Русское зодчество это: Русское деревянное зодчество — Википедия – Русское деревянное зодчество — Славянская культура
Русское народное зодчество — это… Что такое Русское народное зодчество?
Русское народное зодчество
—Никита2606 11:34, 28 октября 2009 (UTC) [РУССКОЕ НАРОДНОЕ ЗОДЧЕСТВО.] Термины и слова — «зодчество»-«здание» — «Создатель» и их многочисленные производные имеют общий корень — древние славянское слово — «зъд», что значит глина. И архитектор строивший «каменные» здания и вылепивший нас по своему подобию бог, имели дело с общим исходным материалом .
Речь пойдет о деревянной архитектуре т.к исходным материалом было дерево единственным орудием возведения построек был топор. Собственно когда вся Русь была деревянной. От Белого до Черного моря, от Карпат до Амура, по городам Киевской, Новгородской,Московской и (всея других) Руси возводились деревянные соборы дворцы, хоромы и монастыри, избы и амбары. Их трудами, их руками, наконец их талантами воздвигались чудесные произведения архитектурного искусства. Имена строителей неизвестны :ведь эти здания строили не бояри и воеводы, не заезжая мастера, а простые (смерды) мужики, сменявшие топор на соху, а в случае нужды- соху на боевой меч.
ДО нашего времени дошло сравнительного немного старинных образов народной деревянной архитектуры; большинство из них в Поволжье, на Урале, в Сибири, но главным образом — на Севере,
Русский Север - Это огромный, единственный в своём роде заповедник народного деревянного зодчества. В Карельской и Коми автономных республиках, северных областях Российской Федерации- Архангельской, Вологодской, Костромской, Кировской и некоторых других - до наших дней сохранились замечательные памятники народного творчества, воссоздающие в своей совокупности яркую картину древнерусской архитектуры. архитектура жилища
Ни в одном сооружении не шли так рука об руку две архитектурные добродетели — польза и красота,как в деревянном жилище. Его облик и его устройство складывалось веками, и традиции здесь были устойчивы. Это непросто устройство дома- это устройство жизни — в чем-то сродни мировоззрению. Недаром жила такая пословица:»Ищи добра на стороне, а дом люби по старине». На Севере сруб ставился непосредственно на поверхности земли. Полы делались из деревянных плах. Верх — двухскатная кровля. В таких домах ставились большие печи — каменки. Постепенно конструкция дома распространилась и на юг и стала универсальной. Такой дом стали звать избой. От «истба», «истопки» (жилой дом с печью). Топились избы по-черному (курная или рудная изба. До недавнего времени такая изба считалась более теплой, чем белая изба где все тепло вылетало в трубу. «Курная изба, да печь тепла». Суровый климат Севера вынуждал значительную часть времени проводить дома. Это привело к формированию внешнего вида дома и всех хозяйственных помещений. За десять веков такой состав северного жилого дома с некоторыми вариациями дошел до наших времен. Постепенно сложились три внешних конструктива и плана деревянного дома- «брус», «кошель», «глаголь». «Брус»-самая распространенная форма и планировка дома,где его внутренние помещения располагаются в вытянутом прямоугольном срубе с единой двухскатной крышей. Такой дом был рассчитан,как правило,на одну семью. Его архитектуру можно считать классической, «ордерной». Приведем описание внутреннего устройства дома «брусом» в Кадниковском уезде,Вологодской губернии,изученного и обмеренного В.В.Сусловым более ста лет тому назад: «Все помещение обыкновенно состоит из двух этажей. Первый из них ставился на почве,т.е. прямо на земле или на столбах. Сама изба срублена на «подзавалье» с одним «красным» (узорчатым)окном и по бокам двумя волоковыми. Она нагревается глиняной печкой. К печке обыкновенно примыкала лесенка для схода в «голубец»или «гобец»(кладовую для провизии),отделенная легкой перегородкой. Пол «мостили на кладях»(прогонах)половыми досками «в причерд с вытесом»,т.е. одна доска находила на другую. Потолок состоял из «матиц»(балок),на которые накатывали «кругляк» или клали «плахи». Около печки во внутренней стене,на высоте двух аршин от пола,делалось отверстие в деревянную трубу- «дымницу» или «дымник»,через которую и вытягивался скопившийся в избе дым. В стены вделывались два или три шеста для колыбелей и хозяйственных приспособлений. Вдоль стен ставили лавки,а на высоте 2,5 аршина-полати.Под избой находилось подполье(подклет). Часть подклета отводилась для кладовой,а остальное пространство,освещаемое «просветами» ,назначалось для кур,гусей и т.п.. Помещение под горницей разделялось на «стайку»(для мелкого скота). Пространство между избой и клетью ,забранное в столбы,носило название сеней;в них находилась полка для образов и лесенка на «вышку». Из сеней выходили на крыльцо,всегда украшенное резьбой,и спускались на улицу. Задняя часть строения,называемая дворищем,устраивалась без потолка. Во втором этаже дворища находился главный сенник,часть которого «задцы» или «придельцы» предназначалась для необходимых предметов домашнего обихода. В нем хранился корм скота,в летнее время устраивали кровати для спанья. С улицы в сенник поднимается «въезд»,сделанный из сплошных кругляков или обтесанных бревен.» Дом, описанный В.В.Сусловым,имел кровлю на три ската ,при чем третий скат с главного фасада назывался «палатным». Основная же часть домов «брусом» имели двухскатное покрытие. При этом в зависимости от состава семьи и размаха хозяйственной деятельности дома «брусом» имели либо простую структуру, либо весьма усложнялись. В северном доме обращает на себя внимание высокое расположение окон и очень низкие входные двери в избу. Все это от заботы о тепле в доме. Но всё-таки главная красота деревянного здания — устройство его верха.Верх- это программа, идея здания. Кровля здания несла в себе глубокий символический смысл. Если дом — это мир человека, то кровля это небо, замыкавшее этот мир. На протяжении всей истории деревянного зодчества может быть отмечена высокая устойчевость приёмов и образов художественной резьбы. В резьбе используются главным образом символы языческих верований-добрые духи дома и домашнего очага (обереги). Круглая розетка на «причелинах» и «полотенце» (ветренице) с изысканной игрой лучей (обычно 12 или16 лучей)-олицетворение бога жизни- Солнца (солярный символ). Славянское имя Бога Солнца — Хоро; «хоры»- располагающиеся вокруг храма; «хоромы»- обстройка вокруг. Славянским лингвистическим синонимом «хору» является «коло», отсюда кольцо обозначающиеся круг. Конская голова охлупня в завершении дома, а также весьмя часто на «курицах» — символ пути в бесмертие. Зубчатый «городок»- один из атрибутов изображения символа плодородия и богини рода Берегини. Эти элементы резьбы наносились и на долговременно используемые орудия и придметы быта — ткацкие станки, прялки , посуду и т.д. По мере совершенствования орудия труда, в особенности с использованием с 18 века пил, весь накопленный потенциал художественных средств стал использоваться более широко и щедро. Кроме резьбы широко практикуется нанесение красочных орнаментов. В первую очередь — в убранстве «верхов». «Наличники с навершием в виде треугольного фронтона , в виде прямоугольного карниза с горизонтальным членением полочками и «сухариками» , или с пропиловочным завершением в виде решётки. Боковые доски зачастую оканчиваются резными капельницами, напоминающими бахрому полотенца. Нижние доски обычно очерчаны красивыми линиями лекального профиля. Нобор декоративных элементов в основном невелик- это солярное полокружие, ромбики и крестики». На Севере и сейчас нередко можно услышать: «весёлый дом». Это очень емкое понятие. Оно включает в себ я и место,где стоит дом,щедро освещенное солнцем,и вид из окн- часто на реку или озеро ина недальний лес,и,конечно,декор дома,и его устройство. «Старые русские села и деревни не строились по заранее задуманному плану. Однако,они производят впечатление целостных архитектурных ансамблей». Архитектурным и смысловым центром села была церковь,соотвенственно деревни-часовня. Интересную деталь ансамбля северной деревни составляли амбары. Иногда их выносили на «зады» деревни и ставили их группами — «стайками». При односторонней застройке домов амбары нередко ставились на против домов, образуя таким образом улицу. А у воды ставились баньки, чтоб воду далеко не таскать. Никакой «правильности» во всем этом не было. Была нестесненность, рациональность и естественность, которая сродни красоте. А за околицей близ дорог ставились веряки. Это были либо мельницы,либо мельницы-толчеи,которые не только перемалывали зерно на муку,но и обдирали зерно на крупу. Общий вид архитектурного ансамбля селения насыщался многочисленными деталями архитектуры «малых форм»: колодцами с деревянными срубами с крупными колесами воротов и деревянными кровлями;крыльцами в иных богатых домах; изгородями;памятными обетными крестами на развилках улиц и дорог,чтобы можно было не забывать иногда перекреститься. Резные наличники окон,резные причелины и ветреницы,иногда использование цветных узоров на фасадах вносили праздник в суровые и монотонные будни крестьянской жизни. Теперь я расскажу об одном древнем городе и архитектурной столице зодчества о Великом Устюге. Устюг — древний русский город, ровесник Москвы.
История Устюга берет свое начало в XII веке., когда на земли финно-угорских племен в бассейне реки Юг и в низовья реки Сухоны пришли колонисты из Ростово-Суздальской земли. Одну за другой они заложили две крепости: Гледен – на высоком мысе у слияния Юга с Сухоной и Устюг – в излучине левого берега Сухоны близ устья Юга (отсюда – Устюг). Уже в начале XIII в. Устюг представлял собой значительный город в пограничных северо-восточных владениях ростовских князей. В конце XIVв. Устюжский край попал в подчинение московским князьям, и на протяжении всего следующего столетия город был их главной отправной точкой для завоевания северо-восточных земель. С середины XVI в. город становится крупным центром торговли, ремесла и культуры в Поморье. При учреждении «государева удела» царь Иван Грозный включил его в число опричных городов, а с конца XVI в. Устюг официально стал называться Устюгом Великим. Огромное значение для Устюга, расположенного на Сухоно-Двинской магистрали, имели начавшиеся со второй четверти XVII в. регулярные торговые сношения русских с англичанами и голландцами через Белое море, а также присоединение Сибири. Важнейшие торговые дороги из Москвы в Архангельск и Зауралье проходили через Устюг. Город оказался на оживленном торговом перекрестке. В Устюге сложился состав профессионального купечества. Наиболее крупные состояния имели купцы гостиной сотни (Босые, Гусельниковы, Усовы-Грудцыны, Ревякины), занимавшиеся посредническими операциями по обмену русских и импортных товаров на сибирскую пушнину. Разбогатевшие горожане начали вкладывать часть капиталов в строительство каменных храмов. Иждивением Никифора Ревякина были построены церковь Вознесения (1648 г.), Михайло-Архангельский собор (1653 г.) и храм Иоанна Устюжского (1663 г.), а на средства купца Афанасия Гусельникова возведены Прокопьевский собор (1668 г.) и теплая Алексеевская церковь (1672 г.). Широкие возможности открывались для устюжских ремесленников. Во второй половине XVII века в Устюге отмечены умельцы 55 специальностей. Среди них было немало талантливых людей, известных далеко за пределами города. Особенно славились устюжские иконописцы, ювелиры, кузнецы. Мастерство некоторых было настолько высоким, что их вызывали в Москву для выполнения заказов царского двора. С XVII в. большое значение в развитии экономики города приобретает Сибирь. Ежегодно за Уральские горы отправлялись десятки устюжан. Они поставляли в Сибирский край хлебные запасы, местные и привозные товары, заводили там соляные варницы, пахали землю, сеяли хлеб, промышляли зверя, строили городки, храмы, открывали новые земли и морские пути. Среди первооткрывателей достойное место занимают устюжане Тимофей Булдаков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров. XVIII век – период наивысшего подъема экономической, культурной и духовной жизни устюжан. Торговые связи устюжан охватывали огромную территорию: от Архангельска до Астрахани и от Санкт-Петербурга до Камчатки, торговали они с Западной Европой и Китаем. С 1740-х годов за пушниной устюжане ходили на Алеутские острова и на северо-западное побережье Северной Америки. Среди участников купеческих экспедиций известны имена более сорока устюжан. Самым удачливым из них был купец Василий Шилов. В 1767 году он представил в адмиралтейств-коллегию карту Алеутских островов своего сочинения. Карта была признана «для первых начал довольно изрядной» и составитель получил золотую медаль. Устюжане были участниками многих открытий в Тихом океане и на Аляске. Мореход Егор Пуртов открыл дельту реки Медной, Василий Малахов основал Николаевский редут, а его сын Петр позднее создал самое северное русское поселение на Аляске Нулато и стал первооткрывателем Аляскинского хребта. Выдающимися мореплавателями и исследователями проявили себя купцы Иван Бахов и Никита Шалауров. В XVIII в. жители Великого Устюга весьма успешно «упражнялись в разных ремеслах и художествах». В 1785 году была открыта цеховая управа, объединившая восемь ремесленных цехов: иконописный, серебряный, портной, сапожный, чарошный, кузнечный, красильный и медный. Блестящее мастерство устюжских ремесленников проявилось в самых различных отраслях изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Успешно развивались в XVIII веке просвещение, летописание, городская книжность, культовое и гражданское зодчество. Были достигнуты большие успехи в области градостроительства. В 1780 году высочайше утвержден герб Великого Устюга. Символически художник изобразил выгодное географическое положение города, игравшее на протяжении нескольких столетий важную роль в его развитии. В XIX в. Устюг был уездным центром Вологодской губернии. Основными занятиями населения города по-прежнему являлись торговля и ремесло, но былое торговое значение Устюг потерял, а из художественных промыслов остались чернь по серебру, мороз по жести и резьба по бересте, да и они за неимением спроса постепенно приходили в упадок. Во второй половине XIX начале XX в. предприимчивое устюжское купечество открыло в городе и уезде целый ряд промышленных заведений, продукция которых находила широкий сбыт. Тончайшее полотно из лучших сортов местного льна ткали на Красавинской фабрике наследников Я. Грибанова. Предприятие имело фирменные магазины в Москве, Санкт-Петербурге и на ярмарках в Нижнем Новгороде, Ирбите, Харькове. На маслобойных заводах Чебаевских выпускали льняное масло и олифу, на заводе «Новатор» И.Я.Львова – клееную фанеру, на заводе «Бавария» Л.Г. Зебальда – отличного качества пиво и лимонад, а на кондитерской фабрике А.И. Ногодкова делали вкусные карамели. Большая заслуга принадлежала устюжанам и в развитии пароходства на северных реках. В городе были открыты пристань и Михайловские мастерские по ремонту и строительству судов. В 1910-х годах Устюг по развитию промышленности занимал второе место после губернского центра. Развитие Устюга в XX в. во многом схоже с другими небольшими городами России. В 1918-1920 годах устюжане сражались в составе Северо-Двинской речной военной флотилии и в сухопутных частях, освобождая Север от иностранных интервентов. В годы Великой Отечественной войны самоотверженно работали в тылу и мужественно защищали Родину от фашистских захватчиков. Воевали на всех фронтах, во всех родах войск. Погибло около 11 тысяч человек. Одиннадцать человек получили высокое звание Героя Советского Союза: Л.И. Елькин, В.И. Копылов, А.А. Кузнецов, Н.Г. Кузнецов, Н.И. Меркурьев, Н.С. Мусинский, П.М. Норицын, А.Е. Угловский, М.Н. Угловский, С.М. Черепанов, В.И. Щелкунов. Полными кавалерами ордена Славы стали К.Н. Ивашевский и И.Н. Черепанов. Во второй половине XX в. Великий Устюг (с 1937 г. – районный центр Вологодской области) – самый развитый в промышленном отношении город на северо-востоке Вологодчины: успешно работали более десяти крупных предприятий местного и республиканского значения, продукция судостроительно-судоремонтного завода, щетинно-щеточной фабрики, фанерного комбината «Новатор», завода «Северная Чернь», фабрики «Великоустюгские узоры» были известны не только в нашей стране, но и за рубежом. С Устюгом связаны имена многих талантливых людей. Среди них академик В.П. Скрипов, доктор медицинских наук Н.П. Бычихин, писатель Н.В. Угловский, поэт Н.Н. Кутов, композитор Г.Н. Колосов, художники Е.П. Шильниковский, Г.Н. Осиев. На устюжской земле выросли и получили путевку в жизнь Герои России матрос-подводник Сергей Преминин и летчик-испытатель Владимир Логиновский. С начала 1970-х годов началась активная работа по восстановлению памятников архитектуры, создан реставрационный участок и общество охраны памятников истории и культуры. В 1986 году приказом министра культуры СССР Великий Устюг включен в список исторических городов союзного значения. После монголо-татарского разорения русская архитектура переживала пору упадка и застоя. Монументальное строительство прекратилось на полстолетия, кадры строителей, по существу, были уничтожены, подорвана и техническая преемственность. Поэтому во многом приходилось начинать сначала. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь). Географическое положение Пскова , постоянная опасность нападения Ливонского ордена обусловили развитие здесь оборонного зодчества. В ХIV – ХV вв. возведены каменные стены псковского детинца (Крома) и “Довмонтова города”. К началу ХVI в. общая протяженность крепостных стен Пскова составила 9 км. А теперь мы поговорим о Культовых деревянных постройках. Псковские храмы небольших размеров возводили из местного камня и белили, чтобы известняк не выветривался (церкви Василия на горке, 1413 г.; Георгия со взвоза, 1494 г. и др.). Архитектурный облик церквей оживлялся асимметричными крыльцами, папертями, звонницами, которые в целях экономии строились без собственного фундамента и возводились прямо над фасадом церкви, над папертью, даже над погребами (церковь Успения в Пароменье, 1521 г.) Вековые традиции, гибкость архитектурного мышления , практичность создали заслуженную славу псковским зодчим и позволили им в дальнейшем сделать весомый вклад в архитектуру единого Российского государства.
В “послекуликовский” период московского зодчества (рубеж ХIV –ХV вв.) каменное строительство приобрело большой размах. Церкви строились не только в Москве или Коломне, но и в Звенигороде, Дмитрове, Можайске. Дошедшие до нас постройки представляют новый тип одноглавого храма башнеобразной конструкции, поднятого на высоком цоколе; со сложным верхом, увенчанным ярусами килевидных закомар и кокошников, и вознесенным на высоком барабане куполом, с системой лестниц, ведущих к перспективным порталам (Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря, 1422-23 гг; Спасский собор Спасо – Андроникова монастыря в Москве, 1425 – 27 гг.) На рубеже XV – XVI вв. начался новый этап развития каменного зодчества. Творения русских мастеров в монументальных формах отражали крупные перемены, происходившие в жизни страны. С превращением Москвы в столицу независимого единого государства, формированием представления о ней как об оплоте Православия связано стремление поднять художественный и технический уровень московского строительства. Искуснейшие русские мастера (псковичи, тверичане, ростовчане) работали здесь рядом с лучшими зодчими Европы. В результате московское зодчество теряло региональную ограниченность и приобретало общерусский характер. К концу XV в. белокаменный Кремль Дмитрия Донского (1367 г.) обветшал. Для возведения новых стен и башен Кремля (1465-95 гг.) были приглашены итальянские мастера (миланский инженер Пьетро Антонио Солари и др.). Новые кирпичные стены (протяженностью более 2 км с 18 башнями) оказались не только прекрасным укреплением, но и замечательным произведением искусства. В 30-е годы XVI в. была возведена вторая линия каменных укреплений в Москве – стены Китай-города (зодчий Петрок Малый), а в 1585-93 гг. – третья – Белый город (мастер Федор Конь). Своеобразным итогом развития крепостного зодчества в XVI в. стал замечательный Смоленский кремль (1595-1602 гг., зодчий Ф.Конь). Инженерный и эстетический опыт Москвы использовали строители многих русских крепостей (Новгород,1490-1500 гг.; Нижний Новгород,1500-11 гг.; Тула, 1514-21 гг.; Коломна, 1525-31 гг. ). На Соборной площади Кремля, на месте обветшавших и тесных храмов времен Ивана Калиты были возведены новые. При постройке Успенского собора (1475-79 гг.) итальянский зодчий Аристотель Фиораванти, следуя образцу владимирского Успенского собора, творчески соединил наиболее характерные древнерусские формы с ренессансным пониманием архитектурного пространства и создал совершенно оригинальное произведение, поразившее современников “величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством”. Композиция нового собора была взята за образец при строительстве Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (1524-25 гг.), Успенского собора в Троице-Сергиевом монастыре (1559 – 85 гг.), Софийского собора в Вологде (1568 – 70 гг.) и др. В 1505 – 09 гг. итальянец Алевиз Новый построил усыпальницу московских князей – Архангельский собор, отделав его наподобие двухэтажного палаццо в духе итальянского Ренессанса. Столь откровенное использование в отделке храма деталей, характерных для гражданского строительства, знаменовало усиление светских традиций в культовом зодчестве. Благовещенский собор (1484 –86 гг.) и церковь Расположения (1484 – 86 гг.), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны с традициями псковского, владимирского и раннемосковского зодчества. Завершают ансамбль Соборной площади Грановитая палата (Марко Руффо (Фрязин) и Пьетро Антонио Солари, 1467 – 91 гг.), имевшая пятисот метровыйййй квадратный зал, перекрытый четырьмя крестовыми сводами с мощным опорным столбом посредине; и высокий столпообразный храм – колокольня Иоана Лествичника (Бон Фрязин, 1505 – 08 гг.), представлявшая собой башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов. Изящество постройки подчеркивали плоские лопатки на углах и легкие карнизы.
Сложение новой общерусской архитектуры этим не ограничилось. В 1-ой половине ХVI в. русские зодчие осуществили задачу перенесения в каменное строительство элементов шатрового храма. Один из лучших образцов этого стиля – церковь Вознесения в селе Коломенском (1530 – 32 гг.). Это поистине русская во всех формах постройка, порвавшая с привычным образом крестово – купольного храма. Композиция церкви складывается из четырех основных элементов: подклета, мощного четверика с выступающими притворами, образующими крестообразный план, восьмерика и шатра с главкой. При огромной высоте площадь храма невелика. Он создан прежде всего для обозрения снаружи как торжественный памятник – монумент важному событию – рождению наследника престола. Сложная форма двускатных кокошников, восьмигранная форма барабанов глав боковых столпов, необычное украшение центрального барабана полуцилиндрами, декор церкви Усекновения главы Иоана Предтечи в селе Дьякове также свидетельствуют о воздействии деревянного зодчества.
Русскими зодчими Бармой и Постником Яковлевым в 1554 – 61 гг. в память о взятии Казани воздвигнут на Красной площади собор Покрова, “что на рву”. Архитектурный ансамбль церкви состоит из девяти столпообразных храмов различной высоты, в названиях которых отразились казанские события. Храм на Красной площади, как отмечали иностранцы, “построен , скорее, как бы для украшения, чем для молитвы”. Светское начало в нем превалирует над культовым. Это высшая точка развития русского зодчества ХVI в. Во 2-ой половине ХVI в. в культовом строительстве появилась консервативная тенденция. Стоглавый церковный собор 1551 года строго регламентировал церковное строительство. Зодчим было приказано придерживаться канонического образца Успенского кремлевского собора, шатровые постройки, противоречащие византийским образцам, были запрещены. В результате появилось на Руси множество тяжеловесных повторений кремлевского шедевра. Лишь в самом конце столетия, при Борисе Годунове,в архитектуре вновь наметилась тяга к разнообразию и изяществу форм, повышенной декоративности (церковь в резиденции Бориса Годунова – селе Вяземы, 1598 – 99 гг. В целом, зодчество ХVI в. по масштабам, разнообразию и оригинальности творческих решений принадлежит к наиболее ярким этапам в истории русской архитектур.
Шаблон:PD-RU-exempt/layout<noinclude> Шаблон:Translated tag </noinclude>
Деревянное зодчество Царской России | Журнал Ярмарки Мастеров
С 1873 по 1880 годы издавался журнал «Мотивы русской архитектуры». Он публиковал проекты и эскизы жилых домов,
общественных зданий, мебели и декора, созданные последователями русского стиля в архитектуре.
Этот стиль опирался на традиции народной культуры, возрождая старинные приемы и мотивы русского зодчества.
Загородные дома, выставочные павильоны, общественные здания, которые проектировали и строили архитекторы Ропет,
Кузьмин, Гартман, Лыгин и их единомышленники.
Отличительной чертой русского народного деревянного зодчества является, прежде всего, отношение к дереву не только
как к строительному материалу, но и как к материалу искусства.
Многообразие форм складывается из разного сочетания одних и тех же, многократно повторяющихся в разных постройках,
выработанных и отточенных на протяжении веков, традиционных архитектурно-конструктивных приёмов. Неповторимость
целого при повторяемости деталей – один из принципов традиционного зодчества. Многие постройки очень похожи, но
двух совершенно одинаковых не найти.
Важное свойство традиционных деревянных построек это их сборность-разборность и возможность перевозки.
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села,
и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты
зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные
архитектурные ансамбли.
Русское деревянное зодчество – это народное искусство, достигшее высот, поражающих воображение, поистине
сказочное, явившее немало шедевров мировой архитектуры.
Исследуя данные произведения, мы имеем возможность ближе узнать Россию второй половины XIX столетия, которая
обновлялась и побеждала, смело смотрела в будущее и гордилась своими национальными традициями, в то время как
современные архитекторы во многом утратили память о великом наследии русского зодчества и искусства, не применяя в
своих проектах знания и опыт своих гениальных предков.
Русское деревянное зодчество — Славянская культура
Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек…
Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле….
Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.
В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.
Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.
Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким — даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова — Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.
Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями.
Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.
Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. 17 век. Поначалу этот музей возник на небольшом почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было большое поселение именуемое в Новгородских писцовых книгах «Спасский Кижский погост»
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздаль. Музей деревянного зодчества.
Часовня Михаила Архангела. 17-18 века.
Часовня Успения Богородицы. 18 век. Старинное кижское строение уже в течении 3 веков стоит на берегу Онежского озера. Как и раньше часовня служит ориентиром для рыбаков.
Вознесенская кубоватая церковь. 1669 год. Село Кушерека Онежского района. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность северных кубоватых церквей – их красота, изящество, гармония.
Часовня Трех Светителей. 17 век. Деревня Кавгора. На самом высоком холме в Кондопожском районе Карелии когда-то находилась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов высилась часовня Трех Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова
Дом Сергеевой из деревни Липовицы. Конец 19 начало 20 века. Типичный заонежский дом построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.
Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом.
Дом Ошевнева – фрагмент веранды. 1876 год. Деревня Ошевнево. Один из наиболее распространенных в заонежье домов-комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.
Дом Сергина. 1884 год. Деревня Мунозеро. В родной деревне дом стоял на единственной улице протянувшейся вдоль озера и выделялся среди других домов своими громадными размерами и богатым декоративным убранством. В Заонежье такие дома не были редкостью.
Часовня Петра и Павла. 17-18 века. Деревня Насоновщина. Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жители деревни Волкостров, или, точнее – куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино… Часовня была центром и украшением Волкострова.
Часовня Знамения Богородицы (фрагмент). 18 век. Деревня Корба. В деревне Корба расположенной в глубине небольшого залива, на мысу вдающемся в озеро, стоит часовня Знамения Богородицы. В 19 веке строение было обшито тёсом и покрыто кровельным железом. В 1962 после реставрации часовня приобрела прежний облик.
Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома. Самая интересная клетская церковь начала 18 века из села Фоминское Костромского района
Кижский погост. 17 век. Само слово «погост» говорит о значительности поселения. Так в старину называли не только крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и её главное поселение, служившее административным центром.
Колокольня. 19 век. Деревня Иваново.
Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома. Судя по писцовым книгам церковь построена в 1628 году. Это самая большая из сохранившихся до нашего времени клетских церквей.
Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания.
Кижи. 17 век. Тысячи людей спешат сюда, на остров Кижи, чтобы увидеть «восьмое чудо света» сотворенное простыми крестьянами. Сейчас здесь музей-заповедник народного деревянного зодчества.
Церковь Спаса из села Фоминское. Шатровый купол и колокольня. 18 век. Кострома.
Церковь Спаса из села Фоминское. Фрагмент. 18 век . Кострома.
Музей деревянного зодчества в Костроме. Ни одной древней деревянной постройки в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Лучшие из этих памятников с 1958 года перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества.
Фрагмент деревенского дома. Музей деревянного зодчества. Костроме
Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни. 1687-1689 год. Ростов. Ярославская область. Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд сколько об этой небольшой рубленной церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из Ростовского озера по реке Ишни в готовом виде и встала. Где стоит сейчас.
Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома.
Колодец с воротом. Деревня Боросвиль
Спасо-Преображенская церковь – фрагмент. 18 век . Суздаль, музей деревянного зодчества. Единственный инструмент которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздаль, музей деревянного зодчества.
Церковь Покрова Божьей Матери. 17 век. Кижи. Покровская церковь – один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера – прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста.
Церковь Николы из села Глотово. 1766 год. Суздальский кремль. Привезена в Суздаль в 1960 году как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства – срублена топором с приминением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком). Скромная клетская церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.
Ветряная мельница. 19 век. Кострома, Музей деревянного зодчества.
Воскресенская церковь. 1776 год. Суздаль, Музей деревянного зодчества.
Суздальский Музей деревянного зодчества
Преображенская церковь из села Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь. Кострома.
Деревянный мост. Костромской Музей деревянного зодчества.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздальский Музей деревянного зодчества.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздальский Музей деревянного зодчества.
Ветряная мельница. Суздальский Музей деревянного зодчества.
Спасо-Преображенский храм. Кижи.
Похожие статьи:
История → Русские и украинцы — один народ?
История → Об Острове Буяне!
История → Русь Рюрика. Никакого союза ильменских словен и поволжской мери не было
Русское зодчество → Памятники деревянного зодчества
Фотографии → Неземная красота русских городов
Рейтинг
последние 5
Русское традиционное жилище — Википедия
Хата — южно-русский тип жилья. Воронеж, XIX в.Русское традиционное жилище — в русской традиционной культуре, широко бытовавшей ещё в конце XIX — начале XX веков, представляло собой сооружение из дерева — избу, построенную по срубной или каркасной технологии.
Реже, в основном, на юге, бытовали каменные, глинобитные жилища[1]. В традиционном виде к настоящему времени почти не встречается, но его традиции сохраняются в архитектуре сельского жилища, а также в дачном строительстве[2].
Основа русского национального жилища — клеть, прямоугольный крытый однокомнатный простой бревенчатый дом без пристроек (сруб) или хибара. Размеры клетей были небольшими, 3 на 2 метра, оконных проемов не было. Высота клети была в 10—12 бревен. Крылась клеть соломой. От слова клеть происходит слово клетка.
В Синодальном переводе Библии «клеть» переведена как «комната». В отличие от избы, клеть могла не иметь отопления, и её использовали не только для жилья, но и для хранения припасов (кладовка, где обитал клетник, или сарай). Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. Спальня называлась ложница, или одрина. Божница — домовая церковь.
Клеть устанавливалась на подошве, то есть прямо на грунте, на столбах, режах и обрубах. Реж и обрубы — прообраз фундамента. Брёвна, как и в строениях фино-угорских и балтских народов, связывались в обло, в присек, в лапу, в замок, в ус. Брус связывался в ус, в брус, в косяк, в угол. Один ряд из брёвен или брусьев — венец. Высота клети измерялась в венцах, например, «вышиною на пятом венце». Брёвна прокладывались мхом, такое строение называлось «во мху». Полы укладывали на клади, или лежни. В подклетах пол мог быть бревенчатым или земляным. Богатые люди утепляли хоромы низкокачественным льном, пенькой, паклей. Стены и потолки обивали полотном или войлоком. Внутренняя отделка клети называлась «нарядить нутро». Внутренние стены обшивались тёсом или липовыми досками. Потолок (подволока) укладывался на матицы. Потолок из колотых пополам брёвен или брусьев. Потолок обмазывали глиной. Поверх потолка для утепления насыпали просеянную землю.
Резьба по дереву в оформлении внешнего угла дома в Санкт-Петербурге (Невский район)Клеть с печкой — уже изба. Изба топилась по-чёрному. Дым выходил через деревянный дымоход (дымница) или через открытые окна и двери. У бедных людей избы были чёрными и позёмными, то есть установленные прямо на земле. Кроме печи, в избе располагались лавки вдоль стен, в центре располагался обеденный стол. Неотъемлемым элементом избы считались сундуки (для одежды и утвари). На стенах помещались полки. Очень поздно (XIX век) в интерьер избы вошли стулья и шкафы.
Окна у чёрной избы от 6 до 8 вершков длины, 4 вершка ширины — предназначены для выпуска дыма. Располагались почти под потолком, рам не имели. Такие окна назывались волоковыми — их заволакивали доской или специальной крышкой. У зажиточных людей напротив избы устанавливалась клеть с волоковыми окнами — летнее жилище. Крытый переход между избой и клетью — сени. Под клетью располагался глухой подклет (мшаник), в котором содержался скот или устраивалась кладовая.
У богатых людей избы белые — с дымоходом.
Хоромы — совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Цари (князья) жили на верхних этажах. Нижние этажи вначале назывались порубы, а потом подклет. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали. Большие хоромы укрепляли железом: скобами, наугольниками, подставами и так далее. Хоромы делились на:
Покоевые хоромы[править | править код]
Покоевые (постельные) хоромы — жилые помещения. Обычно три или четыре горницы: передние сени, крестовая, или моленная, и постельная. Кроме этих помещений, могли ещё быть: передняя комната, задние сени и другие. Нередко комнаты не имели специальных названий, а назывались третья (после передних сеней и передней), четвёртая и так далее. Мыльня (баня) зачастую располагалась в подклете покоевых хором. Княгинина половина, хоромы детей и родственников ставились отдельно от хором хозяина и соединялись переходами и сенями. Покоевые хоромы устраивались в глубине двора.
Непокоевые хоромы[править | править код]
Непокоевые хоромы — нежилые помещения для торжественных собраний, приёмов, пиров и так далее. Непокоевые хоромы состояли из больших помещений. Их устраивали в лицевой части хором, перед жилыми хоромами. Помещения непокоевых хором назывались гриднями, столовой избой, повалушей, горницей. Около 200 лет зал Грановитой палаты площадью 495 м² оставался самым большим залом в русской архитектуре.
Хозяйственные постройки[править | править код]
Третья часть хором — хозяйственные постройки: конюшни, амбары, портомойни (прачечные), оружейные, стряпные избы и так далее. Для сушки белья над портомойнями строили открытые обрешеченные терема.
Двухэтажный дом на нежилом подклете. С наружной стороны стена подклета без окон. Вторая половина XIX века. Этнографический музей народов ЗабайкальяПодклет — нижний этаж дома, хором. В подклете жили слуги, дети, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Скотница — кладовая с казной, то есть имуществом. Князи и цари устраивали казну в подклетах каменных церквей. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, нежилые — с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.
Статья или раздел содержит противоречия и не может быть понята однозначно. Следует разрешить эти противоречия, используя более точные авторитетные источники или корректнее их цитируя. На странице обсуждения должны быть подробности. |
Горница — неотапливаемая, чистая комната в крестьянском жилище у народов Восточной Европы. Горница устраивалась на втором этаже — над подклетом. Само слово горница означает горнее (ср. гора), то есть высокое место. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года.
Эх, да уж как Ванюшка По горенке похаживаетнародная песня «Порушка-Параня» |
Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая или четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Горницы делились стенами на комнаты — чуланы и каморки.
Светлица — горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица — самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались в трёх или всех четырёх стенах. В горнице окна устраивались в одной или двух стенах. И в светлице, в отличие от горницы, нет печи, точнее, топочной части печи. Только тёплый печной бок или дымоход, заштукатуренный и побелённый или раскрашенный. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий или других работ.
Терем (чердак-чертог, вышка) — третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. В теремах красные окна устраивались во всех стенах. К теремам пристраивались башенки — смотрильни. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками.
Сени — крытое пространство (переходы) между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. В XVI и XVII веках было распространено выражение «у государя на сенях». Сенник — неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти. На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений. В сенях устраивали кладовые, над сенями настраивали вышки, а снизу подсенье. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.
Двускатная кровля. На крючках курицы лежит водосток. 1861 год постройки. Этнографический музей народов ЗабайкальяКровлю связывал продольный брус — князь (князёк) или конь (конёк). К этому брусу крепились стволы деревьев с закрючинами — курицы. На крючья курицы укладывали свесы, водостоки. Кровля обрешёчивалась и накрывалась тёсом и берестой. В хоромах кровля устраивалась шатром — со скатами на четыре стороны. Под князем устанавливался бык. Также кровли сводились в виде бочек и кубов. Зачастую в одном хороме сочетались все виды кровли. Крыши часто делались с изломом внизу — с полицами. Полицы также могли располагаться между этажами, они делались из досок с фигурным окончанием. Кровля перекрывалась мелкой решёткой, и сверху накрывалась «в чешую». Кровля в чешую обычно окрашивалась в зелёный цвет. На вершине кровли устраивалась прапорица — флюгер, на князе устанавливались резные гребни. Верхние чердаки строились не только на четыре, но и на шесть и восемь стен.
Крыльцо для клетей устанавливались на брёвнах, или на подрубах. Лестницы клали на тетиву, на которую устанавливали ступени. Лестницу переламывали — то есть устраивали отдыхи (площадки). Лестницы почти всегда огораживали перилами с балясинами или решётками. В больших хоромах под лестницей устраивали рундук.
Двор обносили забором — заплотом. Заплот устраивали из тёсанных брёвен. Ворота устанавливали на столбы, или столбицы. Ворота в один щит, в богатых домах — в два щита с калиткой. Иногда устраивались тройные ворота — с двумя калитками. Ворота покрывались небольшой кровлей с полицами (водостоками). Князёк крыши украшался башенками, шатриками, бочками, резными гребнями. По богато украшенным воротам судили о богатстве хозяина дома. Над воротами с наружной и внутренней стороны устанавливали иконы или крест. Например, над Спасскими воротами Спасской башни имеется ниша с иконой Спаса Нерукотворного.
В воротах могли устраивать смотровое окно. Глухие ворота — ворота без каких-либо украшений и отверстий[4].
Окно, оконце происходило от слово око (глаз). Рамы красных окон окрашивали краской. На рамы натягивали паюсный мешок рыб (откуда паюсная икра) — такое окно называлось паисным. Также использовался бычий пузырь, слюда (такие окна назывались слюдяные окончины), промасленная ткань. До XVIII века стеклянные окна (стекольчатые оконницы) употреблялись редко. Красные окна — подъёмные и отворные, волоковые окна — отворные и задвижные. Рама слюдяных окончин состояла из четырёх металлических прутов. В центре окна в свинцовый переплёт размещали самый большой кусок слюды в виде круга, вокруг располагались мелкие куски слюды разной формы и мелкие обрезки. В XVII веке слюдяные окна начали расписывать. Стекольчатые оконницы изготовлялись так же, как и слюдяные: в металлической раме и свинцовом переплёте. Применялось и цветное стекло с росписью красками.
Для защиты от холода и ветра применялись вставни, или ставни. Вставни обивались сукном, они могли быть глухими, или со слюдяными оконцами. Ночью и в морозы окна изнутри закрывались втулками. Втулка — щит размером, совпадающим с окном. Обивался войлоком и сукном. Щиты просто втулялись, или навешивались на петли и закрывались. Окон обычно три на одной стене. Окна завешивались завесами из тафты, сукна и других тканей. Завесы подвешивались к проволоке на кольца. Зачастую все три окна на одной стене задёргивались одной завесой.
Также окна были расположены достаточно высоко над землёй. Это помогало сохранять тепло в доме, сугробы не достигали уровня окна, а также это служило защитой от диких животных.
Частым украшением русского национального жилища была резьба по дереву (домовая резьба), которой украшались наличники на окнах, ставни, фронтон (чело) и балясины крыльца. Отчасти резьба напоминала славянскую вышивку и, видимо, служила магическим целям. Изображались стилизованные животные (петушки, коньки). По форме орнамент делился на геометрический и растительный. Геометрический орнамент состоял из ромбиков, равносторонних крестиков, квадратики, треугольничков, кружков. Растительный орнамент содержал более плавные формы. По исполнению резьба могла быть глухой и сквозной.
Внутреннее убранство[править | править код]
Характерной чертой русского жилища была божница в красном углу, где помещались иконы (образа). Перед иконами висела лампада, а сами иконы иногда украшались вышитыми рушниками. Этнографы предполагают, что традиция красного угла имеет дохристианское происхождение, причем раньше вместо икон на полку ставили деревянное изображение (чурку) домового. Неотъемлемой чертой русского жилища была русская печь с лежанкой и полатями. Укрытый скатертью стол украшал самовар, вокруг которого собирались на чаепитие.
Не красна изба углами, а красна пирогамиНародная пословица |
Плотники зачастую назывались рубленниками. Глава плотничьей артели — плотничий староста. Каменных дел подмастерье, муроль[5] — архитектор. Вымышленник — инженер.
Образцы русской национальной архитектуры представлены в музеях:
Русское деревянное зодчество. Терема: wowavostok — LiveJournal
В былые времена жильё на Руси строили из многовековых стволов деревьев большой высоты и диаметром более локтя, а то и в аршин. Позже климат и люди оказали пагубное влияние на природу и размер деревьев изменился.
Главным орудием у древнерусского зодчего был топор. Топор в руках мастера , сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен при рубке избы.
Гвозди старались не использовать, потому что вокруг гвоздя дерево начинало быстрее гнить и поэтому применяли деревянные костыли. Уникальный комплекс Русского зодчества — Кижи . Там все строения сделаны без гвоздей.
Основу деревянной постройки на Руси составлял «сруб». Это «связанные» между собой бревна. Каждый ряд бревен почтительно называли «венцом». Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — «ряж», который складывали из мощных валунов. Так и теплее, и меньше подвергается гниению.
Современные терема ставят на высокий каменный фундамент :
Еще в древней Руси ценилась резьба по дереву и ею украшали не только царские палаты и терема богатых князей и купцов, но и крестьянские избы ( тех, кто был побогаче) . Умельцы передавали своё мастерство из поколения в поколение. И сегодня кое-где можно увидеть терема , украшенные красивыми наличниками и карнизами:
***
Дом-терем купца Голованова в Томске:
***
Терем нижегородского купца-старообрядца Николая Александровича Бугрова :
Терем был выстроен в 1880-е годы возле его мукомольной мельницы, находившейся у станции Сейма (сегодня это город Володарск). В 2007-2010 гг. была проведена полная реставрация этого великолепного строения :
***
А этот терем — дом купцов Шадриных в Барнауле, построен для них в начале XX века :
^ После пожара 1976 года сгорел интерьер и терем подвергся реконструкции — оконный проём под балконом главного западного фасада заменён дверным проёмом , а в восточной части дома была сооружена лестница на второй этаж. На фото видна вывеска ресторана «Император».
**
Пара современных теремов :
~~~
***
В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё 25 лет назад здесь находилась деревня Погорелово, 1-ое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов.
Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом. Терем в Погорелово уникален своей эклектичностью — постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения — здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.
Перевалив возрастом за 100 лет, дом ни разу не подвергался реставрации, тем самым сохранив свой подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров. https://kelohouse.ru/modern36….
***
Терем в селе Асташово (Осташево), Чухломской р-он Костромской области :
***
В усадьбе лесопромышленника Сергея Никаноровича Беляева находится удивительной красоты терем, расположенный на лесных просторах Поветлужья.
Весь этот роскошный дом сплошь украшен старорусской резьбой. По праву считается ярким образцом купеческого особняка, в архитектуре которого использованы мотивы русского народного зодчества. https://smittik.livejournal.co…
***
Старое фото руского терема. Обращает на себя внимание солнце под карнизом :
В изданной в 1942 году альбоме, посвящённому деревянному зодчеству , из 70 памятников, отобранных в альбом 1942 года, до нас дошло 27. А туда было отобрано лучшее из лучших. Рядовая деревянная архитектура исчезла на 90% и более. Сейчас не осталось пожалуй во всей стране ни одной деревни которую можно показать нашим детям и сказать — вот она Россия, рубленная в обло, вот ее церкви и часовни, избы богатые и бедные, светлые и курные, овины и гумна, амбары и бани, колодцы и поклонные кресты.» [*].http://44srub.ru/star/star.htm…
РЕКЛАМА
***
А это известный терем на Смоленщине — находится в бывшей усадьбе княгини Марии Тенишевой, в деревне Талашкино Смоленской области :
***
В усадьбе Коломенское перед глазами посетителей предстаёт (не хочется говорить новодельный) дворец из дерева — Терем царя Алексея Михайловича :
Изначально он был построен в 1672 году , но через 100 лет из-за ветхости был разобран. Сравнительно небольшой срок службы был обусловлен видимо тем, что по приказу царя к строительству приступили немедленно, без специального подготовительного периода и , как сказали бы сейчас, — не выдерживая технологий . Ведь при строительстве русских теремов и изб использовались просмоленные на корню сосна и лиственница, реже — крепкий тяжелый дуб, либо береза. Каждое намечаемое для строительства дерево заранее готовили стать частью жилища несколько лет. Сначала на выбранном дереве делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Перед тем как разобрать этот терем-дворец, по приказу Екатерины II были сделаны все замеры, составлены подробные планы и нарисованы эскизы, а также создан деревянный макет — благодаря этому терем царя Алексея Михайловича в точности восстановлен.
***
***
Не так давно, в 2007 году, в Москве был построен красивейший Измайловский Кремль — среди прочих строений там выделяется Царский терем, выполненный в классическом древнерусском стиле. Это настоящий шедевр сохранённого русского зодчества!
^ Архитектурный ансамбль Измайловского Кремля создан по чертежам и гравюрам царской резиденции XVI — XVII веков, которая находилась в Измайлово
***
Красота!
***
И такой маленький деревенский теремок :
***
***
В Нижегородской области в городке Городец на нижней набережной у причала в 2009 году построен целый комплекс рубленных зданий в русском стиле — центр народных Городецких ремесел и промыслов ГОРОД МАСТЕРОВ.
На открытых площадках и в деревянных домах и в постройках, возведенных в лучших традициях русского деревянного зодчества , размещены действующие мастерские народных промыслов и представлены ремёсла и производства — гончарное, ткацкое, Городецкой росписи, вышивки, лоскута, жбанниковской игрушки, лозоплетения .
***
Прим.
[*]. «В.А.Солоухин. Исчезнувшие русские деревни»-https://cont.ws/@artads/112110…
ИСТОЧНИК
Типы русских деревянных храмов — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 19 июня 2019; проверки требует 1 правка. Церковь Ризоположения из села Бородава — древнейший на территории России сохранившийся деревянный памятник с точной датировкой.[2] Фотография мая 2009 года. Согласно последним исследованиям, главки у церкви Ризоположения отсутствовали.[1]Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).
Музей народного деревянного зодчества Витославлицы. Клетская церковь Троицы (1672—1676)Клетский храм — один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями. Наиболее древние из них, к которым, в частности, относится церковь Ризоположения из села Бородава, имели безгвоздевую конструкцию скатов крыш и не имели главок. «Безглавые храмы» на Руси существовали вплоть до XVII века[1].
До XX века были наиболее распространёнными. Их архитектура имела много общего с жилыми строениями. Составлялись из нескольких прирубленных друг к другу клетей: алтаря, моленного зала, трапезной, приделов, притворов, папертей и колокольни. Число срубов по оси восток-запад могло быть большим. Тогда храмы назывались рублеными «стаей» (церковь в селе Скородум). Основные объёмы храмов рубились «в обло с остатком», алтари — «в лапу».
Ранее считалось, что самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России — церковь Воскрешения Лазаря, ныне находящаяся в Кижах, которая, возможно, была построена во второй половине XIV века, однако исчерпывающих доказательств её возраста нет, и современные специалисты датируют её XIV—XVI веками (официально датируется XV веком)[3]. Самый древний сохранившийся деревянный памятник на территории России с точной датировкой — церковь Ризоположения из села Бородава (1485), перенесённая в город Кириллов на территорию Кирилло-Белозерского монастыря[2]. Один из наиболее древних из сохранившихся храмов — церковь Святого Георгия в селе Юксовичи (деревня Родионово (Ленинградская область)), датированная 1493 годом[4]. Все три храма имеют клетский тип.
Примеры:
Варианты шатрового храма:
- шатровый восьмерик с прирубами («восьмерик от земли»), создающий образ храма-башни,
- восьмерик на крестообразном в плане основании,
- восьмерик на четверике, когда прямоугольное в плане здание выше переходит в восьмиугольный сруб-восьмерик, перекрытый шатром,
- шатёр венчает не восьмерик, а сруб, имеющий шесть, реже — десять сторон.
Примеры:
Многошатровый храм представляет собой сочетание столпов — восьмигранного и нескольких восьмериков на четверике.
Примеры:
- Церковь Воскресения (1673, не сохранилась) в селе Селецкое Архангельской области[6].
- Троицкая церковь в погосте Ненокса (1727) Архангельской области
- Владимирская церковь (1757) в селе Подпорожье Архангельской области[6].
В XVII — XVIII веках силуэт церквей усложняется введением большего числа ярусов, прирубов к центральному объёму. Постановка церкви на подклет позволяет пристраивать крыльцо, лестницы, галереи[6].
Ярусный храм — нарастание уменьшающихся четвериков или восьмериков.
Примеры:
- церковь Тихвинской иконы Божией Матери (1653) (она же Старо-Вознесенская церковь) в Торжке Тверской области,
- церковь Рождества Иоанна Предтечи (1697) Ши́ркова погоста Тверской области, где высота здания, равная почти 45 метрам, подчёркнута сокращением четвериков и остротой клинчатых восьмискатных кровель[6],
- церковь Покрова Пресвятой Богородицы (1731) из села Старые Ключищи Кстовского района, в 1970-х перевезена в Нижний Новгород, в музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе,
- церковь Ильи Пророка на Цыпинском погосте (1755) Вологодской области,
- Петропавловская церковь (Ратонаволок) (1722). Архангельская область, Холмогорский район.
Последним этапом развития русского храмового деревянного зодчества стали многоглавые (более 5) храмы, в основе объёмного построения которых лежат ярусный принцип и восьмерик с четырьмя прирубами[6].
Примеры:
- История русского искусства: в 3 т.: Т. 1: Искусство X — первой половины XIX века. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Изобраз. искусство, 1991. — 508 с. ISBN 5-85200-124-4
Деревянная архитектура — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Деревянная архитектура — разновидность архитектуры, связанная с использованием дерева (в отличие от архитектуры каменной, где используют каменные глыбы, кирпич, бетон и т. п.). В условиях окружения поселений могучими лесными массивами дерево являлось наиболее доступным и распространённым строительным материалом[1]. В искусстве и архитектуре некоторых стран на протяжении веков имела преобладающую роль.
Типы традиционных строений в Европе (на англ.)Россия[править | править код]
Изба из деревни Каменево Камешковского района. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Суздаль, Россия.Истоки русской деревянной архитектуры восходят к народному зодчеству славянских племён[1]. О древне-русском деревянном зодчестве возможно говорить лишь в форме догадок и предположений, поскольку не сохранились памятники тех времён или точное их описание[2]. Недолговечность и горючесть строительного материала не позволили сохранить ни одной деревянной постройки, срубленной ранее XVI века[1]. Иван Егорович Забелин предпринял первую попытку реставрации типа древне-русских деревянных построек, считая, что с течением времени и изменением образа жизни они изменялись в частностях, а не в общих чертах. Оставался неизменным основной тип, ядро постройки, а излюбленные архитектурные формы воспроизводились столетиями, дополняясь новыми более искусными сочетаниями[2].
Дерево оставалось основным строительным материалом на Руси до конца XVII века. Наивысшее развитие конструктивных и художественных форм русское деревянное зодчество достигает в XV — XVIII веках[1]. При реставрации деревянных храмов Каргополья и Нижне-Новгородского районов поражает отсутствие засечек от топора на брёвнах. Отсутствие засечек, безусловно, сказалось и на сохранности этих строений. Именно благодаря такому стилю работы, при котором плотник точно рассчитывал силу удара и подкрутку топора, приводивших в сумме к тому, что топор не останавливался в древесине, а срезав щепу, легко отскакивал вверх.
Начиная с XVIII века дерево постепенно вытесняют новые материалы, имеющие техническое превосходство: огнестойкости, устойчивости к гниению и грибку, в более позднее время и по теплоизолирующей способности. Древесина стала рассматриваться как материал, к которому приходится прибегать, только если нет возможности обратиться к более дорогому.
Всплеск интереса к деревянному зодчеству вырос на волне увлечением историческим направлением псевдорусского стиля в XIX — начале XX веков. Частыми заказчиками деревянной застройки в русском стиле были купцы (особенно старообрядцы). Таким образом, крестьянская деревянная архитектура, придя в город, становится всенародной и всесословной. Эклектичность в деревянных жилых домах проявлялась в сочетании стилевой профессиональной архитектуры и народной традиции[3].
Россия:
Другие страны:
Новый виток деревянного зодчества имеет свои особенности: топор и ручная пила всё меньше используются на стройплощадке, вместо них сейчас чаще можно заметить бензопилу и кран.
В России существует кафедра древесиноведения и деревообработки в Московском Государственном Университете Леса (Мытищинский филиал МГТУ им. Баумана) — единственное высшее учебное заведение, где преподаётся деревянное зодчество[источник не указан 489 дней].
- Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Часть I. Деревянное зодчество. — Петроград : Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1916. — 408 с. Переиздание: Красовский М. В. Энциклопедия русской архитектуры : Деревянное зодчество. — СПб. : Сатисъ Держава, 2005. — 384 с.
- Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера: Страницы истории. — Л.: Стройиздат, 1981 . — 128 с.
- Шинаев С. Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. — М.: Спецпроектреставрация, 1992 .