Патина искусственная: Тонкости приготовления искусственной патины на медных сплавах – Способы нанесения патины. Патинирование — Юг Клад
Тонкости приготовления искусственной патины на медных сплавах
Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов — патиной. С первой борются. За второй гонятся. Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах — это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами. Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки — декоративное. Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей. На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет. На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.
Но безумство святотатца
Мной уже владеет, видно.
Так и не сумев сдержаться,
Я произношу бесстыдно:
— Памятник, зачем тебе такие большие уши?
— ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!
— Памятник, зачем тебе такие большие руки?
— ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!
— Памятник, зачем тебе такие большие зубы?
(не дает ответа…)
Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»
В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.
По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств — это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки. Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.
Само патинирование выглядит примерно так — с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.
Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.
Что было использовано в работе.
Инструменты.
Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.
Материалы.
Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.
Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.
А гипертоник в тайне от врача
Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек
Он бегал по больнице хохоча,
Будил больных — вот настоящий наслаждения источник.
Манго-манго «Источник наслаждения».
Способ, подсмотренный у стимпанкеров — чернение насыщенным раствором растворимого же кофе. Строго говоря, способ не совсем химический — реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.
Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.
Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления.
После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.
Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.
После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.
Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.
Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.
Способ «патинирования» чудо как хорош — чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак — можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим — например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.
Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов.
— Серная мазь
Цвета: От светло коричневого до черного.
Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.
Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.
— Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:
Медный купорос СuSО4 • 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5
Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99° С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.
— Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:
Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7
Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.
— Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.
На ~600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.
— для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.
Ну и наконец, классика жанра — «серная печень». Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус — готовить его (печень от слова — «печь») следует на открытом воздухе.
Итак.
Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.
Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.
Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.
Поташ — карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит — тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками. Кальцинированная сода довольно гигроскопична, и если предполагается хранить ее долго, лучше пересыпать из картонной коробки в герметичную тару — так она останется порошком, а не обратится в твердые куски.
Отмеряем, компоненты, тщательно перемешиваем. Для более точного «дозирования», горку у ложки следует снимать палочкой.
Для спекания придется пожертвовать консервной баночкой. Грел на туристической газовой плитке, сунул все это в ведро, чтобы сильно ветром не задувало.
Процесс идет, выделяется не дым, но газ, сернистый. Не дай бог вдохнуть — глаза на лоб вылезают, поэтому держаться подальше, с наветренной стороны, приближаться, задержав дыхание.
Все как будто бы прореагировало, выключаем нагрев, даем остыть.
Выковыриваем, что выковыривается, ссыпаем кусочки в баночку с широким горлом и плотной крышкой, непременно подписываем.
Водяной раствор серной печени, перед патинированием стоит подогреть до ~60 градусов Цельсия.
Способы нанесения патины. Патинирование — Юг Клад
Патинирование – это искусственное состаривание предметов интерьера и материалов для придания им изысканной декоративности, антикварности и повышения защитных свойств. Патинированию подвергаются различные изделия из меди, бронзы, латуни, железа, дерева, гипса и даже пенополиуретана.
Чтобы добиться эффекта патины, можно воспользоваться обыкновенными акриловыми красками, творчески сочетая их друг с другом по цвету. Продаются такие краски в магазинах для художников. На декорируемый предмет сначала наносится основной цвет. Затем изделию дают просохнуть и прорабатывают полусухой кистью с желаемой краской важные участки и выступающие детали на поверхности. Можно использовать специальные химические составы для имитации эффекта старины. Они позволяют быстро воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или коричневую патину.
Мастера, работающие с цветными металлами, издавна умели применять химическую и термическую обработку и с ее помощью получать на поверхности металла различные цветовые оттенки. К тому же, пленка, образующаяся на поверхности металлического изделия при патинировании, надежно защищает его от коррозии. Но работа с химическими ингредиентами требует соблюдения мер предосторожности. Многие из химикатов – ядовиты и взрывоопасны. Работа с кислотами требует знаний технологии патинирования и средств индивидуальной защиты.
Перед патинированием изделие из металла чистят, шлифуют, обезжиривают и отбеливают. Промывают в чистой воде и сушат на воздухе или в опилках лиственных деревьев. Небольшие изделия патинируют, целиком погружая в раствор; крупные – при помощи кисти или тампона. Когда нужный цвет будет достигнут, изделие промывается в воде и снова сушится.
Патина
Слово «патина» пришло к нам из итальянского языка (patina) и на сегодняшний день имеет два значения: 1 — естественный налет на поверхности металлов (в основном меди и медьсодержащих сплавов), камня (например, мрамора) и изделий из дерева; 2 — искусственная пленка, применяемая при изготовлении изделий из вышеупомянутых материалов для придания им антикварного вида.
Существует множество оттенков натуральной медной патины – от зеленого к оливковому, голубому, землистому, красному и, наконец, черному. Все это многообразие дает медь и два ее основных сплава — бронза и латунь под воздействием внешней среды в течение длительного времени. Например, чтобы на поверхности медного кровельного листа образовалась патина зеленого цвета, потребуется от 5 до 25 лет. Время образования такого налета будет зависеть от естественных условий — климата, химического состава атмосферы и осадков. В первые 3-6 месяцев медь лишь потускнеет, в течение последующих 1-3 лет станет темно-коричневой и лишь затем — зеленой. Повышенная влажность климата может ускорить этот процесс. Естественная, благородная патина весьма декоративна и, к тому же, способствует сохранению медного изделия от коррозии, поэтому спрос на нее велик. Это заставило мастеров задуматься над проблемой искусственного состаривания изделий как способом ускоренного образования патины.
На сегодня существует огромный выбор специальных красок и химических реагентов для создания патины технологическим путем. Средства для патины различаются по типу материала, для которого предназначены, например, металла, гипса, дерева, а также по эффекту внешнего вида у изделия (медь, античное золото, потертости). С их помощью стало возможно придать обыкновенной вещи респектабельный антикварный вид, преобразить вышедшую из моды и надоевшую мебель, улучшить качества кровли и предохранить ее от коррозии. Было бы желание и фантазия.
После восстановления копаных монет и т.п. хочется наложить искусственную патину. Вот несколько рецептов:
Патинирование серебра:
Варим в крутую пару куриных яиц.На горячую чистим их от скорлупы.Ставим на середину чайного блюдца серебряную монету на ребро.По бокам приставляем яйца(чищенные),накрываем все это стаканом,или банкой,и через стекло наблюдаем,как чудесным образом меняется цвет серебра.Вынимаем при желаемом цвете.Спектр от золотистого, до иссиня черного.
Краски
Чтобы добиться эффекта патины можно воспользоваться обыкновенными отделочными красками в различных цветовых сочетаниях друг с другом. В магазинах для художников вы без труда сможете найти акриловые краски различных цветов, степени укрывистости, и в различной расфасовке. Стоит обратить внимание на серии красок, содержащие металлический оттенок.
Сначала на декорируемый предмет наносится основной цвет — это базовый слой в процессе патинирования. После того, как базовой слой нанесен, ему необходимо дать время просохнуть. Затем полусухой кистью с золотой или иной, подходящей случаю, краской (серебро, патина, медь и др.) прорабатываются важные участки и выступающие детали для достижения эффекта патины. Такая работа требует определенного творческого подхода, а результат непременно принесет удовлетворение, так как ошибиться в этом процессе крайне сложно.
Лаки
Состарить предмет декора можно при помощи специальных патинирующих лаков. Обычно такие лаки входят в двухкомпонентную систему создания эффекта Кракле. Но в отличие от второго компонента (кракелюрного лака), могут использоваться и самостоятельно.
Патинирующий лак — это прозрачный жирный лак янтарного цвета с фиолетово-бордовым оттенком. Он придает работе темный золотистый оттенок и создает прочную толстую и гладкую пленку, хорошо защищая от механического и атмосферного воздействия.
Чтобы добавить работе эффект старинного растрескивания лакового слоя, можно воспользоваться вторым компонентом — кракелюрным лаком той же марки и серии.
После затирки трещинок контрастным составом готовую работу покрывают новым слоем патинирующего лака. Это защитит хрупкие трещинки и придаст работе законченный вид.
Специальные составы
На современном рынке представлены специальные составы для имитации эффекта старины. Они продаются под общей серией «Патина» и могут носить названия: «Патина gold», «Патина bitum», «Патина verde green», «Металлическая краска под патину» различных цветов и проч.
Эти составы позволяют в считанные минуты воспроизвести процесс окисления металлов, выдав на поверхность декорируемого предмета синюю, зеленую или ржавую патину.
Назначение и способы использования материалов для патинирования сильно отличаются друг от друга. Перед их применением обязательно нужно свериться с инструкцией по применению и использовать составы одной марки и серии.
Специальные составы для патинирования с равным успехом подходят для таких поверхностей, как дерево, металл, гипс и проч.
Патинирование монет
Патинирование монет является необходимым атрибутом нумизматики, так как любой нумизмат обращает особое внимание на патину монеты – искусственная или натуральная, либо же ее совсем нет. Вообще, монету лучше не доводить до такого состояния, при котором приходится наводить ей искусственную патину. Однако в некоторых случаях монета может быть почищена только с удалением всех загрязнений и налетов, в том числе и патины. Именно в таких случаях и приходится прибегать к патинированию. Я опишу те методы, которые использую сам, да и большинство нумизматов использует подобное.
Патинирование меди. Тут есть два хороших способа. Первый способ – берете пять грамм простого марганца и двадцать грамм медного купороса. Смешиваете их в воде и доводите воду до температуры 90 градусов и отпускаете туда монеты. Сколько продержать там монетки зависит от вашего желания и принимаемого окраса. В среднем за 10 минут монета принимает красивый коричневый цвет. Хотя иногда времени требуется гораздо больше, а цвет может варьировать от красноватого до темно-коричневого. видео патинирование медных монет марганцовкой и медным купоросом
Другой способ тоже хорош. Для него нужна серная мазь (продается в аптеке). Покрываете испорченную до розового цвета монету тонким равномерным слоем мази и откладываете ее буквально на пять минут. После этого мазь смываете и смотрите на цвет. Как правило, за это время монета станет темно-коричневой, а скорее всего черной. Очень тщательно вычистите ее от остатков серной мази и дайте ей просохнуть. После этого тряпочкой, смоченной в вазелине аккуратно протирайте ее до тех пор, пока она не станет коричневой (а она обязательно станет). Хотя, если вам нравится черный цвет, то можно обойтись и без этого.
Патинирование советских монет 1, 2, 3, 5 копеек. Лично я стараюсь подобные монеты просто мыть в мыле и все, не снимая никакую патину или налет. Однако, можно попытаться и запатинировать. Тут есть парочка способов. Эта же серная мазь, но патина получается очень неравномерной и частенько некрасивой. Хозяйственное мыло – патина походит на натуральную, но процесс долог. Вам нужно просто держать монету во влажном хозяйственном мыле, периодически переворачивая монету. Патинирование солнцем. Хрен его знает почему, но если монету продержать пять месяцев под открытым солнцем, ветром и дождем, то почищенная до блеска она принимает очень натуральный вид. Патина садится на нее идеально, делая ее слегка тусклой и немного с коричнева.
Серная печень
Применяется на: Медь, стерлинговое серебро, и бронза или латунь (легкий оттенок). Не действует на нейзильбер.
Цвета: На меди и серебре — разброс оттенков от пурпурного/голубого (трудно получить) до коричнево-серого, серого, черного. На латуни и бронзе — только нежно-золотистый. Патина представляет собой очень тонкий слой сульфида и подходит для обработки текстурированных поверхностей. Поскольку раствор по-разному действует на латунь и бронзу по сравнению с медью и серебром, его можно использовать для пятнистого (контрастного) окрашивания сплавов серебра с латунью или меди с латунью.
Инструкции:
В 2-4 кружки горячей воды добавьте кусочек серной печени размером с горошину. Растворите полностью, проверьте и откорректируйте крепость раствора. Она будет зависеть от того, старый или новый химикат вы используете и от того, какой цвет вы хотите получить. Убедитесь, что металл, который вы собираетесь окрасить, абсолютно чистый, и на нем нет следов жира. Наденьте перчатки и возьмите изделие за края или подвесьте его на проволоке и погрузите в теплый раствор до достижения необходимого цвета. Темный цвет лучше всего получать постепенно, чередуя погружение в раствор и споласкивание теплой проточной водой. Если поверхность окрашивается слегка неравномерно, попробуйте легко потереть ее, промыть и опять погрузить в раствор. Это срабатывает особенно на текстурированных металлических поверхностях. На небольшие участки раствор можно нанести кисточкой. Но будьте осторожны, когда начнете его смывать, следите, чтобы не появились подтеки.
Для окрашивания латуни и бронзы используйте очень-очень-очень слабый раствор и повторите процесс, как описано выше. Результатом будет легкое окрашивание. Если изменения цвета не происходит, продолжайте разбавлять раствор теплой водой. Как бы нелогично это не звучало, но это часто срабатывает.
Примечания: Если раствор слишком крепок, цвет изменится почти мгновенно, и на поверхности образуется слой, который•легко сотрется и оставит после себя неровную поверхность. Если металл был плохо очищен, возможно, пятнистое окрашивание.
Я предпочитаю пользоваться кусковой серной печенью, а не концентрированными растворами. Но это мое личное предпочтение. И в том и в другом виде серная печень после распечатывания быстро разлагается и должна все время храниться в сухом темном месте. Приготовленный раствор годен в течение очень короткого времени, поэтому лучше всего избавиться от него, если только вы не собираетесь использовать его в ближайшие день- два. Храните в светонепроницаемом контейнере в темном месте. Если вы заметите на поверхности куска серной печени белую порошкообразную корку, это значит, что химикат старый и теряет свою эффективност. Используйте большее количество такого химиката для приготовления раствора.
Родственные химикаты, например, сернистый барий и сульфид аммония, работают по тому же принципу, но обработанные поверхности будут иметь другие оттенки.
Патинирование в парах нашатырного спирта
Применяется на: Лучше всего подходит медь, также окрашиваются латунь и бронза
Цвета: Темно-коричневый, оливковый, если использовать соль, пятнистый ярко-голубой с вкраплениями чистого цвета металла (менее заметны на латуни и бронзе)
Инструкции: Закрепите проволоку в пластиковом контейнере с крышкой, который по размеру лишь немного больше окрашиваемого предмета. Это можно сделать, просверлив маленькие отверстия недалеко от его верхнего края и пропустив через них толстую проволоку.
Подвесьте на проволоку окрашиваемый предмет так, чтобы он не касался дна контейнера. Металл должен быть тщательно очищен, и его поверхность должна иметь шершавую текстуру (чем грубее, тем лучше). Налейте маленькую лужицу немыльного бытового аммиака на дно контейнера и плотно закройте крышку. Пары нашатырного спирта сами окрасят медь в темно-оливковый цвет. Получить вкрапления ярко- и темно- голубого цвета можно, намочив поверхность изделия и посыпав ее солью перед окрашиванием. Через пару часов проверьте, как идет процесс, сполосните и вновь «посолите». Окончательную обработку проводите одним аммиаком, если необходимо получить более темный фон. Промойте, высушите полностью и покройте воском.
Если предмет, который надо окрасить, невозможно подвесить, положите его на какую-нибудь подставку, чтобы он не лежал в луже нашатырного спирта (хорошо подойдет для этого перевернутая пластиковая крышка) или поместите нашатырный спирт в какую-нибудь низкую емкость.
Примечания: Настоящий ярко-голубой цвет станет виден только после окончательной просушки изделия. Поэтому, чтобы проверить, какой цвет получается, может потребоваться высушить изделие перед тем, как вернуть его обратно в контейнер.
Результаты применения этого вида патины во многом зависят от времени обработки и способа нанесения соли и могут быть различными. Можно добиться действительно прекрасного результата, который оправдает потраченное вами время.
Патинирование в опилках
Применяется на: Латунь или медь. Также легкий оттенок можно получить на бронзе и никеле, каждый из них окрашивается по-своему.
Цвета: Крапчатый золотой, зеленый / голубой, коричневый и черный — на латуни. Крапчатый светло-розовый, ярко-голубой и черный — на меди. Слегка крапчатый на бронзе и очень слабый крапчатый на никеле. Возможно появление эффекта травления на изделиях из латуни и меди.
Примечание: Здесь приводится лишь один из многочисленных растворов, которые можно применять с опилками.
Инструкции: 16 грамм хлористого аммония (не обязательно) 16 грамм поваренной соли 300 мл немыльного бытового нашатырного спирта (удвойте количество при окрашивании меди) 700 мл воды
Смешайте все ингредиенты до полного растворения. В герметично закрытой емкости в темном прохладном месте раствор может храниться сколь угодно долго.
Раствор можно использовать не только с опилками, но и со многими другими носителями. Я могу предложить сухую листву, измельченную траву и наполнитель для кошачьего туалета. Стоит попытаться использовать все, что способно удерживать влагу и не растворится во время патинирования. Результаты могут быть очень различными и удивительно непредсказуемыми, поэтому потратьте немного времени на эксперименты. Пользуясь опилками, помните, что именно степень их грубости определяет рисунок полученной патины. Не пользуйтесь опилками от клееной фанеры или прессованного картона, содержащийся в них клей может повлиять на окрашивание.
Обработайте опилки раствором так, чтобы они были влажными, но не сырыми. Поместите их в воздухонепроницаемый пластиковый контейнер и полностью погрузите в них изделие, подлежащее окрашиванию. Несколько кусочков того же металла, который вы окрашиваете, положите туда же, но неглубоко, чтобы вы могли с их помощью контролировать ход процесса, не тревожа само изделие. Как правило, чем мельче опилки, тем меньше хочется тревожить изделие во время окрашивания.
Время окрашивания сильно различается в зависимости от того, какой металл и с помощью какого носителя окрашивается. Для латуни нужно от 12 до 24 часов (чем мельче опилки, тем дольше). Медь окрашивается быстрее, обычно бывает достаточно от 4 до 6 часов, но можно оставить изделие и на более долгий срок.
Мелко нарезанная трава или листья не так хорошо абсорбируют влагу, как опилки. Поэтому для окрашивания с их помощью требуется больше раствора. Чтобы обеспечить запас влажности в глубине контейнера, подготовьте большое количество такого носителя. Поместите изделие ближе к поверхности. Так оно лучше окрасится и его будет удобнее проверять и переворачивать каждый час, чтобы окрашивание было более равномерным.
Когда окрашивание закончится, промойте и оставьте для просушки на ночь. Окончательную доработку проводите воском или матовым акриловым спреем. Раствор, смешанный с опилками, годен лишь в течение нескольких дней. Лучше всего каждый раз готовить свежую смесь.
Примечания: Это очень «гибкий» способ патинирования, поэтому не бойтесь экспериментировать, добавляя разное количество нашатырного спирта или соли и оставляя изделие в опилках на разное время. Если опилки увлажнены недостаточно, то окрашивание будет слабым. Если опилки слишком сырые, крапчатой окраски не получится, и поверхность металла просто стравится. И помните: материалы с более мелкой текстурой нельзя тревожить, тогда как изделие, погруженное в более грубые материалы, такие как листья, требуется чаще поворачивать для равномерного окрашивания. ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ!
Патинирование латуни
Коричневый и черный цвета.
Составьте раствор из 1 литра воды и 60 г серноватистонатриевой соли, которую чаще называют тио-сульфитом натрия, или гипосульфитом. В быту гипосульфит известен как фиксаж для фотобумаги и пленки. Добавьте в раствор примерно 5 г кислоты (азотной, серной или соляной). Сразу же произойдет бурная реакция с выделением сернистого газа. Раствор приобретет мутный молочный цвет. Опустите в него латунное изделие и через несколько секунд выньте и осмотрите. Патина образуется очень быстро. Если достигнут желаемый цвет, промойте изделие и высушите. Патинирующей силой раствор обладает примерно около 20 мин, затем он становится непригодным. Правда, водный раствор гипосульфита можно хранить долго, но только если в него не добавлена кислота.
Нельзя передерживать металл в растворе. Неопытные мастера, желая добиться более интенсивного черного цвета, держат изделие в растворе до тех пор, пока не образуется густой черный налет. Такая патина держится очень слабо и легко смывается струей воды. Добиваться абсолютно черного цвета не стоит еще и потому, что под густой пленкой теряется естественный блеск металла. Какой бы цвет ни имела патина, металл все-таки должен слегка просвечивать из-под нее.
Если вместо крепких кислот в раствор гипосульфита добавить примерно одну столовую ложку уксуса, произойдет та же реакция с выделением сернистого газа, но она будет проходить значительно медленнее. Чтобы получить почти черный цвет, латунь придется держать в растворе не менее получаса.
Оливковый, коричневый и черный цвета
Составьте раствор из четырех частей нашатырного спирта, пяти частей воды и двух частей хлорокиси меди. Хлор-окись меди и пары нашатырного спирта ядовиты, поэтому соблюдайте правила безопасности, о которых мы говорили. Размешайте раствор стеклянной палочкой.
Он приобретет густой темно-синий цвет. Латунный предмет, монета в него, быстро становится оливковым, затем темно-коричневым и черным. Вынув предмет из раствора на нужной стадии, промойте его водой и протрите сухой тряпкой. Патина получается настолько прочной, что стирается только абразивными материалами. Протирать маслом ее не следует — пленка и без того имеет красивый металлический блеск.
Оранжево-красный цвет
В литре воды растворите 5 г сернистого калия (сульфита калия). монета в раствор латунный предмет через несколько минут покроется оранжево-красным налетом. После промывки протрите металл маслом.
Серый и черный цвета
Прочная и красивая патина образуется на поверхности латуни и меди, обработанной в водном растворе серной печени.
Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и л поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. (Кстати, спекание патинирующей массы и дало в старину название «печень» — от слова «печь», «спекать».)
Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя — оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание. Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10—20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.
Патинирование меди
Черный и серый цвета
Медь, как и латунь, хорошо патинируется в водном растворе серной печени, приобретая густой черный цвет. Но не всегда бывает нужна такая интенсивная окраска. Порой, чтобы придать старинный вид изделию из меди, достаточно нанести легкий серый оттенок. В литр воды насыпьте 2—3 г серной печени и 2—3 г поваренной соли. После появления серого цвета протрите изделие и высушите.
Красно-коричневый цвет
Водный раствор хлористого цинка и медного купороса окрашивает медь в красно-коричневый цвет. Смешайте одну часть медного купороса с одной частью хлористого цинка и разведите в двух частях воды. Достаточно нескольких минут, чтобы медь приобрела красно-коричневый цвет. После промывки и просушки поверхность металла протрите маслом.
источник
Варианты патинирования
Вариант 1
Рассматриваются только монеты чеканенные не технологией «пруф». На золото — платину — палладий — никак . Это и не требуется. На железо — цинк — алюминий — не стоит . Сама ляжет. На никель — не сталкивался с необходимостью. На медь и бронзу. Берётся сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень , мажется монета и оттирается до требуемого оттенка патины. Только на медь. Горячий раствор марганцовки и медного купороса (пропорцию не помню) и опускается в раствор монета. На серебро. В принципе так же как на медь и бронзу (сульфид натрия , или серная мазь , или серная печень). Можно закопать в цветочный горшок , предварительно удобрив грунт . Как вариант — опустить просто в кучу навоза . Не пробовал , но говорят что через полгода ложится потрясающая патина.
Вариант 2
После очистки медных монет можно создать на них искусственную патину, поместив в раствор 50 г медного купороса и 5 г марганцовокислого калия на 1 литр воды, нагрев его до температуры 70-80 С и продержав там до получения нужного цвета.
Из книги «химия в реставрации в этом случае получается золотистокоричневая патина с малиновой побежалостью и умеренным блеском
Вариант 3
Медь можно серной мазью обработать, так вроде её не продают, но в аптеках на заказ делают
Серная мазь наносится небольшой порцией на тонкую резиновую перчатку (на два пальца), а затем на монету. Внимание процедура втирания мази на монету осуществляется под водой (использовалась маленькая ванночка позволяющая погрузить полностью монету и оставляющая свободу для рук).
Монета аккуратно трется между пальцами до того момента, пока не скроются все блестящие участки (не забудьте про гурт). Затем под струей проточной, теплой воды смываете излишки мази с монеты и монета протирается салфеткой и сушится. Обычно на этом этапе я и останавливался, но результат меня не всегда устраивал. Вчера я пошел дальше.
Оставляем монету минут на сорок. Затем мягкой салфеткой полируем поверхность(если в процессе полировки появляются светлые участки не страшно — самое интересное впереди).
Теперь моем монету с мылом и мягкой зубной щеткой (не переусердствуйте).
Вся чернота сходит и остается приятная светло-коричневая патина (которая не оставляет следов на пальцах). Сушим монету.
Рецепты растворов:
Светлокоричневая патина. г\л
дихромат натрия — 124
азотная кислота (плотность 1.40 гр\см3) — 15,5
соляная кислота (1,192)- 4,65
сульфид аммония 18% раствор — 3-5
наносят кистью сразу после приготовления, через 4-5 часов смыть и повторить после просыхания 2 раза, полировать сухой ветошью.
От темнокоричневой до теплочерной патины г\л
персульфат аммония — 9,35
едкий натр — 50,0
на 5-25 мин в ванну с раствором, нагретым до 90 -95 градусов. промыть, осушить, повторить 2-3 раза
От оливкового до коричневого цвета
бертолетова соль — 50*70
нитрат меди — 40*50
хлорид аммония — 80*100
на 10-15 мин в ванну с подогретым раствором до 60-70 градусов.
получаемые пленки обладают механической прочностью и стойкостью к коррозии
Коричневочерная патина
молибдат аммония — 10
аммиак 25% водный раствор — 7
раствор должен быть подогрет до 60 — 70 градусов
Устойчивая патина золотистого цвета
сульфид меди — 0,6
едкий натр — 180
молочный сахар — 180
раствор щелочи и лактозы готовят отдельно и только потом сливают
Если вы нашли ошибку или опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Просмотров: 281
Искусственная патина на медных сплавах. Рецепты. Приготовление серной печени
Окисление железа называют ржавчиной. Окисление других металлов – патиной. С первой борются. За второй гонятся.
Гонятся не чтобы изгнать, а напротив, удержать. Коллекционеры монет, к примеру, говорят, что «патина на монетах – это жизненный опыт денежных знаков». Налет свидетельствует о древности экспоната, бережном отношении к нему предыдущими владельцами.
Однако, помимо естественной патины, образующейся при взаимодействии металла с атмосферой, окружающей средой, есть и искусственная. Главное назначение рукотворной пленки – декоративное.
Ее создают при помощи различных кислот и окислителей. Они входят в составы специальных смесей.
На одних металлах пленка зеленая, на других рыжая, на третьих черная. Тон налета зависит и от условий, в которых хранился, эксплуатировался предмет.
На бронзовых статуях, стоящих на улицах городов, патина зеленоватая. Но, есть металлические фигуры, с налетом других красок.
Но безумство святотатца
Мной уже владеет, видно.
Так и не сумев сдержаться,
Я произношу бесстыдно:
— Памятник, зачем тебе такие большие уши?
— ЧТОБЫ ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ!
— Памятник, зачем тебе такие большие руки?
— ЧТОБЫ ОБНЯТЬ ТЕБЯ!
— Памятник, зачем тебе такие большие зубы?
(не дает ответа…)
Михаил Щербаков «Воздвиг я памятник»
В практике технического самодельщика, нужда в патинировании часто возникает при декоративном травлении железок из меди и ее сплавов, эти два приема практически неотделимы. Действительно, получив методом химического травления некое рельефное изображение, для большего контраста, следует заполнить углубленные места железки темным. Это позволяет видеть рисунок под любым углом и при любом разумном уровне освещения. Кроме того, готовая железка, после патинирования приобретает эффектный вид «под старину». Учитывая простоту процесса, пренебрегать таким приемом декорирования просто неразумно.
По сравнению с заполнением углублений краской, искусственная патина имеет ряд достоинств – это и меньшая токсичность испарений и, в большинстве случаев, большая прочность пленки.
Процесс действительно несложен, следует только запастись необходимыми простыми реактивами.
Само патинирование выглядит примерно так – с травленной железки, растворителем (ацетоном) смывают слой защитного лака. Вся железка подвергается патинированию и покрывается темным слоем. После сушки, ее аккуратно шлифуют шкуркой «нулёвкой», при этом сошлифовывается слой патины на поверхности заготовки, а патина в углублениях остается нетронутой. Рисунок «проявляется» во все красе. После, поверхность желательно отполировать кусочком войлока с пастой ГОИ и покрыть нитро или акриловым лаком. И можно любоваться, жмурясь от удовольствия.
Это может быть шкала прибора или устройства, лимб, бирка, шильдик, декоративная панель или накладка на корпусе. Все это делает наше готовое устройство неповторимым, и смею надеяться, красивым или хотя бы, симпатичным.
Что было использовано в работе.
Инструменты.
Собственно, некая мерная емкость, емкость которую не жалко выкинуть, побольше, для спекания серной печени, для небольшого количества, хорошо подойдет консервная баночка, переносная газовая горелка для того же спекания. Емкость для самого патинирования. Для «патинирования» раствором кофе понадобится газовая горелка для пайки.
Материалы.
Доступ к воде (растворение, промывка), необходимые химикаты, растворитель, ветошь, паста ГОИ, суконка или кусочек войлока. Нитролак.
Ну что же, перейдем к рецептам патинирующих растворов.
А гипертоник втайне от врача
Варил ночами очень-очень крепкий кофеечек
Он бегал по больнице хохоча,
Будил больных — вот настоящий наслаждения источник.
Манго-манго «Источник наслаждения».
Способ, подсмотренный у стимпанкеров – чернение насыщенным раствором растворимого же кофе. Строго говоря, способ не совсем химический – реакции не происходит, но образуется слой темной сажеобразной субстанции, который намертво впекается в ямки и углубления заготовки.
Итак, подробнее. Готовится насыщенный раствор растворимого-же кофе, в теплой водичке. Доводится до консистенции сиропа. Затем, травленая заготовка нашей железки намазывается этой пастой, со стороны рисунка, понятно.
Можно кистью, можно просто пальцем, мелкими круговыми движениями, этак, втирая кофейную пасту во все углубления. После, не высушивая, обжигаем заготовку в пламени газовой горелки.
Здесь, важно более менее точно выдержать температуру. Она должна быть такова, что заготовка почти начинает светиться. Вот-вот. При этом, кофейная паста на поверхности, превращается в пепел и сажу, а в углублениях еще не успевает. Ежели не догреть, кофе и на поверхности не сгорит и выглядит как липкая труднооттираемая пакость.
После остывания заготовки, поверхности шлифуется «нулевкой» и полируется, покрывается лаком.
Греть лучше всего, газовой горелкой, пробовал помещать заготовку на горящие угли – слишком быстрый нагрев, трудно контролировать. Лишнее мгновение и все сгорело.
Да, иногда чернение в углублениях, почему-то оказывалось не черным, а серым. После покрытия нитролаком, заполнение темнеет и становится угольно-черным.
Способ «патинирования» чудо как хорош – чернение выходит очень плотным и контрастным, реактивы просты и доступны, «патине» не страшен нитролак – можно без особых церемоний шоркать кисточкой. Тем не менее, в ряде случаев, способ, требующий сильного нагрева заготовки не применим – например, большая и/или тонкая заготовка (возможное коробление) или не отделимые плавящиеся или сгорающие детали. В таком случае обращаемся к традиционному, химическому патинированию. Да, химическое патинование, кроме того, выглядит более «аутентичным», более похожим на натуральную патину, столь ценимую любителями антиквариата.
Приведу несколько рецептов растворов для искусственной патины из доступных компонентов.
— Серная мазь
Цвета: От светло коричневого до черного.
Серную мазь наносят в небольшом количестве на заготовку и втирают круговыми движениями до достижения нужного цвета патины. На открытом воздухе процесс патинирования проходит достаточно быстро и некоторые сплавы меди мгновенно получают черный оттенок. Такая патина неустойчива и в последствии легко стирается пальцами. Рекомендуется наносить мазь на заготовку полностью погруженную в воду, предварительно смазав ее вазелином или растительным маслом. Тогда патина ложится более равномерно и менее интенсивно.
Если в процессе патинирования заготовка или ее участок получили чрезмерно черный окрас, его можно смыть хоз. мылом под струей теплой воды.
— Золотисто-коричневую со слабой малиновой побежалостью и умеренным блеском патину получают, используя раствор следующего состава, г/л:
Медный купорос СuSО4 • 5Н2О________________________20
Перманганат калия КМnО4____________________________5
Раствор комнатной температуры наносят кистью на подготовленную поверхность изделия, через сутки промывают горячей водой, высушивают и повторяют операцию ещё 3-4 раза. По завершении формирования пленки поверхность полируют сухой ветошью. Тот же результат может быть получен при выдержке изделия в растворе приведенного состава в течение 4-5 мин (последующая обработка та же). При погружении в этот раствор, нагретый до 95-99°С, на поверхности меди и медных сплавов образуется равномерная темно-коричневая пленка.
— Для получения патины от светло- до темно-коричневого цвета испльзуют раствор следующего состава, г/л:
Перманганат калия КМnО4____________________________20
Серная кислота (плотность 1,84г/см3)___________________7
Раствор комнатной температуры наносят на поверхность экспоната, после высыхания поверхность промывают горячей водой, осушают. Обработка может быть повторена 2-3 раза для получения равномерного и плотного слоя патины. Пленка должна быть уплотнена полировкой сухой ветошью или щетинной щеткой.
— Патину красивого, оливково-коричневого оттенка, можно получить при помощи раствора хлорокиси меди (ХОМ). . Это вещество используется в качестве удобрения и продается в соответствующих отделах магазинов, под сокращенным названием ХОМ. Популярное и широко распространенное удобрение.
На ~600мл воды две столовые ложки с горкой, хлорокиси. После растворения, влить 100мл нашатырного спирта, аптечного. Для более равномерного результата советуют помешивать раствор, или подвесить изделие на проволочку и поболтать им в растворе. Если изделие передержали в растворе и оно стало совсем черным, то его можно вернуть в первоначальное состояние раствором Трилона Б. Только имейте ввиду, что Трилон разъедает цинк быстрее чем медь, поэтому поверхность станет чуть более пористой и восприимчивой к дальнейшему покрытию.
— для патинирования меди можно использовать тиосульфат натрия в ампулах, что есть в продаже почти во всех аптеках.
Ну и наконец, классика жанра – «серная печень». Простой, быстрый и удобный реактив для нанесения прочной, красивой патины. Неплохо хранится в сухом виде, компоненты для изготовления легко доступны и не дороги. Единственный минус – готовить его (печень от слова – «печь») следует на открытом воздухе.
Итак.
Чтобы приготовить серную печень, нужно одну часть порошковой серы смешать с двумя частями поташа в жестяной банке и поставить на огонь. Через несколько минут порошок расплавится, потемнеет и начнет спекаться, постепенно приобретая темно-бурый цвет. Во время спекания пары серы могут загореться слабым сине-зеленым пламенем. Не сбивайте пламя, оно не ухудшит качество серной печени. Примерно через 15 мин прекратите спекание.
Для продолжительного хранения серную печень растолките в порошок и засыпьте в стеклянную банку с плотной крышкой. При составлении раствора в один литр воды засыпьте 10–20 г порошка серной печени. Патина, полученная на металле в растворе серной печени, прочная и красивая.
Серу нетрудно добыть в хозяйственном магазине, магазине «Сад-огород» и подобных. Она преподносится как добавка в корм животным. Кроме того, можно спросить в аптеках, имеющих отдел приготовления лекарств.
Поташ — карбонат калия (К2СО3), сейчас не так-то просто добыть, однако есть вполне приемлемый заменитель. Сода кальцинированная (Na2CO3). Замечательно подходит – тоже щелочной метал, тот же кислотный остаток и столько же. Не придется ничего пересчитывать. Продается в хозяйственных магазинах, рядом со стиральными порошками.
Отмеряем, компоненты, тщательно перемешиваем. Для более точного «дозирования», горку у ложки следует снимать палочкой.
Для спекания придется пожертвовать консервной баночкой. Грел на туристической газовой плитке, сунул все это в ведро, чтобы сильно ветром не задувало.
Процесс идет, выделяется не дым, но газ, сернистый. Не дай бог вдохнуть – глаза на лоб вылезают, поэтому держаться подальше, с наветренной стороны, приближаться, задержав дыхание.
Все как будто бы прореагировало, выключаем нагрев, даем остыть.
Выковыриваем, что выковыривается, ссыпаем кусочки в баночку с широким горлом и плотной крышкой, непременно подписываем.
Водяной раствор серной печени, перед патинированием стоит подогреть до ~60°C.
Доставка новых самоделок на почтуПолучайте на почту подборку новых самоделок. Никакого спама, только полезные идеи!
*Заполняя форму вы соглашаетесь на обработку персональных данных
Становитесь автором сайта, публикуйте собственные статьи, описания самоделок с оплатой за текст. Подробнее здесь.что это такое? Естественная и искусственная патина. Технология патинирования :: SYL.ru
Каждый из нас обращал внимание на зеленоватый оттенок, появляющийся со временем на медных или бронзовых изделиях. Такой налет называется патина. Что это такое, узнаем из данной статьи.
Появление патины
Данным словом называют природное явление, которому подвергаются металлические изделия. Патина – это напыление, проявляющееся со временем и указывающее на старинный возраст предмета. Налет оливкового оттенка, например, на старой монете, повышает ценность изделия, чем особенно дорожат в антикварной сфере. На цвет и внешность предмета влияют химические процессы, происходящие длительное время под действием окружающей среды.
Патина – что это такое на металле?
Это оксидно-карбонатный налет, образующийся в процессе окисления изделия, реагирующего на воздействие кислорода. Подобную реакцию сплавов еще называют ржавчиной, которая появляется на железе, не переносящем влажности. Ржавчина имеет разрушительные свойства, так как подвергает предметы коррозии. Бронзовые и медные изделия темнеют через непродолжительное время. И тем не менее среди коллекционеров исторический налет имеет высокую ценность, позволяя узнать прошлое изделия.
Цвет естественного налета
Нумизматы всегда по-особому относились к состоянию патины. Считается, что изделие, имеющее определенный цвет налета, обладает своей красотой, а главное, ценной историей своего происхождения. Патина – что это такое, и какого же цвета она может быть?
Оттенок окисления зависит от состава сплава, из которого было изготовлено изделие, а также от его местонахождения и территориального климата. Например, предметы, имеющие зеленый оттенок, в свое время контактировали с водой, содержащей соль. Это могло быть морское дно или близлежащая зона, где воздух содержит испаряемый соленый конденсат, оседающий на изделия.
Естественный налет патины на монетах может иметь коричневый цвет, приобретаемый при длительном соприкосновении бронзы с землей. Этот химический процесс приводит к образованию оксида меди и может давать оттенки розового, красного и фиолетового цветов. В дальнейшем окисление переходит на следующую стадию – тенорит, при которой патина чернеет.
Синий или бирюзовый оттенок образуется при контакте с кристаллами сульфата меди. Карбонат меди передает патине малахитовый или лазуритовый тона. По цвету налета можно выяснить, находилась ли монета в пожаре. Более того, было ли изделие непосредственно в огне или на расстоянии от него. А также каким способом тушился пожар: тлел или был залит водой.
Следы, оставленные столетиями
Медные и бронзовые вещи подвергаются множеству химических процессов, связанных с окружающей средой и выпадающими осадками. Патина является самой заметной коррозией, поражающей металл. Изумрудно-зеленый налет на старой монете говорит о ее подлинности и первозданном виде. Присутствие патины свидетельствует о том, что ее не пытались очистить и обновить. К тому же вмешательство в естественное образование такого слоя подвергнет монету новому окислению, что приведет к частичной потере материала.
Отличие натурального налета
Естественную патину невозможно подделать и искусственно создать, так как это воздействие природы уникально и накладывалось на предметы веками. Ее пытались подделывать различными способами с использованием химических реактивов, и тем не менее естественный слой отличается от подделки наличием кристаллов, распознаваемых под микроскопом.
На сегодняшний день вся наносимая на изделия патина относится к разновидностям декора, и данный метод называется патинированием. При этом способе на предметы искусства, бронзовые памятники, скульптуры наносят специальные окислители, защищающие материал от коррозии и выцветания. Также патинирование накладывает на памятники дух истории, так как они олицетворяют значимые события прошлого.
Состаренная мебель
Сегодня поколение идеально гладкой и покрытой лаком поверхности мебели сменилось изделиями с оттенком старины. Искусственно состарить внешний вид гарнитура можно с помощью химических средств, а также физическими методами. В этих случаях используются специальные лаки, краски, морилки, сверла, лазеры, щетки.
Патинирование дерева смотрится романтично и нежно. Искусственного старения мебели добиваются с помощью акриловых красок, максимально близких к цвету ствола. Работая с деревянными изделиями, необязательно стремиться к сине-зеленым оттенкам патины, так как они свойственны металлическим предметам.
Натуральную древесину поражает не патина, а грибки и плесень. Но декораторы нашли возможность патинирования мебели механическим и химическим способами. Поэтому имитацию обветшания также создают морилкой, густыми смесями и жидкими лаками различных оттенков. Гарнитуры в основном покрывают коричневыми, золотистыми, белыми, серебряными тонами искусственной патины. Переход цвета на резьбе смотрится дорого и благородно.
Виды составов
Битумный лак или патина используются для нанесения на резные узоры изделия. После чего его втирают вглубь резьбы, а затем остатки стирают с поверхности мягким материалом. Оставшаяся в углублениях патина придает узору благородный затемненный оттенок старины. Для того чтобы добиться более насыщенного темного цвета, нужно увеличить количество втираемого лака.
Шеллачный лак – состав, содержащий в себе специальную смолу и спирт. Лак придает изделию красно-оранжевый тон. Зачастую его применяют при патинировании дерева с золотым или бронзовым покрытием. С его помощью прекрасно подчеркивается текстура древесины, придавая гарнитуру вид обветшалости. Разводя лак, можно изменить тон окрашивания от темного к более светлому.
Патина из акрила – самый простой способ состаривания изделия акриловыми красками. Смесь намеренно небрежно проливается на изделие, а затем затирается в резьбу специальной щеткой. Цвет акрила можно выбрать самостоятельно, в соответствии с декором всего помещения. Оригинально смотрятся изделия терракотового цвета, покрытые золотой патиной, или дерево черного оттенка и серебро.
Восковая патина – это краска, содержащая в своем составе воск, разбавленный водой. Используется в основном для состаривания и затирания трещин в кракелюре и на рельефных рисунках.
Искусственное нанесение
Для того чтобы патинирование мебели выглядело профессионально, необходимы не только инструменты и материалы. Но также личное желание, аккуратность и усердие. Технология патинирования выполняется несколькими этапами, проводимыми последовательно. Следующее действие необходимо начинать после того, как закончится предыдущее. Перед работой элемент гарнитура нужно разобрать и снять весь металлический декор. Затем путем шлифования наждачной бумагой убрать недостатки и обработать отдельные участки: занозы, сколы, разбитые места от шурупов. Удалить скопившуюся в уголках пыль и грязь. После этого покрыть предмет мебели специальной грунтовкой, используемой в реставрации антиквариата, и высушить за время, указанное в инструкции. Далее наносят патину для деревянных изделий и оставляют на сутки для высыхания.
Следующим слоем накладывают краску выбранного цвета несильными мазками. Не дожидаясь застывания, излишки снимают поролоновой губкой, оставшийся слой смеси растушевывают сухой тканью. После высыхания изделие можно подкрасить в отдельных местах и снова растереть. Завершающим этапом будет нанесение слоя прозрачного лака.
Работа с металлом
В декоре жилых домов часто используются кованые изделия из металла, олицетворяющие в своем исполнении исторические времена. Для усиления эффекта предметы состаривают, используя искусственную патину. Чтобы добиться желаемого результата, применяют различные химические реактивы. Покрытию на металле присущи зеленые, золотые, серебряные и медные цвета. Оригинально смотрится патина, нанесенная на серебряный тон. Сера, добавленная в налет, контактируя с серебром, дает эффектные переливы различных оттенков: от желтого до бирюзового.
Черный цвет патины образуется за счет добавления аминокислот и хлорных примесей.
Медь и никель, входящие в состав металлических изделий, покрытых золотым налетом, могут иметь на поверхности коричневые или оранжевые пятна светлых оттенков. На металлических изделиях, сделанных из меди, появится черная пленка, если в смесь патины добавлены оксиды и сульфиты меди.
В этой статье мы ознакомились с видами и свойствами патины. Что это такое и как она наносится на металлические и деревянные изделия. Также узнали, как отличить искусственную патину от натуральной. Найдя старинные металлические предметы, не торопитесь их выбрасывать. Ведь это кусочек истории, которому можно продлить жизнь, применив его в декорировании.
Что такое патина? | Журнал Ярмарки Мастеров
Что такое патина? Вопрос не риторический, а требующий обсуждения и уточнения в связи с появлением «патин в баночках» терминов «цветная патина» и так далее.
Начнем с определения термина «патина» в справочниках и энциклопедиях.
«Па́тина или пати́на — плёнка или налёт на меди и её сплавах. Является многослойной, но в быту за неё принимают только поверхностный зеленоватый слой карбоната меди.
Различают два вида патины: искусственную и естественную.
Естественная патина — оксидно-карбонатная плёнка, образующаяся на поверхности декоративных (от памятников до монет) или технических изделий (разъёмы, контакты) под воздействием окружающей среды.
Искусственная патина — налёт, образующийся на поверхности памятников или декоративных изделий вследствие нанесения специальных веществ (специальных составов, обычно содержащих некоторые кислоты и окислители).» — это определение даётся Википедией.
«Патина (итал. pátina) — плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого), образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием естественной среды либо в результате патинирования, то есть нагревания или обработки окислителями. Патина второго типа создаётся для предохранения произведений искусства от разрушения, а также используется в декоративных целях (декоративная ценность Патины как «налёта старины» была впервые осознана художниками Древнего Рима). Патинированием называют также окраску «под бронзу» изделий не из медных сплавов (например, гипсовой скульптуры).»
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Что следует из этого? Изначально термин патина применялся к изделиям из меди и ее сплавов. Позже его стали применять к другим металлическим изделиям, а, в настоящее время, к изделиям из других материалов на которых по самому определению не могут образовываться оксидно-солевые пленки.
Настоящая патина — это сложная оксидно-солевая пленка на изделиях из металла.
Популярные ныне «патины в баночках» по сути своей являются красками и к настоящим патинам не имеют ни какого отношения.
С «цветными патинами» сложнее.
Эти цветовые переходы получаются при формировании на металле оксидных пленок различной толщины, что и дает цветовой эффект из-за преломления света. Цвет зависит от толщины окисной пленки. Толщина ее измеряется микронами и для ее сохранения используются прозрачные лаки. С одной стороны мы имеем оксидную составляющую настоящих патин, с другой — отсутствует солевая состовляющая и пленка не обеспечивает защиты изделия от дальнейших внешних воздействий. Я считаю, что будет правильным указывать, что это не патина, а именно оксидная пленка.
Рецептуры различных растворов для получения искусственных патин широко представлены в интернете. В частности, есть хорошая публикация на Ярмарке Мастеров по ссылке >>
Резюме из изложенного: давайте называть патину патиной, а «патину из баночек» краской и не вводить в заблуждение мастеров и покупателей.
P.S.: Почему я поднял этот вопрос? Я патинировал ограду вокруг Александровской колонны и перепатинировал скульптурные группы на площади Победы в Санкт-Петербурге, и уверен, что терминология должна быть уместной, а полученные эффекты называться своими именами.
Что такое Патина? | Журнал Ярмарки Мастеров
Всем привет
Сегодня продолжу тему о медных украшениях и немного расскажу о «Патине»
Что это и для чего она нужна
Медные украшения бывают нескольких видов
- чисто медные, без какого-либо покрытия
- медные патинированные (покрытие «под старину» различных оттенков – синий, голубой, зеленый, коричневый, красный)
- медные украшения, покрытые лаком
Медные украшения без обработки и покрытий:
Медь имеет очень необычный, красивый золотистый цвет, напоминающий отблески огня или яркую осеннюю листву, со всеми своими природными оттеками.
Но, к сожалению, медь это металл, который способен окисляться и темнеть на воздухе. Именно поэтому, чисто медные украшения подвержены быстрой потери своего изначального яркого цвета и блеска. Они покрываются естественной патиной — это тонкая, но достаточно плотная и прочная оксидная плёнка, образующаяся на поверхности украшений или его элементов в естественных условиях, под воздействием окружающей среды.
Естественную патину считают более благородной.
Медные патинированные украшения:
Искусственная патина — это налёт, образующийся на поверхности металла и его элементов после нанесения на их поверхность специальных химических растворов.
Оксидирование — создание оксидной плёнки на поверхности декоративного элемента в результате окислительно-восстановительной реакции. Оксидирование используют, в числе прочего, для получения красивого декоративного покрытия.
Методов оксидирования существует достаточно много. Каждый мастер выбирает для себя сам более удобный и подходящий.
Я обычно использую химический метод оксидирования меди с помощью водного раствора аммиака.
Я испробовала многое, но все равно возвращаюсь к старому) Старый друг лучше новых двух))
Результат от каждого процесса получается свой особенный. Меня больше устраивает процесс патинирования аммиаком — от получения оттенков патины на изделии, процессе его контролирования до полученного стойкого результата.
Последним, из моих опробованных средств был раствор для чернения медных меди и медных сплавов (баночка на фото)
Заметка для мастеров:
Плюсы-результат мгновенный, не надо долго ждать. За несколько секунд цвет меняется до черных оттенков (в пример- кольцо на фото)
Минусы-очень сильно пачкает, очень много «грязи» которая легко смазывается, стирается.
Я пробовала всего один раз. Результат мне не понравился-сильный матовый налет, который остается на пальцах при соприкосновении.
В результате, я дальше экспериментировать не стала, дабы не испортить работу, все смыла, счистила, отшлифовала и доделала привычным способом)
Но я попробую обязательно еще раз, только на простой пластине. Возможно я чего то не до поняла. Слышала о нем хорошие отзывы. А может так и должно быть, просто надо сразу покрыть лаком, тогда черный цвет можно сохранить!?
Ну по мне как то не этично и не практично)
Вообщем, если кто пробовал сие чудо, напишите мне ваш результат
Медные украшения, покрытые лаком:
Многие мастера покрывают специальными лаками по металлу изделия из меди. Лак продлевает защиту внешнего вида украшения, сохраняя цветопередачу патины или чистого цвета меди, а так же защищая медь от окисления.
Я использую лаковое покрытие для внутренних частей украшений — колец, подвесок и медных швенз на серьгах — это способствует возможности ношения таких украшений людьми, подверженных аллергическим реакциям.
Но, не думайте, что лак сохранит Ваше украшение навечно в изначальном виде) Даже под слоем лака оттенок меди может меняться
Но от этого оно не станет хуже, а наоборот, даже лучше, патина придает благородный оттенок старины, который сейчас очень ценится и полюбился многим модницам.
В большинстве своих украшений я использую старые медные пластины, которые покрыты настоящей старинной патиной, которая образовывалась несколькими десятилетиями. Первый лист я нашла у своего дедушки в ящике с инструментами, он был весь покрыт необычными оттенками патины, которая образовалась временем естественным путем. Раньше из них вырезали детали для хозяйственных нужд и мелкого ремонта техники, когда практически ничего купить было нельзя. Такие оттенки практически невозможно добиться химическими растворами. Потом я начала искать по знакомым, в деревнях, скупать на аукционах и блошках старые изделия в виде медной посуды, подносов, панно и прочее. С виду они не чем не примечательны и не предоставляют особой ценности наряду с другими винтажными вещами, но патина! Ее не заменить не чем)
У медных украшений особая магия – древняя, глубокая, мистическая! Носить такие украшения это особенное удовольствие!
Они дарят ощущение обладания магическим украшением, которое переходило из века век и вот оно оказалось в ваших рукам, в полном владении!
Это настоящая магия металла
Надеюсь вам было интересно и возможно вы нашли что-то новенькое для себя
Мои готовые работы, которые можно приобрести сейчас, можно найти здесь
alevtina-malysh.livemaster.ru
Что такое патина на монетах и какие виды патины существуют
Как только не называют патину в мире нумизматики — и душой старинной монеты, и старой ржавчиной, испортившей ее внешний вид и «съевшей» такие милые сердцу коллекционера рельефы. Что такое патина на монетах, откуда она берется, можно ли ее удалить и нужно ли это делать? Почему на одних монетах появляется благородная патина, а на других ни разу не благородная ржавчина? Для тех, кто только постигает азы нумизматики, все эти знания будут нелишними, чтобы правильно оценить попавшую в руки монету и ее подлинность, и исключить соблазн сделать что-либо такое, что может превратить ценный раритет в кружочек ничего не стоящего старого металла.
Что такое патина?
Слово «патина» имеет итальянское происхождение, в котором имеет обобщенное значение: образование налета, окисной пленки на любой поверхности из любого материала под воздействием факторов окружающей среды. Появиться она может на чем угодно, даже на камне. По сути, это то же самое, что ржавчина, которой подвержено железо, вся разница лишь в химической структуре, которая обусловлена химическим составом самого предмета (в данном случае, металла). Если ржавчина появляется на железе, то патина образуется на меди, серебре и других цветных металлах.
Патина на монетах — это хорошо или плохо?
Однозначно ответить на вопрос нельзя. С одной стороны, присутствие оксидной пленки подтверждает подлинность монеты, ее возраст, и даже придает определенный шарм и переводит в категорию антиквариата. С другой, разрушает ее поверхность и портит внешний вид. В итоге патина может как ощутимо поднять стоимость отдельного экземпляра, так и обесценить его. Отсюда вывод: патина хороша лишь до определенного предела, пока не начался процесс явного разрушения поверхности монетного диска и утраты рельефов его рисунка.
«Кабинетная» патина
Полной защиты от окисления металлической поверхности не дает даже правильное хранение. Однако разница в конечном результате может быть ощутимой. Если монета хранится в герметично закрытой капсуле, максимально ограничивающей доступ воздуха и выполненной из неагрессивного материала, пленка окисла будет ложиться на ее поверхность медленно и аккуратно. Это именно та патина, которую называют благородной. В некоторых случаях специалисты называют ее кабинетной.
Слово «кабинет» в данном контексте означает не помещение, а специальные шкафчики из лакированного дерева с выдвижными ящичками, выстланными бархатом — так называемые мюнцкабинеты, используемые нумизматами прошлых столетий. Бархат и дерево по большому счету не несли функций качественного хранения, а служили более для эффектной подачи коллекции. Налет при таком хранении получался красивый, но достаточно толстый. Отсюда впоследствии образовался термин «кабинетный износ», применяемый к экземплярам, которые не были в регулярном обращении, но хранились не самым качественным образом.
Окисление металла
Данный термин применим к случаям, когда экземпляр долгое время находился в земле, просто на воздухе, во влажном месте или в иной крайне агрессивной среде. Образовавшаяся патина при таком хранении получается грубой, толстой и некрасивой. Более того, она уже представляет собой не тонкую пленку налета, а въедается в сам металл, становится неотделимой частью монеты. Если ее очистить от патины, но она не будет гладкой и ровной, в ней будут видны выемки и могут стать неразличимыми рельефы. В самых запущенных случаях металл кристаллизуется полностью, т.е. фактически исчезает, и монетный диск представляет собой одну сплошную патину.
За патину иногда принимается забившаяся в пазы рельефа грязь. Отличить их можно по площади покрытия. Настоящий возрастной налет всегда задевает и часть гладкого поля, а грязь скапливается в складках рисунка.
Виды патины в зависимости от сплава
Разные металлы окисляются по-разному, а значит, отличается тип и цвет появившегося возрастного налета. Это обусловливается не только параметрами и сроками хранения, но и составом сплава, включая все его примеси. К примеру, если в составе имеется даже крохотная доля железа, патина будет иметь характерный рыжий отлив. Именно примеси становятся причиной появления окислительной пленки на монетах из драгметаллов.
Патина на серебряных монетах обычно обусловлена примесью меди, а золотые денежные диски вообще не имели бы следов окислов без наличия примесей, поскольку для чекана обычно используется золото высшей пробы, а оно практически не подвержено окислению. Однако на золотых экземплярах нередко можно наблюдать точки или незначительные разводы более темного цвета (вплоть до коричневого), что выдает присутствие меди.
Первым признаком появления патины на серебряных монетах является легкий желтый налет, затем он приобретает малиновый цвет, переходит в сине-зеленый и, наконец, становится темно-серым или практически черным.
Патина на медных монетах
Лидером по образованию оксидной пленки является медь. У оксида меди цвет близок к черному, иногда может быть более светлым коричневым. Всем известный зеленый цвет возрастной меди образуют ее сульфиды и сульфаты. Если на поверхности появляются рыхлые наплывы с зеленоватым оттенком, значит, мы имеем дело с хлоридом меди, который ведет себя хуже всего и в короткие сроки разрушает металл, оставляя глубокие следы после ее очистки («бронзовая болезнь»).
Кроме того, с наплывами приходится иметь дело, если монета состарена искусственно. И, наконец, еще один вид патины на медных монетах, которую называют «малахитовой». Выглядит она благородно и красиво, имеет изумительный сине-зеленый цвет и представляет собой тончайший кристаллический слой.
Современные металлические деньги
Что касается современных образцов, за основу которых взята нержавеющая сталь или медно-никелевое соединение, то окисляется их поверхность медленно и слабо, цвет налета варьируется от серого до медно-золотистого. Алюминиевые диски теряют блеск и приобретают невзрачный сероватый налет. Очень быстро портятся монеты из латуни, начиная темнеть или теряя цвет и становясь почти белыми уже спустя несколько месяцев. Качественное хранение может в определенных случаях замедлить этот процесс. Если на латунный сплав воздействовать химикатами, он приобретает красный оттенок.
Еще один вид современных монет — сталь с гальванопокрытием из цветных металлов. Малейшее повреждение покрытия, практически незаметное глазу, вызывает бурный процесс окисления, в результате которого вся нанесенная пленка вспучивается, а металл под ней ржавеет. Очень сомнительно, что такие монеты смогут когда-нибудь обрести благородный вид в старости.
Классификация патины старинных монет
Различный вид окисной пленки зависит не единственно от состава сплава, но и от условий, в которых находилась старинная монета и некоторых других субъективных факторов. В нумизматике существует следующая их классификация.
Пулевая патина
Представляет собой изысканно-благородный налет, образующийся в условиях бережного содержания. Имеется характерный переход от практически незаметных изменений до более темного цвета в направлении от центра к гурту монеты. Иногда темные участки расположены не по внешней окружности, а в отдельных местах монетного поля. Такое старение считается красивым и увеличивает стоимость старинной монеты.
Радужная патина
В этом случае налет более неоднороден по цвету, переходы не имеют точной локализации, но являются плавными и не имеют резких границ оттенков. Причиной такого неравномерного старения является неоднородность состава из-за некачественного перемешивания сплава. Это не является недостатком, а наоборот, указывает на подлинность монеты, выпущенной в условиях, далеких от идеальных. Лет 200 назад технологии еще не позволяли получать идеально однородный металл.
Переливчатая патина
Так называют однородный налет, меняющий окраску в зависимости от угла зрения.
Кладовая патина
Как понятно из названия, речь идет об окислении поверхности монет, долгое время пролежавших в закрытой емкости в земле, т. е. не имевших с ней непосредственного контакта. Однако внешняя среда при таком хранении все равно слишком агрессивна для качественной сохранности клада. Внешне представляет собой толстый слой коричневого цвета, который въелся в металл. После удаления такого налета на его поверхности остаются каверны. Если монеты выполнены из серебра, то говорят о «роговом серебре», имеющем вид выпуклостей из-за контакта с почвенными хлоридами.
Песчаная патина
Образуется исключительно на медных образцах, которые хранились в песке. Внешне выглядит как ровный бежево-желтый налет.
Искусственная патина
Высокая ценность старинных монет часто служит причиной искусственного наведения возрастных признаков. Не всегда это делается с целью неправедного обогащения. Например, искусственное старение используют при создании официальных копий или после чистки, результатом которой стал неестественный для металла цвет или неприличный для возраста монеты блеск. Помимо этого, патину наводят с целью визуального сокрытия некоторых физических дефектов в результате регулярного хождения или неправильного хранения. В любом случае искусственную «старость» при определенном навыке легко отличить от естественной, как бы красиво не выглядел результат. Способов его получения существует несколько.
Подкрашивание
По шкале профессионализма наведения искусственной патины этот способ стоит на самой низшей ступени и применим лишь при массовом производстве дешевых копий. Первым очевидным признаком подделки является блеск, которого в подлинном случае быть не должно, толстый слой налета и его резкий перепад в местах, где переход к центру должен быть очень плавным. Однако обмануть совершенно несведущих людей можно и такими подделками.
Обжиг
Для придания монетному диску старого вида его нагревают на открытом огне любого типа — газовая горелка, паяльная лампа, костер и т. д. Еще одна недальновидная методика, поскольку отличие слишком очевидно.
Химические способы
Они могут быть разными, но сводятся к имитации условий, провоцирующих ускоренный процесс старения. Выдумкам затейников нет числа, приведем лишь несколько примеров:
- Раствор медного купороса и марганцовки на основе дистиллированной или просто кипяченой воды, нагретый ниже точки кипения. Монета опускается в него на короткое время (пару минут).
- Натирание серной мазью с последующим полосканием в растворе обычного хозяйственного мыла.
- Погружение в любой серный раствор или в саму серную кислоту. Используется даже обычная спичечная сера. Воздействие очень сильное и быстрое. Но и результат легко узнаваем.
«Народное творчество»
Про него можно сказать то же самое, что и про химические опыты, с той разницей, что в ход идут естественные агрессивные среды без применения активных веществ. Это всевозможные сочетания температурных воздействий, влажного воздуха, воды и даже продуктов питания (в качестве примера можно привести запекание монеты в картофелине). Иногда удается получить неплохие результаты, впрочем, хорошо отличимые от подлинников специалистами. Но без должного навыка чаще всего итогом оказывается безнадежно испорченная монета.
Как определить, что патина наведена искусственно:
- Слишком резкие переходы от темных мест к светлым, чрезмерно темный цвет в труднодоступных местах рельефа и по краю окружности монетного поля.
- Блеск. Подлинная патина всегда матовая и не имеет блеска.
- Наличие несвойственных металлам оттенков. Наиболее частый пример — красный оттенок латуни, безошибочно указывающий на применение химии.
- При детальном рассмотрении удается различить каверны или царапины под ровной пленкой налета.
- Распределение патины зависит от высоты рельефа, в то время как в натуральном случае этого не происходит.
Искусственно состаренная монета не прибавляет в цене, нумизматы утверждают даже то, что истинный коллекционер чувствует «душу монеты», ее благородные седины. Такое заявление одинаково сложно как доказать, так и опровергнуть, поэтому можно говорить только о физически очевидных параметрах. Единственным допустимым исключением искусственных процессов можно считать метод ускоренного окисления в естественной среде, но на это все равно уходят долгие годы.