Обув пдк: Понятие о ГОСТах, ПДК, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ПДУ. – ГН 2.1.6.696-98 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест
Понятие о ГОСТах, ПДК, ОБУВ, ПДВ, ПДС, ПДУ.
Понятие о первичной, вторичной, третичной профилактике нарушений состояния здоровья. Гигиеническая диагностика.
Профилактика— комплекс государственных, общественных, медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья людей.
Профилактика может быть первичной и вторичной, общественной и личной.
Первичная профилактика направлена на ликвидацию причин, отрицательно действующих на здоровье и стимуляцию факторов, способствующих его улучшению. Проводится государственными органами.
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление заболеваний, проведение лечебных и лечебно-оздоровительных мероприятий. Проводится медицинскими органами.
Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек. Практически она сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения, рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физкультурой и др.
Общественная профилактика представляет систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организации с целью обеспечения всестороннего развития физических идуховных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье.
- Значение и общие принципы гигиенического нормирования факторов окружающей среды.
Гигиенический норматив— строгий диапазон параметров факторов среды, оптимальный и безвредный для сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений. Санитарные правила, нормы, гигиенические нормативы — это нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйственными субъектами, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами. Гигиенические нормативы для химических веществ устанавливаются в виде предельно допустимых концентраций (ПДК). Для физических факторов они устанавливаются в виде допустимых уровней воздействия (ПДУ). Для химических веществ ПДК устанавливаются в атмосферном воздухе населенных мест в виде максимальных разовых и среднесуточных предельно допустимых концентраций. Устанавливаются ПДК вредных химических веществ в воде водоемов, питьевой воде. Устанавливаются ПДК для содержания вредных химических веществ в почве. В пищевых продуктах вредные химические вещества нормируются в виде допустимых остаточных количеств (ДОК). Для химических веществ предельно допустимые количества в воде устанавливаются в миллиграммах на 1 дм3, или 1 л, для воздуха — в миллиграммах на 1м3 воздуха, пищевых продуктов — в миллиграммах на 1 кг массы продукта. Важным этапом токсикометрических исследований является проведение подострого санитарно-токсикологического эксперимента. Подострый эксперимент позволяет выявить наличие кумулятивных свойств с позиции качественной и количественной оценки этого этапа действия. В подостром опыте также выявляются наиболее уязвимые системы организма, что позволяет объективно подойти к постановке основного этапа токсикометрии, связанного с определением параметров токсичного в условиях хронического эксперимента. В подостром эксперименте существует большой набор токсикологических тестов, оценивающих воздействие химического вещества на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, желудочно-кишечный тракт, выделительную системы и иные функции системы организма. Важнейшим принципом гигиенического нормирования является изучение порогового характера действия нормируемого фактора. По пороговому уровню воздействия в хроническом эксперименте определяется наименьшая концентрация, вызывающая сдвиги в организме лабораторного животного. По результатам хронического санитарно-токсикологического эксперимента для веществ, прежде всего обладающих выраженным токсическим действием, устанавливаются ПДК.
ГОСТ(Государственный стандарт) — одна из основных категорий стандартов в СССР, сегодня межгосударственный стандарт в СНГ. Принимается Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС).
Классификатором ГОСТ является «Классификатор государственных стандартов СССР». Под названием «Классификатор государственных стандартов» (КГС) используется и в настоящее время. Классификатор является строго иерархическим, с буквенно-цифровой системой кодов на трёх (изредка четырёх) уровнях. Первый уровень (раздел) состоит из 19 заглавных букв русского алфавита, второй (класс) и третий (группа) уровни — цифровые. Четвёртый уровень (подгруппа) может добавляться после точки.
Предельно допустимая концентрация (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
Уровни ПДК одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды:
ПДКсс — среднесуточное,
ПДКж.з. — жилой зоны,
ПДКр.з. — в рабочей зоне,
ПДКмр — максимально-разовое значение в воздухе,
ПДКпочв — в почве.
Максимально-разовое значение ПДК устанавливается для предотвращения рефлекторных реакций человека при кратковременном действии примесей. Среднесуточное значение ПДК устанавливается для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и сенсибилизирующего действия вещества на организм человека.
Для установления ПДК используют расчётные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. Санитарно-эпидемиологическая служба в порядке санитарного надзора систематически контролирует соблюдение нормативов ПДК.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ (ОБУВ) — временный ориентировочный гигиенический норматив содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, в водоемах, продуктах питания. Определяется путем расчета по параметрам токсикометрии и по физико-химическим свойствам. Утверждается Минздравом России на ограниченный срок (2—3 года), после чего должен быть заменен ПДК, переутвержден на новый срок или отменен в зависимости от перспективы применения вещества и имеющейся информации о его токсичных свойствах.
Предельно допустимые выбросы– это норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учётом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха, при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы и других экологических нормативов. В качестве нормативов ПДВ устанавливаются:
максимальный разовый выброс – наибольшая масса выброса за 20-ти минутный интервал времени, г/с; валовый выброс, т/год, характеризующий суммарную массу выброса за год.
Предельно допустимые сбросы (ПДС) – количество вещества, выраженное в массовой доле и находящееся в объеме сточных вод, максимально допустимое к отведению с принятым порядком в данную точку водного бассейна в единицу времени с целью обеспечения качества воды в конечной точке, основанное на предельно допустимой концентрации (ПДК) веществ в объектах водопользования.
ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ(ПДУ) – то же что предельно-допустимые концентрации, но связанные с загрязнением среды такими специфическими загрязнителями, как шум, радиоактивность, электромагнитные излучения и т.д. Например, ПДУ облучения.
Рекомендуемые страницы:
Поиск по сайту
Ориентировочный безопасный ОБУВ)
ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень выбросов.[ …]
Ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющего атмосферу вещества (ОБУВ) — временный гигиенический норматив для загрязняющего атмосферу вещества, устанавливаемый расчетным методом для целей проектирования промышленных объектов [18].[ …]
ОБУВ — ориентировочно безопасный уровень воздействия.[ …]
ОРИЕНТИРОВОЧНО БЕЗОПАСНЫЕ УРОВНИ ВОЗДЕЙСТВИЯ (ОБУВ) — уровни воздействия загрязняющих веществ в природных средах (воздух, вода, почва), условно безопасные для человека. ОБУВ определяются расчетным методом для целей проектирования и действуют определенный срок, после чего пересматриваются или заменяются на ПДК в свете токсикологической и гигиенической информации.[ …]
Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.[ …]
Список ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) в атмосферном воздухе населенных мест является временным. Срок его действия 3 года с момента утверждения.[ …]
Ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ) — 0,0075 мг/Чг.[ …]
ОБУВ — ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющего вещества.[ …]
Обобщенный перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ.[ …]
В отсутствии ПДК для ряда загрязнителей в Российской Федерации установлены ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Например, относительно атмосферного воздуха показатели ОБУВ приняты для более чем 400 веществ, относительно воды они устанавливаются для пестицидов. Характеристики ОБУВ определяются как аналитическими, так и экспертными методами.[ …]
Если величина ПДК в различных средах не установлена, действует временный гигиенический норматив ВДК (ОБУВ) — временно допустимая концентрация (ориентировочно безопасный уровень воздействия) вещества. Временный норматив устанавливается на определенный срок (2—3 года).[ …]
К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха — ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения — ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв — более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.[ …]
Наряду с предельно допустимыми концентрациями существуют временно допустимые концентрации (ВДК), иначе называемые ориентировочными безопасными уровнями воздействия (ОБУВ).[ …]
Миниотеротво здравоохранения СССР о 1977 года предложило для вновь применяемых в промыаленнооти вецеотв устанавливать ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) в воздухе рабочей зоны.[ …]
Не назначаются ПДВ только для веществ, действие которых недостаточно изучено и для которых вместо ПДК временно вводится ориентировочно безопасные уровни воздействия — ОБУВ (до недавнего времени такое положение было с диоксинами).[ …]
При отсутствии ПДКсс применяется предельно допустимая максимально разовая концентрация (ПДК мр), при отсутствии ПДКСС и ПДКмр применяется ориентировочный безопасный уровень воздействия (ОБУВ).[ …]
В соответствии с указанным выше ГОСТом установлены ПДК для более чем 1300 вредных веществ. Еще приблизительно для 500 вредных веществ установлены ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).[ …]
На основании эпидемиологических исследований установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) в атмосферном воздухе 348 вредных веществ и ядов, а также ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) на здоровье 537 веществ, загрязняющих атмосферный воздух, для которых не определены ПДК.[ …]
При отсутствии корректно определенных ПДК для некоторых веществ, используемых, например, при приготовлении буровых растворов и т.п., вводится понятие временного ориентировочного безопасного уровня воздействия (ОБУВ). ОБУВ устанавливается на основе расчетов по физико-химическим свойствам или интерполяцией и экстраполяцией в рядах, близких по строению соединений или по показателям острой опасности.[ …]
Примечание: ПДК веществ определены поГН2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1339-03 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».[ …]
При отсутствии ПДКрх применяется предельно допустимая концентрация вещества в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).[ …]
Поскольку разработка ПДК занимает определенный промежуток времени (иногда год-два), «новым» веществам временно могут устанавливаться в качестве нормы так называемые ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ).[ …]
В настоящее время установлены ПДК для более 1000 химических веществ в воде, более 250 — в атмосферном воздухе, более 30 — в почве. Кроме того, для атмосферного воздуха установлены ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) более чем для 400 веществ.[ …]
Расчетами по методике определяются разовые концентрации, относящиеся к 20…30-минутному интервалу осреднения. В качестве критерия допустимости параметров выброса используют значения ориентировочно безопасных уровней загрязнения воздуха (ОБУВ) в порядке, установленном Минздравом РФ.[ …]
Общее число вредных веществ, для которых к этому времени были установлены нормы их ПДК в атмосферном воздухе селитебных зон, превысило 600. Кроме того, более чем для 1200 веществ установлены ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ).[ …]
Для ликвидации диспропорций между числом новых химических веществ и количеством разрабатываемых гигиенических нормативов в санитарное законодательство введены наряду с ПДК временные ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) и ориентировочные допустимые уровни (ОДУ). Обоснование временных нормативов проводится с использованием ускоренных экспериментальных и расчетных методов, а также по аналогии с ранее нормированными структурно близкими соединениями.[ …]
Для контроля за промышленными выбросами химических веществ пользуются различными величинами, в том числе ПДК (предельно допустимая концентрация), ДОК (допустимое остаточное количество), ОБУВ (ориентировочный безопасный уровень воздействия), ОДК (ориентировочная допустимая концентрация). Вместо двух последних в настоящей книге дана величина ВДК (временная допустимая концентрация).[ …]
Однако быстрое развитие химической промышленности приводит к тому, что на многие новые химические вещества еще не установлены ПДК. Поэтому Министерство здравоохранения с 1977 г. предложило для вновь применяемых в промышленности веществ устанавливать ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) в воздухе рабочей зоны.[ …]
Предельно допустимая концентрация — Википедия
Преде́льно допусти́мая концентра́ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический или рыбохозяйственный норматив. Под ПДК понимается такая максимальная концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований, в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
На состоянии растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.
Время расцвета концепции «предельно-допустимых величин» приходится на середину XX века. ПДК устанавливались из расчёта, что существует некое предельное значение вредного фактора, ниже которого пребывание в данной зоне (или, например, использование продукта) совершенно безопасно.
Поэтому значения ПДК, устанавливаемые на основании экспериментальных данных о токсичности и иных привходящих обстоятельств, не одинаковы в разных странах и периодически пересматриваются.
Например, в России для свинца и его неорганических соединений ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого назначения — 0,1 мг/л, в воздухе производственных помещений — 0,001 мг/м³, в атмосферном воздухе — 0,0003 мг/м³[комм. 1].
Установление численных значений ПДК[править | править код]
Для установления ПДК используют расчётные методы, результаты биологических экспериментов, а также материалы динамических наблюдений за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию вредных веществ. В последнее время широко используются методы компьютерного моделирования, предсказания биологической активности новых веществ, биотестирование на различных объектах. В США для установления ПДКрз для пыли в угольных шахтах использовали анализ многочисленных исследований профзаболеваемости и смертности шахтёров. Рост профзаболеваемости побудил ужесточить значения ПДКрз и контроль за их выполнением[1]
Нормы ПДК[править | править код]
Значения ПДК включены в ГОСТы, санитарные нормы и другие нормативные документы, обязательные для исполнения на всей территории государства; их учитывают при проектировании технологических процессов, оборудования, очистных устройств и пр. Санитарно-эпидемиологическая служба в порядке санитарного надзора систематически контролирует соблюдение нормативов ПДК в воде водоёмов хозяйственно-питьевого водопользования, в атмосферном воздухе и в воздухе производственных помещений; контроль за состоянием водоёмов рыбопромыслового назначения осуществляют органы рыбнадзора.
Подход EPA[править | править код]
В настоящее время всё более распространённым является достаточно развитый, «вероятностный» подход, развиваемый EPA (Управлением по охране окружающей среды США) с начала 1980-х годов.
В этой концепции («Оценка риска») учтена возможность совместного действия вредных факторов, причём их весовые коэффициенты могут меняться, в зависимости от симбатности (мера схожести зависимостей в математическом анализе) или аддитивности этих факторов. Могут быть учтены дополнительные параметры — половозрастные или генетические особенности популяции, для которой проводится оценка риска. Такой подход исключает использование жёстко фиксированных ПДК, заменяя их специальными исследованиями оценки риска, более обоснованными и информативными. В предельном случае оценка риска может дать и значения лимитов на концентрации (уровни) вредных факторов, совпадающие с ПДК.
Использование кларковых концентраций[править | править код]
Величины ПДК установлены не для всех химических элементов. В связи с этим в экологических изысканиях достаточно часто применяют кларки химических элементов как нормирующие значения. При исследовании почв и грунтов концентрации загрязняющих элементов сопоставляются со средними содержаниями (кларками) в земной коре. Для оценки экологического состояния городских почв в качестве стандартов, относительно которых рассчитывается превышение, могут быть использованы кларки почв селитебных ландшафтов[2].
Уровни ПДК одного и того же вещества различны для разных объектов внешней среды.
В России[править | править код]
- Для воздушной среды
- Для водной среды
- ПДКв1 — водных объектов 1-й категории водопользования,
- ПДКв2 — водных объектов 2-й категории водопользования,
- ПДКрыбхоз — для водоёмов рыбохозяйственного назначения (см. нормативы 2010 года),
- Для почвы
- Для продуктов питания
Максимально-разовое значение ПДК устанавливается для предотвращения рефлекторных реакций человека и острых отравлений при кратковременном действии примесей.
Среднесуточное значение ПДК (ПДКс.с.) устанавливается в мг/м³ для предупреждения общетоксического, канцерогенного, мутагенного и сенсибилизирующего действия вещества на организм человека и учитывает возможность накопления в организме и развитие хронической интоксикации. Эта концентрация не должна оказывать прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в условиях неопределённо долгого круглосуточного вдыхания. Значения ПДК с.с. веществ в атмосферном воздухе санитарно-курортной зоны принимается численно на 25 % меньше, чем для обычных населённых мест.
- ↑ Разные значения для разных сред исходя из среднесуточного поступления в организм. Так, объём потребляемой внутрь человеком воды в течение суток значительно меньше чем объём вдыхаемого воздуха, соответственно и вредное вещество с водой будет попадать в организм меньше. Атмосферным воздухом населённых мест (и жилых помещений) человек дышит круглосуточно в течение всей жизни, а воздухом производственных помещений только в рабочее время и только в работоспособный период жизни. Атмосферным воздухом дышат все люди, включая и с более слабым состоянием организма, в том числе дети, на производство допускаются люди в расцвете сил и компенсаторных механизмов организма и относительно не имеющие проблем со здоровьем.
- ↑ Coal Mine Dust Exposures and Associated Health Outcomes. A Review of Information Published Since 1995 Перевод.
- ↑ Алексеенко В.А., Алексеенко А.В. Химические элементы в геохимических системах. Кларки почв селитебных ландшафтов. — Ростов н/Д: Изд-во Южного Федерального университета, 2013. — 388 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-9275-1095-5.
На главную | База 1 | База 2 | База 3 |
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа |
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК «Трансстрой»СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД |
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом |
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения |
Нормирование. Санитарно-гигиенические нормативы (ПДК, ПДУ, ОБУВ, ДОК, МДУ). Производственно-хозяйственные нормативы (ПДВ, ПДС).
Преде́льно допусти́мая концентра́ция (ПДК) — утверждённый в законодательном порядке санитарно-гигиенический норматив. Под ПДК понимается такая концентрация химических элементов и их соединений в окружающей среде, которая при повседневном влиянии в течение длительного времени на организм человека не вызывает патологических изменений или заболеваний, устанавливаемых современными методами исследований в любые сроки жизни настоящего и последующего поколений.
На состояние растений и животных могут отражаться концентрации, существенно меньше ПДК. Например, загрязнения воздуха сернистым газом до концентрации в 10 раз меньшей ПДК вызывает хроническое или кратковременное поражение листьев растений, замедление роста, снижение урожайности.
Для воздушной среды
Для атмосферного воздуха населённых мест и закрытых помещений СанПиН 2.1.6.1032-01
ПДК_сс — среднесуточное,
ПДК_мр — максимально-разовое,
Для воздуха рабочей зоны ГОСТ 12.1.005-88
ПДКмр.рз — максимальное разовое в рабочей зоне,
ПДКсс.рс — среднесменная в рабочей зоне,
Для водной среды
ПДКв1 — водных объектов 1-й категории водопользования,
ПДКв2 — водных объектов 2-й категории водопользования,
ПДКрыбхоз — для водоёмов рыбохозяйственного назначения (см. нормативы 2010 года),
Классы загрязнённости воды определяются исходя из частоты и кратности превышения ПДК по набору показателей
Для почвы
ПДКп.
Для продуктов питания
ПДКпп
Предельно-допустимый уровень (сокращённо ПДУ) — законодательно утверждённая верхняя граница величины уровня факторов, при воздействии которых на организм периодически или в течении всей жизни не возникает заболевания или изменений состояния здоровья, обнаруживаемых современными методами сразу или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующих поколений.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ УРОВЕНЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ (ОБУВ) — временный ориентировочный гигиенический норматив содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, в водоемах, продуктах питания. Определяется путем расчета по параметрам токсикометрии и по физико-химическим свойствам. Утверждается Минздравом России на ограниченный срок (2—3 года), после чего должен быть заменен ПДК, переутвержден на новый срок или отменен в зависимости от перспективы применения вещества и имеющейся информации о его токсичных свойствах.
МДУ— максимально допустимые уровни содержания в пищевых и фуражных продуктах пестицидов или других ксенобиотиков, которые безопасны для здоровья человека.
Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.
Предельно допустимый сброс – это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном пункте.
Предельно допустимым сбросом считается:
Масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или на участке водного объекта (с учетом вида водопользования).
Масса вещества в возвратной воде, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе или недопущения ухудшения сформировавшегося качества воды, если оно хуже нормативного.
Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов (Минюст N 987 06.12.1995), Приказ Госкомрыболовства России от 14 августа 1995 года №12-04-11/454
Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов (Минюст N 987 06.12.1995)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Председателя
Комитета Российской
Федерации по рыболовству
А.В.Родин
14 августа 1995 г.
N 12-04-11/454
1. Введение
Настоящий документ:
1.1. Разработан в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 декабря 1991 года N 2061-1 «Об охране окружающей природной среды», «Правилами охраны поверхностных вод (типовые положения)», утвержденными Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 года, Положением о Комитете Российской Федерации по рыболовству, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 года N 467 и Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 375, ГОСТом 17.1.04-77 «Охрана природы. Гидросфера. Показатели состояния и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов».
1.2. Предназначен для органов Роскомрыболовства, Минприроды России, а также юридических лиц, осуществляющих водопользование и разработку нормативов качества воды рыбохозяйственных водных объектов.
1.3. Регулирует вопросы организации разработки, рассмотрения, согласования и утверждения ПДК (предельно допустимых концентраций) и ОБУВ (ориентировочно безопасных уровней воздействия) загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов.
2. Понятия и определения
Содержащиеся в настоящем документе понятия означают:
2.1. Рыбохозяйственный водный объект по ГОСТ 17.1.04-77 (пункт 1.1. настоящего Порядка).
2.2. Рыбохозяйственные нормативы качества воды — установленные значения показателей состава и свойств воды рыбохозяйственных водных объектов.
2.3. Предельно допустимая концентрация вещества в воде рыбохозяйственного водного объекта — экспериментально установленный рыбохозяйственный норматив максимально допустимого содержания загрязняющего вещества в воде водного объекта, при котором в нем не возникают последствия, снижающие его рыбохозяйственную ценность.
2.4. Ориентировочно безопасный уровень воздействия — временный рыбохозяйственный норматив содержания загрязняющего вещества в воде водного объекта.
2.5. Загрязняющее (нормируемое) веществ — химическое или иное вещество, или смесь веществ, по которым необходимо установить ПДК или ОБУВ.
3. Общие положения
3.1. Сброс в водные объекты возвратных (сточных вод), содержащих вещества или продукты трансформации веществ в воде, для которых не установлены ПДК, запрещается («Правила охраны поверхностных вод», пункт 3.2).
3.2. Заказчик (водопользователь) обязан за свой счет и в сроки, согласованные с органами Минприроды России, организовать разработку соответствующих нормативов на вещества, на которые не установлены ПДК, и методов их анализа на уровне ПДК («Правила охраны поверхностных вод», пункт 4.5).
3.3. Настоящий «Порядок организации разработки и утверждения ПДК и ОБУВ загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов» направлен на упорядочение вопроса по организации разработки и утверждения рыбохозяйственных нормативов для вредных веществ.
3.4. Разработка рыбохозяйственных нормативов (проведение токсиколого-рыбохозяйственных исследований) осуществляется научно-исследовательскими институтами и другими специализированными организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Результаты исследований согласовываются с Роскомрыболовством.
4. Порядок организации разработки рыбохозяйственных нормативов
4.1. Организация разработки рыбохозяйственных нормативов осуществляется Главрыбводом Роскомрыболовства.
4.2. Заявка на разработку рыбохозяйственных нормативов подается заказчиком в Центральное управление по рыбохозяйственной экспертизе и нормативам (ЦУРЭН) Главрыбвода (103009, Москва, Б.Кисловский пер., 10, расчетный счет N 1141109 Агропромбанк г. Москвы, МФО 299178).
Заявка принимается при наличии полного объема необходимых данных (приложение А) и гарантийных обязательств заказчика об оплате научно-исследовательских работ.
4.3. ЦУРЭН в 5-дневный срок:
— рассматривает заявку с целью установления наличия (или отсутствия) утвержденного рыбохозяйственного норматива на заявленное к исследованию вещество;
— определяет в соответствии со специализацией организацию-исполнителя на проведение токсиколого-рыбохозяйственных исследований и передает ему представленную заявку;
— информирует заказчика об организации-исполнителе.
4.4. Заказчик заключает договор с организацией-исполнителем на проведение токсиколого-рыбохозяйственных исследований. Исполнитель приступает к ним после проверки в сертификате качества полноты информации о химическом составе заявленного к исследованию вещества.
При отсутствии сертификата качества или неполной в нем информации за счет средств заказчика проводится определение химического состава этого вещества.
4.5. В случае самостоятельного заключения договора заказчика с организацией-исполнителем, последний ставит в известность о веществах, на которые будут разрабатываться ПДК и ОБУВ, ЦУРЭН Роскомрыболовства.
4.6. Работы выполняются в соответствии с «Методическими рекомендациями по установлению предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов», утвержденными Роскомрыболовством 21 апреля 1986 года.
4.7. По завершении исследований организация-исполнитель направляет в ЦУРЭН два экземпляра материалов, оформленных в виде отчетов в соответствии с требованиями «Методических рекомендаций по установлению предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов», заверенных печатью и подписью руководителя и 20 экземпляров аннотационных карт (приложение Б).
5. Порядок рассмотрения, согласования и утверждения рыбохозяйственных нормативов
5.1. Материалы токсиколого-рыбохозяйственных исследований по определению рыбохозяйственных нормативов и методологические вопросы их разработки рассматриваются на заседаниях Научно-технического Совета Главрыбвода Роскомрыболовства, в состав которого входят специалисты рыбохозяйственных и других научно-исследовательских организаций, контролирующих органов, других заинтересованных министерств и ведомств.
Заседания НТС проводятся два раза в год: в мае — начале июня и в ноябре — начале декабря. Материалы принимаются до 10 февраля или до 10 сентября т.г. При необходимости может быть созвано внеочередное заседание.
5.2. Подготовку всех материалов к заседанию Научно-технического Совета осуществляет ЦУРЭН, для чего:
5.2.1. Направляет отчеты по токсиколого-рыбохозяйственным исследованиям одному из членов НТС, независимым экспертам на экспертизу с целью оценки соответствия выполненных работ требованиям «Методических рекомендаций по установлению предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ для воды рыбохозяйственных водоемов», анализа результатов исследований и выдачи в месячный срок заключения о возможности утверждения полученных в результате исследований величин ПДК или ОБУВ;
5.2.2. Рассылает аннотационные карты членам НТС для предварительного ознакомления и получения от них замечаний и предложений по материалам исследований в течение месяца;
5.2.3. Доводит до сведения организации-исполнителя токсиколого-рыбохозяйственных исследований результаты экспертизы отчета и аннотационных карт для внесения поправок или, при необходимости, проведения дополнительных исследований.
5.3. По результатам рассмотрения материалов токсиколого-рыбохозяйственных исследований на НТС Главрыбвода составляются: Протокол заседания и Перечень предельно допустимых концентраций и ориентировочно безопасных уровней воздействия вредных веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов, рекомендуемых к утверждению (Приложение В). Перечень направляется Главрыбводом на согласование в Минприроды России, после чего передается на утверждение в Роскомрыболовство.
5.4. Утвержденные рыбохозяйственные нормативы вводятся ЦУРЭНом в банк данных и рассылаются всем заинтересованным министерствам и ведомствам, а также передаются в Российский Регистр потенциально опасных химических и биологических веществ для включения в банк данных Регистра.
5.5. ЦУРЭН организует формирование обобщенных перечней ПДК и ОБУВ, периодическое тиражирование отдельным сборником и распространение их по заявкам заинтересованных организаций.
5.6. Допускается пересмотр утвержденных рыбохозяйственных нормативов в порядке, изложенном в разделе 4, при представлении заинтересованными органами и организациями соответствующих обоснований и материалов.
6. Разрешение споров
6.1. Все спорные вопросы в связи с разработкой, согласованием и утверждением рыбохозяйственных нормативов рассматриваются Главрыбводом Роскомрыболовства, либо в установленном законодательством порядке судебными органами.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель Министра охраны
окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации
А.А.Аверченков
Зарегистрированов Министерстве
юстиции Российской Федерации
6 декабря 1995 года.
Регистрационный N 987.
Приложение А. Перечень данных к заявке на разработку пдк и обув загрязняющих веществ в воде рыбохозяйственных водных объектов
Приложение А
I. Характеристика исследуемого вещества:
Химическое название синонимы
вещества
торговое название
молекулярная формула
степень чистоты
молекулярная масса вещества: %
структурная формула примеси (их название
и количество): %
производственно-технологическая характеристика (назначение вещества, область и способы применения, форма выпуска).
II. Физико-химические показатели:
агрегатное состояние смешиваемость
(вещество- вода)
точка кипения
запах, цвет, пено-
точка плавления и пленкообразование
плотность реакционная способность
растворимость в воде, несовместимость
в жирах с веществами
pH опасные продукты
разложения
III. Условия безопасного хранения и использования, транспортирования и утилизации.
IV. Возможные пути поступления вещества в водную среду (сточные воды, ливневые стоки, через выбросы в атмосферу или почву; объемы и район поступления стоков от действующего или проектируемого предприятия, характеристика водоема, куда поступает вещество).
Приложение Б. Аннотационная карта
Приложение Б
Нормируемое вещество
1. Организация-разработчик (адрес почтовый, телеграфный, телекс). Рецензент.
2. Организация-заказчик.
3. Название отчета и номер регистрации.
4. Название вещества или соединения (товарное, тривиальное, химическое, синонимы) и его состав для смесевых препаратов (указать действующее вещество). Область применения исследуемого вещества.
5. Структурная формула.
6. Основные ФХП: М.М.____, Т плав.____С. Агрегатное состояние. Растворимость в воде _____мг/л. Плотность _____г/см_3 и т.п.
7. Стабильность в водной среде. Пороги влияния на санитарный режим.
8. Наличие или отсутствие специфических методов химического анализа на ингредиент в воде, донных отложениях, водных организмах и др. Специфичность данного анализа и граница обнаружения данного вещества (если нет, указать, что концентрация учитывалась по внесению).
9. Трофический статус водоема, из которого берется вода для опытов (рыбопродуктивность, содержание общего хлорофилла в цифровом выражении).
10. Природное фоновое содержание в водоеме вещества, на которое разрабатывается ПДК или ОБУВ.
11. Качество фоновой среды (воды), используемой при проведении токсиколого-рыбохозяйственных исследований: минерализация, жесткость, pH, окисляемость, содержание биогенов и т.п. Гидрохимический класс и группа вод по кл. Алекина.
12. Характер загрязненной водной среды в опыте: опалесценция, пленка, изменение цвета раствора, истинность или коллоидность раствора, для мелкодисперсных взвесей — скорость оседания частиц и т.д.
13. Результаты исследований в виде таблицы:
+——————————————————————+
¦Охраняемое звено ¦Тест- ¦Пороговые концентрации действия¦Недейст-¦
¦Тест-организмы ¦функция+——————————-¦вующая ¦
¦ ¦ ¦Остроле- ¦ Хронич. ¦ Сублеталь-¦концен- ¦
¦ ¦ ¦тального ¦ леталь- ¦ ного ¦трация ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мг/л ¦ мг/л ¦ мг/л ¦ мг/л ¦
+——————————————————————+
после пороговой концентрации в скобках: +) если выше пороговой
концентрации наблюдается
повышение величины
тест-функции;
-) если наблюдается
уменьшение выживаемости,
плодовитости
тест-организма
перед пороговой концентрацией: размерность параметра (ЛК 10/50
суток; ЕК 15/50 суток — иное, чем выживаемость, отклонение от нормы).
Если измеряется не 50-проц. отход, а иной процент прореагированных
организмов, то это отмечается другим индексом внизу.
14. Пороговая концентрация по органолептическому признаку вредности.
15. Изменение органолептических свойств мяса, рыбы и бульона, а также другая специфика (например, изменение цвета гидробионтов, оболочки икры некоторыми красителями).
16. Наличие специфических эффектов (тератогенез, мутагенез, эмбриотоксичность, гонадотоксичность) с указанием объекта и концентрации.
17. Класс опасности.
18. Лимитирующий показатель вредности.
19. Рекомендуемая ПДК в мг/л или ОБУВ в мг/л.
20. Результаты теста на гено- и цитотоксичность вещества.
Подпись руководителя работ
Дата заполнения
Приложение В
«Согласовано» «Утверждено»
Заместитель министра Начальник Главрыбвода
охраны окружающей среды Комитета Российской
и природных ресурсов России Федерации по рыболовству
Дополнительный список к перечню предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно безопасных уровней воздействия (ОБУВ) вредных веществ для воды рыбохозяйственных водоемов N 100 от 28.06.1995 (Приложение к Правилам охраны поверхностных вод, 1991
Таблица 1
+——————————————————————+
¦NN ¦Нормируемое ¦ ЛПВ ¦ ПДК ¦ Класс ¦Контролируемый ¦
¦п/п ¦вещество ¦ ¦ мг/л ¦опасности¦показатель, метод ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля ¦
+——+—————+———+——+———+——————¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+——————————————————————+
Таблица 2
+——————————————————————+
¦NN ¦Нормируемое ¦ ЛПВ ¦ ОБУВ ¦ Класс ¦Контролируемый ¦
¦п/п ¦вещество ¦ ¦ мг/л ¦опасности¦показатель, метод ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦контроля ¦
+——+—————+———+——+———+——————¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+——————————————————————+
Текст документа сверен по:
«Российские вести», N 5,
11.01.96
ГН 1.1.701-98 Гигиенические критерии для обоснования необходимости разработки ПДК и ОБУВ (ОДУ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе населенных мест, воде водных объектов, ГН от 30 апреля 1998 года №1.1.701-98
ГН 1.1.701-98
1.1. ГИГИЕНА, ТОКСИКОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗРАБОТКИ
ПДК И ОБУВ (ОДУ) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В ВОЗДУХЕ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ,
АТМОСФЕРНОМ
ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ВОДЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ
Hygienic criteria for rating the necessity for setting up MACs and
TSELs (TALs) of
harmful substances in the occupational air, the ambient air of
residential
areas and the water of water bodies
Hygienic Norms
Дата введения 1998-05-01
1. РАЗРАБОТАНЫ творческим
коллективом в составе: проф. Б.А.Курляндский (руководитель), к.м.н.
Х.Х.Хамидулина (Российский регистр потенциально опасных химических
и биологических веществ Минздрава России), проф. И.П.Уланова (НИИ
медицины труда РАМН), проф. З.И.Жолдакова, к.м.н. Л.А.Тепикина (НИИ
экологии человека и гигиены окружающей среды РАМН).
2. РЕКОМЕНДОВАНЫ к
утверждению Комиссией по государственному
санитарно-эпидемиологическому нормированию при Минздраве
России.
3. УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В
ДЕЙСТВИЕ постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 30 апреля 1998 г. N 15.
4. ВВЕДЕНЫ взамен
Методических указаний «Критерии для постановки исследований по
обоснованию ПДК и ОБУВ вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
Минздрав СССР, утв. 11.12.86 N 4225-86.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Химические вещества,
внедряемые в хозяйственную деятельность, подлежат обязательной
токсикологической оценке и гигиеническому регламентированию. Объем
сведений, необходимых для оценки вещества, зависит от его
физико-химических свойств, степени токсичности и опасности,
масштабов производства, числа контактирующих с ним людей,
актуальности (приоритетности) для экономики страны,
распространенности в объектах окружающей среды, а также ряда других
показателей, имеющих значение для оценки возможности влияния
вещества на здоровье человека.
Настоящие критерии
разработаны для дальнейшего совершенствования, оптимизации и
интенсификации исследований по обоснованию гигиенических нормативов
вредных веществ в различных средах с целью обеспечения охраны
здоровья человека. Данные гигиенические критерии предназначены для
органов санитарно-эпидемиологического надзора,
научно-исследовательских институтов гигиенического профиля и других
учреждений, аккредитованных на право проведения разработок
гигиенических нормативов, санитарных правил и норм.
В
основу настоящих критериев положен дифференцированный подход к
определению необходимости установления гигиенических нормативов и
достаточности объема получаемой для этого информации. Документ
содержит критерии, необходимые для принятия решения об обосновании
ПДК и ОБУВ (ОДУ) в воздухе рабочей зоны, атмосферном воздухе
населенных мест, воде водных объектов санитарно-бытового
назначения. Документ не включает критерии необходимости и
приоритетности обоснования нормативов химических веществ в почве и
продуктах питания.
Обоснование выбора
веществ для гигиенического нормирования состоит из 4 этапов. На
первом этапе осуществляется сбор и наработка информации,
необходимой и достаточной для решения вопроса о целесообразности
проведения исследований по гигиеническому нормированию. На втором
этапе, на основании анализа информации, определяются вещества, не
нуждающиеся в разработке гигиенических нормативов в соответствии с
предложенными ниже критериями. На третьем этапе определяются
очередность и объем исследований, необходимых для ускоренного
обоснования гигиенических нормативов (ОБУВ, ОДУ, ПДК). На четвертом
этапе принимается решение о разработке гигиенического норматива на
основе проведения принятых токсиколого-гигиенических исследований в
соответствии с методическими указаниями.
При наличии официальной
зарубежной информации и опубликованных фактических данных об
опасных свойствах веществ и количественных параметрах опасности,
представленных показателями, соответствующими
нормативно-методическим документам, утвержденным в установленном
порядке, возможно использование этих сведений для принятия решения
о необходимости и приоритетности гигиенического нормирования.
1. ИНФОРМАЦИЯ, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ВЕЩЕСТВА
1.1. Область
применения.
1.2. Объем производства,
применения, выброса в атмосферу и сброса в воду водных объектов
(отдельного предприятия и по России в целом).
1.3. Форма выпуска.
1.4. Структурная
формула.
1.5. Молекулярная
(атомная) масса.
1.6. Физико-химические
показатели:
1.6.1. Агрегатное
состояние (при 20 °С, 760 мм рт.ст.)
1.6.2. Точка кипения
1.6.3. Точка
плавления
1.6.4. Упругость паров
при 20 °С
1.6.5. Плотность
1.6.6. Растворимость в
воде, жирах и других средах
1.6.7. рН
1.6.8. Влияние на запах и
окраску объектов среды
1.6.9. Реакционная
способность, стабильность, трансформация в объектах окружающей
среды.
1.7. Токсикологические
показатели:
1.7.1. Острая токсичность
при введении в желудок (DL), при аппликации на кожу (DL)*, при ингаляции (CL).
1.7.2. Показатели
кумулятивности
1.7.3. Раздражающее
действие на кожу и глаза
1.7.4. Кожно-резорбтивное
действие
1.7.5. Сенсибилизирующее
действие (кожно-аллергические реакции)*
1.7.6. Эмбриотропное
действие*
1.7.7. Гонадотропное
действие*
1.7.8. Тератогенное
действие*