Одним из ведущих архитекторов середины xix века в россии был: Известные памятники архитектуры XVIII–XIX веков
Известные памятники архитектуры XVIII–XIX веков
Самые известные памятники архитектуры XVIII–XIX веков сохранились в Петербурге и Москве: именно там жили и работали ведущие архитекторы России. Однако они же строили здания и в других городах. 10 зданий русской глубинки от архитекторов первой величины — в подборке портала «Культура.РФ».
Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Ростове-на-Дону
Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Архитектор Константин Тон. 1854–1860. Фотография: Дмитрий Артемьев / Wikipedia
В середине XIX века Константин Тон был одним из самых известных отечественных архитекторов. В основном он трудился в Москве и Петербурге, но среди его работ есть и здания в других городах. В 1854–1860 годах по типовому проекту Тона в Ростове-на-Дону возвели храм. Пятикупольный храм в неовизантийском стиле очень похож на другие постройки архитектора — московский храм Христа Спасителя, а также несохранившиеся Введенский собор в Петербурге и Святодуховский в Петрозаводске.
Возвели храм на деньги местных купцов. Сам Константин Тон в строительстве ростовского собора не участвовал — работами руководил архитектор Александр Кутепов, а 75-метровую колокольню позже построил Антон Кампиони. В советское время на территории храма работал зоопарк, а в самой церкви размещался склад.
Банк Рукавишниковых в Нижнем Новгороде
Здание бывшего доходного дома Рукавишниковых. Архитектор Федор Шехтель. 1911–1913. Фотография: Igor Lijashkov / фотобанк «Лори»
Федор Шехтель проектировал московские здания в стиле модерн: особняк Рябушинского, особняк на Спиридоновке и другие. А в Нижнем Новгороде он спроектировал банковский комплекс и доходный дом. Его заказчиками были Рукавишниковы — представители одной из богатейших местных династий.
Фасад здания Шехтель декорировал белой глазурованный плиткой фирмы Villeroy Bosh и растительными орнаментами. В создании скульптурного оформления участвовал еще один столичный мастер — Сергей Коненков. Он создал размещенные над входом чугунные фигуры мужчины и женщины, символизирующие союз промышленности и земледелия. На первом этаже здания располагались магазины, на втором и третьем — отделения Русского торгово-промышленного банка.
Спасский Староярмарочный собор в Нижнем Новгороде
Спасский Староярмарочный собор. Архитектор Огюст Монферран. 1816–1822. Фотография: tonkosti.ruСоздатель петербургского Исаакиевского собора Огюст Монферран также повлиял на формирование архитектурного облика Нижнего Новгорода. В 1818–1822 годах он построил здесь пятиглавый Спасский Староярмарочный собор в стиле классицизм. Соавтором Монферрана стал известный инженер Августин Бетанкур.
Иконостас для церкви выполнил итальянский художник Торричелли. Его украсили росписями по канонам европейского искусства: у некоторых персонажей были обнажены участки тел. Это очень смущало местных богобоязненных купцов, многие из них даже брали в храм свои иконы и молились только им. Было решено заказать новый иконостас — его создал для Староярмарочного храма архитектор Василий Стасов.
Борисоглебский монастырь в Торжке
Борисоглебский монастырь. Архитектор Николай Львов. 1785–1796. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»
Борисоглебский собор одноименного монастыря в Торжке был возведен по проекту Николая Львова в 1796 году на месте разрушенного старого храма. Первые кирпичи в его основание заложила лично Екатерина II. Строительством руководил местный зодчий Франц Буци. Купола пятиглавого Борисоглебский собора увенчаны золочеными шарами с ажурными крестами, алтарь для него построили в виде ротонды. По мнению исследователей, по проекту Львова возвели и монастырскую надвратную церковь-колокольню.
Усадьба Городня в Калужской области
Усадьба Городня. Архитектор Андрей Воронихин. Фотография: prousadbi.ruКалужскую усадьбу Натальи Голицыной — знаменитой «усатой княгини», ставшей прообразом пушкинской Пиковой дамы, — построили по проекту Андрея Воронихина. В 1790-х годах он был еще молодым архитектором, только-только получившим вольную у графа Строганова. Воронихин продолжал выполнять заказы графа и его родственников, а Павел Строганов был женат на дочери княгини.
Для Натальи Голицыной молодой архитектор построил скромное, но изысканное здание в два этажа, в котором должны были проходить парадные приемы. По сторонам от него возвели два симметричных жилых флигеля. Вокруг дома был разбит английский парк, однако он до наших дней не сохранился. Интерьеры усадьбы тоже были полностью уничтожены — во время войны. Как выглядел внутренний декор можно узнать только по нескольким сохранившимся фотографиям.
Храм Воскресения в Почепе
Храм Воскресения. Архитектор Антонио Ринальди. Фотография: Элеонора Лукина / фотобанк «Лори»
Воскресенский собор в стиле русского барокко и четырехъярусную колокольню построили по указу последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Раньше считалось, что автором проекта был архитектор Жан Батист Валлен-Деламот. Однако позже исследователи стали склоняться к мнению, что его построил Антонио Ринальди, а иконостас собора создал Франческо Бартоломео Растрелли. Первоначально церковь была частью дворцового ансамбля, но здание усадебного дома и парк погибли во время Великой Отечественной войны. В советское время храм закрыли, но сегодня там снова проводятся богослужения.
Читайте также:
Иркутский академический драматический театр
Иркутский академический драматический театр. Архитектор Виктор Шретер. 1894–1897. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»
Виктор Шретер был главным архитектором Дирекции Императорских театров, поэтому новые театральные здания по его проектам строились не только в столице, но и в провинции. В 1897 он возвел драматический театр в Иркутске на средства местных купцов. Шретер построил небольшое функциональное здание на 800 человек. Внешне оно выделялось среди других городских построек тем, что его стены не штукатурили — они были просто кирпичными. Театр поражал современников не только своим новаторским обликом и элегантной отделкой, но и техническим оснащением и безупречной акустикой.
Дворцовый ансамбль в Богородицке
Дворцовый ансамбль в Богородицке. Архитектор Иван Старов. Фотография: Илюхина Наталья / фотобанк «Лори»
Архитектор Иван Старов построил множество загородных усадеб — в основном в предместьях Петербурга. В 1773 году по его проекту возвели загородный дворец в Тульской области, который заказала Екатерина II. В письмах к Вольтеру она называла Богородицк «чистым цветником».
На берегу реки Упертой возвели двухэтажный дом с бельведером — башенкой над крышей здания. В 1774 году по проекту Ивана Старова рядом с ним заложили небольшую однокупольную Казанскую церковь. В годы Великой Отечественной войны Богородицк был разрушен почти полностью, и некогда блистательный дворец превратился в руины. В 1960–70-е годы здание восстановили, сегодня там находится Богородицкий дворец-музей.
Дворец Алфераки в Таганроге
Дворец Алфераки. Архитектор Андрей Штакеншнейдер. Фотография: Виктор Филиппович Погонцев / фотобанк «Лори»
Андрей Штакеншнейдер был дворцовым архитектором: он строил богатые особняки для членов императорской семьи. Когда ему заказали дом для таганрогского помещика, городского головы Николая Алфераки, он построил здание, ничуть не уступавшее столичным особнякам.
«В отношении великолепия в Таганроге есть дома, не уступающие царским палатам. Таков, например, дом известного богача, негоцианта Алфераки, стоящий, по уверению многих, внимательного осмотра по превосходным картинам, статуям, антикам и другим предметам художественной роскоши».
Штакеншнейдер построил дворец в стиле необарокко с коринфскими колоннами. Крышу здания обрамляла балюстрада — фигурные перила. Внутри здание выглядело так же величественно, как и снаружи: в XIX веке в его залах проводились лучшие балы в городе. В советское время в здании разместился местный историко-краеведческий музей, который находится там до сих пор.
Преображенская церковь в селе Красном
Преображенская церковь в селе Красном. Архитектор Юрий Фельтен. Фотография: Солодовникова Елена / фотобанк «Лори»
Преображенский храм в селе Красном построили в 1787–1780 годах, это была практически точная копия Чесменской церкви Юрия Фельтена. Вероятно, такое решение было принято владельцами усадьбы Красное Полторацкими для того, чтобы обратить на себя внимание Екатерины II и заслужить ее расположение. Главное отличие от петербургского храма заключалось в желтом цвете, в который покрасили стены готического храма, — Чесменская церковь была красной. В советское время храм закрыли и вплоть до 1998 года его использовали под склад. Сегодня в церкви снова проводятся богослужения.
Автор: Лидия Утёмова
ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века
Архитектура 19 века
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
Особенности :
-
Влияние на развитие архитектуры политических событий, строительство зданий и сооружений в честь великих побед.
-
Основной стиль — классицизм.
-
В 1-ой трети 19 века много задний было построено в стиле ампир: монументальность, синтез архитектуры и скульптуры.
-
После 1830-х годов архитектура приобрела более функционально-утилитарный характер. Строилось много доходных домов, которые вытесняли дворянские особняки.
-
Основное внимание уделялось строительству общественно-гражданских и административных зданий,
-
Создавались крупные архитектурные ансамбли с их единством и гармоничностью.
-
Существенную роль играл цвет, здания в основном двуцветные- красные и белые, белые колонны, лепнина.
-
К концу 19 века усиливались черты величавости, праздничной торжественности.
-
Использовались новые стили и формы, но и оставалась верность русским национальным традициям.
Захаров А.Д.(1761-1811)
Адмиралтейство , Захаров А.Д., стиль ампир,Санкт-Петрбург, 1811
Бове О.И.(1784-1834)
Манеж, Бове О.И., построен в честь пятилетия в Отечественной войне 1812 года, Москва, 1817
Большой театр, Бове О.И. Москва, 1824
Триумфальные ворота в Москве, Бове О.И., 1834( в честь победы в 1812)
Воронихин А.Н.(1759-1814)
Казанский собор, Воронихин А.Н., 1811. Санкт-Петербург
Горный институт в Санкт-Петербурге. Воронихин А.Н.Стиль: класстцизм.1806-1811
Жилярди Д.И.(1785-1845)
Здание Опекунского Совета, Жилярди Д.И.( совместно с Григорьевым А.Г.),Москва, 1826
Монферран О.(1786-1858)
Исаакиевский Собор, Монферран О., 1858 ,Санкт-Петербург.
Александрийская колонна, Монферран О., 834
Стиль: ЭКЛЕКТИКА ( в основном- ампир)
Тон К.А.(1794- 1881)
Храм Христа Спасителя, Тон К.А., Москва, 1837-1883.
Русско-византийский стиль . Построен храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года
Большой Кремлёвский дворец, Тон К.А., Москва, 1838-1849
Оружейная палата, Ток К.А., Москва, 1851
Николаевский вокзал ( Московский), Тот К.А., Санкт-Петербург, 1847
Николаевский ( Ленинградский ) вокзал, Тон К.А., Москва, 1845-1852
Шервуд В.И.(1832-1897)
Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881
И.А.Монигетти. (1819-1878)
Политехнический музей в Москве , Монигетти И.А., 1875 год
Д.Н.Чичагов (1835-1894)
Государственная Дума, Чичагов Д.Н., 1892( в советское время здесь находился музей В.И.Ленина до 1993, сейчас это Государственный исторический музей).Москва.
Н.И.Поздеев (1855-1893)
Дом купца Н.В.Игумнова, Поздеев Н.И., 1893 (русский стиль). Москва.
Александровский пассаж, Поздеев Н.И., Казань, 1880-1883.
Часовня Александра Невского. Поздеев Н.И., Ярославль, 1889- 1892.
Росси К.И.
Александринский театр. Он же — Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге. Основан в 1756г. Архитектор – К.И.России , 1832г.
С 1832 г. театр назывался Александрийским — в честь супруги Николая 1- Александры Фёдоровны. С 1920- театр носит мя А.С.Пушкина.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1895г.
Григорьев А.Г. (1782- 1868)
Дом Хрущёвых (сегодня это музей Пушкина А.С.), Григорьев А.Г., 1815-1817, Москва
Дом Станицких (музей Л.Н.Толстого), Григорьев А .Г.1817-1822, Москва.(перестроен в 1895 Соловьёвым С.У, музей с 1920)
Храм Большое Вознесение у Никитских Ворот, Григорьев А.Г., Москва.
Стасов В.П. ( 17869-1848)
Павловские казармы на марсовом поле, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1817-1821
Собор Измайловского полка, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1828-1835
Нарвские Триумфальные ворота, Стасов В.П., 1827-1834,Санкт-Петербург.
Триумфальная арка, Стасов В.П.,1834-1838, Москва.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
В семнадцатом веке завершается семисотлетний период великого каменного древнерусского строительства. Впоследствии он впишется не в одну увлекательную страницу летописи мировой архитектуры. А уже русская архитектура 18 века прославится рядом новшеств в искусстве и строительстве. Именно эти изменения главным образом были обусловленные весомыми требованиями правительства. Прежде всего, архитектура 18 века в России должна была выразить всю мощь, силу и величие огромной империи в виде архитектурных сооружений.
С политическим и экономическим развитием России предъявляются новые требования и к градостроительству. Условно вся русская архитектура 18 века может быть представлена преимущественно несколькими архитектурными направлениями. Это в первую очередь барокко и рококо, ну и, конечно, классицизм.
Содержание статьи:
- Основные стили русской архитектуры
- Классицизм в России
Русская архитектура 18 века: основные стили
Согласно определению «барокко» – это уникальное направление в живописи и в искусстве, отличительными чертами которого является необыкновенная пышность, своеобразная контрастность, а так же особое совмещение настоящего и иллюзорного. Признанными мастерами 18 века в стиле барокко, считались
Наиболее весомым вкладом в сокровищницу мирового и русского зодчества было обновление Петербурга. Среди многообразия архитектурных сооружений того времени наиболее впечатляющими стали: Зимний дворец, дворец Строгановых, а также Смольный монастырь и Царское село. Петербург смело можно было назвать культурной столицей того времени. Ведь именно там русская архитектура 18 века носила масштабный характер
Архитектура в России 18 века в частности во второй половине начинает значительным образом преобразовываться. Декоративное барокко и чопорное рококо сменил архитектурно-художественный стиль — классицизм. Он довольно быстро утвердился не только в Петербурге и Москве, а и распространился по всей стране.
Классицизм в России
Классицизм (в пер. с лат. — образцовый) – художественный стиль, созданный путем лаконичного объединения форм, образцом и композиций искусства античного мира и шедевром эпохи итальянского возрождения.
Архитектура 18 века в России формируется также в умелых руках таких прославленных основоположников русского классицизма как: В. И. Баженов, А. Ф. Кокоринов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов. Талантливые зодчие воздвигали прекрасные памятники, в которых присутствовали и классические архитектурные принципы, и элементы мировой классики, а также четко прослеживались традиции русского архитектурного наследия. Архитектурные сооружения этих архитекторов выделяются характерной простотой и строгостью, а так же рациональностью.
Прогрессивные традиции русского зодчества 18 века имели огромное значение для практики более поздней архитектуры. С каждым годом архитектура преобразовывалась, но некоторые особенности русского зодчества развивались на протяжении грядущих столетий, сохраняя традиции и устойчивость вплоть до XX века.
Статьи по теме:
Архитектура 19 века
Архитектура Парижа конца 19 века в акварели Жан Беро (Jean Beraud. 1848 (1849) — 1935 гг.)
Архитектура XΙX века развивалась в условиях, когда в каждой стране смена стилей происходила по собственным законам. Формы и декор одного и того же стиля, как и время его властвования, в разных государствах могли не совпадать. Архитектура в начале 19 века во многом формировалась недавно появившимся новым буржуазным классом, развивающимися торговыми связями между разными регионами мира. В архитектуре конца 19 века — начала 20 века искусствоведы не выделяют закономерностей, которые были характерны для развития стилей в прошлом. Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий, использование современных материалов, а также появление новых форм. Смешение стилей в зодчестве привело к тому, что классицизм архитектуры начала 19 века перешел в эклектику. Это не был переход от одного стиля к другому: в этот период завершилась старая эпоха в развитии мирового зодчества и началась новая, которая обусловила иные пути развития и закономерности. Эклектика архитектуры в начале 19 века привела к разрушению вековых традиций, сложившихся стереотипов и канонов, изменила художественный подход зодчих, вкусовые пристрастия заказчиков. Смешение стилей расширило использование архитектурных форм, соединив приемы творчества западной и восточной культур. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы. В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Англия в этот период стала центром европейского экономического и культурного развития и задавала моду на архитектуру другим странам и даже континентам. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.
Английская архитектура 19 века
Городские постройки в Лондоне в конце 19 в. Акварель, неизвестный художник.
Архитектуру Англии этого периода можно разделить на несколько течений, которые развивались практически одновременно. В 1800-1830 гг. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. В то же время процветала архитектура романтизма, возрождающая и смешивающая предшествующие стили. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Наиболее известный архитектор стиля Регентства — Джон Нэш (1752-1835 гг.), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regent’s Park). Эпсли-хаус (Apsley House — лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 — е гг., в 1818 — 1819 гг.) — дань классическим мотивам.
Эпсли-хаус (Apsley House), архитектор Роберт Адам (Robert Adam), реконструкция Бенджамин Дин Уайат (Benjamin Wyatt).
В этом стиле строил и Роберт Смерк (Robert Smirke, 1781 — 1867 гг.). Британский музей (1823 — 1852 год — работа архитектора Роберта Смерка. Читальный зал библиотеки, перекрытый куполом, возведен в 1856—1857 гг. — архитектор Сидней Смерк) напоминает храм ионического ордера. Менее значимые городские постройки этого периода имеют георгианские мотивы: здания с большими окнами и крашеными ставнями, ажурные кованые решетки, стены без декора.
Британский национальный музей (British Museum). архитектор Роберт Смерк.
Романтизм в архитектуре 19 века в Англии был основан на средневековых традициях, сельском зодчестве, в результате появлялись коттеджи в сельском стиле или с готическими мотивами. В романтическую архитектуру начала 19 века. также вплетались экзотические для Европы мотивы. Примером может служить Королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion. 1815-1822 гг.) архитектора Джона Нэша (John Nash. 1752 — 1835гг.): в фантазийном сооружении объединились резьба, купола, минареты, а в интерьере — индийские мотивы с колоннами-пальмами.
Романтический королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion) демонстрирует смешение самых разных стилей. 1815-1822 гг.Архитектор Джон Нэш. Лондон.
Романтизм породил стремление к нео-стилям. Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне.1836-1865 гг. Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг.), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг.)) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. В 1870-е гг. возникает направление эстетизма: дома возводили из красного кирпича, в интерьерах использовали темный дуб, весь дизайн стремились сделать в гармонии с природой. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк — Bedford Park). Стоит отметить, что это направление в архитектуре 19 века становится очень популярным в современном загородном строительстве в России.
Здания в Бедфорд-парке в стиле эстетизм архитектуры 19 века в Англии. (15-25 Queen Anne’s Grove, Bedford Park, London).
Индустриальное направление в английской архитектуре второй половины 19 века появилось благодаря развитию производства. Известность приобрел Хрустальный дворец в Гайд-парке для Всемирной выставки (1861г.) — его построил по принципу конструкций теплиц садовник Пэкстон (Joseph Paxton.1803 — 1865 гг.)
Хрустальный дворец на Парижской выставке 1861г. в индустриальном стиле. Автор — Пэкстон. Гравюра.
Архитектор Бертон (Decimus Burton. 1800 –1881 гг.) возвел Пальмовый павильон — Палм-хаус (Palm House) в ботаническом саду Кью-Гарденз (Royal Botanic Gardens Kew) из металла и стекла.
Павильон Палм-хаус в ботаническом саду Кью Гарденз.1844 — 1848 гг.
Индустриальное направление упростило строительство. Нередко все стили соединялись. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом — металлические ребра дебаркадера. В индустриальном стиле работали инженеры-архитекторы Томас Телфорд, Изамбард Кингдом Брунел. Мировая архитектура 19 века во многом следовала английским путем, объединяя стили, внедряя в них национальные мотивы, а также вводя в городские и загородные ансамбли индустриальные сооружения с функциями общественных зданий. Одним из признаков мировой архитектуры 19 века стало внедрение египетских мотивов в модные стилевые направления в архитектуре разных стран.
Египетские мотивы архитектуры 19 века
Цивилизация и культура древних египтян оказали большое влияние на мировоззрение других народов и цивилизаций. Французский исследователь Ж.М. Умбер в своих работах показал, что египетская культура проникла в европейскую — после находок раскопки на Вилле Андриана в Тиволи. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг.), археологические открытия и труд Д.В.Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 — 1825 гг. — египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г.) с иллюстрациями; расшифровка древних иероглифов; открытие гробницы Тутанхамона. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Мотивы Египта были частью декора зданий в Древнем Риме, затем Возрождения, устойчиво удерживаясь и в ампире, классицизме, модерне. В архитектуре второй половины 19 века египетская тема нередко становилась акцентом в оформлении фасадов. Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). Французский ампир тоже применил египетский стиль в оформлении, используя форму пирамид, обелисков, а также скульптурные композиции со сфинксами. Для Франции времен Наполеона египетская тема, объединенная с римскими традициями зодчества, должна была продемонстрировать, что империя является наследницей древних цивилизаций. Это было начало «египтомании», охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг.) в Западной Европе.
Луксорский обелиск (obelisque de Louxor. «Игла Клеопатры») — один из двух обелисков на входе в Луксорский храм в Египте (возраст обелиска — 3200 лет), подарен Франции египетским вице-королём Мухаммедом Али. Установлен в центре площади Согласия в Париже.
Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г.), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т.Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида». В эклектике 19 столетия египетскую тему применяли вместе с элементами неоклассицизма, ампира. В архитектуре конца 19 века в самом начале эпохи модерна египетские мотивы использовались для декора общественных зданий: учебных заведений, библиотек, музеев, заводов. Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг.), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг.). В архитектуру начала 19 века в России египетские мотивы пришли из византийской культуры, преломившись в европейском зодчестве. В российском зодчестве особый интерес вызывали лотосовидные колонны, сфинксы, пирамиды, обелиски, пилоны. В архитектуре Дренего Египта черпали идеи Н. Львов, А. Воронихин, Ф. Шехтель, А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг.) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки. (1813 г.)). По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834). «Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А.Менелас. по книге Дж. Ганди «Сельская архитектура» (1805 г.) с изображениями Д.В. Денона).
Сфинкс. Египетский мост. 1825-1826 гг. по проекту и под руководством инженеров В.А. Христиановича, В. фон Треттера.
Разноплановая европейская архитектура 19 века опиралась на исторические перемены в обществе и имела нечто общее, объединяющее зодчество разных стран, — стремление к использованию национальных идей, которые переплетались с мотивами архаичных и античных стилей.
Автор текста: Макс Костин
Курсовая работа
Тема: Архитектура второй половины XIX века в России
Оглавление
Введение
Глава 1 Архитектура в XIX веке
1.1 Распространение классицизма
1.2 Русская архитектура второй половины XIX века
Глава 2 Образ города второй половины XIX века
2.1 Новый этап в градостроении Москвы
2.2 Новый этап в градостроении Петербурга
Заключение
Список литературы
Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса в «Восточный экспресс», с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать по воздуху и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Это был век научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем — самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.
Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные «дворянские гнезда», небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобы, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.
Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто используют термин «классический» — это возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы.
Объект исследования – архитектура.
Предмет исследования – русская архитектура второй половины 19-го века.
Цель исследования – изучить особенности русской архитектуры второй половины 19-го века.
Задачи исследования:
1. Изучить распространение классицизма.
2. Рассмотреть русскую архитектуру второй половины XIX века.
3. Проанализировать новый этап в градостроении Москвы.
4. Проанализировать новый этап в градостроении Петербурга.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Марковой А.Н., Драча Г.В., Гуревич П.С., Силичева Д.А. и других.
1.1 Распространение классицизма
В середине XIX в. Россия пережила сильные потрясения: поражением закончилась Крымская война 1853—1856 гг., умер император Николай I, взошедший на престол Александр II (1855—1881 гг.) готовил долгожданную отмену крепостного права и другие реформы. Ощущалась острая потребность в переменах, и в обществе бурно обсуждались возможные пути развития страны.
Ареной борьбы различных идей стали литературные журналы. Писатель и философ Николай Гаврилович Чернышевский провозглашал: искусство ценно тем, что оно произносит «приговор над изображаемыми явлениями»; его цель — «руководить мнением общества, приготовлять и облегчать улучшения в национальной жизни».
Художники стремились к тому, чтобы их искусство было связано с решением социальных проблем.
Во второй половине XIX в. архитектура и скульптура переживали кризис. В искусстве господствовал реализм, но применительно к архитектуре это слово едва ли что-нибудь означает, да и скульптура требует определённой условности и идеализации. Поэтому действительно смелых идей ни архитекторы, ни скульпторы предложить не смогли.
Проблемы у этих искусств были общие, но выход из кризиса они искали разными путями. Архитекторы попробовали обрести источник вдохновения в исторических традициях, пытаясь отобрать лучшее и на этой основе создать оригинальный стиль. Однако на практике элементы разных стилей механически смешивались в одном здании. Такое нетворческое подражание прошлому называется эклектизмом. Он и преобладал в архитектуре той поры.
В то время облик городов стремительно менялся. Доходные дома занимали центральные улицы, вытесняя особняки. Театры, музеи, банки, пассажи (универсальные магазины) и вокзалы соперничали по размерам и обилию украшений с храмами и дворцами. Следовательно, нужны были яркие архитектурные решения.
Здания второй половины XIX в. содержат черты, восходящие к древнерусской архитектуре, орнаменты, заимствованные из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву… В большинстве случаев всё это не связано с функцией и конструкцией сооружения и выглядит искусственно.
Тем не менее, архитектура этой эпохи во многом определила облик современных городов: тогда были построены Церковь Воскресения «на крови» (1883—1907 гг., архитектор А.А. Парланд) в Петербурге, Исторический (1875—1883 гг., В.О. Шервуд) и Политехнический (1873—1877 гг., И.А. Монигетти и Н.А. Шохин) музеи, Верхние торговые ряды (ГУМ; 1889—1893 гг., Н.А. Померанцев) в Москве, здания вокзалов в ряде городов, театры в Одессе (1887 г., Ф. Фельнер и Г. Гельмер) и Киеве (рубеж XIX—XX вв., В. А. Шрегер), без которых эти города уже нельзя представить. Впечатление безвкусицы сглажено временем: сейчас внешний вид таких сооружений несёт отпечаток старины, а их эклектизм воспринимается как своеобразие.
Архитекторы обратились к истории искусства, скульпторы — к сюжетности, историческому и бытовому правдоподобию, даже к иллюстративности. Часто их работы изобиловали подробностями в ущерб пластической выразительности. Это особенно касалось монументальной скульптуры. Характерный пример — памятник «Тысячелетие России» в Новгороде (1862 г.) по проекту Михаила Осиповича Микешина (1835—1896). Тяжеловесная форма памятника напоминает колокол, увенчана царской державой и по-своему очень выразительна. Однако её трудно оценить по достоинству из-за множества фигур. Шесть статуй вокруг «державы» олицетворяют русскую государственность — от легендарного Рюрика (согласно летописной легенде начальника варяжского военного отряда, призванного княжить в Новгороде, основателя династии Рюриковичей) до Петра Великого. Ниже расположен рельеф, в котором аллегорические персонажи чередуются с фигурами политических деятелей, святых, полководцев, писателей, художников… Общее впечатление теряется за огромным количеством деталей: на памятник нельзя просто смотреть, его надо расшифровывать. К тому же скульптор словно не видит новгородской архитектуры, которая окружает его произведение.
Скульпторы добивались удачи, лишь отказавшись от монументальности. Таков знаменитый памятник А. С. Пушкину (1880 г.) на Тверском бульваре в Москве работы Александра Михайловича Опекушина (1838—1923). Памятник относительно невелик; перед зрителем произведение, не рассчитанное на широкое пространство, скорее камерное, чем монументальное. Поэт стоит, задумавшись, в свободной позе, лишённой картинных жестов. Однако скульптору удалось передать момент вдохновения, которое делает его скромный облик возвышенным и прекрасным.
Высшим достижением классицизма в России стали работы зодчего К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади — зданиями Сената и Синода. Во второй четверти столетия в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.
Благодаря посредничеству французских градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где стал первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий — здание конгресса США, и Белый дом — резиденция президентов, некоторые частные усадьбы.[1]
Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметно в нескольких «исторических стилях»: неоготици, неоренессанс, романско-византийском стиле необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неоруському стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, — Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне — ГУМ).
К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого «еклектикос» — тот, что выбирает) — архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой — выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху — вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие прошлых веках и культур. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра «Гранд-опера» и помпезный берлинский рейхстаг.
Крепнущее капитализм и технический прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений (цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.
«Архитектурный стиль — Исторические этапы, периоды и стили Русской Архитектуры» —
http://architectstyle.livejournal.com/
я столкнулся с необходимостью более внимательно рассказать, что это такое. В нескольких письмах меня попросили дать какие-то самые первоначальные сведения по этим вопросам.
Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
И вот именно такой обзор я предлагаю своим читателям.
Итак —
Обзор периодов Русской архитектуры
1. Древнерусская архитектура
X – XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой.
Настолько сложен и многообразен был этот путь. Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая – во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV — XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями. Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.
2. «Нарышкинское» барокко
Конец XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.
Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.
3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко — петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление — елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях — Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко – красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.
Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли
4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII – нач. XIX в.
Классицизм – это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм — стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.
Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).
5. «Национально-романтический» этап
1780 – 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.
Дворец в Ц
Архитектура 19 века: направления и описания
Архитектура 19 века является богатым наследием всего мирового общества. Какое огромное значение имеют такие здания, как храм Христа Спасителя в столице или Генерального штаба в Санкт-Петербурге! Без этих сооружений мы уже не можем представить себе архитектурный ансамбль этих городов.
Русская архитектура 19 века характеризуется такими направлениями, как классицизм, ампир – последний этап развития классицизма, а также русско-византийский стиль. Что же принадлежит к каждому их этих направлений? Сейчас разберемся. Классицизм – это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами.
Архитектура 19 века в этом направлении была представлена следующими постройками.
Санкт-Петербург:
- Смольный институт и здание Академии наук были построены Кваренги. Пожалуй, это единственные здания 19 века в этом стиле.
Москва:
- здесь нельзя не отметить Триумфальные ворота, здание Большого театра, Манеж и Александровский сад – это те здания, без которых наша столица будет уже не та. Архитектура Москвы 19 века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр – это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины. К творчеству Жилярди нужно отнести Опекунский совет и усадьбу Кузьминки.
Ампир — следующее направление в архитектуре 19 века. Это последняя стадия развития классицизма. Стиль представлен в большом количестве на улицах культурной столицы России:
- Захаров перестроил Адмиралтейство, шпиль которого является одним из символов города; Казанский собор Воронихина – это символ Невского проспекта, а Горный институт – вершина развития этого направления.
- К. Росси – один из величайших архитекторов Старой Пальмиры, его Михайловский дворец стал Русским музеем – хранилищем всех художественных традиций нашей страны. Здание Генерального штаба, здание сената и синода — все это представляет собой не просто архитектурный ансамбль города, но и является неотъемлемой частью истории.
- Великое детище Монферрана – Исаакиевский собор. В это большое, величественное здание просто нельзя не влюбиться: все детали и украшения собора заставляют замирать от восторга. Еще одним произведением искусства этого архитектора стала Александровская колонна.
Архитектура 19 века была представлена и русско-византийским стилем, распространенным преимущественно в Москве. Самыми известными являются следующие здания:
- Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец и известная Оружейная палата дополнили Кремль (архитектор Тон).
- Исторический музей Шервуда позволил сделать Красную площадь еще более значимым местом.
Таким образом, архитектура 19 века в России – это больше, чем сооружения. Эти здания оставили след в истории, в их помещениях совершались великие дела и решались важные вопросы. Без этих памятников архитектуры мы не можем представить себе нашу страну.
русская литература | Британика
Русская литература , совокупность письменных произведений, произведенных на русском языке, начиная с христианизации Киевской Руси в конце 10 века.
Британика Викторина
Русская литература
В каком романе, написанном Николаем Гоголем, рассказывается о приключениях безземельного социального скалолаза Павла Ивановича Чичикова, уволенного государственного служащего в поисках счастья?
Необычная форма русской литературной истории послужила источником многочисленных противоречий.Три крупных и внезапных прорыва делят его на четыре периода: до-петровский (или древнерусский), имперский, постреволюционный и постсоветский. Реформы Петра I (Великого; правил в 1682–1725 гг.), Который быстро вестернизировал страну, привели к такому острому разрыву с прошлым, что в 19 веке стало обычным утверждать, что русская литература началась только столетие назад. Самый влиятельный критик 19-го века, Виссарион Белинский, даже предложил точный год (1739), в котором начиналась русская литература, тем самым отрицая статус литературы для всех допетровских произведений.Русская революция 1917 года и большевистский переворот, произошедшие позднее в том же году, создали еще одно важное разделение, в конечном итоге превратив «официальную» русскую литературу в политическую пропаганду коммунистического государства. Наконец, приход Михаила Горбачева к власти в 1985 году и распад США в 1991 году ознаменовали очередной драматический перелом. В этой схеме важно то, что разрывы были скорее внезапными, чем постепенными, и что они были продуктом политических сил, внешних по отношению к самой литературной истории.
Самым знаменитым периодом русской литературы был 19-й век, который за удивительно короткий период произвел некоторые бесспорные шедевры мировой литературы. Часто отмечалось, что подавляющее большинство русских произведений мирового значения было создано при жизни одного человека, Льва Толстого (1828–1910). Действительно, многие из них были написаны в течение двух десятилетий, 1860-х и 1870-х годов, периода, который, возможно, никогда не был превзойден ни в одной культуре за чисто концентрированный литературный блеск.
Русская литература, особенно имперского и послереволюционного периодов, имеет в качестве определяющих характеристик глубокую озабоченность философскими проблемами, постоянное самосознание ее связи с культурами Запада и сильную тенденцию к формальным инновациям и неповиновение полученным родовым нормам. Сочетание формального радикализма и озабоченности абстрактными философскими проблемами создает узнаваемую ауру русской классики.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской.Подпишитесь сегодняДревнерусская литература (10-17 вв.)
Традиционный термин «древнерусская литература» анахроничен по нескольким причинам. Авторы произведений, написанных в это время, явно не считали себя «старыми русскими» или предшественниками Толстого. Кроме того, термин, который представляет точку зрения современных ученых, стремящихся проследить происхождение более поздних русских работ, затеняет тот факт, что восточнославянские народы (земель, которые тогда назывались Русью) являются предками как украинских, так и белорусских, а также русский народ сегодня.Произведения древнейшего (киевского) периода также привели к современной украинской и белорусской литературе. В-третьих, литературный язык, установленный в Киевской Руси, был церковнославянским, который, несмотря на постепенное увеличение местных восточнославянских вариантов, связывал культуру с более широкой общиной, известной как Славия православная , то есть с восточно-православными южнославянскими Балканы. В отличие от настоящего, это более широкое сообщество имеет приоритет над «нацией» в современном смысле этого слова. В-четвертых, некоторые задаются вопросом, могут ли эти тексты должным образом называться литературными, если под этим термином подразумеваются произведения, предназначенные для выполнения преимущественно эстетической функции, поскольку эти сочинения, как правило, были написаны для церковных или утилитарных целей.
,Стеклянная посуда | Британника
Раннее стекло
Неясно, в какой из цивилизаций древнего Ближнего Востока стекло было впервые изготовлено. Самыми ранними полностью стеклянными предметами из Египта являются бусы, датируемые временем после г. 2500 г. до н. Зеленая стеклянная палочка, найденная в Эшнунне в Вавилоне, может вернуться назад, возможно, до 2600 г. до н.э. Небольшой кусочек синего стекла, найденный в Эриду, датируется до 2200 года до нашей эры. Изготовление стеклянных сосудов, которое, возможно, началось немного раньше в Месопотамии, достигло высочайшего уровня в Египте во время 18-й династии ( в. 1490 г.в.) Эти сосуды отличаются своеобразной техникой: требуемая форма была сначала сформирована из глины (вероятно, смешанной с навозом), прикрепленной к металлическому стержню. На этом ядре был построен корпус сосуда, обычно из непрозрачного синего стекла, на котором, в свою очередь, были намотаны нити из стекла контрастного цвета. Нити поочередно вытягивались вверх и вниз с помощью гребнеобразного инструмента для формирования рисунков перьев, зигзагов или аркад (см. Фотографию). Нити — обычно желтого, белого или зеленого цвета, а иногда и красного сургуча — были намотаны (промокнуты) заподлицо с поверхностью сосуда.Наконец, при желании, были добавлены ручки — часто из полупрозрачного стекла, а иногда и с узором «трости». Сосуды почти всегда были небольшими, в основном для негагентов и тому подобное. Изредка стекло украшали на лапидарном колесе. Известно, что стекло было сделано на месте дворца Телль-эль-Амарна, резиденции Эхнатона (царствовал в г. 1379–62 гг. До н.э.), а также в количестве осколков, найденных во дворце Аменхотепа III и рядом с ним (во времена правления г.) c. 1417–1379 до н.э.) в Фивах предполагает, что это было сделано и тамЭта дворцовая деятельность, похоже, прекратилась и после 21-й династии (1085–945 гг. До н.э.) полностью прекратилась.
Рыба из стекла, изготовленного из сердцевины, с «гребенкой», египетская, Нового царства, 18-я династия ( c . 1363–46 до н.э.). В Британском музее. 0,141 м × 0,069 м Предоставлено попечителями Британского музеяВ Месопотамии Ниневийские таблички царствования Ашшурбанипала (668– гг. До н. 6-е века до нашей эры.Вероятно, что некоторые сосуды с зеленовато-голубым или темно-синим стеклом, вырезанные из твердой массы, словно из камня, являются месопотамскими и датируются еще в 8 веке до нашей эры, как доказывает блюдо из контролируемых раскопок во Фригии. В вазе этого типа, полностью контрастирующей со стеклянным стеклом Египта, стоит картуш (панель с названием) ассирийского царя Саргона II (правил в 721–705 гг. До н.э.), и вполне вероятно, что стекло, обработанное таким образом был изготовлен в течение длительного периода в Месопотамии.
Стекло было изготовлено в Греции в микенские времена ( в. 1400–1200 гг. До н.э.), как правило, в виде небольших литых архитектурных деталей. Тем не менее, некоторые фрагменты предполагают, что, возможно, некоторые сосудистые стекла также были изготовлены по египетской технологии, но не в египетских формах. Другое стекло Эгейского региона этого периода, возможно, было импортировано из Египта.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ целом, стекло первой половины 1-го тысячелетия до н.э. является дефицитным и демонстрирует небольшую однородность.Однако с 6-го века до нашей эры стекло снова начинает появляться в огромных количествах, особенно на греческих островах Эгейского моря, в самой Греции, в Италии и на Сицилии, и даже дальше на западе. Это контрастирует с скудными современными находками на египетской земле. Более поздние очки в древней египетской технике с сердцевинной намоткой, вероятно, были сделаны в Сирии или какой-то части греческого мира. Такие сосуды были еще небольшими, но по форме отличались от ранних египетских династических работ. Они обычно украшались светлыми нитями на темной, обычно синей, земле (знакомой по египетской 18-й династии), но заметное изменение было показано в кусочках, украшенных темно-фиолетовыми нитями на белой земле.В эллинистический период (примерно с 4-го века до нашей эры) формы стекла дегенерировали. Техника украшения, однако, осталась прежней; были использованы новые цветовые комбинации, и действительно эти комбинации продолжались в эпоху выдувного стекла.
История Европы | Britannica
История Европы , история европейских народов и культур от доисторических времен до наших дней. Европа — более двусмысленный термин, чем большинство географических выражений. Этимология сомнительна, как и физическая протяженность области, которую он обозначает. Кажется, что его западные границы четко определены береговой линией, но положение Британских островов остается двусмысленным. Для посторонних они кажутся явно частью Европы. Однако для многих британцев и некоторых ирландцев «Европа» означает по существу континентальную Европу.На юге Европа заканчивается на северных берегах Средиземного моря. Тем не менее, для Римской империи это было mare nostrum («наше море»), внутреннее море, а не граница. Даже сейчас возникает вопрос, является ли Мальта или Кипр европейским островом. Наибольшая неопределенность лежит на востоке, где естественные границы общеизвестно неуловимы. Если Уральские горы обозначают восточную границу Европы, то где она лежит к югу от них? Можно ли, например, Астрахань считать европейской? Вопросы имеют больше, чем просто географическое значение.
Encyclopædia Britannica: первое издание, карта Европы Карта Европы из первого издания Encyclopædia Britannica, 1768–71. Энциклопедия Британника, Инк.Британика Викторина
Урок истории: факты или вымысел?
Алюминий был когда-то более ценным, чем золото.
Эти вопросы приобрели новое значение, поскольку Европа стала не просто географическим выражением. После Второй мировой войны много слышали о «европейской идее». По сути, это означало идею европейского единства, сначала ограниченного западной Европой, но к началу 1990-х годов, казалось бы, способного, наконец, охватить и центральную и восточную Европу.
Единство в Европе — это древний идеал. В некотором смысле это было неявно предопределено Римской империей.В средние века он был несовершенно воплощен сначала империей Карла Великого, а затем Священной Римской империей и Римско-католической церковью. Позднее ряд политических теоретиков предложили планы по созданию Европейского союза, и Наполеон Бонапарт, и Адольф Гитлер попытались объединить Европу путем завоевания.
Однако только после Второй мировой войны европейские государственные деятели начали искать пути мирного объединения Европы на основе равенства, а не господства одной или нескольких великих держав.Их мотив был четырехкратным: предотвратить дальнейшие войны в Европе, в частности путем примирения Франции и Германии и оказания помощи в сдерживании агрессии со стороны других; отказаться от протекционизма и политики «нищего соседа», которая практиковалась между войнами; соответствовать политическому и экономическому влиянию новых сверхдержав мира, но на гражданской основе; и начать цивилизовывать международные отношения путем введения общих правил и институтов, которые бы определяли и продвигали общие интересы Европы, а не национальные интересы входящих в нее государств.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ основе этой политики лежит убеждение, что европейцы имеют больше общего, чем разделяют их, особенно в современном мире. По сравнению с другими континентами, Западная Европа является небольшой и очень разнообразной, разделенной реками и горами и разделенной впадинами и ручьями. Он также густонаселен — мозаика разных народов с множеством языков. Очень широко и неадекватно, его народы могут быть отсортированы по скандинавским, альпийским или кельтским и средиземноморским типам, а основная часть их языков классифицируется как романская или германская.В этом смысле европейцы в основном разделяют их разнообразие; и, возможно, именно это сделало их такими энергичными и воинственными. Несмотря на то, что они однозначно благоприятны для плодородных почв и умеренного климата, они давно доказали свою воинственность. За последовательными волнами вторжения, в основном с востока, последовали столетия соперничества и конфликтов, как внутри Европы, так и за рубежом. Многие европейские поля были полями сражений, а многие европейские города, как уже говорилось, были построены на костях.
Тем не менее европейцы также находятся в авангарде интеллектуальных, социальных и экономических усилий.Будучи навигаторами, исследователями и колонистами, они долгое время доминировали над остальным миром и оставляли на нем впечатление о своих ценностях, своих технологиях, своей политике и даже своей одежде. Они также экспортировали национализм и вооружение.
Затем, в 20-м веке, Европа приблизилась к самоуничтожению. Первая мировая война унесла более 8 миллионов жизней в Европе, Вторая мировая война — более 18 миллионов в битвах, бомбежках и систематическом геноциде нацистов — не говоря уже о 30 миллионах погибших в других местах.
Войны не только убили, но и оставили тяжелые психологические и физические последствия. Но, хотя Первая мировая война усугубила национализм и идеологический экстремизм в Европе, Вторая мировая война имела почти противоположный эффект. Сожженный ребенок боится огня; и Европа была сильно сожжена. В течение пяти лет после окончания войны министр иностранных дел Франции Роберт Шуман по предложению Жана Монне предложил Германии первый практический шаг к европейскому единству, и канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр согласился.Среди других участников этого первого шага были государственные деятели Альсид де Гаспери и Пол-Анри Спаак. Все, кроме Моне, были людьми из европейских лингвистических и политических границ: Шуман из Лотарингии, Аденауэр из Рейнской области, Де Гаспери из северной Италии, Спаак из двуязычной Бельгии. Таким образом, разнообразие Европы помогло укрепить ее импульс к объединению.
В этой статье рассматривается история европейского общества и культуры. Для обсуждения физической и человеческой географии континента, см. Европа.Для истории отдельных стран, см. конкретных статей по названию. Статьи, посвященные конкретным темам европейской истории, включают Византийскую империю; Степь; Первая Мировая Война; и Вторая мировая война. Что касается жизней выдающихся европейских деятелей, см. конкретных биографий по имени — например, Карл Великий, Эразм и Бисмарк. Связанные темы обсуждаются в таких статьях, как статьи о религии (например, кельтская религия; греческая религия; германская религия; христианство; иудаизм), литература (например,например, английская литература, скандинавская литература и русская литература) и изобразительное искусство (например, живопись, история России и музыка, история России).
Стеклянная посуда | Британника
Раннее стекло
Неясно, в какой из цивилизаций древнего Ближнего Востока стекло было впервые изготовлено. Самыми ранними полностью стеклянными предметами из Египта являются бусы, датируемые временем после г. 2500 г. до н. Зеленая стеклянная палочка, найденная в Эшнунне в Вавилоне, может вернуться назад, возможно, до 2600 г. до н.э. Небольшой кусочек синего стекла, найденный в Эриду, датируется до 2200 года до нашей эры. Изготовление стеклянных сосудов, которое, возможно, началось немного раньше в Месопотамии, достигло высочайшего уровня в Египте во время 18-й династии ( в. 1490 г.в.) Эти сосуды отличаются своеобразной техникой: требуемая форма была сначала сформирована из глины (вероятно, смешанной с навозом), прикрепленной к металлическому стержню. На этом ядре был построен корпус сосуда, обычно из непрозрачного синего стекла, на котором, в свою очередь, были намотаны нити из стекла контрастного цвета. Нити поочередно вытягивались вверх и вниз с помощью гребнеобразного инструмента для формирования рисунков перьев, зигзагов или аркад (см. Фотографию). Нити — обычно желтого, белого или зеленого цвета, а иногда и красного сургуча — были намотаны (промокнуты) заподлицо с поверхностью сосуда.Наконец, при желании, были добавлены ручки — часто из полупрозрачного стекла, а иногда и с узором «трости». Сосуды почти всегда были небольшими, в основном для негагентов и тому подобное. Изредка стекло украшали на лапидарном колесе. Известно, что стекло было сделано на месте дворца Телль-эль-Амарна, резиденции Эхнатона (царствовал в г. 1379–62 гг. До н.э.), а также в количестве осколков, найденных во дворце Аменхотепа III и рядом с ним (во времена правления г.) c. 1417–1379 до н.э.) в Фивах предполагает, что это было сделано и тамЭта дворцовая деятельность, похоже, прекратилась и после 21-й династии (1085–945 гг. До н.э.) полностью прекратилась.
Рыба из стекла, изготовленного из сердцевины, с «гребенкой», египетская, Нового царства, 18-я династия ( c . 1363–46 до н.э.). В Британском музее. 0,141 м × 0,069 м Предоставлено попечителями Британского музеяВ Месопотамии Ниневийские таблички царствования Ашшурбанипала (668– гг. До н. 6-е века до нашей эры.Вероятно, что некоторые сосуды с зеленовато-голубым или темно-синим стеклом, вырезанные из твердой массы, словно из камня, являются месопотамскими и датируются еще в 8 веке до нашей эры, как доказывает блюдо из контролируемых раскопок во Фригии. В вазе этого типа, полностью контрастирующей со стеклянным стеклом Египта, стоит картуш (панель с названием) ассирийского царя Саргона II (правил в 721–705 гг. До н.э.), и вполне вероятно, что стекло, обработанное таким образом был изготовлен в течение длительного периода в Месопотамии.
Стекло было изготовлено в Греции в микенские времена ( в. 1400–1200 гг. До н.э.), как правило, в виде небольших литых архитектурных деталей. Тем не менее, некоторые фрагменты предполагают, что, возможно, некоторые сосудистые стекла также были изготовлены по египетской технологии, но не в египетских формах. Другое стекло Эгейского региона этого периода, возможно, было импортировано из Египта.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодняВ целом, стекло первой половины 1-го тысячелетия до н.э. является дефицитным и демонстрирует небольшую однородность.Однако с 6-го века до нашей эры стекло снова начинает появляться в огромных количествах, особенно на греческих островах Эгейского моря, в самой Греции, в Италии и на Сицилии, и даже дальше на западе. Это контрастирует с скудными современными находками на египетской земле. Более поздние очки в древней египетской технике с сердцевинной намоткой, вероятно, были сделаны в Сирии или какой-то части греческого мира. Такие сосуды были еще небольшими, но по форме отличались от ранних египетских династических работ. Они обычно украшались светлыми нитями на темной, обычно синей, земле (знакомой по египетской 18-й династии), но заметное изменение было показано в кусочках, украшенных темно-фиолетовыми нитями на белой земле.В эллинистический период (примерно с 4-го века до нашей эры) формы стекла дегенерировали. Техника украшения, однако, осталась прежней; были использованы новые цветовые комбинации, и действительно эти комбинации продолжались в эпоху выдувного стекла.