Мрамор утюжный: УТЮЖНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ МРАМОР – штукатурка, как искусство • Сайт об оселковом мраморе и не только

Содержание

штукатурка, как искусство • Сайт об оселковом мраморе и не только

Оселковый искусственный мрамор – такое название получил в России вид отделки в внутри помещений, родившийся, возможно, из итальянской техники скальола (scagliola – англ., scaglia – ит.), расцвет которой приходится в Италии на конец XVI – начало XVII веков. Применение получила только та часть техники, которая касалась облицовки поверхностей, другие направления скальола в России не распространились.

Немного об истории оселкового мрамора

Впервые оселковый мрамор появился в России во времена Петра I. Позднее, в частности, благодаря творчеству Джакомо Кваренги (1744-1817), В. И. Баженова (1738-1799), Чарльза Камерона (1745-1812), Бартоломео Франческо Растрелли (1700-1771), В. П. Стасова (1769-1848), Огюста Монферрана (1786-1858), К. И. Росси (1775-1849), отделка оселковым искусственным мрамором получила широкое распространение в интерьерах дворянских усадеб, дворцов и церквей.

Новый кабинет Императора Павла I
“Новый кабинет” Императора Павла I.

Название «оселковый», техника приобрела благодаря, применяемому при отделке поверхности «оселку» – каменному бруску, который обладает абразивными свойствами и издревле использовался на Руси для шлифовки, заточки и правки инструментов (бритв, ножей, кос, железок рубанков и т.п.). Оселок не принадлежит какой-то конкретной горной породе, данное название относится к разным, содержащим мелкие зерна кварца, породам. Чаще всего в качестве оселка использовали песчаник, подбираемый на берегах рек, поэтому оселок называют еще “водным камнем”.

 Что же такое оселковый мрамор с точки зрения технологии? Если вы зададите этот вопрос архитектору или технологу-реставратору, то они вам сразу же скажут, что оселковый мрамор – это вид декоративной штукатурной отделки в интерьерах, имитирующей отделку натуральным мрамором и выполняемый составами на основе гипса, животных клеев и сухих красящих пигментов. Если вы поговорите со специалистами еще пять минут, то они вам откроют “страшную тайну”, что технологии оселкового мрамора давно и полностью утрачены. Об утрате технологии сообщают многие печатные и интернет-источники, особенно зарубежные. Однако, это не мешает мастерам успешно выполнять работы из оселкового мрамора. Давайте попробуем разобраться – есть ли здесь противоречие.

Изначально техника скальолы применялась не массово, а уникальными мастерами, добивавшимися поразительных результатов по красоте и прочности материала, благодаря экспериментам, многочисленным пробам различных рецептур. Естественно, что художник хочет, чтобы его творение было неповторимым, поэтому каждый мастер старался изобрести свою личную технологию и рецептуру. В состав для оселкового мрамора добавлялись всевозможные компоненты – мел, сахар, виноградный сок, лимонная кислота и многое-многое другое. Специалисты говорят, что в России XVIII века было известно порядка трехсот технологических вариаций, а применялось не менее сотни, и поскольку, это были индивидуальные авторские методики, зачастую в условиях конкуренции, хранимые в строжайшем секрете, то многие из них и исчезали вместе с авторами. В этом смысле технологию можно считать утраченной – всего обилия подходов и рецептур не сохранилось. Однако, несмотря на огромное разнообразие различных составов для оселкового мрамора, базовая техника всегда неизменна – это нанесение на отделываемую поверхность состава из гипса, клеевого раствора, и сухих пигментов с последующей шлифовкой и полировкой, и даже без каких-либо хитрых добавок. Полученное при этом покрытие будет ничем иным, как оселковым мрамором, а какие при этом применять добавки и применялись ли – личное дело каждого мастера, как и 200-300 лет назад, поэтому утверждение об утрате технологии можно считать не совсем корректным.

Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.
Двухсветный овальный зал Елагинского дворца в Санкт-Петербурге.

Технология, конечно же, существует и применяется, она будет существовать и далее, но, к сожалению, чисто теоретически. Искусство же изготовления оселкового мрамора, без сомнения, умирающее – такая отделка не вписывается в условия современного строительства из-за высокой себестоимости, трудозатратности и длительности технологического процесса. Оставшихся мастеров можно пересчитать по пальцам, а тех, кто придет им на смену – нет.

Тем не менее, пока еще случаются заказы на воссоздание оселкового мрамора или на его реставрацию на Памятниках Истории и Культуры, технология применяется. Сейчас мы ее рассмотрим подробно. Следует иметь ввиду, что оселковый мрамор имеет мало общего с отделкой, так называемой, «венецианской штукатуркой», а также с литьевым мрамором. Отличие, прежде всего, в конечном результате. Оселковый мрамор – имитация, но имитация красивая и благородная, часто по красоте и изысканности не уступающая природному камню, в отличии от многих современных материалов после применения которых поверхности и изделия смотрятся как дешевый пластик.

Основания для облицовки искусственным мрамором и их подготовка

До начала повсеместного применения цемента в строительстве в качестве вяжущего, т.е. до конца XIX века, облицовка оселковым мрамором производилась по кирпичным или деревянным поверхностям. Основными требования к основанию были прочность, устойчивость, отсутствие деформаций.

Поздние облицовки оселковым мрамором, которые активно применялись в отделке московского метро или, например, сталинских высоток, уже наносились на бетонные основания или штукатурный слой, выполненный из цементного или сложного (известково-цементного) раствора.

Отчасти, выполнение оснований на основе цемента было обосновано лучшими прочностными характеристиками, модой на цемент и признания его самым перспективным строительным материалом, однако одной из причин применения цемента было и то, что по мере роста темпов строительного производства, постепенно происходило снижение качества извести – основного типа вяжущего используемого на протяжении многовековой истории строительства. Технологически правильное производство извести с длительным сроком гашения и выдерживания в известковых ямах, не обеспечивало должной скорости строительного производства. Ускоренный же выпуск извести, промышленное производство извести-пушонки снижало качество извести как вяжущего, и необходимость “подкрепления ” известковых растворов цементом стала очевидной.

На фото: колонны, облицованные оселковым мрамором в здании Федеральной службы государственной статистики (“Росстат”), выполненные по проекту Ле Корбюзье.  Основания колонн – бетон чрезвычайно высокой марки, который очень плохо обрабатывается даже современными алмазными инструментами.

Колонны здания Колонны здания “Росстата” на Мясницкой улице.

Именно в период строительства московского метро и сталинских высоток утверждены официальные технологии производства оселкового искусственного мрамора. Надо сказать, что они не так уж и сильно отличаются от технологии XVIII-XIX веков, пожалуй, только применением новых материалов, которых не было в старину – металлических сеток для армирования и цемента в качестве добавки в известковый грунт.

Отделка оселковым мрамором деревянных конструкций

Деревянные основания под облицовку искусственным мрамором должны быть прочными. Перед нанесением мрамора по деревянной поверхности необходимо выполнить армирование. Для армирования традиционно использовалась деревянная дрань, так же, как и для штукатурных работ, позднее мастера стали использовать металлическую сетку типа “рабица”, окрашенную антикоррозийными составами или оцинкованную. Перед креплением драни или сетки деревянную конструкцию обивали войлоком для лучшей тепло- и звукоизоляции.

Крепление как металлической сетки, так и дранки должно обеспечивать отступ от основной конструкции не менее 1,5-2 см. При реставрации или изготовлении вновь оселкового мрамора по деревянным поверхностям, производится также антисептическая и биоцидная обработка древесины специальными составами, которые представлены на рынке в наше время в большом ассортименте.

Оселковый мрамор по кирпичным и бетонным основаниям

Кирпичные и бетонные основания перед облицовкой оселковым мрамором должны быть очищены от пыли, грязи, остатков штукатурки или старых покрасок, а также масляных и жировых пятен. Полезна также насечка поверхности для лучшего сцепления с грунтом, а также обработка поверхности акриловыми грунтовками для обеспыливания и укрепления поверхностного слоя конструкции, усиления адгезии к поверхности.

Оселковый мрамор – технология облицовки

Накладывание грунта

Состав грунта под облицовку оселковым мрамором:

Составляющие

Соотношение составляющих (в частях по весу) 

по кирпичу и бетону

по кирпичу и дереву

по дереву

Цемент

1

1

Известь (тесто)

1

Гипс

1

Песок

3-4

5

2

Вода

до необходимой густоты

 

Грунт под облицовку оселковым мрамором наносят, как правило, двумя слоями. Толщина слоя (общая) должна быть не менее 15 мм.

Первый слой грунта называют обрызгом. Его делают жидким раствором с толщиной слоя не более 5 мм. После того, как этот слой схватится, наносят второй слой грунта из более густого раствора. Если в состав грунта входит цемент, то грунт смачивают 2-3 раза водой на следующий день после нанесения, во избежание слишком быстрого высыхания и появления трещин и отслоений. Смачивание поверхности производят ежедневно в течение недели и более.

Если грунт для мрамора при облицовке деревянных поверхностей на основе гипса, то смачивание поверхности не приводит к замедлению схватывания – таковы свойства гипса, поэтому для замедления схватывания гипсовую смесь затворяют водным клеевым раствором (2-2,5%), используя один из животных клеев (костный, мездровый, казеиновый, рыбный).

В цементные или сложные составы добавляли раньше для дополнительного армирования слоя обрызга овечью шерсть или волокна асбеста. В современных условиях весьма полезным будет добавление в раствор, применяемый для обрызга, стекловолоконной фибры (0,6-1 кг. на 1 куб. м. раствора).

Отклонения поверхности, покрытой грунтом, от вертикали или горизонтали более чем на 2% – не допускаются.

Необходимо обеспечить хорошее сцепление отделочного слоя оселкового мрамора с грунтом. Для этого поверхность грунта не затирается, а остается шероховатой и на ней процарапывается сетка глубиной 3-4 мм.

Нельзя наносить отделочный слой до полного высыхания слоя грунта. Грунт высыхает в течение одного месяца, а оптимальная температура воздуха при этом в помещении – 18-20 градусов. При более высокой скорости высыхания возможно появление трещин. Также полностью должны быть исключены сквозняки.

Обязательность строгого соблюдения этих технологических условий, является одной из причин низкой востребованности отделки оселковым мрамором на современных строительных объектах. Заказчики зачастую не могут допустить такие протяженные сроки, а соблюдение температурно-влажностного режима мало возможно в условиях динамичного строительства и постоянных перемещений рабочих и строительной техники по объекту.

Накладывание лицевого слоя гипсового оселкового мрамора 

Щитовой и лопаточный – это два основных способа нанесения лицевого слоя мрамора из гипса поверх слоя грунта. В свою очередь щитовой способ может быть накладным или насыпным.

При любом способе нанесения выполняются следующие технологические операции:

·         установка маяков на отделываемой поверхности;

·         смешивание сухих компонентов;

·         приготовление водного клеевого раствора;

·         замешивание гипсового теста;

·         накладывание гипсового теста.

Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.Некоторые инструменты для работы с оселковым мрамором.
Установка маяков (марок) на отделываемой поверхности

Сначала вся отделываемая поверхность расчерчивается на прямоугольники. Размеры этих прямоугольников, должны быть такими же, как и размеры щитов, которые будут использоваться в дальнейшем.  Гипсовые марки устанавливаются в каждой точке пересечения четырех соседних прямоугольников. Эти марки удаляются впоследствии после укладки лицевого слоя отделки, а места их установки заделываются подобранным по цвету мраморным тестом.

Смешивание сухих компонентов

 Для выполнения работ используется верстак длиной 2-3,5 м, шириной 1-1,5 м, удобной высоты. Верстак должен иметь гладкую поверхность и быть устойчивым к воздействию влаги, также быть достаточно устойчивым и прочным, поэтому мастера в качестве столешницы верстака часто используют цельную плиту из натурального мрамора или гранита, а также толстую ламинированную фанеру.

Прежде всего изготавливаются образцы. Размер образцов должен давать полное представление об окончательном виде лицевой поверхности – ее цвете, тоне, рисунке и степени полировки, поэтому может быть разным, однако в реставрации нормативами установлены размеры образцов – 25 х 25 см. и 40 х 50 см. На образцах проводится полный цикл всех операций вплоть до стадии полировки и вощения. Затем приступают к приготовлению смеси тех составов, которые были использованы при изготовлении выбранных образцов. В настоящее время образцы производятся, как правило, до начала работ или на стадии переговоров с заказчиком.

Смесь заготавливается сразу на весь объем работ из материалов одной закупочной партии. Основной материал – высокопрочный гипс. В настоящее время, как правило, используется гипс Г-16, произведенный в Самаре, также весьма положительно себя зарекомендовал гипс формовочный EUROGIPS Kartonpiyer турецкого производства. Качество этих гипсов достаточное для производства оселкового мрамора, важно чтобы гипс был свежим и сухим – у нас есть печальный опыт выполнения облицовки оселковым мрамором из замечательного самарского гипса, но пролежавшего пару месяцев зимой в металлическом контейнере. Результат плачевный. Необходимая тонкость помола этих гипсов соответствует, как правило, требованиям, предъявляемым к гипсу для оселкового мрамора, однако мастера привыкли контролировать степень помола всегда – иногда попадаются некачественные партии поставки. Тонкость помола должна соответствовать:

– через сито 64 отверстия на 1 кв. см проходит полностью;

– на сите в 900 отверстий на 1 кв. см. остаток должен быть не более 10%.

Также всегда определяется качество гипса по внешним признакам. Признаки хорошего качества гипса:

1.      Затворяют небольшое количество гипса и делают отливку на стекло. Отливка высушивается, затвердевает, потом ее отделяют от стекла. Поверхность отливки, которая была в контакте со стеклом должна быть глянцевой и не рыхлой;

2.      Партия гипса должна быть белого цвета, без посторонних включений и крупинок:

3.      Затвердевший гипс ломается с характерным треском;

4.      Гипсовая смесь через несколько минут после затворения водой становится теплой;

5.      При отстаивании смеси после затворения гипса не наблюдается расслаивание смеси на гипс и воду. 

Цвет, тон и рисунок искусственного мрамора получается благодаря применению сухих пигментов. Для получения мрамора определенного рисунка и цвета используют различные натуральные сухие пигменты: сажа, ультрамарин, различная охра, мумия, окись хрома, сурик железный и другие. В настоящее время также успешно применяются современные синтетические сухие пигменты, обладающие рядом достоинств – высокая светостойкость, существенно более богатая по сравнению с натуральными пигментами цветовая гамма. Пигменты добавляют в количестве 0,25-15% веса гипса, в зависимости от необходимого цвета и тона, добавление пигментов не должно влиять на прочность покрытия.

Современные сухие пигменты.
Современные сухие пигменты.

Сухая смесь готовится так: гипс рассыпается на верстаке слоем толщиной 6-8 см, сверху через сито просеивают нужные пигменты. После этого смесь перемешивается, и при необходимости, дважды просеивается через сито 625 отверстий на один квадратный сантиметр и, если нужно, перетирается на ручной мельнице до получения однородного цвета.

Приготовление водного клеевого раствора

Для раствора используются качественные светлые клеи животного происхождения – костный, рыбный, мездровый, осетровый, казеиновый. Процентное содержание клея в водном растворе должно составлять 1-2,5%. Сухой клей замачивают на 12-16 часов в холодной воде, в таре, неподверженной окислению. После этого растворяют до окончательного состояния, при котором комки полностью исчезают. Для перемешивания пользуются деревянной лопаткой. Растворенный клей хранится недолго – не более двух дней.

Приготовление гипсового теста
Приготовление гипсового теста.
Замешивание гипсового теста
Насыпной щитовой способ

Рассмотрим насыпной щитовой способ. Слоями толщиной от 0,5 до 5 см (зависит от рисунка) на верстак насыпают сухие гипсовые смеси нужных цветов. Сначала насыпается смесь основного цвета, затем смеси цвета прожилок, потом смеси переходных цветов.

Аналогичные слои рассыпаются поверх первых трех. Количество насыпанных слоев может быть от трех до двадцати пяти, толщиной (общей) до двадцати сантиметров, но толщина слоев при этом должна быть различной. Это необходимо для достижения естественности последующего рисунка.

Достаточно близко к верстаку вплотную один к другому раскладывают щиты размера примерно 80 на 120 см. Щиты могут быть из дерева, влагостойкой фанеры и других подходящих материалов. На щиты укладывают мешковину, размер которой должен быть несколько больше размера щитов. Для того, чтобы мешковина не мешала укладке, края ее подворачивают под щит. Количество щитов должно соответствовать площади одновременно покрываемой поверхности. Обычно кладут 10-12 щитов.

Для облицовки криволинейных поверхностей, например, круглых колонн, вместо щитов используются гибкие маты из планок. Планки соединяются ремнями или плотной тканью.

Насыпной способ применяется при желании получить усложненный рисунок. Смесь с верстака переносится на щиты. Для этого используют плоский совок.  При этом раскладываемый слой должен поворачиваться в вертикальной плоскости по возможности на 90 градусов – это необходимо для формирования будущего рисунка. Слой смеси должен быть больше расчетной толщины мрамора в два раза и составлять толщину от 1,5 до 3 см. После разравнивания смеси на щитах и покрытия ее мешковиной (можно марлей), смесь поливают из лейки клеевым раствором до полного пропитывания смеси.

Накладной способ

Отличается от насыпного тем, что вместо сухих смесей на щиты кладут уже готовое гипсовое тесто.

Тесто приготавливается разных цветов, в необходимом соответствии утвержденному образцу. Его укладывают на шиты с мешковиной. Сначала укладывается тесто основного цвета покрытия, затем укладывают тесто, соответствующее рисунку мрамора (прожилки, включения). Лицевой поверхностью мрамора будет поверхность со стороны щита. Тесто выравнивается правилом по деревянным или алюминиевым рейкам, укрепленным по краям щита. Щиты нумеруются, для того чтобы укладывать мрамор на поверхность в определенном порядке по номерам.

Гипсовое тесто при накладном способе изготовления Гипсовое тесто при накладном способе изготовления “оселка”.

Таким способом можно получить мрамор тонкого рисунка. Можно усложнить рисунок вдавливая комья мраморного теста нужных цветов в уложенную на щитах массу. Также часто встречается оселковый мрамор, имеющий включения натуральных камней, в частности, природного гипса или оникса.

Нанесение гипсового теста на поверхность
Щитовой накладной способ нанесения мрамора 

Подготовленный грунт обмазывается жидким гипсом толщиной слоя не более 2 мм. Тесто уже разложено на щитах. Рабочие прикладывают щит с гипсовым тестом, начиная снизу, упираясь низом щита, быстро и с усилием прижимают щит к поверхности, покрытой грунтом. После этого щит убирается, мешковина пока остается, через нее прохлопывают и выравнивают наложенное гипсовое тесто для того, чтобы обеспечить его максимальный контакт с грунтом и удаление воздушных пузырей, которые при необходимости убираются с помощью проколов. При укладке щитов нужно соблюдать шахматный порядок. Рисунок подправляется вручную, особенно по границам щитов.

Нанесение оселкового мрамора с помощью лопаток (лопаточный способ)

 Перед накладкой грунт смазывается жидким гипсом с толщиной слоя не более двух миллиметров. Наверное, не имеет смысла подробно описывать траекторию движения руки мастера с зажатой в ней лопаткой для того, чтобы была понятна суть процесса нанесения гипса, которая заключается в том, что тесто определенным образом перекладывается с одной лопатки на другую с переворачиванием таким образом, чтобы при нанесении лопаткой на отделываемую поверхность получился нужный рисунок. Тесто основного цвета накладывается руками. Для того, чтобы получить мрамор с прожилками укладывают на верстаке несколько слоев теста толщиной (общей) порядка 20 см. Этот пласт режется на куски, которые набрасываются или накладываются, затем разравнивается. После накладки пространство между набросанными кусками, на которых наиболее выраженный рисунок, заполняют тестом основного цвета.

Очистка и острожка оселкового мрамора

 Для очистки поверхности применяют цикли, а также царапки. Дожидаются схватывания теста, а спустя 2-3 часа производят очистку. Результатом очистки и острожки должно стать устранение мелких неровностей и проявление цвета мрамора.

Острожка оселкового мрамора.Острожка оселкового мрамора.

К острожке поверхности приступают на следующий день после очистки.  Для этого используется инструмент под названием шерхебель. Сначала определяется толщина снимаемого слоя облицовки с целью доведения толщины покрытия до проектной, при этом нужно ориентироваться на установленные ранее марки и маяки, которые необходимо предварительно очистить. В труднодоступных местах, где нет возможности произвести острожку шерхебелем, используют стамески. В процессе снятия лишнего слоя мрамора поверхность периодически проверяют правилами, рейками, шаблонами. После доведения толщины покрытия до проектной, марки и маяки удаляются, а места их установки заделываются гипсовым тестом соответствующего цвета. После затвердения гипса в местах докомпоновок производят окончательную зачистку поверхности. Криволинейные поверхности зачищаются рубанками, железки рубанка используются самодельные, с соответствующим профилем.

После острожки поверхности можно приступать к окончательной отделке оселкового мрамора. Пожалуй, отделка – это самый важный этап всего технологического процесса, потому что в результате ее мрамор приобретает крайне привлекательный внешний вид, аналогичный виду натурального полированного мрамора, а иногда, благодаря бесшовности и необычной цветовой гамме, вид даже превосходящий по декоративности натуральный мрамор.

Отделка поверхности облицовки

Отделка оселкового мрамора заключается в многократном повторении циклов шлифования, полировки и шпаклевания увлажненной поверхности.  Эта длительная и кропотливая работа, выполняемая только вручную при низком давлении на поверхность, приводит к постепенному уплотнению изначально мягкого материала – гипса, который в процессе приобретает прочность, сравнимую с прочностью мягких пород натуральных мраморов (прочность – 1,2 – 1,6 МПа и средняя плотность – 1100 – 1300 кг/м3).

Мы можем прекрасно разбираться в аэродинамике, знать о законах Бернулли, о том, что такое сопло Лаваля и число Маха, знать о том, как летают самолеты, и тем не менее, глядя на них, задаваться вопросом: «А как эта махина летает?» Из этой же серии тема постепенного упрочнения искусственного мрамора в результате его отделки. Вроде бы все понятно, но то, что под руками мастера гипс превращается в камень, принять сложно. Однако, по факту именно это и происходит.

Отделка оселкового мрамора.
Отделка оселкового мрамора.
Грубое шлифование и шпаклевание оселкового мрамора

Первичное шлифование выполняется природными абразивами – печорой или пемзой. Для справки поясним, печора – это точильный камень, природного происхождения, который разрабатывался в России в XIX в. в районе Печоры – города в Республики Коми РФ, ну а, пемза – вулканическое стекло, имеющее пористую структуру.

Поверхность подверженную шлифованию периодически смачивают водой, шлифовку производят во всех направлениях при равномерном давлении на брусок. В процессе шлифовки, возникающую грязь постоянно убирают влажной губкой. Шлифование продолжается до исчезновения следов острожки и царапин. После завершения шлифования, поверхность мрамора промывают водой, губкой собирают всю влагу.

Высохшая поверхность затем шпаклюется. Шпаклевание необходимо для устранения мелких дефектов, заделки раковинок и каверн, мелких царапин. Для шпаклевания применяется гипсовое тесто нужного цвета, для затворения теста используется 5-6% клеевой раствор. Шпаклевочная масса наносится кистью. После того как она впитается, ее разравнивают, излишки шпаклевки снимают деревянным шпателем. Также шпатель используется для шпаклевания отдельных мест покрытия, или в последнее время, мастера успешно используют для этих целей ненужные пластиковые карточки. Важно – толщина шпаклевочного слоя должна быть по возможности минимальна.

Шпаклевание оселкового мрамора.Шпаклевание оселкового мрамора.

Поверхность снова подвергается шлифованию через два-три дня. Только шлифование должно быть уже не грубое, а более тонкое. Если же поверхность еще не готова к более тонкому шлифованию – шпаклевка имеет толстый слой, наблюдаются заметные царапины и раковины, то повторяют шлифование грубыми абразивами (печора или пемза). Если же слой шпаклевки не толстый, то используют шифер (черный) №1.

Шифер – это природный материал, относящийся к сланцам. Сланец – натуральный камень, имеющий слоистую структуру, способный раскалываться на тонкие пластины. В старину пластины природного шифера использовали для устройства кровель. Кроме того, пластины шифера обладают явными абразивными свойствами. Современный искусственный кровельный материал – шифер (как правило, волнистый), имеет такое же название, как и шифер природный.

Всю последовательность отделки (шпаклевки и шлифовки) повторяют столько, сколько необходимо. Поверхность должна получится ровной и гладкой. После чего поверхность протирается, вся влага удаляется. Это можно делать губкой.

Тонкое шлифование поверхности оселкового мрамора

 После завершения всех циклов грубого шлифования и шпаклевания поверхности и ее просыхания в течение двух-трех дней, наносится снова тонкий слой шпаклевки, который затем шлифуется плотным шифером №2 (серым), опять-таки при смачивании водой. Движения при шлифовке должны быть плавными, круговыми, пересекающимся, с равномерной силой нажатия. Поверхность периодически протирают губкой. Через 4-6 часов после окончания шлифования и просыхания поверхности, мрамор проклеивают 8-10% раствором клея, наносимого кистью до полного насыщения.

Через один-два дня влажную поверхность шлифуют шифером №2 (серый) и лощат оселком №1 (зеленый). Перед каждым шлифованием обязательно выполняется шпаклевание поверхности. Лощение проводится до появления «бархатистости» – некоторого специфического блеска. В результате всех этих операций получается плотная поверхность, без раковин, пор и царапин.

Полировка мрамора

После лощения, поверхность оселкового мрамора очередной раз покрывается раствором клея, пару дней она просушивается. Затем начинается полировка твердым оселком (черным), которая продолжается до появления матового блеска. Полировка производится по увлажненной поверхности, для того, чтобы она не нагревалась, нагревание поверхности – недопустимо. После полировки черным оселком, поверхность должна быть блестящей, если же наблюдаются пятна без блеска, то поверхность снова покрывают клеевым раствором и через 1-2 часа снова полируют. Весь цикл повторяется то тех пор, пока вся поверхность не приобретет равномерный блеск.

Еще одним интересным абразивным материалом, который применяется для полировки профилированных и труднодоступных поверхностей, является многолетнее травянистое растение – хвощ полевой. Хвощ обладает высокими абразивными свойствами, которые испокон веков использовали на Руси, например, для чистки металлической посуды.

Следует отметить, что помимо традиционных абразивных материалов – печоры, шифера, оселков, можно применять современные «губки» для полировки натурального камня, и даже влагостойкую шлифовальную шкурку, но почему-то эффект от их применения хуже. Также ни к чему не привели попытки механической обработки поверхности шлифмашинами – степень полировки существенно хуже, чем при полировке оселками, на стадии грубой шлифовки применять можно, но не имеет смысла, потому что грубая шлифовка – не самая значительная часть технологического процесса.

Вощение поверхности оселкового мрамора

 Лощеной и просохшей в течение 6-8 дней поверхности, придается зеркальный блеск с помощью воско-канифольной мастики. Эта мастика очень часто применяется для различных реставрационных работ – при реставрации живописи, натурального камня. Профессиональные реставраторы считают воско-канифольную мастику одним из лучших материалов. Есть даже такие, которые для антикоррозийной защиты днища своих автомобилей используют только ее, не доверяя современным материалам. Воск, как известно обладает прекрасными консервирующими свойствами, придает визуальный блеск, однако, при этом восковое покрытие непрочное и имеет низкую температуру плавления. Добавление к воску канифоли как раз увеличивает прочность смеси и температуру плавления, то есть придает стойкость покрытию.

Состав воско-канифольной мастики:

Воск натуральный                                                 1  часть по весу

Канифоль                                                                 0,3 части по весу

Скипидар живичный                                               2  части по весу

Воск натирается на крупной кухонной терке, канифоль измельчается в порошок, все это заливается скипидаром и подогревается на водяной бане при перемешивании до получения однородной массы.  Мастику наносят на поверхность холщевой тряпкой, затем сразу растирают до блеска мягкой тканью – фетром или замшей.

Окончательное придание блеска, а также уход за поверхностью в процессе эксплуатации можно производить с помощью восковой пасты следующего состава:

Воск натуральный                                                  1 часть по весу

Мыло хозяйственное (40%)                                  0,2-0,25 части по весу

Бензин                                                                      до получения нужной                                                                                                                                консистенции

Прежде чем натирать мрамор этой пастой, необходимо протереть поверхность небольшим количеством растительного масла.

Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.Поверхность оселкового мрамора после полировки и вощения.

Заключение

На этом процесс облицовки оселковым мрамором заканчивается. Нужно сказать, что окончательную прочность мрамор набирает еще в течение примерно двух месяцев. Мы описали технологию изготовления новой облицовки – это то, что реставраторы называют “новоделом”. В последующих статьях мы расскажем о технологии реставрации оселкового мрамора – в настоящее время эта работа более востребована на многих Памятниках Истории и Культуры, а также уделим внимание упрощенному способу изготовления оселкового мрамора и, так называемому, утюжковому мрамору.

Как видно, процесс облицовки искусственным мрамором весьма трудоемкий и длительный, но результат того стоит. Нам не нравится слово «искусственный» в официальном строительном названии этого уникального вида облицовки, слово «искусственный» как бы подчеркивает ненатуральность, суррогат, а также не совсем правильно считать оселковый мрамор имитаций природного камня, потому что в течение веков, облицовка оселковым мрамором стала обособленным, не связанным, благодаря любой мыслимой цветовой гамме, с натуральным камнем видом высокохудожественной отделки. Российские государи, а также представители знаменитых российских фамилий – Юсуповы, Шереметьевы, Голицыны и другие, несмотря на то, что могли бы себе позволить покрытие стен и колонн, не то что натуральным камнем, но и чистым золотом, тем не менее хотели видеть в интерьерах своих дворцов именно оселковый мрамор.

Технология штукатурки стен «утюжный искусственный мрамор»

26.03.2012

Технология штукатурки стен «утюжный искусственный мрамор»

     При штукатурке стен иногда используют технологию, которая называется «утюжный искусственный мрамор». Он  складывается из обрызга, нескольких слоев грунта и 2-3 накрывочных слоев. Лицевая поверхность верхнего накрывочного слоя  после нанесения на нее эмульсии, разрисовывается «под мрамор» и полируется горячими утюгами. Эмульсия состоит из 4 литров известкового молока и  1 литра известкого- мыльного раствора:1 литр известкового молока 80-100г ядрового мыла и 50 грамм тонкомолотого талька.

     На основание, которое очищено и насечено, наносят грунт слоем в 15-20 мм  из сложного или известково- песчаного раствора.  После того как грунт  высохнет, на него наносят раствор для первого слоя накрывки 5-7 мм. Этот раствор состоит из мраморного песка, воды и известкового теста. Необходимо, чтобы известковое тесто было первого сорта, жирное, выдержанное не менее 6 месяцев. Мраморный песок получается методом размола белого мрамора.

     Для того, чтобы разгладить первый накрывочный слой нужно использовать стальную терку. Если в слое находятся мелкие дефекты — раковины, выбоины- то их устраняют заглаживанием и шпателем. Через полчаса    после того, как первый слой схватывается, следует нанести второй накрывочный слой, который имеет толщину 2-3 мм. Его необходимо разравнивать, уплотнить, затереть и железнить полутерком или кельмой.  Для  осуществления второго накрывочного слоя  используют раствор такого же состава, что и первый, но с добавлением более мелкого песка. Чтобы получился цветной мрамор, к раствору добавляют пигменты высокого качества, тонкого помола, свето- и щелочестойкие. После того, как  второй слой схватится, наносят третий слой, у которого толщина равняется примерно 1 мм. Цель его нанесения —  окончательное выравнивание второго слоя. Третий слой глянцуют и железнят. Если во втором слое образовались трещины, то их следует  разрезать, прошпатлевать раствором третьего слоя  и зачистить. После этой операции поверхность заглаживают утюгами. Раствор для третьего накрывочного слоя готовят следующим образом:   известковое тесто, мраморная пудра, пигмент и вода. Через сутки после нанесения  третьего слоя поверхность кистью покрывают слоем эмульсии 0,25-0,5 мм. Эта сложная технология штукатурки стен  применяется  с целью получения высококачественной штукатурки  при отделке вестибюлей и фасадов  театров, гостиниц, музеев.

К остальным новостям

‪УТЮЖНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ МРАМОР | Facebook‬

1. МАТЕРИАЛЫ

Известь применяется для накрывочных слоев штукатурки стен в целях образования основания под раскраску, а также для составления самих красок искусственного мрамора. Известь должна быть высокого качества, белая и жирная, тщательно выдержана в творильных ямах, соответствую по ОСТ извести I сорта.

Песок для грунта должен удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к песку для обычной штукатурки.

Мраморная пудра применяется как наполнитель в накрывочном слое. Получается путем размола белого мрамора и последующего просева его через сито с отверстиями в 0,15 мм.

Мраморная крошка заменяет песок и применяется при нанесении накрывочных слоев, служащим основанием для раскраски. Получается от размола мрамора и последующего просева его через сито с отверстиями в 0,3-2,5 мм.

Мыло, воск, парафин, тальк, скипидар и др. применяются для получения окрасочных составов и при окончательной отделке мрамора.

Красители, применяемые для приготовления эмульсионных красок, должны отвечать требованиям соответствующих ОСТов; должны быть чистыми, без посторонних примесей, тонкого помола, щелоче- и светоустойчивыми.

Перед применением окрасочные эмульсии пропускаются через краскотерку, а сухие краски просеиваются через сито с отверстиями в 0,15 мм.

Пемза применяется для очистки шлифованной поверхности утюжков от прилипшей окрашенной массы.

2. ИНСТРУМЕНТ И ИНВЕНТАРЬ

Для приготовления массы и накладки ее применяются: сита, ведра, кельмы (рис. 1).

Для разглаживания – валики (рис. 2)

Для выполнения рисунка мрамора применяются: щетки, кисти, гусиные перья (рис. 3)

Для полировки и утюжки поверхности служат: жаровня, утюги, нагреваемые на жаровне, и электрические, различных размеров и фасонов; утюги стальные с отшлифованной полирующей поверхностью (рис. 4, 5, 6).

Для лощения поверхности служат: тряпки, замша, фетр, войлок.

Измерительный инструмент: весок, правила, угольник, уровень, метр.

Инвентарь – обычный для штукатурных работ.

3. ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЯ

Основанием под утюжный искусственный мрамор могут быть каменные, бетонные и деревянные поверхности. Каменные и бетонные поверхности предварительно насекаются, обметаются и смачиваются водой.

На все поверхности, являющиеся основанием для утюжного мрамора, наносится известковая, известково-алебастровая или малоцементная штукатурка. Штукатурка наносится только в грунте по маякам с применением крупнозернистого песка и заглаживается деревянной теркой.

При нанесении штукатурного грунта на бетонные поверхности сначала необходимо сделать по ним грубый обрызг из раствора (состава 1 : 2 : 6) и затем уже нанести известковый грунт (состава 1 : 2 : 8 – цемент : известь : песок).

При выполнении утюжного мрамора на старой крепкой штукатурке с нее предварительно удаляют краску и хорошо насекают.

Утюжную штукатурку можно наносить на деревянные поверхности также и по сетке Рабитца, но это уже не столь необходимо, как для оселкового мрамора. Деревянные же поверхности с дранкой обязательно должны быть подбиты войлоком.

4. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ УТЮЖНОЙ ШТУКАТУРКИ

Утюжные штукатурки с полированной поверхностью могут быть получены:

  • без применения полировочных мастик; исключительно на растворах извести и мраморного песка с верхним слоем из мраморной пудры;
  • нанесением мыльной эмульсии на свежий штукатурный слой с последующей полировкой утюжками;
  • введением в состав накрывочного слоя известкового мыла;
  • заполировкой поверхности накрывочного слоя после механического его выглаживания и просушки при помощи паст на основе воска.

а) Получение утюжной штукатурки без применения полировочных мастик

Когда выполненная в грунте известковая или известково-алебастровая штукатурка высохнет, приступают к нанесению мраморных слоев. Общая толщина накрывочных мраморных слоев 10-12 мм.

Первый накрывочный слой наносится обычным способом толщиной мраморного заполнителя (можно песка) крупностью зерен от 0,6 до 2,5 мм в пропорции 1 : 2 – 1 : 3 (по весу) в зависимости от жирности извести. Раствор перемешивается, наносится на поверхность и тщательно разглаживается стальной теркой. Одновременно устраняются мелкие дефекты (выбоины и раковины) путем шпаклевки и заглаживания.

После схватывания первого слоя наносят второй мраморный слой, на заполнителе с крупностью зерен от 1,5 до 0,6 мм, толщиной в 2-3 мм (1 : 2 – 1 : 2,5) состава, разравнивают его, хорошо затирают, уплотняют и железнят. Если основной фон поверхности будет цветной, то во второй слой добавляются красители.

После схватывания второго слоя наносится третий – «шпаклевочный» — белый или цветной ( в зависимости от цвета второго слоя). Раствор для третьего слоя приготовляют из известкового теста и просеянной мраморной пудры мельче 0,15 мм в пропорции 1 : 1,5 – 1 : 2. слой наносится не полутерком или лопатой, а металлической циклей.

Третий слой имеет толщину в 1 мм и служит для окончательного выравнивания второго, гладко затертого слоя, придавая ему глянцевито-железненную поверхность.

После его нанесения не должно оставаться никаких шероховатостей на поверхности (бугорков, ямочек, дырочек), которые не могли бы быть заглажены утюжками и могли бы дать брак. Образовавшиеся трещины разрезаются, зашпаклевываются раствором третьего слоя и зачищаются.

б) Получение полированных поверхностей с мыльной эмульсиейстик

Через 6-12 часов после нанесения 3-го слоя поверхность его покрывается элульсией с помощью кисти-ручника (рис. 7). Чтобы получить при этом равномерный слой эмульсии, рекомендуется по сырой окрашенной поверхности пройти торцовкой.

Раствор для приготовления эмульсии делается из известкового молока и мыла.

На литр воды берется 80-100 г мыла в виде мелких кусочков. Раствор варится в металлической посуде до получения однородного мыльного раствора.

Известковое молоко консистенцией 18-20º Боме заготовляется отдельно, пропускается через сито с отверстиями в 0,15 мм и вливается в посуду; затем к нему добавляется мыльный раствор в горячем виде из расчета 1 л раствора на 3-4 л известкового молока, с тщательным перемешиванием до получения требуемого тона, иногда еще 50-70 г талька.

Полученная эмульсия белого цвета служит как бы белилами для приготовления разных цветных красок.

После обработке поверхности эмульсией маленькой кисточкой или гусиным пером (рис. 8) наносят жилки и другие элементы разделки рисунка. Раствор для жилок составляется из белой эмульсии с добавлением красителей. Однотонные штукатурки белого цвета получаются без введения краски. Цветные однотонные поверхности более высокого качества получаются, например, с золотистой охрой, английской красной и окисью хрома.

После нанесения рисунка производится утюжка поверхности.

в) Получение полированной поверхности с мылом

Если в состав раствора третьего накрывочного слоя ввести некоторое количество мыла и тщательно затереть поверхность обычным способом с последующей утюжкой горячими утюгами и полировкой, то поверхность штукатурки можно получить глянцевой.

Состав накрывочного слоя: известь-тесто: мраморный пе

Оселковый мрамор — технология изготовления своими руками

Оселковый мрамор – это искусственный материал, который также называют, декоративным, который имитирует натуральный мрамор по своей фактуре и цвету. По своему составу, декоративный мрамор состоит из гипсовой массы, которая разбавляется клеевыми составами на основе воды, с добавлением необходимых красителей.

Декоративный мрамор различается: по виду рисунка (цветной, однотонный, многоцветный, разнотонный, орнаментный), по технологии изготовления (насыпной и «под лопату»), по способу нанесения (щитовой, лопаточный, упрощенный, шаблонный, штукатурный).

Использование искусственного мрамора позволяет создать структуру натурального мрамора и других природных камней, таких как: гранит, оникс, опал, яшма, малахит, лазурит и другие. Изделия из оселкового мрамора не уступают природным аналогам, но превосходят их по цветовой гамме, теплоте и индивидуальности.

Технология изготовления

Изготовление осёлкового мрамора в печиИзготовление осёлкового мрамора в печи

Оселковый (гипсовый) мрамор, это более легкий материал, в сравнении с натуральным мрамором. Для изготовления используется формовочный гипс тонкого помола, без примесей песка и исключительно белого цвета. В качестве замедлителя схватывания используется клей, разведенный в воде, за некоторое время до замешивания гипса. Для создания требуемого окраса мрамора, используются краски, изготовленные на основе минеральных, органических и искусственных красителей.

При изготовлении материала используется специальный и строительный инструмент: сита с отверстиями различного диаметра, совки, ковш, кельма, лейка, ведра, царапка, шерхебель, цинубель, цикля, отборник, стамеска, нож, кисти и губка.

Процесс производства происходит в несколько этапов, это: подготовка, острожка, шлифовка и полировка.

Подготовка выполняется двумя способами.

Насыпной способ

При подготовке данным способом, сухая гипсовая смесь насыпается в несколько слоев, на заранее подготовленной поверхности (верстаке). Слои различаются по цвету, в зависимости от рисунка и требуемой текстуры.

Вначале укладывается слой цвета основного фона, затем цвета прожилок, затем переходного цвета, и повторно, в аналогичной последовательности. Толщина слоя зависит от требуемого рисунка и текстуры, и составляет 5,0 – 50,0 мм. Схема укладки приведена ниже.

После этой операции, на щит, изготовленный из дерева, или иного материала, уложенный на второй верстак (так называемый «мокрый верстак»), укладывается мешковина, промоченная в клеевом составе, при этом ее края должны свисать с верстака.

Подготовленная гипсовая смесь, при помощи совка, переносится на «мокрый верстак, и укладывается в плоскость, расположенную перпендикулярно, по отношению к исходной (схема укладки приведена ниже).

Толщина укладываемого гипса, должна быть больше, чем толщина мрамора, который должен быть получен в результате изготовления.

После укладки всей требуемой площади, поверхность разравнивается и покрывается еще одним слоем мешковины, после чего проливается клеевым составом.

Когда гипсовая смесь пропитается, верхний слой мешковины снимается, излишки раствора удаляются.

Способ под лопатку

Данный способ используется при необходимости создания тонкого рисунка мрамора, с доминирующим основным фоном. От ранее рассмотренного метода, данный способ отличается приготовлением гипсовой массы и способом ее укладки.


Работа выполняется следующим образом – гипсовая смесь разных цветов, замешивается раздельно для каждого цвета, до тестообразного состояния, после чего плотно укладывается на верстак, в виде полосок разного цвета. В этом случае получается рисунок с прожилками, при необходимости создания конгломератов, в пласт основного цвета, вдавливаются части других цветов.

Острожка

После того, как подготовленная гипсовая смесь застынет, необходимо удалить лишние части получившейся плиты, а также вскрыть созданный рисунок.

В начале данной операции, определяется требуемая толщина плиты и необходимые габариты, подлежащие дальнейшей обработке.

Для вскрытия рисунка используется царапка и шерхебель – для выполнения грубой острожки, и цинубелем – для, чистовой острожки.

При необходимости, могут использоваться стамески и отборники.

  • Грубая шлифовка.

Данная операция выполняется при помощи пемзы или «печоры», путем шлифования поверхности изготавливаемой плиты. Имеющиеся царапины – шпаклюются.

  • Тонкая шлифовка.

После того, как плита высохнет естественным путем (2 – 3 суток), необходимо выполнить тонкую шлифовку. Для этого используется оселок с №1, после чего поверхность моется и снова шпаклюется. После высыхания, выполняется шлифовка оселками №2 и №3, при этом после каждой операции, вновь выполняется шпаклевка.

После завершения процесса шлифования, должна получиться гладкая поверхность достаточной плотности, без раковин и иных повреждений.

Данная операция выполняется изначально при помощи оселка №3, с предварительным покрытием обрабатываемой поверхности клеевым раствором. Когда обработка оселком выполнен, плита снова покрывается клеевым составом и через 24 часа, полируется, с использованием оселка №4.

Данный процесс выполняется несколько раз, до достижения зеркального блеска обрабатываемой поверхности.

Данная операция выполняется для предохранения искусственного мрамора от воздействия влаги и прочих негативных явлений. Поверхность обрабатывается воском, который разводится в бензине или скипидаре, и втирается в обрабатываемую поверхность.

Технология изготовления оселкового мрамора своими руками

Изготовление мрамора домаИзготовление мрамора дома

При желании, наличии свободного времени и умении работать ручным инструментом, можно изготовить оселковый мрамор своими руками. Для этого потребуется: гипс, столярный клей, смола, красящий пигмент, форма для заливки.

Работы следует выполнять в следующей последовательности:

  • В подготовленной емкости, при помощи строительного миксера, необходимо замесить гипс, с использованием воды и столярного клея.
  • В подготовленную массу заливается растопленная смола.
  • Полученный состав перемешивается и в него добавляется красящий пигмент.
  • Вновь получившаяся масса перемешивается, до момента, когда в ней не появятся вкрапления и разводы.
  • Готовая масса переливается в подготовленную форму.
  • Удаляются образовавшиеся излишки.
  • В течении 10,0 часов происходит сушка, после чего полученная плита извлекается из формы.
  • Поверхность плиты обрабатывается кремнекислым калием, что повысит сопротивляемость изготавливаемого изделия, воздействию влаги.
  • Плита сушится и полируется с помощью мягкого фетра или специальных абразивных материалов. Полировка выполняется до образования зеркальной поверхности.

Достоинствами оселкового мрамора являются:

  • Хорошие показатели по прочности и эксплуатации.
  • Возможность выполнять различную степень декорации, при оформлении объектов.
  • Доступная стоимость.
  • Возможность изготовления своими руками.
  • Является не горючим материалом, не поддерживающим горение;
  • Инертен в отношении химических веществ.
  • Имеет незначительный удельный вес.
  • Обладает продолжительными сроками эксплуатации.
  • Не требует дополнительного ухода, в процессе эксплуатации.
  • Обладает стойкостью по отношению к природным явлениям (солнечные лучи, температура окружающего воздуха и т.д.).

Недостатки оселкового мрамора:

  • Сложность выполнения работ, требующая навыков работы с подобными материалами и профессионализма работника.
  • Прочность ниже, чем у натурального мрамора.
  • При эксплуатации в тяжелых условиях (лестничные марши и т.д.), изделия из данного материала, подвержены истиранию, могут быть поцарапаны и расколоты.
  • При длительном воздействии влаги, подвержен разрушению.

Использование и ремонт изделий из искусственного мрамора

Подоконник из мрамораПодоконник из мрамора

Благодаря своим достоинствам, оселковый мрамор стал достойной заменой натуральному камню при отделке внутренних помещений, облицовке наружных поверхностей, создании архитектурных элементов и сооружений, а также при устройстве ландшафтного дизайна.

В процессе эксплуатации, бывает случается так, что установленные изделия или смонтированные отделочные элементы, теряют свой внешний вид или частично повреждены. В этом случае необходимо выполнить реставрационные работы, которые, в зависимости от степени повреждения выполняются следующим образом:

  • При отсутствии блеска – необходимо реставрируемую поверхность очистить от грязи и пыли, после чего выполнить шлифование и полировку поверхности, как и при изготовлении реставрируемой поверхности.
  • При наличии небольших царапин и трещин – необходимо имеющиеся повреждения расшить и зашпаклевать. Для этого подбирается требуемый пигмент, соответствующий пигменту реставрируемой поверхности, и готовиться вяжущий состав, на основе гипса. Поврежденные места шпаклюются и полируются. Места подверженные реставрации, не должны выделяться на общем фоне ремонтируемого объекта, для этого шлифование и полирование, необходимо выполнять по всей площади плиты.
  • При значительных повреждениях –  если это возможно, то необходимо срезать поврежденный участок, а вместо него изготовить и установить новый. Мероприятия по отделке новых элементов, выполняются аналогично, как и при изготовлении искусственного мрамора.

Искусственный мрамор

Категория: Материалы для строительства


Искусственный мрамор

Искусственный мрамор — штукатурка или искусственный камень с полированной поверхностью, изготовляемый из минерального вяжущего вещества с применением красителей и заполнителей. По внешнему виду и текстуре поверхность искусственного мрамора имитирует горные породы: мрамор, малахит, яшму, гранит и др. Он бывает белый, цветной однотонный, многоцветный с текстурой (с прожилками и пятнами) и орнаментный. Искусственный мрамор выполняется по трафарету, в свободной композиции или орнаментом.

По способу производства различают мрамор оселковый и утюжный.

Для изготовления искусственного мрамора применяют: вяжущие (портландцемент, гипс и известь), наполнители (песок, гравий, щебень, крошка и мука), краски-пигменты (охра, сурик, мумия, умбра, ультрамарин, сажа и др.) и вспомогательные материалы (клей, мыло, воск, бензин, скипидар, тальк, шлифовальные и полировочные абразивные материалы и инструменты). Применяют для отделки внутри зданий — стен, перегородок, колонн, пилястр и архитектурных деталей (карнизов, поясков, филенок, ваз, тумб, балясин, капителей) и для наружной отделки в местах, хорошо защищенных от атмосферных влияний, — лоджиях, галереях.

Оселковый мрамор изготовляют из гипса, портландцемента и магнезиальных вяжущих веществ. Он называется оселковым потому, что полируют и придают зеркальный блеск его иоверхности абразивными инструментами — оселками.

Оселковый мрамор делят: – по характеру рисунка — на цветной (однотонный), многоцветный, мелкобрекчиевидиый, разнотонный и многоцветный, орнаментный; – по технике составления раствора — на насышюй, раздельный, обычный штукатурный; – по способу нанесения — на щитовой, лопаточный, упрощенно-технологический, но шаблонам для орнаментального рисунка, прорезной для сложной инкрустации, штукатурный.

Утюжный мрамор — вид высококачественной известковой штукатурки, сырую поверхность которой после покрытия эмульсией и нанесения требуемого рисунка доводят до зеркального блеска специальными горячими утюгами. Текстура утюжного мрамора — поверхностная, в виде тонкой пленки, получаемой путем разрисовки цветными известково-мыльными эмульсиями по гладкой хороню подготовленной поверхности штукатурки.

Искусственный мрамор иа портландцементе может быть изготовлен па основе серого или белого портландцемента. Серый цемент применяют для темных колеров искусственного мрамора (черного, красного, зеленого), а для мрамора светлых тонов используют белый портландцемент с белизной 70—80%.

Приготовление мрамора состоит из следующих процессов: подготовка грунта, промаячивание поверхности и установление маяков, заготовка сухого колера и цветных растворов, накладка раствора па поверхность и обработка поверхности (шлифовка, лощение и полировка). Заготовку сухих смесей цемента с пигментамп производят теми же способами, что п для гипсовых смесей. Для того чтобы получить пластичный удобоукладываемый раствор, в пего добавляют воду 36-40% от массы вяжущего.

В последнее время в строительстве широко применяют плиты брекчиевидпого мрамора, изготовляемые в формах из отходов мрамора.

Тульские строители изобрели простой и дешевый способ получения искусственного мрамора. Для его изготовления смесь, содержащую пигмент нужного тона, олифу и керосин, разбрызгивают по поверхности коды, налитой в неглубокую ванну. На возникающую радужную пленку осторожно наслаивают скипидар, который, раздвигая краску, образует прожилки различной длины и формы. Затем в воду опускают на 1—3 с цементную плиту и отпечатавшийся па ее поверхности «мраморный» рисунок закрепляют с помощью прозрачной силиконовой мастики и полируют до блеска. Меняя цвет пигмента и подправляя палочкой узоры на воде, можно получать плиты под малахит, гранит, яшму и любую другую горную породу с характерным рисунком.



Материалы для строительства — Искусственный мрамор

Разделка под мрамор (процесс изготовления искусственного мрамора) — Современные методы разделок и росписей

31 мая 2011

Оселковый мрамор чаще всего изготовляют из высококачественного гипса: формовочного или медицинского, реже — из портландсжого или магнезиального цемента. Срок службы такой отделки, качественно выполненной, исчисляется десятилетиями без восстановления или ремонта.

Полированная гипсовая штукатурка является простейшим видом искусственного бесшовного мрамора, но без рисунка. Она может быть белой или окрашенной пигментами.

Процесс изготовления искусственного мрамора характеризуется трудоемкостью и продолжительностью.

Оселковый мрамор выполняется следующими приемами:

  • провешивание и установка маяков;
  • приготовление гипсовой смеси с просеиванием гипса и дозировкой красок;
  • накладка мрамора с варкой клея и составление смеси по рисунку мрамора;
  • острожка искусственного мрамора царапкой и цинубелем с вырубкой маяков;
  • шлифовка печерой и шифером со шпаклевкой и проклейкой поверхности;
  • полировка зеленым и черным оселками с проклеиванием;
  • лощение воском.

Всего процесс отделки поверхностей оселковым мрамором включает 23 операции. Работы производятся звеном в составе 5 человек.

Утюжный мрамор требует:

  • накрывки известково-песчаным раствором;
  • первой и второй мраморной накрывки с приготовлением и затиркой раствора;
  • шпаклевки и заглаживания металлической теркой;
  • приготовления и накладывания цветной массы с раскраской и торцеванием нанесенного слоя кистью;
  • полировки нагретыми утюгами со шпаклевкой;
  • натирки воском с промывкой поверхности.

Работа при приготовлении мрамора утюжным способом производится звеном в составе 5 человек.

Трудоемкость работ по отделке поверхностей утюжным мрамором примерно вдвое меньше, чем оселковым. Но по ряду операций этот способ требует живописно-малярных и штукатурных работ. В процесс изготовления утюжного мрамора входит 18 операций.

Оселковый и утюжный мрамор применяется при отделке интерьеров общественных зданий под натуральный мрамор.

«Отделка комнат при ремонте»,
Н.П.Краснов

Окончательная роспись тонированной лепки

Окончательная роспись тонированной лепки заканчивается нанесением второй тени. Колер для этого делается темным. Он составляется из слоновой кости или сажи, разбавленных до нужной густоты белилами или мелом. Вторая тень, хотя и темная, никогда не делается из одной черной краски. Умелый подбор колеров для всех процессов в соответствии с густотой тонов обеспечивает получение сочных и вместе…

Приемы аэрографической росписи

Этим способом создаются исключительно красивые, сложные, многокрасочные, с тончайшими переходами из тона в тон рисунки. Сущность аэрографии заключается в том, что клеевой или масляный колер распыляется аэрографическим пистолетом на предварительно подготовленную поверхность через трафарет. Особенность же ее заключается в том, что колер ложится на поверхность тонким слоем, в связи с чем можно регулировать насыщенность им…

Разделка под мрамор

Разделку стен общественных помещений целесообразно выполнять под мрамор (росписью или нанесением штукатурного слоя). Эта отделка значительно дешевле облицовки стен естественным мрамором. В сухих помещениях отделка под мрамор может стоять долгие годы. Мастер, прежде чем приступить к работе, должен изучить фактуру и запомнить рисунки и цвета пород естественных мраморов. Наиболее красивые и эффектные расцветки имеет мрамор…

Вытягивание филенок

Филенка — цветная линия, отделяющая одну часть окрашенной поверхности стены или потолка от другой — при альфрейных работах является средством декоративной отделки помещения. Отбивку филенок на стенах и потолках делают при помощи шнура, натертого мелом или какой-либо сухой краской. Хорошо для этого иметь специальный шнур. Шнур выбирается тугой скрутки толщиной до 3 мм, без растрепанных…

Разделка под мрамор (приготовление искусственного мрамора)

Опишем способ приготовления искусственного мрамора для покрытия поверхностей. Обыкновенный, по возможности светлый, клей обливают 4 — 5-кратным количеством воды. Через 24 часа воду сливают, а клей помещают в клееварку, где его варят, добавляя на каждые 4 — 5 частей взятого сухого клея 100 частей воды (включая воду, принятую клеем при набухании). Этот раствор служит для…

Искусственный мрамор своими руками: технология изготовления

Далеко не каждому доступна отделка поверхностей натуральными материалами, ввиду высокой цены на изделия, работы. Процесс подразумевает не только укладку мрамора на определенную поверхность, но и его обработку, которая производится специализированным инструментом. Различное количество полимербетонов относятся к подкатегориям искусственного мрамора.

Отделка мрамором в больших объемах может быть выполнена своими руками, путем организованного производства в домашних условиях. Очевидным плюсом является производство необходимого по форме, консистенции искусственного мрамора, который уникален и не встретится на рынке. Общий состав принадлежностей для изготовки искусственного мрамора при домашних условиях не меняется от требуемой формы изделия.

Искусственный мрамор Искусственный мрамор

Свойства искусственного мрамора

Основными составляющими искусственного мрамора являются полиэфирные смолы, которые отличаются износостойкостью, прочностью. При изготовлении используются сплав минеральных наполнителей, красителей, различных акриловых смол. Состав искусственного мрамора меняется в зависимости от работ, типа изделия. Более бюджетные вариации подразумевают использование измельченного кварцевого щебня, гальки, бетонно-цементной смеси, подкрашенного песка.

Однородная структура является очевидным плюсов, материал не расслаивается и не горюч. Искусственный мрамор не проводит электрический ток, не горит, используется в различных сферах. Изделия в виде аксессуаров на кухонных, ванных принадлежностях могут отличаться отличными антикоррозийными свойствами, стойкостью к очистным химическим составам.

Искусственный мрамор в интерьере

Искусственный мрамор в интерьере

Разновидностей материала несколько вариаций, он делится на литьевой, оселковый, жидкий состав.  Существует множество разновидностей, которые применяются на производствах и промышленностях. Основное предназначение материала – отделка фасадов и офисов, изготовление столешниц, фонтанов, кухонной утвари.

Литьевой мрамор

Основа материала состоит из нейтрального минерала, кварцевой крошки, дробленого мрамора и прочих, соединяется с полиэфирной смолой. Добавленный минерал позволять превратить жидкий мрамор в подобие гранита, яшмы или малахитового камня. Чтобы изготовить состав, понадобится подготовить ингредиенты, предварительные растворы:

  1. Смешанная смола полиэфирного типа, соотношении один к четырем с минералом. Данный тип раствора относится к полимер бетонным, необходим для последующего использования при изготовлении искусственного мрамора.
  2. Бутакриловый раствор изготавливается путем смешивания АСТ-Т, бутакрила в пропорциях 1 к 1. К полученной смеси прибавляется половина объема измельченного щебня.

Литьевой мрамор своими руками изготавливается с использованием следующих вспомогательных веществ: речной песок, гелькоут, пигмент и пластификатор. Соблюдение этапов производства позволит изготовить качественное изделие:

  • Гелькоутом промазывается форма для изделия.
  • Подготовленный раствор выкладывается в форму, излишки удаляются.
  • Форма накрывается герметичной пленкой, оставляется на 12 часов в сухом месте.
  • Готовый камень извлекается их формы, просыхает при хорошо проветриваемом помещении или на свежем воздухе.
Литьевой мрамор

Литьевой мрамор

Затвердевший камень можно дополнительно отшлифовать для появления блеска. Процесс изготовления не отнимает множество сил и времени, однако составляющие компоненты не всегда находятся в свободной продаже, а цена конечного изделия высока. Исходя из этого, стоит рассмотреть аналогичные способы изготовления искусственного мрамора из других компонентов.

Оселковый мрамор

Получение состава из гипса производится путем затворенной смеси воды и клея, которая наносится на изделие, шлифуется до блеска. Мрамор из гипса тонируется до получения необходимого результата, основной внешний вид походит на лазурит, малахит и другие виды материалов. Производство не требует дорогих материалов, необходимо правильно заготовить раствор, следуя нескольким шагам:

  • Столярный клей с сухим гипсом замешивается водой.
  • Далее необходимо добавить смолу в растопленном виде.
  • После равномерного размешивания добавляется пигмент.
  • Перемешивание происходит до появления разводов, вкраплений естественного типа.
  • В подготовленную форму заливается раствор, удаляются излишки смеси с использованием сухого гипса.
  • Затвердевание происходит в течении 8-12 часов, зависит от температуры окружающей среды и влажности.
  • Водоустойчивые свойства придаются кремнекислым калием, который наносится поверх изделия.
  • Полировка производится с помощью специализированных абразивных средств, за не имением их возможно воспользоваться мягким фетром.

Важно знать, что для готового изделия с натуральным цветом, используется специальная смесь. Искусственный мрамор из гипса получается более натуральным, если смешать гумилакс объемом 200 гр, литр спирта, 50 грамм гипса.

Оселковый мрамор

Оселковый мрамор

Анилиновая краска придаст изделию черный оттенок, а оранжевый гумилакс будет выглядеть более светлым цветом. Оселковый мрамор, изготовленный своими руками наиболее доступен, ввиду дешевизны ингредиентов. Конструкция получается легкой и прочной, с успехом используется в жилых помещениях.

Искусственный мрамор с бетонным наполнителем

Доступный для производства метод, не сложное изготовление из подручных средств, малые затраты делают бетонный наполнитель одним из популярных мраморов в использовании. Получить искусственный мрамор достаточно просто, технология производства похожа на литьевой способ получения, однако имеются свои нюансы:

  • Форма промазывается изнутри влагостойким гелькоутом, полностью высыхает.
  • Подготавливается бетонная смесь с применением глины или гашеной извести.
  • Наполнитель приготавливается из смеси 2 к 1 речного песка и цемента, небольшого количества гальки. Состав заливается водой, примерно на 80% от объема тары, пигмент для натурального цвета добавляется при соотношении 1 процент от все массы раствора. Перемешивание происходит миксером, продолжительность операции от 30 секунд до минуты.
  • Полученный раствор разливается по формам, полностью заполняя свободные места, излишки удаляются шпателем или другим подручным инструментом.
  • Высыхание происходит при накрытой форме от 24 часов, после чего материал обрабатывается шлифовальной машинкой.

Готовое изделие позволит не тратить время на изготовку, но не сможет в полной мере отвечать необходимым параметрам.

Мрамор с бетонным наполнителем

Мрамор с бетонным наполнителем

Наиболее доступным является молотый искусственный мрамор, отличающийся прочностью, высокой устойчивостью к воздействию влаги. Жидкое изделие используют при трудновыполнимых формах, его возможно резать ножом, изготавливать любые изделия.

Технология изготовления

Производство готового изделия не составляет большого труда и не затратное, понадобится несколько подручных материалов для изготовления форм, шлифовальный станок. Искусственный мрамор своими руками получается при соблюдении технологического процесса, достаточно следовать нескольким простым шагам. Производство искусственного мрамора дает возможность получить готовое изделие желаемого типа, придать строению уникальности, обеспечить должный вид.

Подготовительные работы

Перед любыми работами понадобятся необходимые материалы. Для получения искусственного мрамора понадобятся:

  • Наполнитель, который подбирается при соответствии с бюджетом. В идеале используется мраморная крошка, для более дешевого процесса стоит обратить внимание на дробленый щебень, кварцевый песок или цементно-песчаная смесь.
  • В зависимости от рецепта, желаемого результата, подбирается полиэфирная смола, желательно на спиртовом составе, максимально насыщенная.
  • Важные параметры высокой прочности достигаются путем применения отвердителя.
  • Цвет изделию придают подготовленные красители.
Наполнители для изготовления искусственного мрамора своими руками

Наполнители для изготовления искусственного мрамора своими руками

Необходимые для производства искусственного мрамора своими руками материалы возможно приобрести в специализированных магазинах на строительных рынках. Только после всех подготовительных работ возможно начинать работы по изготовлению смеси материала.

Приготовление раствора

Раствор изготавливается в специальной емкости. Подготовленные ингредиенты смешиваются при соответствии с пропорциями и рецептом, основные требование при смешивании это отсутствие комков, однородная масса на выходе. При небольших объемах возможно использовать электродрель со специальной насадкой для размешивания, похожую на бабочку. Большие объемы замешиваются строительным миксером.

Подготовка и заполнение формы

Перед изготовлением формы необходимо определить, целесообразно ли производство разборной формы, ведь бывают конструкции, которые изготавливаются один раз. Основные материалы для изготовки форм – гипс, полиуретан, пластик и другие. Прочность формы зависит от объема, массы раствора. Поточное производство подразумевает разделение на сектора, данный способ используют когда делается несколько изделий из однородного состава.

Формы необходимо предварительно отполировать, нанести материал, чтобы исключить адгезию. Гелькоут распыляется на поверхности специальным чашечным устройством, затем отстаивается до полного затвердения. После заливки материала, необходимо удалить пузыри воздуха. Вручную выполняется данная процедура протыканием массы по всей площади, для более быстрого, автоматизированного процесса понадобится вибростол.

Затвердевание зависит от объема изделия, температуры окружающей среды. Заливка производится небольшими слоями для полного заполнения формы. Появление трещин на поверхности искусственного мрамора избегается путем герметизации полиэтиленом или другим доступным материалом.

Обработка готовой плиты и последующий уход

Готовая плита обрабатывается шлифовальной машинкой до получения блеска. Финишная полировка производится фетром, для более выраженного блеска используется полироль, цвет которой зависит от изделия.

Последующий уход требует особой внимательности, агрессивные моющие средства могут оцарапать поверхность, удалить блеск. Удаление загрязнений производится мягкой тканью или специальной губкой. Для сохранения блеска разводится раствор моющего средства с водой. Блеск сохраняется путем натирания полотенцем после мойки.

Использование

Процесс изготовления отличается в зависимости от материалов, предназначения конструкции. Изделия из искусственного типа мрамора широко распространены при отделке жилых помещений, административных зданий. Плитка из искусственного мрамора применяется для изготовления лестниц, фасадов зданий, других сферах.

Плитка из искусственного мрамора

Плитка из искусственного мрамора

Дешевый материал, по сравнению с натуральными камнями, используется повсеместно благодаря безотходному производству, простотой ухода. Мрамор заменяется искусственным камнем, применяется при различных сферах строительства, некоторые формы и виды используются отдельными видами промышленности. Искусственный гранит своими руками возможно изготовить на примере литьевого способа, однако процесс потребует больших усилий, как следствие измененного технологического процесса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *