Особенности развития детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Какие изменения происходят в познавательной сфере старших дошкольников. Как развиваются мышление, память, воображение детей 5-7 лет. Какие личностные новообразования появляются в этом возрасте. Как меняется общение старших дошкольников со взрослыми и сверстниками.

Особенности познавательного развития старших дошкольников

Старший дошкольный возраст (5-7 лет) — важнейший период в развитии ребенка, когда происходят значительные изменения во всех сферах его жизни. Особенно интенсивно в этом возрасте развивается познавательная сфера.

Какие ключевые изменения происходят в познавательном развитии старших дошкольников?

  • Восприятие становится осмысленным и целенаправленным. Дети способны анализировать воспринимаемые объекты.
  • Внимание становится более устойчивым и произвольным. Ребенок может концентрироваться на задании 20-25 минут.
  • Память приобретает черты произвольности. Дети начинают использовать специальные приемы для запоминания информации.
  • Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Ребенок может решать задачи в уме, без опоры на наглядный материал.
  • Активно развивается воображение. Дети способны придумывать оригинальные идеи и образы.

Таким образом, познавательная сфера старшего дошкольника характеризуется возрастающей произвольностью и осмысленностью всех психических процессов. Это создает основу для успешного обучения в школе.


Развитие мышления в старшем дошкольном возрасте

Мышление старшего дошкольника претерпевает значительные изменения. Какие особенности характерны для мыслительной деятельности детей 5-7 лет?

  • Происходит переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Ребенок может решать задачи в уме, оперируя образами предметов.
  • Развивается словесно-логическое мышление. Дети учатся выделять существенные признаки предметов, делать простые умозаключения.
  • Совершенствуются мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
  • Формируется способность к прогнозированию и планированию.
  • Развивается понимание причинно-следственных связей.

Важно отметить, что мышление дошкольника все еще тесно связано с практическим опытом и наглядностью. Умение мыслить абстрактно формируется позже, в младшем школьном возрасте.

Как родители могут развивать мышление старших дошкольников?

Существует множество способов стимулировать развитие мышления ребенка 5-7 лет:

  • Играть в настольные игры, развивающие логику (шашки, домино, лото).
  • Разгадывать загадки и решать логические задачки.
  • Обсуждать прочитанные сказки, анализировать поступки героев.
  • Учить классифицировать предметы по разным признакам.
  • Побуждать ребенка рассуждать, объяснять свою точку зрения.

Регулярные занятия такого рода помогут подготовить мышление дошкольника к предстоящему школьному обучению.


Развитие памяти и внимания в старшем дошкольном возрасте

Память и внимание — важнейшие познавательные процессы, которые интенсивно развиваются в старшем дошкольном возрасте. Какие изменения происходят с памятью и вниманием детей 5-7 лет?

Особенности развития памяти:

  • Увеличивается объем памяти. К 6-7 годам ребенок способен запомнить 7-8 предметов.
  • Память приобретает черты произвольности. Дети могут сознательно запоминать нужную информацию.
  • Преобладает наглядно-образная память, но развивается и словесно-логическая.
  • Формируется способность к опосредованному запоминанию с помощью вспомогательных средств.

Особенности развития внимания:

  • Увеличивается устойчивость внимания. Ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом 20-25 минут.
  • Развивается произвольное внимание. Дети учатся управлять своим вниманием.
  • Расширяется объем внимания. К 6-7 годам ребенок может одновременно удерживать в поле внимания 5-6 объектов.
  • Формируется избирательность внимания — умение сосредотачиваться на главном.

Развитие произвольности памяти и внимания — важнейшее новообразование старшего дошкольного возраста, необходимое для успешного обучения в школе.


Развитие воображения у старших дошкольников

Старший дошкольный возраст — период расцвета детского воображения. Какие особенности характерны для воображения детей 5-7 лет?

  • Воображение становится более произвольным. Ребенок способен создавать образы по собственному замыслу.
  • Образы воображения становятся более детализированными и оригинальными.
  • Развивается способность к планированию и созданию замысла.
  • Воображение начинает выполнять познавательную функцию.
  • Формируется действенное воображение, тесно связанное с практической деятельностью.

Воображение играет важную роль в жизни старшего дошкольника. С его помощью ребенок:

  • Воссоздает образы прочитанных сказок
  • Придумывает новые игровые сюжеты
  • Рисует несуществующих животных
  • Сочиняет истории и сказки
  • Находит нестандартные решения проблем

Развитое воображение помогает ребенку лучше понимать окружающий мир, справляться со своими страхами и тревогами, проявлять творческие способности.

Личностное развитие старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте происходят важные изменения в личностной сфере ребенка. Какие ключевые новообразования появляются у детей 5-7 лет?


  • Формируется устойчивая самооценка. Ребенок учится оценивать себя и свои возможности.
  • Развивается произвольность поведения. Дети способны контролировать свои действия и поступки.
  • Появляется соподчинение мотивов. Ребенок учится делать выбор между «хочу» и «надо».
  • Формируется внутренняя позиция школьника — стремление к социально значимой позиции ученика.
  • Развивается эмоциональная сфера. Чувства становятся более глубокими и устойчивыми.

Важнейшим личностным новообразованием старшего дошкольника является соподчинение мотивов. Как это проявляется?

  • Ребенок способен отказаться от привлекательной игры ради выполнения поручения взрослого
  • Может выбрать более сложное, но полезное задание вместо легкого, но бесполезного
  • Способен подчинить свое поведение моральным нормам, даже если очень хочется поступить иначе

Формирование произвольности поведения и соподчинения мотивов — важнейшие достижения дошкольника, необходимые для успешной адаптации к школьному обучению.

Особенности общения старших дошкольников

Общение играет важнейшую роль в развитии старшего дошкольника. Как меняется общение детей 5-7 лет со взрослыми и сверстниками?


Общение со взрослыми:

  • Преобладает внеситуативно-личностное общение. Ребенка интересует личность взрослого, его знания и опыт.
  • Взрослый выступает как источник знаний и образец поведения.
  • Формируется потребность в уважении и признании со стороны взрослого.
  • Развивается способность к сопереживанию и взаимопониманию с взрослыми.

Общение со сверстниками:

  • Становится более избирательным. Появляются постоянные партнеры по играм.
  • Возрастает количество конфликтов, но повышается и способность их решать.
  • Развивается способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
  • Формируется умение учитывать желания и интересы других детей.
  • Появляется стремление к лидерству и популярности среди сверстников.

Полноценное общение со взрослыми и сверстниками — необходимое условие для гармоничного развития личности старшего дошкольника и его успешной социализации.

Как современные старшие дошкольники проводят свободное время?

Исследования показывают, что структура свободного времени современных старших дошкольников значительно изменилась по сравнению с предыдущими поколениями. Какие особенности характерны для досуга детей 5-7 лет сегодня?


  • Увеличилось время, проводимое за компьютером и другими гаджетами. Многие дети играют в компьютерные игры, смотрят мультфильмы онлайн.
  • Сократилось время прогулок и подвижных игр на свежем воздухе. Дети стали меньше гулять во дворе без присмотра взрослых.
  • Возросла доля организованных форм досуга — посещение различных кружков, секций, развивающих занятий.
  • Уменьшилось время свободной игры. Многие родители стремятся заполнить досуг ребенка образовательными активностями.
  • Изменился характер игр. Дети меньше играют в сюжетно-ролевые игры, отдавая предпочтение настольным и компьютерным играм.

При этом исследователи отмечают, что базовые потребности дошкольников остаются неизменными. Детям по-прежнему необходимо:

  • Активное движение и физическая активность
  • Общение со сверстниками
  • Познание окружающего мира через исследование и эксперименты
  • Творческое самовыражение
  • Эмоциональное общение с родителями

Важно, чтобы организация досуга современного дошкольника учитывала эти базовые потребности и обеспечивала гармоничное развитие ребенка.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *