической безопасности автотранспортных потоков на основе оценки шумового загрязнения автомобильных дорог центрального района города Читы// Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26, № 3. С. 21-29. DOI: 10.21209/2227-9245-2020-26-3-21-29.

Svalova К. Improving the environmental safety of traffic flows based on the assessment of noise pollution of roads in the central district of the city of Chita // Transbaikal State University Journal, 2020, vol. 26, no. 3, pp. 21-29. DOI: 10.21209/2227-92452020-26-3-21-29.

Статья поступила в редакцию: 27.02.2020 г Статья принята к публикации: 17.03.2020 г.

Математическая модель транспортного шума

Дидковский В. С., Акименко В. Я., Запорожец О. И. (2001). Основы акустической экологии. Кировоград: Импэкс ЛТД, 2001.520 с. [на украинском языке].

Канг Дж. (2006). Городская звуковая среда. Лондон: Тейлор и Фрэнсис, 304. [на английском языке]

Делани М. Э., Харланд Д. Г., Худ Р. А., Скоулз В. Э. (1976). Прогноз уровня шума L10 из-за дорожного движения.Журнал звука и вибрации, 48 (3), 305–325. DOI: 10.1016 / 0022-460x (76) -2

Каликсто, А., Диниз, Ф. Б., Заннин, П. Х. (2003). Статистическое моделирование шума дорожного движения в городских условиях. Города, 20 (1), 23–29. DOI: 10.1016 / s0264-2751 (02) 00093-8

HAR32TR-040922-DGMR20 Инженерный метод для оценки шума дорожного движения и железнодорожного транспорта после проверки и точной настройки. Написано Ренезом Нота, Робертом Барелдсом, Дирком ван Маерке, согласовано Хансом ван Леувеном, Harmonoise WP 3, Технический отчет, 2005, 96 р [на английском языке].

Абдель-Рахим, А. (Ред.). (2012). Интеллектуальные транспортные системы. Риека: InTech, 214. doi: 10.5772 / 1355

Джан А., Леклерк Л., Лелонг Дж., Дефранс Дж. (2009). Учет динамики движения улучшает оценку шума: экспериментальные данные. Прикладная акустика, 70 (6), 821–829. DOI: 10.1016 / j.apacoust.2008.09.020

Шевченко Ю.С. (2010). Анализ формул расчета эффективности акустических экранов на вулицах.Вестник Национального авиационного университета, № 4 (45), 94–99 [на укр.

Шевченко Ю.С., Береговый О.М., Паращанов В.Х. (2012). Моделирование влияния фасада здания на формирование звукового поля. Вестник НАУ, 1 (50), 242–247 [на укр.

Шевченко Ю. С. (2012). Метод картографирования шума вид транспортных потоков у сучасного города.Вестник НАУ, № 4 (53) [на укр.

ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики. Доступно по адресу: http://vsegost.com/Catalog/20/20016.shtml

Оценка влияния полосы зеленых насаждений на пространственное распределение уровня шума от дорожного движения

Оценка влияния полосы зеленых насаждений на пространственное распределение уровня шума от дорожного движения

Ф.Столберг, В. Баранник, А. Решетченко

DOI: 10.5281 / zenodo.3559016

Поступила: 16.09.2019

Принята к печати: 18 октября 2019 г.

Опубликовано: 29 ноября 2019 г.

РЕФЕРАТ

Статья посвящена оценке влияния полосы зеленых насаждений на снижение уровня шумового загрязнения вокруг автомагистралей с использованием аналитической модели, учитывающей комбинированное влияние других факторов снижения шума.В качестве исходных данных для расчета были взяты натурные измерения уровней шума на выбранных профилях центральной части города Харькова, расположенной на оживленной Главной улице с высокой интенсивностью движения и прилегающей к жилому массиву.

На основе исследования определены параметры компонентов модели, описывающие влияние различных факторов ослабления интенсивности акустического потока, и установлено, что вклад обычных зеленых поясов в общее снижение физического воздействия шум транспорта может составлять около 40%.

Ключевые слова : трафик, уровень шума, зеленые насаждения, аналитическая модель.

ССЫЛКИ

1. Внукова Н.В. Влияние автомобильных дорог на экологическую безопасность автомобильно-дорожно-экологического комплекса / Внуков Н.В. // Eastern European Journal of Advanced Technology. — 2011. — № 5/3 (53). — п. 43-46.

2. Шейкина Ю.О. Акустическое загрязнение жилой среды города от транспортных потоков / Шейкина Ю.О., Мислюк Ю.О. // Вестник КГПУ им. Михаила Остроградского: сборник научных трудов / Кременчуг Остроградский государственный политехнический университет. — Кременчуг. — 2007. — Выпуск 5/2007 (46). Часть 1. — с. 144-147.

3. Решетченко А.И. Исследование влияния транспортных потоков на акустическую среду городских ландшафтов / Решетченко А.И. // Научно-технический сборник ЖКХ городов. Серия «Техника и архитектура» №146, 2018. с. 180-183.

4. Теано Самара, Фекла Цицони.Влияние растительности на снижение транспортного шума от городской кольцевой дороги, Noise Control Eng. J. 59, 2011. Р. 1-7. — Режим доступа: http://users.auth.gr/tsitsoni/files/eng/8%20apGetFile.pdf

5. Руководство по расчету и проектированию шумозащиты в сельской местности: ДСТУ-Н Б В.1.1-33: 2013. — [Действительно с 01.01.2014]. — К .: Государственный потребительский стандарт Украины, 2014. — 41 с. — (Национальный стандарт Украины). — Режим доступа: http://www.mcl.kiev.ua/wp-content/uploads/2016/09/%D0%94%D0%A1%D0%A2%D0%A3-%D0%9D%D0% 91% D0% 92.1.1-33.pdf

6. Ньюпорт, Дж., Шортхаус, Д. Дж. И Мэннинг, А. Д. (2014), Влияние света и шума от городского развития на биоразнообразие: последствия для охраняемых территорий в Австралии. Экологический менеджмент и восстановление, 15: 204–214. DOI: 10.1111 / emr.12120

7. Шумозащита: СНИП ІІ. 12-77. — М .: Стройиздат, 1978. — 49 с. — Режим доступа: http://gostrf.com/normadata/1/4294854/4294854802.pdf

8. Леушин П. И. Гигиеническая характеристика уличного шума и меры борьбы с ним // Планировка, строительство и благоустройство жилых массивов.Л. — 1959.

9. Осин В. А. Зеленые насаждения как средство борьбы с уличным шумом. — Гигиена и санитария, 1964, № 4, с. 12-15

10. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовых характеристик: ГОСТ 20444-85. — М., Государственный комитет СССР по строительству, 1985. — 23 с. — Режим доступа: http://files.stroyinf.ru/Data/200/20016.pdf

10. Шум. Методы измерения шума в жилых помещениях, а также в жилых и общественных зданиях. ГОСТ 23337–78.- Режим доступа: http://standarts.info/2007/08/12/gost_2333778_st_sjev_260080_1984_shum_metody_izmerenija_shuma_na_selitebnojj_territorii_i_v_pomeshhenijakh_zhilykh_i_obshhestvenijkh_zdanml 9

12. Руководство по шуму: заявки на лицензию, исследования и оценки в отношении запланированной деятельности / Агентство по охране окружающей среды, Управление по охране окружающей среды (OEE). — NG4, январь, 2016. — 80 р. — Режим доступа: https://www.epa.ie/pubs/advice/noise/NG4%20Guidance%20Note%20(January%202016%20Update).pdf

13. Браун Э. Х., Холл Ф. Мл. Достижения в области атмосферной акустики. — Rev. Geophys. and Space Phys., 1978, т. 16, № 1, с. 47-110.

14. Физическая акустика / Под ред. У. Мезон. Т. 2. П. А. — М .: Мир, 1968.

% ПДФ-1.6. % 1070 0 объект > эндобдж xref 1070 93 0000000016 00000 н. 0000002915 00000 н. 0000003049 00000 н. 0000003176 00000 н. 0000003737 00000 н. 0000003890 00000 н. 0000004238 00000 п. 0000004428 00000 н. 0000004702 00000 н. 0000004963 00000 н. 0000005143 00000 п. 0000005328 00000 н. 0000005475 00000 н. 0000005666 00000 н. 0000005853 00000 п. 0000006110 00000 н. 0000006382 00000 п. 0000006462 00000 н. 0000006491 00000 н. 0000006947 00000 н. 0000006976 00000 н. 0000007429 00000 н. 0000007689 00000 н. 0000007979 00000 н. 0000008246 00000 н. 0000008592 00000 н. 0000009895 00000 н. 0000010037 00000 п. 0000010066 00000 п. 0000010590 00000 п. 0000011808 00000 п. 0000013073 00000 п. 0000014296 00000 п. 0000014762 00000 п. 0000014911 00000 п. 0000014940 00000 п. 0000016270 00000 п. 0000017649 00000 п. 0000019047 00000 п. 0000019816 00000 п. 0000098978 00000 п. 0000099217 00000 п. 0000099307 00000 п. 0000132153 00000 н. 0000159922 00000 н. 0000196500 00000 н. 0000196661 00000 н. 0000197156 00000 н. 0000197227 00000 н. 0000197404 00000 н. 0000197603 00000 н. 0000197756 00000 н. 0000227179 00000 н. 0000227439 00000 н. 0000227722 00000 н. 0000227793 00000 н. 0000227976 00000 н. 0000228148 00000 п. 0000238701 00000 н. 0000267622 00000 н. 0000285384 00000 н. 0000285656 00000 н. 0000285842 00000 н. 0000285913 00000 н. 0000286096 00000 н. 0000327023 00000 н. 0000327280 00000 н. 0000327899 00000 н. 0000327970 00000 н. 0000328142 00000 н. 0000328403 00000 н. 0000328432 00000 н. 0000367908 00000 н. 0000368175 00000 н. 0000368685 00000 н. 0000368756 00000 н. 0000368935 00000 н. 0000369348 00000 п. 0000403638 00000 н. 0000409535 00000 н. 0000426197 00000 н. 0000426424 00000 н. 0000437566 00000 н. 0000437831 00000 н. 0000437949 00000 н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *