Романский стиль в архитектуре кратко: Романский стиль кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Содержание

Романский стиль кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Романский стиль кратко

Архитектура средневековья представлена всего двумя видами – романским и готическим. Романский стиль, кратко описанный, дает полное представление об особенностях жизни в то далекое время.
 Романский стиль берет свое начало еще со времен Карла Великого. Он возник в VIII веке и процветал вплоть до XII столетия, когда на смену ему пришла готика. Название он получил за то, что многие приемы строительства были заимствованы из архитектуры Римской империи.  Этот стиль стал проявлением той эпохи, когда постоянная военная угроза и феодальные междоусобицы принуждали к строительству сильных крепостей и замков. Поэтому романская архитектура – это почти всегда строения оборонного типа.


Характерные черты романского стиля:
• массивность, простота и ясность форм;
• толстые стены и небольшие узкие окна;
• полукруглая сводчатая арка;
• правильное соотношение горизонтальных и вертикальных линий.


Толщина стен, окна-бойницы, обязательное наличие башни в строениях – это не только особые стилевые приемы.  В первую очередь – это защита о врага. В замках и храмах укрывалось население во время опасности.


 Романский стиль, кратко говоря, был представлен следующими типами построек: храм, монастырь и феодальный замок.
Храмы, выполненные в этом стиле, строгие и простые, лишенные украшений, должны были внушить верующему человеку мысль о его бессилии перед Богом. В них ничего не должно было отвлекать от усердной молитвы.


Развитие архитектуры приводит к возрождению скульптуры. В античные времена эта область искусства процветала, а после падения Римской империи пришла в упадок, почти исчезла.
Романскому стилю скульптуры присущи рельефы. Они применялись для украшения внутренней и внешней части храмов. Для интерьера (внутренней части) было характерно геометрическое изображение растительного орнамента.А в экстерьере (внешней части храма) главным образом использовались многофигурные композиции, которые украшали главный фасад храма.

Скульптуры повторяли религиозные сюжеты и должны были иллюстрировать неграмотным крестьянам и горожанам проповеди и службы, которые велись на непонятном для большинства прихожан латинском языке. Также скульптурные композиции должны были показать бессилие человека перед божьим гневом.
Самые известные архитектурные памятники романского стиля, это – Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд и Приорат Серрабоны во Франции. В Италии самым ярким примером этого стиля служит Пизанский собор.

В чем особенности романского стиля архитектуры? Как его можно можно описать?

чудесный вопрос 🙂

К романике принято относить постройки с характерными особенностями, распространенные в Европе в XI – XIII веках. О них я напишу чуть ниже, а сейчас самый изюм!

Именно романский стиль (а его название обозначает – «римский») – наследник архитектуры Рима. И младший брат византийской архитектуры, вспоминаем историю!

Именно поэтому так часто возникает вопрос, а чем же византийский стиль отличается от романского. Многим, но структурно это развитие одной строительной логики.

Если готика принципиально изменила конструкцию здания, то романика (и Византия) развивают типы сооружений, сложившиеся ко времени распада Римской Империи.

Да, Ренессанс попытался «забыть» романский стиль и перепрыгнуть назад, к античности. Но внимательный взгляд не пропустит взаимосвязи между архитектурой Рима, Византии, романским стилем и архитектурой Возрождения…

Самый яркий пример в нашем случае – это храмы. Именно римская базилика стала основой христианских храмов Европы

Итак, как при первом взгляде отличить романский стиль от готики?

  1. Романика – сурова и приземленна, готика – устремлена вверх! Что вполне понятно, так как основной тип романских построек – храмы-крепости, замки-крепости, монастыри. Почитайте Умберто Эко, превосходную книгу «Имя Розы» — художественным языком храмина-библиотека-цитадель описана так, что перед глазами видишь ее облик. Фильм с Шоном Коннери вполне отражает эту атмосферу.

  2. Крепостной характер отразился на внешнем виде: стены всегда массивны, здания очень основательны. Окна узкие — не забываем про оборонную функцию!

  3. Романика любит полуциркульные арки и своды. В готике, напомню, арки стрельчатые.

  4. Если в римской архитектуре потолки базилики часто состояли из кессон (кассет), и были плоскими, то в романской мы видим уже своды, не закрытые перекрытиями.

