Перечислите важнейшие архитектурные сооружения древней руси: Церковь и культура. Архитектурные сооружения Древней Руси – Attention Required! | Cloudflare
Церковь и культура. Архитектурные сооружения Древней Руси
- ГДЗ
- 1 Класс
- Окружающий мир
- 2 Класс
- Литература
- Окружающий мир
- 3 Класс
- Окружающий мир
- 4 Класс
- Окружающий мир
- 5 Класс
- Биология
История- География
- Литература
- Обществознание
- Технология
- Естествознание
- 6 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 7 Класс
- Биология
- История
- ОБЖ
- География
- Литература
- Обществознание
- 8 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- Обществознание
- 9 Класс
- Биология
- История
- География
- Литература
- 10 Класс
- Биология
- История
- Обществознание
- 11 Класс
Памятники архитектуры Древней Руси » Интересные факты
- Церковь Покрова на Нерли
- Десятинная церковь
- Золотые ворота
- Собор Святой Софии в Новгороде
- Дмитриевский собор во Владимире
- Церковь Спаса на Нередице
- Новгородский кремль
- Троице-Сергиева лавра
Невероятно огромна роль архитектурных памятников, которыми богата планета Земля. Благодаря древним строениям удаётся проникнуться, почувствовать дух эпохи, давно минувшей. Ведь ничего нет весомее, как пройтись по древним улочкам, выложенным из камня, который истёрся от прикосновения ступней поколений, давным-давно здесь ступавшим.
Богата архитектурными памятниками и русская земля. Это свидетельство процветания тысячелетия назад городов и обычных населённых пунктов. Здесь жили предки сегодняшних поколений, которые воевали за свободу, за процветание родных очагов. Часто спорят о патриотизме россиянина, то есть русского, украинца, татарина, белоруса, представителей других национальностей, живших и сейчас живущих на этой земле.
Не могут спорящие понять, что заставляет россиянина жертвовать собой ради свободы и жизни других. С чего начинается патриотизм? А он начинается с древних церковных храмов, с полузаросшей травой крепостей, со зданий и сооружений, в которых создавали свои произведения Пушкин и Достоевский, Мусоргский и Чайковский, где писали иконы Рублёв со своими учениками, где рождали первые указы, укрепляющие Россию, Иван Грозный и Пётр I.
Выходит, что патриотизм начинается там, где появился на свет россиянин, где он жил, выращивал хлеб, строил замки и храмы, устанавливал крепостные стены, где он проливал свою кровь за свободу и независимость. Поэтому приходится с сожалением констатировать факты безобразного отношения к памятникам архитектуры Руси, которые воздвигались на заре своей государственности. Такое отношение к архитектурным памятникам и убивает патриотизм.
На Руси много памятников. Всемирно известны они в Москве, Петербурге, Киеве. О них часто пишут, к ним обращено внимание государства, церкви, общественных организаций. Но есть памятники архитектуры, которые в далёкие годы были возведены в других городах и даже небольших сёлах. Широкой общественности о них почти ничего не известно. Но роль их в воспитании любви к своей родине у россиян неизмеримо высокая.
Церковь Покрова на Нерли
Указом Андрея Боголюбского в 1165 году между реками Клязьмой и Нерлью во Владимирской области был возведён церковный храм в память о погибшем от рук булгар сыне князя. Церковь одноглавая, но выстроена она из белого камня, что в ту пору было новинкой. В те времена главным строительным материалом было дерево. Но деревянные строения часто уничтожались пожарами, были неустойчивыми перед набегами врагов.
Хоть и построили храм в память о сыне Андрея Боголюбского, но посвящён он был церковному празднику Покрова Пресвятой Богородицы. Это первый такой памятник и очень важный, поскольку православие на Руси ещё только утверждалось.
Очень простой кажется конструкция храма. Главные его составляющие — это четыре столпа, три апсиды, крестообразный купол. Церковь имеет одну главу. Но она сотворена в таких пропорциях, что издали представляется парящей над землёй. Этот церковный храм по праву находится в списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Десятинная церковь
С крещением Руси связана церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, получившая название Десятинной. Это было первое каменное строение. Церковь строили пять лет, с 991 по 996 годы, на месте сражения христиан с язычниками. Хотя в Повести временных лет началом строительства храма назван 989 год.
Здесь закончен был земной путь первомучеников Фёдора, а также его сына Иоанна. Князь Владимир Святославич своим указом выделил для строительства церкви десятину из государственной казны, по нынешнему времени, из бюджета. Поэтому церковь и получила такое имя.
В своё время это был самый большой храм. В 1240 году войска татаро-монгольского ханства разрушили храм. По другим источникам церковь рухнула под весом собравшегося там народа в надежде спрятаться от захватчиков. От этого археологического памятника сохранился лишь фундамент.
Золотые ворота
Символом мощи и величия Древней Руси считаются Золотые ворота. В 1158 году Андрей Боголюбский поручил окружить город Владимир валом. Через 6 лет он распорядился возвести пять входных ворот. До настоящего времени устояли только Золотые ворота, являющиеся памятником архитектуры.
Эти ворота изготовили из дуба. Впоследствии их оковали листами меди, покрыв позолотой. Но не только за это получили ворота своё имя. Настоящим произведением искусства были золочёные створки. Жители города сняли их перед нашествием монголо-татарского войска. Эти створки занесены в реестр ЮНЕСКО, как шедевры, утраченные человечеством.
Правда, в 1970 году появилось сообщение, что створки найдены японскими учёными-археологами, которые принимали участие в очистке реки Клязьмы. Тогда-то и были обнаружены многие артефакты, в том числе, створки. Но вот самое ценное в них — золотые пластины не найдены до сих пор.
По легенде своды ворот во время завершения строительства упали, придавив 12 строителей. Очевидцы решили, что все они погибли. Андрей Боголюбский повелел принести икону Божией Матери и начал молиться за попавших в беду людей. Когда ворота освободили от завалов, приподняли, работники там оказались живыми. Они не получили даже никаких повреждений.
Собор Святой Софии в Новгороде
Семь лет понадобилось для того, чтобы построить этот собор. Его возвели в честь жителей Новгорода, с помощью которых Ярослав Мудрый стал Великим князем. Завершено было возведение собора в 1052 году. Для Ярослава Мудрого этот год стал знаковым. Он похоронил в Киеве своего сына Владимира.
Строили собор из разных материалов. Основными были кирпич и камень. Стены собора облицевали мрамором, на них были встроены мозаичные узоры и картины. Это веяние византийских мастеров, которые стремились перенять славянские архитекторы. Позднее мрамор заменили известняком, вместо мозаик вставили фрески.
Первая роспись датирована 1109 годом. Но фрески со временем также были разрушены. Особенно много было утрачено во время Великой Отечественной войны. Лишь фреска „Константин и Елена“ дожила до 21 века.
Галерей в соборе нет, внешне он представляется как храм крестово-купольной формы с пятью нефами. В то время такой стиль был присущ большинству храмов. Здесь находятся созданные в далёком прошлом три иконостаса. Среди главных икон в соборе хранятся Тихвинская икона Богородицы, Евфимий Великий, Савва Освещенный, Антоний Великий, икона Божией Матери „Знамение“.
Есть здесь и старинные книги. Много частично разрозненных произведений, хотя есть и уцелевшие. Это книги князя Владимира, княгини Ирины, архиепископов Иоанна и Никиты, князей Фёдора и Мстислава. Фигурка голубя, символизирующая Святой Дух, украшает крест купола, расположенный в центре.
Дмитриевский собор во Владимире
Этот храм уникален не только тем, что выполнен в стиле романтизма. Собор впечатляет элементами, напоминающими западные базилики. Самое главное — это белокаменная резьба. Всё получилось благодаря тому, что возведение собора лежало исключительно на плечах русских зодчих. Отделочные работы выполнялись греческими мастерами. Каждый старался сделать работу так, чтобы не посрамить своё государство.
Здесь были собраны лучшие мастера, поскольку собор строился для князя Всеволода большое гнездо. В соборе впоследствии разместилась его семья. История собора исчисляется 1197 годом. Позже собор был освящён в память Дмитрия Солунского, считавшегося небесным покровителем.
Композиционное построение собора основано на конструктивных особенностях византийских храмов. Как правило, это 4 столпа и 3 апсиды. Позолоченный церковный купол венчает крест. Фигура голубя служит флюгером. Стены храма привлекают изображениями мифического характера, святыми, псалмовцами. Миниатюра Давида-музыканта является символом государства, охраняемого богом.
Здесь не могло не быть изображения Всеволода Большое гнездо. Его изваяли вместе с сыновьями. Внутреннее убранство храма восхищает. Несмотря на то, что многие фрески утрачены, до сих пор здесь красиво и торжественно.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь Спаса была построена на горе Нередица всего за один сезон в 1198 году. Храм был возведён по указу правившего в то время в Великом Новгороде князя Ярослава Владимировича. Храм вырос на возвышенном берегу русла реки Малый Волховец, невдалеке от Рюрикова Городища.
Церковь была построена в память о двух павших в бою сыновьях Ярослава Владимировича. Внешне церковь не отличается величественными надстройками. Тем не менее, она является памятником архитектуры. Построена церковь по традиционному для того времени проекту. Один кубический купол, далее, как и в других проектах — четырёхстолпный и трёхапсидный вариант.
Поражает внутренний интерьер церкви. Стены полностью расписаны и представляют галерею русской живописи, одну из самых старинных и уникальных. Эти росписи активно изучали учёные в первой трети прошлого века. Сохранились подробные описания картин, проливающие свет на историю того времени, когда возводилась церковь, на уклад жизни новгородцев. Художник Н.Мартынов в 1862 году сделал акварельные копии нередицких фресок. Они с большим успехом были продемонстрированы в Париже, на Всемирной выставке. Эскизам была присуждена бронзовая медаль.
Эти фрески являются очень ценным образцом новгородской монументальной живописи. Созданные в XII столетии, они и сегодня представляют большую художественную, тем более, историческую ценность.
Новгородский кремль
Самым уникальным архитектурным памятником многие считают Новгородский кремль. Он относится к одному из древнейших памятников. Каждый город на Руси воздвигал свой кремль. Это была крепость, которая помогала оградить жителей от вражеских набегов.
Немногие кремлёвские стены устояли. Новгородский кремль вот уже десятое столетие верно служит своим жителям города. Эта постройка самая старая. Но она сохранила свой первоначальный облик.
Тем и ценен этот архитектурный памятник. Выложен был кремль из красного кирпича, в то время на Руси строительный материал диковинный и дорогой. Но не зря использовали его новгородские строители. Стены города не дрогнули перед натиском многих неприятельских войск.
На территории Новгородского кремля высится Софийский собор. Это ещё один из великих архитектурных памятников Древней Руси. Пол собора выложен мозаикой. Весь интерьер — образец утончённого мастерства зодчих. Проработана каждая деталь, мельчайший штрих.
Жители новгородской земли гордятся своим кремлём, считая, что он в нём сосредоточен ансамбль архитектурных памятников, который должен воодушевлять каждого россиянина.
Троице-Сергиева лавра
Троице-Сергиева лавра является самым большим мужским монастырём в России, который находится в городе Сергиев Посад в Московской области. Основателем монастыря был Сергей Радонежский. Со дня основания монастырь стал центром духовной жизни московских земель. Здесь войско князя Дмитрия Донского получило благословение на битву с Мамаем.
Более того, Сергий Радонежский отправил в войско монахов Ослябя и Пересвета, отличавшихся усердием в молитве и богатырской силой, которые проявили себя геройски во время сражения 8 сентября 1830 года. Обитель на протяжении столетий была центром религиозного воспитания россиян, а также сердцем культурного просвещения.
В обители было написано много икон. Этим занимались Андрей Рублёв и Даниил Чёрный — выдающиеся иконописцы. Именно здесь была написана широко известная икона „Троица“. Она стала составной частью иконостаса монастыря. Испытанием называют историки осаду обители польско-литовскими захватчиками. Это было смутное время. 16 месяц длилась осада. Осаждённые выстояли и победили.
Не все памятники архитектуры Древней Руси выстояли и сохранились. От многих не осталось следов. Но сохранились описания в древних книгах. Учёные расшифровывают их, устанавливают местонахождение. Патриоты находят силы и средства и начинают восстанавливать древние строения. Чем активнее будет проводиться эта работа, тем всё больше возрастёт величие России.
Похожие статьи:
Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода
В списке древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода представлены древнерусские архитектурные памятники, возведённые до монгольского нашествия и сохранившиеся (хотя бы и в перестроенном виде) до конца XIX века.
Для каждой постройки указаны наименование, местонахождение, время возведения, степень сохранности (состояние), фотография (для объектов, по которым изображения доступны). Для удобства список разбит по историко-географическому принципу. Несохранившиеся постройки выделены серым цветом.
Киевская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Киев | 1017—1022 или до 1037. | Относительно высокая. В начале XVII века разрушена западная часть стен и галерей храма. Внешний вид сильно изменён в XVII—XVIII веках: выстроена заново часть западной стены и галереи, достроены приделы с новыми большими куполами, сделана отделка в стиле украинского барокко. В интерьере сохранились мозаики и фрески XI века, граффити XI—XII веков. | |
2. | Золотые ворота | Киев | 1037. | Крайне низкая. Уцелели нижние части стен, встроенные в новодел 1982 года. Надвратная церковь Благовещения разрушена в древности. | |
3. | Успенский собор Киево-Печерского монастыря | Киев | 1073—1089, в 1230-е годы возведены вновь своды, глава и южная стена. | Взорван в 1941 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Сохранились некоторые подлинные части здания XI века — главным образом в алтарной части. | |
4. | Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря | Киев | ок. 1106. | Относительно высокая. Облик искажён отделкой фасадов и интерьера в стиле украинского барокко. | |
5. | Церковь Архангела Михаила Выдубицкого монастыря | Киев | 1070—1088. | Низкая. Сохранилась только западная половина: нартекс с хорами и западные столбы наоса, без сводов, включённые в церковь 1766—1769 гг. | |
6. | Собор архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря | Киев | 1108—1113. | Полностью уничтожен в 1936 году. Восстановлен не по научной реконструкции первоначального вида, а с поздними пристройками и отделкой в стиле украинского барокко. Часть мозаик уцелела в музеях, уцелевшие до XX века фрески почти целиком погибли. | |
7. | Церковь Спаса на Берестове | Киев | Конец XI — начало XII века. | Низкая. Сохранилась западная часть, включённая в церковь XVII века. | |
8. | Церковь Успения на Подоле («Пирогоща») | Киев | 1131—1136. | До разрушения не сохраняла древних главы и сводов. Взорвана в 1935 г., восстановлена по современному проекту. | |
9. | Церковь Кирилла Александрийского | Киев | ок. 1140—1146. | Хорошая. Не сохранились верх главы и большая часть сводов. На рубеже XVII — XVIII веков переделана в стиле украинского барокко. Уцелели значительные фрагменты фресок XII века, частично переписанных в 1880-е гг. | |
10. | Церковь Василия Великого (Трёхсвятительская) | Киев | 1182—1183. | Не сохранилась. Верхняя часть выстроена заново в конце XVII века, а в 1936 г. храм снесён. | |
11. | Церковь Василия Великого | Овруч | ок. 1190. | Средняя. Своды и купол — реконструкция Щусева, не отвечающая современным представлениям о первоначальной форме храма. | |
12. | Георгиевский (Успенский) собор | Канев | 1144. | Высокая. В начале XIX века переделана в ампирных формах — добавлены фронтоны и башни. |
Черниговская земля
Переяславская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Архангела Михаила («Юрьева божница») | Остёр | Рубеж XI—XII веков. | Низкая. Разрушена в XVIII веке. Сохранилась только апсида храма и часть фресок начала XII века. |
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Великий Новгород | 1045—1052. | Высокая. Неоднократно перестраивалась северная галерея. В 1893-1900 гг. собор был реставрирован В. В. Сусловым, что во многом определило его современный облик[1]. Внутри сохранились фрагменты фресок 1108 г. (в основном в барабане купола, образ Спаса Вседержителя погиб в Великую Отечественную войну), бронзовые врата 1-й половины XII в. Из собора происходит ряд древних икон и других предметов искусства домонгольского времени. | |
2. | Николо-Дворищенский собор | Великий Новгород | Заложен в 1113. | Относительно высокая. В ходе недавней реконструкции восстановлены четыре малых главы и форма кровли (позакомарное покрытие). Нижняя часть интерьера отделена более поздними сводчатыми перекрытиями и превращена в подцерковье. К храму примыкают поздние пристройки, в т.ч. шатровая колокольня конца XVII в. | |
3. | Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря | Великий Новгород | 1117—1122. | Высокая. Есть поздние пристройки. Искажена форма кровли. Частично сохранились фрески 1125 г. | |
4. | Георгиевский собор Юрьева монастыря (архитектор — Мастер Пётр) | Великий Новгород | 1119—1130. | Высокая. Искажена форма кровли. Внутри сохранились фрагменты фресок XII века, особенно хорошо сохранилась роспись придела в куполе над лестничной башней. | |
5. | Церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине) | Великий Новгород | 1179. | Низкая. Своды, купол и вся западная часть здания построены в XVII веке. Сохранились боковые стены и алтарные апсиды (не на полную высоту). Во всех трех апсидах сохранились фрески 1189 г[2]. | |
6. | Церковь Рождества Богородицы на Перыни | Великий Новгород | 1220-е гг. | Высокая. В ходе реставрации возвращён первоначальный внешний вид. | |
7. | Церковь Кирилла Александрийского на Нелезине Кирилловского монастыря | Новгородский район | 1196. | Перестраивалась в XVII в. Верх храма выстроен вновь в 1754 г. Храм был уничтожен во время войны, ныне не существует. | |
8. | Церковь Спаса на Нередице | Великий Новгород | 1198. | Низкая. Сильно разрушена во время Великой Отечественной войны. Архитектура полностью восстановлена (утрачена большая часть фресок 1199 года). | |
9. | Церковь Петра и Павла на Синичьей горе (на Сильнищи) | Великий Новгород | 1185—1192. | Высокая. Местная администрация планирует реставрацию памятника. | |
10. | Церковь Параскевы-Пятницы на Торгу | Великий Новгород | 1207. | Средняя. В 1345 г. выстроены заново венчающие части и своды, барабан главы сделан в 1524 г. Построена в архитектурных формах смоленского зодчества, во многом схожа со Свирской церковью в Смоленске | |
11. | Собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского монастыря | Псков | 1130-е гг. | Высокая. | |
12. | Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря | Псков | До 1156. | Высокая. Внешний облик искажён (планируется реставрация). Практически полностью сохранился ансамбль фресок, созданных одновременно с храмом греческими мастерами. | |
13. | Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря | Старая Русса | 1198. | Сильно перестроен в XV — XVII веках, от древнего храма уцелели нижние части стен. | |
14. | Успенская церковь Успенского Староладожского монастыря | Старая Ладога | 1160-е гг. | Высокая. | |
15. | Георгиевская церковь | Старая Ладога | ок. 1165. | Высокая. Крупные фрагменты фресок XII века. |
Владимиро-Суздальская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Спасо-Преображенский собор | Переславль-Залесский | 1152—1157. | Высокая. До 1891 г. сохранялись крупные фрагменты фресок (единственный уцелевший до настоящего времени фрагмент в ГИМе). | |
2. | Церковь Бориса и Глеба | Кидекша | 1152—1157. | Средняя. В 1660-е гг. утрачены своды, глава и апсиды. Сохранились фрагменты фресок XII в. | |
3. | Успенский собор | Владимир | 1158—1160 и 1186—1189 гг. | Высокая. В интерьере фрагменты фресок XII века и фресок Андрея Рублева и Даниила Черного 1408 года. В XIX веке пристроены притвор и колокольня. | |
4. | Золотые ворота | Владимир | 1158—1164. | Средняя. Своды и надвратная церковь Ризположения выстроены заново в 1795—1810. По бокам пристроены кордегардии. | |
5. | Димитриевский собор | Владимир | 1194 — 1197. | Хорошая. В ходе ошибочной «реставрации» 1837 г. уничтожены галереи и лестничные башни, пристроенные к собору в начале XIII века. | |
6. | Собор Богородице-Рождественского монастыря | Владимир | 1190 — 1192. | Белокаменный собор существовал до 1860 года, когда был разобран и вновь выстроен из кирпича Н.А.Артлебеном (своды были переложены из кирпича в XVII в.). Новодел уничтожен в советское время вместе с подлинной шатровой колокольней XVII века. Современный собор совершенно не похож на своего предшественника. | |
7. | Успенский собор Княгинина монастыря | Владимир | 1200—1202 | Изначально кирпичная церковь, выстроена заново ок. 1500. От древнего храма уцелели нижние части стен. | |
8. | Дворец Андрея Боголюбского | Боголюбово | Заложен в 1158 году, с XIII века занят монастырём. | Низкая. Сохранилась лестничная башня (в XVIII веке перестроена в шатровую колокольню) и переход на хоры храма. От церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 г., сохранилась только цокольная часть. | |
9. | Храм Покрова на Нерли | Близ Боголюбово | 1165—1166. | Хорошая. Утрачены галереи. | |
10. | Успенский собор | Ростов | 1161—1163, 1213—1231. | Собор выстроен вновь в начале XVI века. Под землей обнаружен древний Леонтьевский придел, расположенный в южной апсиде существующего храма. | |
11. | Рождественский собор | Суздаль | До 1105 (кирпичный), вновь выстроен в 1222—1225 (белокаменный). | Средняя. Сохранился до уровня аркатурно-колончатого пояса включительно. Уцелели часть фресок 1233 г., а также «золотые врата» XIII века в западном портале и южном притворе. | |
12. | Георгиевский собор | Юрьев-Польской | 1152—1157, вновь выстроен в 1234. | Средняя. Обрушился при Иване III. Восстановлен под руководством Ермолина без соблюдения прежних пропорций. Скульптурный декор перепутан. Нижние части здания сохранились неравномерно, верхняя их часть ограничена аркатурным поясом. |
Смоленская земля
Основная статья: Архитектура Смоленского княжества
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Петра и Павла | Смоленск | ок. 1146, в конце XII в. обстроен галереями. | Хорошая. Галереи уничтожены давно, верх барабана рухнул в 1812. К 1963 г. реставрирован в первоначальных формах П.Д.Барановским. | |
2. | Церковь Иоанна Богослова | Смоленск | 1176—1180. | Имеет вид XVIII века. Уцелела от древнего храма только коробка стен. Галереи, приделы, своды, столбы и глава не сохранились. Изначально повторяла архитектуру Петропавловской церкви. | |
3. | Церковь Михаила Архангела («Свирская») | Смоленск | 1180—1197. | Относительно высокая. Верхние части здания искажены, своды почти все переложены. |
Полоцкая земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Софийский собор | Полоцк | Середина XI века. | Крайне низкая. Сохранились только апсиды и нижние части западной стены, встроенные в барочную базилику 1750-х гг. | |
2. | Спасо-Преображенская церковь Спасо-Ефросиниевского монастыря | Полоцк | Середина XII века. | Относительно высокая. Внешний облик сильно искажен в Новое время. Внутри сохранились фрески XII века (идет расчистка от поздних записей, сохранилась практически вся площадь росписи). | |
3. | Благовещенская церковь | Витебск | Середина XII века. | Не сохранила главы и сводов, а в 1961 г. разрушена. Восстановлена из современных материалов. В ныне существующей построке сохранились подлинные фрагменты западной и южной стен. | |
4. | Борисоглебская церковь «на Коложе» | Гродно | 1180-е гг. | Сохранилась не полностью: её своды и глава исчезли давно, южная и часть западной стены обрушились в реку в результате оползня в 1853. |
Волынская земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Успенский собор | Владимир-Волынский | 1160. | Средняя. Утрачены почти все своды и глава. Реконструкция 1900 г. (Котов) не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма. |
Галицкая земля
№ | Название | Местонахождение | Время постройки | Сохранность постройки | Фото |
---|---|---|---|---|---|
1. | Церковь Святого Пантелеимона | Галич | ок. 1200. | Средняя. Верхняя часть, включая своды, уничтожена при перестройке в костёл в 1611 г. Недавняя реконструкция не отвечает современным представлениям о первоначальной форме храма. |
См. также
Источники
Примечания
Архитектура Древней Руси
Архитектура Древней Руси развивалась под влиянием христианства. Изначально Русь была страной деревянного зодчества. От изб до княжеских теремов и крепостных сооружений – всё строилось из дерева.
Рис. 1. Славянская деревня Х в. в Любытино (Новгородская обл). Реконструкция
С крещением Руси традиции деревянного зодчества не были забыты. Вплоть до XIX в. русские плотники, вооруженные зачастую одним топором, творили настоящие чудеса, ткали своеобразное «деревянное кружево». Одним из наиболее ярких образцов такого творчества является Церковь Преображения Господня на острове Кижи.
Рис. 3. Церковь Преображения Господня.Автор фото: MatthiasKabel
Но христианство принесло на Русь новое, каменное зодчество. Первоначально, при постройке первых русских каменных храмов, архитекторы строго следовали византийским традициям. Такова, например, Десятинная церковь, построенная в 989-996 гг.
Рис. 4. Десятинная церковь. РеконструкцияНо уже Софийский собор, построенный в 40-е гг. ХI в., отдаёт дань русским традициям деревянного зодчества, ведь на крестово-купольную основу, присущую византийской традиции, мастера поставили целых тринадцать глав, в то время как константинопольская Айя-София увенчана одним-единственным куполом.
Рис. 5. София Киевская. Современный вид.Автор фото: Pbm
Со временем, правда, собор сильно изменился.
Рис. 6. Макет-реконструкция Софии Киевской.Автор: Воевода
Вскоре Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке. А в Чернигове вырос Спасо-Преображенский собор.
Рис. 7. Спасо-Преображенский собор. Чернигов.Автор: Lepestochek
В XII в. архитектурный стиль на Руси изменился. На смену многокупольным храмам пришли однокупольные.
Рис. 8. Собор Димитрия Солунского. Владимир.Автор: Ludvig14
Подлинным шедевром древнерусской архитектуры стал храм Покрова на Нерли. Построен он за один сезон в память о сыне Андрея Боголюбского Изяславе, который умер от ран после похода на Волжскую Булгарию в 1165 г.
Рис. 8. Храм Покрова на Нерли.Автор: Алексей Задонский
Это настоящая поэма из камня. Храм великолепно вписан в окружающий ландшафт. Строились соборы и в других городах – Новгороде, Смоленске, Галиче, Пскове, возводились и каменные дворцы князей. Архитектурный взлёт Древней Руси прервёт монгольское нашествие…
Вам будет интересно
история, особенности, стили и развитие
Архитектура — это душа народа, воплощенная в камне.
Древнерусская архитектура, начиная с Х века и до конца XVII века, была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появились на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев. Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров, сгорали тысячи деревянных зданий, возведенных русскими. В это время так же начинает закладываться каменное строительство.
Таким образом, монументальная архитектура — это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.
История архитектуры Древней Руси с X по XII века
В первый период, который проходил в X — XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с эти самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами. Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.
Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25 — главой церкви Успения Богородицы (Десятинную). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.
Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (нефов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды. Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной. Она была перенята у Византии.
Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать — это лишь современные реконструкции.
Второй период (вторая половина XII в. — начало XIII в.)
Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня. Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал. Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.
Особенности архитектуры древней Руси в этот период:
- Одноглавые кубические храмы.
- Строгое декоративное оформление.
- В основе лежит крестово-купольный храм.
Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.
Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.
К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.
Третий период (вторая половина XIII в. — начало XV в.)
Этот период характеризуют многочисленные нашествия со всех сторон. Это «темный век» в истории древнерусского государства. Монументальное строительство было практически прекращено. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси вновь возрождается каменное зодчество, прежде всего, военное.
Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца — восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.
Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.
Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 — 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.
В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре — Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее — им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.
Стиль архитектуры
За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:
- Пирамидальность конструкции.
- Вертикальность форм.
- Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
- Купол покрывался золотом.
- Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
- Белый цвет храма.
Архитектурные школы
На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.
Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.
Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.
Заключение
Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.
Архитектура Древней Руси 10-12 вв.
Архитектура Руси 10-12 вв.
Десятинная церковь в Киеве. (Церковь Успения Пресвятой Богородицы). Первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986 и 996 г.
Золотые ворота в Киеве. Построены Ярославом Мудрым в1019-1026 в честь победы над печенегами.
Софийский собор в Киеве. Собор построен в центре Киева в1037г. по приказу Ярослава Мудрого в честь победы над печенегами.
Софийский собор в Новгороде. Собор построен в 1045-1050 Ярославом Мудрым.
Георгиевский собор во Владимире. Собор построен Юрием Долгоруким в 1129г. в честь своего небесного покровителя- Георгия Победоносца. Юрий- в крещении Георгий.
Успенский собор во Владимире.
Собор построен Андреем Боголюбским в 1158-1161 г.
Золотые ворота во Владимире. Построены в 1164 князем Андреем Боголюбским.
Церковь построена в 1165г. Андреем Боголюбским во Владимиро- Суздальском княжестве.
Дмитриевский собор во Владимире. Собор построен в 1194 г. Всеволодом Большое Гнездо.
Впервые в русской архитектуре появляется обильная скульптурная декорация, храм кажется ажурным.
Церковь Спаса на Нередице (Новгород). Церковь была построена в Новгороде в 1198 внуком Владимира Мономаха – Ярославом Владимировичем.
Архитектура Древней Руси (IX-XII вв.)
Определение 1
Древняя Русь – это период в истории России, который ограничивается рамками IX – XIII вв. – от создания государственности до нашествия монголо-татарских войск.
В этот период Русь испытывает большое влияние Византии, что особенно проявилось в культурной сфере. Древнерусская культура в целом представляла собой симбиоз традиций восточных славян, степных племен и Византии. В древнерусской архитектуре же наиболее полно проявилось византийское влияние, что было связано с принятием христианства на Руси в X в. После этого культурные и торговые контакты двух государств стали намного шире: в русские земли приехали византийские мастера, миссионеры, торговцы и т.д.
До X в. архитектура Руси была деревянно-земляной или деревянной, поэтому до нас вообще не дошло примеров этих построек. Монументальное каменное строительство отсутствовало: крепостные стены сооружались из дерева, а люди могли жить в полуземлянках или деревянных домах. С принятием христианства разворачивается каменное строительство (поначалу только храмов).
Готовые работы на аналогичную тему
Особенности архитектуры
Древнерусская архитектура развивалась по традициям Византии, которые активно продвигали греческие мастера, приехавшие на Русь. Однако это не было простое копирование византийских памятников, ибо необходимо было учитывать специфику местности, поэтому было несколько различий:
- более широкие хоры, что не было свойственно Византии;
- бо́льшая роль крещален, а значит, необходимость увеличивать размеры здания и менять планировку здания;
- новые строительные материалы, с которыми столкнулись византийские мастера, ибо не все привычные для них материалы находились на Руси; замена одного материала другим вела и к изменению проекта здания.
- учет индивидуальных вкусов заказчиков, которым были близки традиции деревянного зодчества.
Несмотря на региональные различия, общий вид храма все равно сохранял общие черты. Он строился по крестово-купольной системе и содержал следующие элементы:
- купол: большинство храмов XI-XII вв. были однокупольными;
- столпы;
- алтарь;
- хоры;
- алтарная преграда.
Развитие архитектуры
Одним из первых каменных зданий на Руси стала Десятинная церковь или церковь Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 989-996 гг. в Киеве. Она была сожжена и разрушена монголо-татарами в 1240 г. Спустя некоторое время ее восстановили, однако и это сооружение не сохранилось, поэтому затруднительно восстановить ее первоначальный облик. Основываясь на имеющихся данных, можно сказать, что она выглядела как крестово-купольный трехнефный храм, имея три апсиды и шесть столпов. Для ее возведения использовались тонкие кирпичи византийского типа (плинфа).
Широкое строительство разворачивается при Ярославе Мудром (1015-1054). При нем в 1030-х гг. в Киеве сооружается Софийский собор. Он был построен византийскими мастерами, но с привлечением русских. Он отразил традиции византийской архитектуры – крестово-купольный пятинефный храм с 13 главами. Четкая композиция придает этому храму величественность. После этого Софийские соборы начали строиться в других городах, например, в Новгороде (1045-1050) и Полоцке (1050-е). Строительно-технические приемы, схожесть по типам говорят о том, что новгородские и полоцкие храмы были построены также артелью киевских мастеров. Однако иногда они могли менять решения – например, для ускорения и удешевления строительства в Новгороде была использована не плинфа, а известняковая плита.
Также в этот период в Киеве были сооружены церковь Ирины и Георгия и Золотые ворота. Эти постройки выражали стремление князя подчеркнуть свою преемственность от Константинополя.
Таким образом, в середине X века на Русь велось активное строительство. Однако к 1060-м гг. во всех русских городах кроме Киева, строительная деятельность велась медленнее или не велась вообще. В Киеве же за период 1060-1100-х гг. было возведено 7 крупных церквей и несколько меньших по размеру.
В эпоху же раздробленности в XII-XIII в. начинают складываться отдельные школы в каждой земле, которые имели свои различия, что обычно было связано с материалом и декором. Например, в Киеве, Рязани, Чернигове и Смоленске стандартным строительным материалом была плинфа, во Владимиро-Суздальском и Галицко-Волынском княжестве камень, а в Новгороде – известняк.
После снижения политической роли Киева, центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Архитектура этого княжества была уникальной потому, что местные мастера не просто продолжили южнорусские и византийские архитектурные традиции, но и значительно обогатили их западноевропейскими идеями (при этом неизвестно, участвовали ли в строительстве мастера из Европы).
Активным строительством занимался Юрий Долгорукий, при котором белокаменные сооружения возводились в Переславле, Юрьеве-Польском, Владимире, Суздале. Из них сохранились только Спасский собор в Переславле Залесском и церковь Бориса и Глеба в Кидекше, построенные примерно в 1152 г.
Сын Юрия, Андрей Боголюбский продолжает строительную программу. Во Владимире были построены несколько сооружений, из которых дошли Успенский собор и Золотые ворота. В окрестностях Владимира был возведен настоящий шедевр древнерусской архитектуры – храм Покрова на Нерли. В Боголюбове, резиденции князя, был также построены собор и княжеский дворец. Расцвет владимиро-суздальской архитектуры приходится на правление Всеволода Большое Гнездо, который расширяет Успенский собор и строит Дмитриевский собор. Второй является потрясающим примером резьбы по камню.
Особенностями белокаменной архитектуры являются стройность, ясность, устремленность ввысь, декор стен, изысканность. Строительство из камня происходило таким образом: из камня вырубался блок размером 50х50х50 см, из которых возводилась стена в два ряда, а промежуток между ними заполняли щебнем и заливали раствором. Податливость камня позволяла сделать на нем богатую резьбу и большое количество украшений.
Замечание 1
Таким образом, древнерусская архитектура за описываемый период приобрела свои, оригинальные черты и особенности, сочетая традиции разных культур.