  5. Такие своды – очень тяжелые, и для их поддержки нужны мощные стены и колонны. Так форма следует за функцией, или функция за формой: своды требуют мощных стен, а мощные стены нужны для большей защиты.

  6. Основные формы зданий очень просты: куб, цилиндр, призма.

  7. При лаконичности плана и структуры именно романская скульптура стала прообразом готической. Но о скульптуре вам расскажут другие источники 🙂

Архитектурный стиль: романский

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре.

Романский стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.) — один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако, он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности архитектурных элементов — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные гладкие стены с узкими проёмами окон, оформленных лаконичными наличниками, и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена кессонного (касетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые.
  • Тяжелые своды потребовали мощные стен и столбов
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Краткая характеристика архитектурного романского стиля

Hjvfycrbq архитектурный стильХарактерные черты: рельефная плоскость, лаконичность и простота. Роспись (религиозной тематики). Пол — мрамор, плитка с рисунком. Зеркала — шифоновая бронза. Стены — венецианская штукатурка. Стремление показать не зрительную красоту, а истинную красоту духа. Сдержанность архитектурных элеметов декора.
Преобладающие цвета: коричневый, красный, зеленый, белый.
Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные.

Форма: прямоугольная и цилиндрическая.
Элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру.
Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом.
Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные. Наличники на окна — лаконичные.
Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом.
 

При написании этой статьи и формировании подборки фотографий использовались материалы сайта wikipedia.org, whc.unesco.org, smallbay.ru.


Дата публикации: 09.11.2009

© Регент Декор

Романская архитектура — Википедия с видео // WIKI 2

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII веке), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующих над местностью.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5

    Просмотров:

    9 274

    4 737

    6 248

    42 428

    279 795

  • ✪ 04 1 Романская архитектура 1

  • ✪ Великие эпохи европейского искусства. 3 серия. Романский стиль

  • ✪ 04 1 Романская архитектура 2

  • ✪ Романский и готический стили

Содержание

Термин «романский стиль»

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (отдельные здания церквей и монастырские комплексы).

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь.

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется

предроманским.

Термин «романское искусство» введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части
  • Увеличение высоты здания
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Наиболее известные архитектурные памятники

Великобритания[1]
Германия
Дания
Испания
Италия
Франция
Португалия

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Во фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Живопись

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Миниатюра

В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра. В миниатюрах появляются многофигурные композиции и новый удлинённый тип человеческой фигуры с напряжённым взором.

См. также

Примечания

  1. ↑ В Великобритании романский архитектурный стиль традиционно именуют норманским стилем

Ссылки

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь. Эта страница в последний раз была отредактирована 3 июня 2020 в 09:55.

Романский стиль — это… Что такое Романский стиль?


Романский стиль

Романский стиль

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые
  • Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Тяжесть романского собора «угнетает» пространство
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Известные постройки в романском стиле

Аббатство Мария Лаах, Германия

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Мичиган (значения)
  • Виан, Борис

Смотреть что такое «Романский стиль» в других словарях:

  • Романский стиль —         художественный стиль, господствовавший в искусстве Западной Европы (а также некоторых стран Восточной Европы) в X XII вв. (в ряде мест и в XIII в.), один из важных этапов развития средневекового европейского искусства. Термин романский… …   Художественная энциклопедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — Архитектурный стиль, вошедший в употребление в X ст., его отличительная особенность круглые арки и тяжеловесность построек. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Стиль, получивший начало в …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — РОМАНСКИЙ стиль, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры (церкви, монастыри, замки) характерны простые… …   Современная энциклопедия

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — стиль средневекового западно европейского искусства Х – XII вв. (в ряде стран также ХIII в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных …   Энциклопедия культурологии

  • РОМАНСКИЙ СТИЛЬ — (от лат. romanus римский) стиль в зап. европ. искусстве эпохи феодализма 10 13 вв. В монументальной архитектуре Р. с. преобладали храмы, монастыри, замки. Широкое развитие получили сводчатые и арочные конструкции. См. рис. К ст. Романский стиль.… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • романский стиль — стиль средневекового западноевропейского искусства X XII вв. (в ряде стран также XIII в.). Главную роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре. Монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Энциклопедический словарь

  • Романский стиль — романика (от romanum римский) общеевроп. стиль средневекового искусства X XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов), В… …   Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • Романский стиль — Церковь монастыря Мария Лах (Германия).1093 1156. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ, художественный стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в некоторых странах также 13 в.). Главные распространители монастырские ордена. Для архитектуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Романский стиль —    стиль средневекового западноевропейского искусства 10 12 вв. (в ряде стран также 13 в.). Главная роль в романском стиле отводилась суровой, крепостного характера архитектуре: монастырские комплексы, церкви, замки располагались на возвышенных… …   Архитектурный словарь


Романский стиль

Появление Романского стиля:

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Характерные черты Романского стиля:

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.
Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).
  • Тяжелые своды требовали мощные стены и колонны
  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки
  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Примеры:

Аббатство Мария Лаах, Германия, 1093-1216.

Кафедральный собор Саморы, Испания, 1174г.

Кафедральный собор Святого Килиана, Вюрцбург, Германия.

Нотр-Дам-ля-Гранд, Пуатье, Франция, 11 век.

Пизанский собор, Пиза, Италия.арх.Бускето ди Джованни Джудиче, 1063-конец 13 века.

Приорат Серрабоны, Франция, 1069г.

Собор святого Петра, Вормс, Германия, 1130-1181гг.

Церковь Богородицы, Калуннборг, Дания,1170г.

Шпайерский собор, Шпайер, Германия, основатель Конрад II,1030—1061(1853).

Любекский собор, Германия.

Романская архитектура — Википедия

Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI—XII веках (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре.

Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью.

Термин «романский стиль»

Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Романское искусство — название периода в истории искусства Европы примерно с 1000 года и до возникновения готического искусства в XIII веке; в зависимости от региона романский период в искусстве мог наступить или закончиться раньше или позже. Предыдущий период иногда именуется предроманским.

Термин «романское искусство» был введён в XIX веке историками искусства, в первую очередь — для романской архитектуры, которая не только сохранила многие основные черты римского архитектурного стиля — круглые арки, а также бочкообразные своды, апсиды и аканты, орнаменты в виде листьев, — но также создала множество новых и весьма различных деталей. В Южной Франции, Испании и Италии имела место архитектурная преемственность от поздней античности, но романский стиль был первым стилем, распространившимся по всей католической Европе, от Дании до Сицилии. Романское искусство также находилось под сильным влиянием византийского искусства, особенно в живописи, а также под влиянием «неклассического» декорирования «островного искусства» с Британских островов; соединение этих двух элементов создало новый и последовательный стиль.

Характеристика стиля

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства
  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма
  • Увеличение высоты храма
  • Замена в крупнейших соборах кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были нескольких видов: коробовые, крестовые, часто цилиндрические, плоские по балкам (характерно для итальянской Романской архитектуры).

Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Наиболее известные архитектурные памятники

Великобритания[1]
Германия
Дания
Испания
Италия
Франция
Португалия

Скульптура

Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов. Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях. Фигуры в середине тимпана должны были быть крупнее угловых. Во фризах они приобретали приземистые пропорции, на несущих столбах и колоннах — удлинённые. Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии. Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений. Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.

Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда. Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.

Живопись

В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д.). В строго симметричных композициях безраздельно доминировала фигура Христа, значительно превосходящая по размерам остальные фигуры. Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные, изредка — исторические сюжеты). Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Во всех видах романского искусства часто существенную роль играли узоры, геометрические или составленные из мотивов флоры и фауны.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют византийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалистические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, была в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале.

Миниатюра

В искусстве миниатюры главным образом была представлена в этот период книжная миниатюра. В миниатюрах появляются многофигурные композиции и новый удлинённый тип человеческой фигуры с напряжённым взором.

См. также

Примечания

  1. ↑ В Великобритании романский архитектурный стиль традиционно именуют норманским стилем

Ссылки

История романской архитектуры | ArchitectureCourses.Org

Романская история: стиль и архитектура

Романская архитектура была архитектурным стилем с 800 по 1100 год нашей эры, грубо говоря. Название происходит от заимствования римского стиля арок и бочкообразного стиля постройки, хотя название появилось спустя столетия и было фактически создано норманнами, а не римлянами вообще.

Этот архитектурный стиль был одним из первых, в котором использовались полностью каменные материалы вместо дерева, потому что камень был единственным, что поддерживало тяжелые крыши.Стиль здания также был вдохновлен византийским стилем, который ориентирован на широкие религиозные здания.

Истоки романской архитектуры можно найти у Эдуарда Исповедника, который построил многие оригинальные аббатства в этом стиле, в том числе аббатство в Вестминстере. Он также заказал многие другие церкви и здания в этом стиле, хотя он не дожил до завершения строительства аббатства.

По оценкам, в течение следующего столетия в этом стиле было построено семь тысяч церквей, хотя многие пришлось переделывать, потому что саксонские строители все еще учились делать башни и здания, которые не разрушались бы.

Романская архитектура, возможно, зародилась в нормандской Англии, но постепенно распространилась по Европе в Италию, которая приняла этот стиль, но немного изменила его с помощью имеющихся материалов. Например, итальянская романская архитектура имела больше мрамора и была более яркой.

Однако окна оставались узкими, а внутри — высокими арками. Романская архитектура также переместилась во Францию ​​и Нормандию, где были построены красивые, но суровые соборы, которые до сих пор привлекают туристов.Романская история В Германии романская архитектура приобрела немного другой вид с высокими шпилями, такими как те, что видели в Бельгии, и более обтекаемым видом.

И снова это было связано с материалами, которые были доступны немцам и другим странам, таким как мрамор и массивные куски ограненного камня, а не более мелкие камни, которые использовались в Великобритании.

Здания романского периода должны были быть огромными и зачастую внушающими благоговение, поскольку они были созданы для размещения религиозных реликварий и позволяли сотням или даже тысячам паломников увидеть их.Периоды с 800 по 1100 год нашей эры характеризовались сильным религиозным рвением, с точки зрения войн, паломничества и осыпания артефактов, имевших божественное значение для многих людей.

Нападение великих церквей и соборов, построенных в то время, предназначалось для удержания тысяч людей, все из которых были там, чтобы посмотреть на артефакты и послушать своих религиозных лидеров во время неопределенности.

Однако романские постройки были не только церквями и монастырями; они также заключили в капсулу замки, о которых мы думаем, когда приходит слово.Эти замки использовались в качестве опорных пунктов для нормандских лидеров, и они были построены так, чтобы быть прочными и долговечными во время войны.

Вся романская архитектура была построена, чтобы заявить о силе и богатстве, а также иметь оборонительную или наступательную функцию, и часто строилась рядом с источником воды. Это привело к задумчивым руинам, которые туристы посещают сегодня в Великобритании. В отличие от более современной архитектуры, архитекторы не были самой важной частью дизайна — вместо этого лорд был тем, кто был в центре внимания в ходе комиссии.

Это означало, что здания были исправными, прочными, оборонительными и прочными, но не очень креативными. Внутри было темно и пахло, потому что вентиляции было мало, а в более просторных зданиях было мало желания.

Фактически, из-за использованных тяжелых материалов окна должны были быть небольшими, чтобы поддерживать устойчивость здания в целом. Хотя многие думают о замках, глядя на романскую архитектуру, существует гораздо больше церквей и монастырей, построенных в этом стиле, чем замков, поскольку романский период характеризовался нарастающим религиозным рвением.

Романская архитектура характеризовалась тяжелыми материалами, солидной конструкцией и квадратными башнями, часто центральная из которых была самой высокой. Камень был преобладающим материалом, поскольку он был прочным и его легко найти.

Также можно было найти украшения в виде резных фигурок на колоннах и замысловатых арок и окон внутри. Они тоже были функциональными, поскольку помогали выдерживать изрядный вес каменной крыши. История романской архитектуры Фрески также были расписаны, хотя большинство из них было утеряно временем, выветриванием и разрушением во время Реформации.

В крупнейших церквях до сих пор сохранилось несколько витражей с художественным стилем раннего средневековья в некоторых зданиях, хотя даже эти немногие также повреждены со временем и часто требуют ретуши. Романская архитектура господствовала в Великобритании около трехсот лет, прежде чем уступить место готическому стилю архитектуры, который в значительной степени заимствован из романских зданий, добавляя при этом новые черты.


.

Западная архитектура | Britannica

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественное соединение между сушей Ближнего Востока и Европы. Экспансия на запад цивилизаций Западной Азии и Египта началась около 3000 г. до н.э. и привела к поселениям на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, состоит в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее — бронзовыми.Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до нашей эры до начала 2-го, обычно считается частью большого бронзового века, на смену которому пришел железный век примерно с 1200 г. до н.э.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники были адаптированы для создания оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как дворцы в Кноссе, Фесте, Айя Триада, Маллиа и Тилиссос. Чрезвычайно важный дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого стало блестящее проявление строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжался до вторжения ахейцев в XII веке.Однако дворец, по сути, представляет собой сооружение двух поздних средних минойских периодов (1800–1580 гг. До н. Э.). Несомненно, по монументальности он соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких структур, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северном конце, к морю, величественный портик из 12 пилястр открывал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадка, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений.Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; Первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые апартаменты, тщательно продуманные с сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и кладовыми. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим на север и юг.Позади этого коридора, вдоль западной стороны, была обнаружена серия длинных узких кладовых, содержащих большое количество питофов, или емкостей для хранения нефти размером с человека. По другую сторону коридора, обращенного к центральному двору, находятся государственные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с грифонами. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет подавался сверху с помощью оригинальной системы фонарных колодцев, а несколько портиков с колоннами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Кносос Часть реконструированного минойского дворца, Кносс, Крит, Греция. Петерак

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллиа, Айя-Триада, Тилиссос) примерно соответствует развитию Кносса. Каждый из них примечателен, и Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским королям строить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, здесь заметно отсутствие крепостных стен, в отличие от больших стен месопотамских дворцов.Поскольку критское богослужение, по-видимому, проводилось в основном на открытом воздухе, настоящих храмов, как на Ближнем Востоке, нет. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимальное избегание внешних окон — характеристики, которые, кажется, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Пристрастие к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также унаследовали от более древних цивилизаций на востоке.Впервые в Европе колонна появилась в критском дворце, где ее часто использовали индивидуально для разделения входа.

Phaestus Вход во дворец Феста, Крит, Греция. Марсий

Развитие погребальной архитектуры на Крите продолжается от старых камерных оссуариев раннего минойского периода (2750–2000 гг. До н. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н.э. разрушило дворцы и привело к утрате власти микенской Греции. На Крите очень редко встречаются архитектурные остатки построек догреческого происхождения, построенных после этой катастрофы. Несколько деревенских святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 годом до нашей эры. Вход в этот храм украшен барельефами на его архитектурных элементах.Проем над перемычкой обрамлен сидящими фигурами, а сама перемычка с нижней стороны вырезана фигурами богини и животных. Колонна, которая, кажется, стояла посередине этого дверного проема, как и во дворце Миноса, указывает на то, что минойская традиция не исчезла полностью.

.

Романская архитектура — Wikimedia Commons

Из Wikimedia Commons, бесплатное хранилище мультимедиа

Перейти к навигации Перейти к поиску

Австрия [править]

  • Schöngrabern, Niederösterreich

Бельгия [править]

Чешская Республика [править]

  • Ротонда на Вышеграде (Прага)

  • Schoengrabern13.JPG

    Ротонда Св.Георгий в Ип

  • Schoengrabern13.JPG

    Неф романской церкви — Сен-Жорж-де-Бошервиль, Нормандия

  • Schoengrabern13.JPG

    Романская церковь — Сен-Жорж-де-Бошервиль, Нормандия

  • Романская столица — Анзи-ле-Дюк, Бургундия

  • Церковь женского аббатства, Кан

  • Basilique Saint-Remi, Реймс

  • Schoengrabern13.JPG

    Basilique Saint-Remi, Реймс

  • Schoengrabern13.JPG

    Abbaye Saint-Michel de Cuxa

  • Cloître de la cathédrale Saint-Sauveur d’Aix-en-Provence

  • Portail de Saint-Trophime, Арль, Прованс

  • Chapelle Saint-Gabriel, Прованс

  • Sacré-Cœur de Paray-le-Monial

  • Portail nord de l’abbaye Saint-Fortunat de Charlieu, Бургундия

  • Schoengrabern13.JPG

    Неф Святого Филиберта, Турню, Бургундия

  • Schoengrabern13.JPG

    Église Saint-Pierre-de-la-Tour, Ольне, Пуату-Шаранта

  • Schoengrabern13.JPG

    Tympan de Notre-Dame la Grande, Пуатье, Пуату-Шаранта

  • Центральный тимпан дю нартекс (1140-1150), Базилика Сент-Мари-Мадлен де Везеле, Бургундия

  • Intérieur de l’Église Saint-Etienne, Nevers, Бургундия

  • Schoengrabern13.JPG

    Chevet de l’église et façade orientale du dortoir et de la salle capitulaire, Abbaye de Fontenay, Бургундия

  • Schoengrabern13.JPG

    Chevet de la Basilique Saint-Sernin, Тулуза

  • Église de Saint-Nectaire, Овернь

  • Schoengrabern13.JPG

    Basilique Sainte-Marie-Madeleine de Vézelay

  • Schoengrabern13.JPG

    Basilique Sainte-Marie-Madeleine de Vézelay

  • Schoengrabern13.JPG

    Cloître de l’Abbaye de Moissac

  • Tour-porche de l’abbaye de Saint-Benoît-sur-Loire, Центр

  • Abside de l’abbatiale de Fontevraud, Центр

Германия [править]

Португалия [править]

  • Schoengrabern13.JPG

    Муниципальный холл в Брагансе

  • Schoengrabern13.JPG

    Апсида монастыря Кастро-де-Авелас, моцарабский-романский стиль

  • Церковь Сан-Педро-де-Ратес

  • Schoengrabern13.JPG

    Трансепт церкви Сан-Педро-де-Ратес

  • Интерьер церкви Сан-Педро-де-Ратес, вид на главную часовню

  • Schoengrabern13.JPG
  • Schoengrabern13.JPG

    Неф монастыря Траванка

Словакия [править]

  • Schoengrabern13.JPG
  • Schoengrabern13.JPG

    Церковь Сант-Климент в Таулле

  • Planta de la iglesia de San Clemente de Taüll, Lérida (España), año 1123

  • Иглесия-де-Сан-Эстебан, в Сеговии.

  • Schoengrabern13.JPG

    Colegiata de Santa Julia, en Santillana del Mar, Cantabria

  • Schoengrabern13.JPG

    Colegiata de Santa Julia, en Santillana del Mar, Cantabria

  • Schoengrabern13.JPG

    Claustro de la Colegiata de Santa Julia, en Santillana del Mar, Cantabria

  • Schoengrabern13.JPG

    Capitel de la Colegiata de Santa Julia, в Сантильяна-дель-Мар, Кантабрия

  • Schoengrabern13.JPG

    Capitel de la Colegiata de Santa Julia, en Santillana del Mar.Кантабрия

  • Schoengrabern13.JPG

    Santa María de Piascas, en Cantabria

  • Schoengrabern13.JPG

    Planta del primitivo monasterio de Santo domingo de Silos, tal como sería en el siglo XII

.

Характеристики французской романской архитектуры


/>

Франция демонстрирует несколько разновидностей романского стиля, в которых прослеживаются особенности, и по этой причине она может быть разделена на южные и северные провинции, главной разделительной линией которых является Луара.

Планы

Нефты сводчатые в квадратные ниши (фото 100).

На юге , внутренние контрфорсы, окружающие внешний ряд часовен, были предпочтительны, как в венском соборе.Круглые церкви здесь редкость. Отдельные башни. напоминающие итальянские кампанили. К монастырям относились максимальная проработка и богатство, обычно с двойными колоннами с великолепными капителями, которые принимают круглые своды узкие бухты и были оставлены полностью открытыми, как остекление или узор не требовались климатом.

В районе north растущий спрос на сводчатые интерьеры изменили планировку, и были предусмотрены сводчатые ребра с отдельными валами, которые разработали планы пирса.в внесены важные изменения в оформление бухт, таким образом, в ранних планах нефы сводились в квадратные бухты состоящая из двух проходов в продольном направлении (№ 100), а на введение заостренной арки каждый продолговатый отсек нефа образовывал Сравнение сводов, соответствующих по длине каждому проходу.

Стены

Массивность — характеристика всех ранних работай. Стены были бутовые с облицовочными камнями. Разработка была зарезервированы для дверных проемов в нижней части фасадов, которые часто являются образцами простоты и богатства.Контрфорсы часто бывают просто полосками слабой проекции (№ 99).

West Front, Abbaye-aux-Dames, Кан. Табличка 99. [еще фото. Щелкните изображение, чтобы увеличить его.]

Фасады располагались этажами, с оконными лиглитами парами или группами. Контрфорсы, допускающие высокие фонари с окнами освещение нефа, были введены между 1150-1200 гг. В башни в основном квадратные с пирамидальными крышами (№№ 99 и 101).

Слева: а) Ист-Энд, Аббай-о-Хоммес (S.Эттьен), Кан. (б) Вид изнутри монастырей. (c) Вид через монастыри. [Щелкните эти изображения, чтобы увеличить их.]

Открытий

У более ранних сводчатых церквей нет фонаря. На юге узкие проемы с широкими перегородками, пропускающими свет хватило, а на севере начало группировки было сделано, особенно в сторону заполнения хранилища пеленки фонаря с расположением трех и пяти световые проемы. Приделы в церкви в Везеле (1130) обычно называют самыми ранними хранилища во Франции.Впечатляющие западные входы характерны этого периода.

Внутренние и внешние дверные проемы и арки в Аббае-о-Дам, Кан. [Щелкните эти изображения, чтобы увеличить их.]

Крыши

В юг ранним лечением был туннельный свод. к нефу, опираясь на полутуннели над проходами, часто в две истории, таким образом, не допускающие фонарь. Заостренный иногда использовалась секция, несомненно, чтобы уменьшить давление на стены, и для того, чтобы кровельные плиты из камня могли быть несется прямо на экстрадос хранилища.На севере , светильники увеличенной высоты были получены с помощью пересекающиеся своды нефа (№ 100), с паховыми ребрами (введены в XII веке), упор в котором принимали арочные опоры скрытые в крышах проходов — шаг к более поздней жизни контрфорсы. Свод в южных примерах часто поддерживает кровельные плиты прямые, а в северных примерах над каменные своды были построены деревянные крыши, которые поддерживали покрытие независимо от хранилища.

Колонны

В аркадах нефа, квадратные опоры, встраиваемые в самолетах, имея на лице полукруглые древки, несущие до ребер свода (№ 103 М-П) использовались, или колонны, круглые или восьмиугольные, напоминавшие римские времена, были использовались, а затем валы для прыжков неуклюже начинаются с счеты их огромных капителей (№ 103 D, E), имитирующие Коринфский орден. Поднятие сводчатых валов подчеркивает разделение нефа на пролеты.

Слева направо: (а) Французский романский орнамент (фото 103). b) Кэпиталз, аббатство о дамах, Кан. [Щелкните эти изображения, чтобы увеличить их.]

Багет

В south элегантность благодаря классическому традиции контрастирует с грубым топором, вырезанным на структурные особенности нормандского творчества. В последнем арочный косяки формируются в утопленных плоскостях (№ 102), с угловыми валами рифленые или зигзагообразные.

Подъезд, С.Трофим, Арль (Таблица 102)

Капители кубические блоки, либо простые, либо вырезанные с копиями листьев аканта из старых Римские примеры (№ 103). Столы Corbel, поддерживаемые равниной блоки или гротескные головы, образуют карнизы стен (№ 103 B, G, J).

Орнамент

Крашеное стекло в южных примеры, маленькие, прозрачные отверстия, которые можно использовать для непрозрачная отделка стен. Витражи в пользу на севере постепенно осваивались большие открытия.Подгузник работа настолько обычна в перемычках арок, в северной работе предполагается, что они возникли в результате имитации резьбы цветовой узор или драпировки, которые изначально занимали те же позиции.

Список литературы

Флетчер, Банистер и Банистер Ф. Флетчер. История архитектуры на сравнительном методе для ученика, мастера и любителя. 5-е изд. Лондон: Б. Т. Бэтсфорд, 1905.



Викторианский
Интернет


Визуальный
Искусство


Архитектура


Романский
Возрождение

Последнее изменение 9 марта 2014 г.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *